Педагогический совет «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»
методическая разработка на тему
Форма: творческо-поисковый педсовет, проектная деятельность.
Цель: Осмысление ключевых проблем школьного воспитания личности учащегося для создания позитивных правил с целью оптимизации образовательного процесса.
Задачи:
1.Познакомить с научно-методическими, психологическими подходами к понятию личности школьника и школьного воспитания.
2.Осознание позитивных правил педагогического коллектива, основных направлений школьного воспитания.
3.Создание позитивных правил педагогических действий на основе проведенных микроисследований.
4.Развитие навыков коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lichnosti_shkolnika.doc | 175.5 КБ |
vospitanie_lichnosti_shkolnika.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»
Форма: творческо-поисковый педсовет, проектная деятельность.
Цель: Осмысление ключевых проблем школьного воспитания личности учащегося для создания позитивных правил с целью оптимизации образовательного процесса.
Задачи:
1.Познакомить с научно-методическими, психологическими подходами к понятию личности школьника и школьного воспитания.
2.Осознание позитивных правил педагогического коллектива, основных направлений школьного воспитания.
3.Создание позитивных правил педагогических действий на основе проведенных микроисследований.
4.Развитие навыков коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.
План педсовета.
1.Вступительное слово. Обоснование выбора цели .
2.Выступление по теме «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»
Пыркина В.А., зам. директора по ВР
3. Содокладчики:
- «Воспитательная система классного руководителя» Евглевская Е.В., учитель начальных классов
- «Работа МО классных руководителей по реализации воспитательных программ» Щетинина И.В., руководитель МО
- «Психолого- педагогическое сопровождение воспитательного процесса» Писклова О.Б., педагог- психолог
- «Профилактика правонарушений» Трусова А.Е., соц. педагог
4.Работа в творческих группах по созданию позитивных программ педагогических действий .
5.Подведение итогов. Принятие решения.
Обучение и воспитание: Эти понятия еще со времен Я.А. Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Чаще мы обращаемся к процессу обучения школьников, рассматривая закономерности этого процесса, принципы организации. Сегодня я предлагаю рассмотреть вопросы, связанные с воспитанием школьников. Тема педагогического совета звучит так «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесс».
В обыденной речи мы часто употребляем понятие личность: личность учителя, личность ученика, творческая личность и т.п. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.
Ребенок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения. Итак, индивидом рождается, личностью становятся. Существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. Личность определяется тем,
- Что она знает;
- Что она ценит;
- Что и как она созидает;
- С кем и как она общается;
- Каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.
Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности).
1. Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает ученик. Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ученика.
2. Морально-нравственный потенциал – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении.
3. Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.
4. Коммуникативный потенциал – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.
5. Эстетический потенциал – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.
Что же такое воспитание? Воспитание- это вхождение ребенка в современную ему культуру с помощью педагогов, вместе с педагогом. В английском языке слово «воспитание» означает- просвещение, буквально- вести вперед.
Воспитание- процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании- это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества воспитателя и воспитанника), направленный на достижение заданной цели. Личность подвергается одновременному воздействию множеству разнохарактерных влияний, как положительного, так и отрицательного характера, требующих соответственной корректировки. Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью. Процесс школьного воспитания- это процесс непрерывного систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это проявляется в процессе обучения и во внеклассной и внешкольной работе.
Процесс воспитания- процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целости формирования личности. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление воспитательным процессом строится на обратных связях, т.е. на той информации, что поступает от воспитанников.
Воспитание- это целенаправленное управление процессом развития личности.
В своей работе мы используем следующие методы воспитания:
- Убеждение
- Поощрение
- Упражнение
- Наказание
- Стимулирование
- Организация деятельности
- Формирование сознания
В своей работе руководствуемся следующими принципами воспитания:
- Формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Выработка жизненной позиции.
- Принцип связи с жизнью.
- Воспитание в условиях коллектива.
- Принцип единства и целостности воспитательного процесса, который включает в себя целостность развития самой личности учащихся.
- Принцип активности и самостоятельности учащихся в сочетании с педагогическим руководством.
- Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью.
- Принцип индивидуализации воспитания (учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие).
- Принцип соответствия воспитательного процесса возрастным индивидуальным особенностям учащихся.
Подходы к осуществлению воспитания.
- Личностный подход. Признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
- Деятельностный подход. Ребенок не готовится в школе к будущей жизни- он уже живет реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая, благотворительная.
- Средовой подход. Включение каждого ребенка в деятельность и проблемы социума, ближайшего окружения.
- Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка параллельно, а не по очереди. Единство воспитания и обучения.
- Гуманизация межличностных отношений. Уважительное отношение к ребенку, к его мнению, доброта и понимание.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное "Я".
В «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» отмечается, что основные результаты обучения и воспитания должны отражаться в достижениях личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития. Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
· анализировать свои действия;
· самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
· отличаться мобильностью;
· быть способны к сотрудничеству;
· обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание
Если мы начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективным и результативным.
Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.
Воспитание в нашей школе ориентировано на повышение патриотического, духовного, нравственного и культурного уровня учащихся, способных к самореализации и самоопределению, укрепление их физического здоровья. Разработана программа «Духовно- нравственное воспитание и развитие школьников» на период 2011- 2016 уч. год, а так же подпрограммы:
- «Я- гражданин» подпрограмма гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи на период 2011- 2016 уч. год;
- Подпрограмма экологического образования и воспитания школьников на период 2011- 2016 уч. год;
- Подпрограмма «Родители и педагоги за достойное воспитание детей» на период 2011- 2016 уч. год;
- Комплексная программа «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в учебно- воспитательном процессе школы «Здоровье» на период 2011- 2016 уч. год;
- Программа деятельности детской и молодежной организации «ИКС» на период 2011- 2016 уч. год;
- «Школьный двор - пристань детства моего» подпрограмма по благоустройству школьного двора на период 2011- 2016 уч. год;
Воспитательная система охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность. Приоритетными направлениями деятельности воспитательной работы школы являются следующие:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- духовно- нравственно воспитание;
- интеллектуально-познавательная деятельность;
- спортивно-оздоровительное воспитание;
- самоуправление;
- экологическое и трудовое воспитание;
- профилактика правонарушений.
Давайте на конкретных примерах рассмотрим каждое из этих направлений.
Успешно на протяжении нескольких лет ведется работа по патриотическому и нравственному воспитанию. Ежегодно в школе проходит множество мероприятий данной направленности, кроме этого, учащиеся принимают участие в мероприятиях муниципального и регионального уровней. В текущем учебном году все мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на реализацию комплекса мероприятий по подготовке к 70- летию Великой Победы. В текущем учебном году Ученическим Советом школы реализуется социальный проект «Голубь мира». С белым голубем в руках учащиеся поздравляли ветеранов ВОВ, тружеников тыла, пожилых людей с праздником 23 февраля. Проведены следующие мероприятия:
3 сентября в школе проходит линейка Памяти «Свечи Беслана», посвященная трагическим событиям в Беслане.
В рамках Дней воинской славы в школе проведены мероприятия, посвященные снятию блокады Ленинграда (8 «В» класс, Бабакм Е.В.), битве под Москвой (8 «А», Воронкова Н.В.), Сталинградской битве (9 «Б» класс Лодина А.Н.); «Живая память» о воинах- интернационалистах (9 «А» класс, Щетинина И.В.);
17 января 2015 года во исполнение плана мероприятий, посвященных празднованию 70- летия Победы в Великой Отечественной войне учащиеся 9-ых классов посетили краевую выставку «Оружие Победы».
20 января старшеклассники приняли участие в районном митинге, посвященном освобождению села Донского от немецко-фашистских захватчиков.
В школьном музее «Родина» для учащихся1-7 классов прошли линейки, посвященная освобождению села Донского от немецко-фашистских захватчиков и посвященная 90- летию со дня рождения Героя Советского Союза, нашего земляка Невдахина А.В., так же приняли участие в районном мероприятии возле бюста героя.
20 января 9-ки приняли участие в мероприятии «Лазертаг», посвященном празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, организованном помощником депутатом государственной Думы Ставропольского края Новопошиным Н.О.
21 января школьники приняли участие в открытии малой архитектурной формы «Часы обратного отчёта».
На параллели 5- ых классов прошли открытые классные часы: «Вашей немеркнущей славе память потомков верна…» подготовили учащиеся 5 «А», классный руководитель Петренко Вера Петровна.
«Детство, опаленное войной», подготовленный учащимися 5 «Б» класса, классный руководитель ОбрященкоЛ.А.
«Я помню, я горжусь», подготовленный учащимися 5 «В» класса, классный руководитель Несмачная Л.И.
Конкурс чтецов стихотворений «И память нам покоя не дает» среди учащихся 1-4 классов.
Выставка рисунков «Этих дней не смолкнет слава» для учащихся 1-4 классов.
В выпуск стенных газет о героях ВОВ «Героев славных имена» для учащихся5-9 классов.
Посетили выставки в районном музее «Защитники Кавказа».
6 февраля в школе проходили спортивные соревнования по волейболу среди учащихся 8-9 классов, посвященные 70- летию Великой Победе.
С 20 по 21 февраля в школе проходят уроки Мужества «Горячие сердца» с целью сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Традиционным стало мероприятие фестиваль патриотической песни «Виктория».
В каждом классном уголке отражается план работы месячника, план работу по подготовке к 70- летию Победы, сведения о закрепленном ветеране ВОВ с фотографией и биографическими данными.
В школе реализуется краевая акция «Помним! Гордимся!» в формировании и колонны «Бессмертный полк». Приняли участие в 1 этапе краевой акции «Знамя Победы-1941».
Уже в течение 5 лет наша школа входи в тройку лидеров в районной конференции «Отечество». В этом году мы заняли 1 общекомандное место.
номинация | место | ученик | руководитель |
Культурное наследие | 2 | Обрященко Ольга | Коробкина Р.Г. |
История образования | 3 | Глазкова Анна | Трусова А.Е. |
Военная история | 2 | Маркова Оксана | Лодина А.Н. |
ВОВ | 3 | Арестов Леонид | Кулик Е.Н. |
Экология | 2 | Тихомирова Татьяна | Щетинина И.В. |
Земляки | 2 | Корнюшенко Александр | Корнюшенко О.М. |
История | 1 | Новицкая Валерия | Тихомирова Н.Н. |
экскурсовод | 2 | Трусова Ксения | Петренко В.П. |
Лирературно- краеведческое творчество | 3 | Петренко Стефания | Петренко В.П. |
30 марта при содействии районного Совета ветеранов организована поездка в с. Полтавченское Кущевского района Краснодарского края к месту захоронения наших односельчан, погибших в 1943 году.
Учащиеся школы активно принимают участие в районных, краевых акциях, конкурсах. Приняли участие в краевом творческом конкурсе «Наследники Победы»:
- «Мой прадед - ветеран» Пыркина Настя (Чернышова Е.А.)
- «Моя семья хранит память» Петренко Сефания (Петренко В.П.)
- «Память о ветеранах Великой Отечественной войны в наших сердцах» Обрященко Ольга (Коробкина Р.Г.)
Краевой дистанционный литературный конкурс «Есть такая профессия- Родину защищать»: призер- Корнюшенко Саша (8 класс, Корнюшенко О.М.), победитель-Подлининов Саша (6 класс, Коробкина Р.Г.).
Краевой конкурс «Мы помним ваш подвиг, гордимся Победой»:
- Номинация «Рисунок» Глазкова А., Фатьянов В., Зяблик В. (учитель Евглевская Е.В.)
- Номинация «Очерк» Пыркина Настя, Бардаков Иван, Маркова Оксана, Мироненко Костя (Учитель Лодина А.Н.)
- Номинация «Стихотворения» Соколенко Настя, Петренко Сефания (Коробкина Р.Г.)
- Номинация «Рисунок» Скориченко Олеся (Писклова О.Б.)
Краевой конкурс «Спасибо деду за Победу»:
- Номинация «Рисунок» Глазкова А., Фатьянов В., Зяблик В. (учитель Евглевская Е.В.)
- Номинация «Очерк» Пыркина Настя , Бардаков Иван, Маркова Оксана (Учитель Лодина А.Н.) Номинация «Рисунок» Скориченко Олеся (Писклова О.Б.) Традиционно одной из главных задач современной школы остается укрепление здоровья школьников. Она решается через реализацию подпрограммы «Здоровье» по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и саморегуляцию личности детей, подростков, которая включала следующие мероприятия:
- спортивно-массовые мероприятия и Дни здоровья;
- работа летнего оздоровительного летнего лагеря;
- воспитания негативного отношения к вредным привычкам;
- внутришкольные спортивные соревнования и подготовка команд для участия в районных соревнованиях;
- занятия секций и кружков.
В целях распространения и пропаганду здорового образа жизни классными руководителями в течение учебного года проведены часы общения на темы ЗОЖ: “О полезных и вредных привычках»,“Курение. Алкоголь. Профилактика зависимостей”, «Мы выбираем жизнь», «Берегите здоровье», «Будь здоров», «Искусство быть здоровым», «Я выбираю спорт как альтернативы вредным привычкам», «Здоровый образ жизни – залог долголетия», «Забочусь о своем здоровье», «ВИЧ и нравственность», «Основы рационального питания», «Основы правильного питания» и другие.
В сентябре проходит месячник «Здорового питания», в апреле «Здоровый мир- здоровый человек», в марте- «Профилактика туберкулеза».
Проходят различные конкурсы, акции: «Спорт- альтернатива пагубным привычка», проводятся традиционные мероприятия: школьный осенний кросс, День Бегуна. К сожалению, Дни здоровья по плану не проводятся, отмечается слабая подготовка и проведение: не проводится инструктаж по технике безопасности, до сведения детей не доводится маршрут движения, нет наблюдателей на дистанции.
Учащиеся школы отстаивают честь школы на районных соревнованиях. Имеют следующие результаты:
Вид соревнований, руководитель | Место, результат | участник |
Кросс «Золотая осень» Холин А.В. | 1 | «2 т. метров»Чахалян Маис 9 «В» |
Мини-футбол Холин А.В. | 1 место | |
«Легкая атлетика» Холин А.В | 1 место | «100 метров»-Вартанян Владимир 9 «А» |
2 место | «толкание ядра»-Вартанян Владимир 9 «А» | |
2 место | «200 метров»-Липовских Анастасия 8 «Б» | |
3 место | «200 метров»-Чахалян Маис 9 «Г» | |
3 место | «400 метров»-Чахалян Маис 9 «Г» | |
Соревнования по настольному теннису Микаелян Р.Р. | 3 место | Вартанян Коля, Корнюшенко Саша, Лобадина Юля |
Районные соревнования по баскетболу Холин А.В. | 3 место | юноши |
Краевые соревнования по мини- футболу. Микаелян Р.Р. | 3 место | среди мальчиков 2003-2004 года рождения |
Краевые соревнования по мини- футболу среди девочек 2003-2004 г.р. в рамках общероссийского проекта «Мини- футбол – в школу» | 3 место | Микаелян Р.Р.: Ломакина А, Ивашечкина Н., Глыбина В., Коржова В., Михайлова Т., Ломакина К., |
В школе ведется работа по безопасности. Ежегодно проводится месячник безопасности «Внимание, дети!», учащиеся принимают результативное участие в конкурсе "Безопасное колесо". Каждый год в ноябре проводится месячник правовых знаний. Осуществляется связь с правоохранительными органами. Школу посещают инспекторы ПДН, инспекторы ГИБДД, врачи.
Для реализации подрограммы экологического образования и воспитания школьников на период 2011- 2016 уч. год проводятся следующие мероприятия: «День Земли», «День птиц», акции «Покорми птиц», «Каждой пичужке- кормушка», «Посади розу». Акция «Посади розу» много лет была традиционной. К сожалению, в этом учебном году она теряет свою значимость для выпускников.
класс | Кол- во учащихся | Принесли розы | % |
9 «А» | 21 | 14 | 67% |
9 «Б» | 20 | 14 | 70 % |
9 «В» | 13 | 0 | 0 |
9 «Г» | 12 | 1 | 1% |
Розы принесли, а сажают, кому придется. Классным руководителям и ответственному за школьный двор взять на заметку данное мероприятие, разработать план проведения данной акции.
Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Проводится операция «УЮТ» по обустройству территории школьного двора. На территории школы расположены огромные цветники, посаженные руками детей и учителей. В последнее время мы только капаем и пропалываем. Летний труд и отдых учащихся организуется по нескольким направлениям: пришкольный лагерь; ремонтная бригада; отряды по благоустройству и озеленению (4-7 кл.); трудовые отряды (8 кл.) Постоянно в летний период учащиеся отдыхают в лагерях дневного пребывания, в загородных и оздоровительных лагерях. Некоторые трудоустроены через центр занятости
В школе существует система самоуправления, которая является действенной помощью классным руководителям и администрации школы в вопросах организации досуга учащихся, профилактике правонарушений. Действует программа развития ученического самоуправления "Лидер". Имеется Программа школьного ученического самоуправления. Каждый год составляется план работы.
После уроков дети заняты внеурочной деятельностью и дополнительным образованием вне школы. Целью внеурочной деятельности в школе являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями. Система внеурочной деятельности возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся средних классов. Работа всех кружков и секций способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей, обеспечивает интерес и развитие трудолюбия.
В школе работает 15 кружков и спортивных секций.
Руководитель | Секция, кружок |
Холин А.В. | Волейбол |
Теннис | |
Легкая атлетика | |
Баскетбол | |
Микаелян Р.Р. | Футбол |
Микаелян Р.Р. | волейбол |
Корнюшенко О.М. | «Крокус» |
Корнюшенко О.М. | Подвижные игры |
Коробкина Р.Г. | Клуб КВН «Импульс» |
Колпакова Л.В. | Музей «Родина» |
Котлярова С.И. | ЮИД «Светофор» |
Петренко В.П. | «Ветер перемен» |
Буланова А.А. | «Радуга» |
Мироненко Т.В. | Подвижные игры |
Рожкова Л.В. | Подвижные игры |
Разнообразной творческой деятельностью в школьных кружках заняты постоянно 360 школьника, т.е всего в школьных кружках и секциях заняты 49 % учащихся. Особой популярностью у учащихся пользуются спортивный кружок (рук. Микаелян Р.Р.) и клуб КВН «Импульс» (рук. Коробкина Р.Г.)
Учащиеся школы также посещают музыкальную, спортивную школу, художественную.
Занятость учащихся школы дополнительным образованием вне школы.
год | Кол-во уч-ся | % охвата | ДДТ | СЮТ | СЮН | ДМШ | ДХШ | ДЮСШ |
2011-2012 | 666 | 210/32% | 45 | 16 | 52 | 32 | 65 | |
2012-2013 | 707 | 367/52% | 170 | 31 | 15 | 61 | 25 | 65 |
2013-2014 | 666 | 270/ 41% | 109 | 30 | 15 | 57 | 24 | 35 |
2014-2015 | 730 | 360/ 49% | 149 | 28 | 15 | 59 | 18 | 48 |
Сравнительный анализ занятости учащихся в кружках во 2-ой половине дня
год | Кол-во уч-ся | Кол-во учащихся посещающих кружки | % охвата |
2011-2012 | 666 | 481 | 72 % |
2012-2013 | 707 | 606 | 86 % |
2013-2014 | 666 | 505 | 76% |
2014-2015 | 730 | 607 | 83% |
Учебно-познавательное направление является одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива.
Она ведется в нескольких направлениях: исследования на уроках, научное ученическое общество «Эрудит»; участие в олимпиадах и конкурсах; индивидуальная работа; занятия в учреждениях дополнительного образования.
Ежегодно проводится диагностика психологом совместно с классными руководителями и учителями-предметниками по определению одаренности учащихся. Создан банк данных, куда внесены учащиеся, имеющие достижения, занявшие призовые места в конкурсах и олимпиадах, проводимых в школе, районе, крае, ведется мониторинг.
Важным направлением в работе с одаренными детьми является участие учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников. Всего в школьном этапе Всероссийской олимпиады приняло участие 178 учащихся 5-9 классов – 636 участий. Из 636 участий- 225 победителей и призёров (82-победитель, 143 – призёр).
В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 54 учащихся 7-9 классов. Победителями стали 18 учащихся, призёрами-16, что составляет 63% от общего количества участников.
В краевой олимпиаде приняли участие 5 учащихся: Мовсесян Луиза заняла 10 место по праву, Тихомирова Татьяна по математике.
Большой популярностью пользуется у учащихся многопредметная дистанционная краевая олимпиада «Интеллект», ежегодно более 150 участников. Диплом победителя в 2014 году получила ученица 4 класса Трусова Ксения (учитель Радченко О.Е.). В олимпиаде СКФУ по математике, информатике, химии в 2014 году принял участие 51 учащийся, в олимпиаде Северо-Кавказского социального института по математике -6 учащихся, один победитель. Тихомирова Т. приняла участие в Интернет-олимпиаде Санкт-Петербургского государственного университета школьников по физике, получила грамоту за участие. 89 учащихся приняло участие в олимпиаде по математике «Эврика -2014», один участник получил диплом победителя. 6 учащихся приняли участие в дистанционной международной олимпмаде по математике «Videourok» ( 3 победителя, 3 призёра). Команда учащихся 8-9 классов приняла участие в отборочном этапе краевого математического турнира «Квадратура круга», получила грамоту за успешное участие. В многопредметной олимпиаде школьников Северо-Кавказского федерального университета «45 параллель» участвовало 6 учащихся, ученица 6 класса стала призёром. 10 учащихся участвовали в международной дистанционной олимпиаде «Инфоурок» (2 победителя).
Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в конкурсах: «Русский медвежонок- языкознание для всех», «КИТ-компьютеры, информатика, технологии», «Кенгуру», «Человек и природа».
Ежегодно учащиеся школьного научного общества «Эрудит» принимают участие в краевой научной конференции, конференции СКФУ «В науку первые шаги».
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Понимая значимость семейного воспитания, педагогический коллектив школы организует воспитательную деятельность, ориентируясь на семью как на субъект и на объект воспитания. В школе действует программа «Родители и педагоги за достойное воспитание», цель которой- обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, привлечение родителей к воспитательному процессу школы. Основными формами работы с родителями в школе являются: индивидуальные беседы, посещение семей на дому, родительские собрания, консультирование по вопросам воспитания и обучения. Большая работа отводится социально опасным семьям.
Одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное психолого-педагогическое просвещение семьи по вопросам взросления ребенка, его социализации, внутрисемейных отношений. В течение учебного года родительский всеобуч осуществляют классные руководители, психолог, социальный педагог согласно запланированной тематике. Так были проведены лектории по следующим темам: «Младший школьный возраст и его особенности», «Воспитание нравственных привычек и культуры поведения мл. школьников», « Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения», «Организация питания школьников», «Отец и мать - первые воспитатели», «Подросток и закон», «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся», «Твое здоровье в твоих руках», «Профилактике наркомании и правонарушений несовершеннолетних» и другие.
При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства.
В сотрудничестве с классными руководителями работают родительские комитеты, родительские собрания, темы которых согласовываются с родителями в начале учебного года и корректируются в течение года. Школой предложены тематические консультации с администрацией, учителями, психологом, соцпедагогом.
Традиционными стали мероприятия «Папа, мама, я- спортивная семья», «Папа, мама, я- читающая семья». Данные мероприятия должны проводиться для сплочения семей, пропаганды здоровой семьи. Но, к сожалению, не приглашаются семьи, учащиеся с параллели, т.е. нет зрителей. Сложилось, мнение, что данные мероприятия проводятся для галочки. Непонятно для кого проводим праздники.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств учащихся. В большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок. С этой целью школа изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависят не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желания изменить ситуацию к лучшему. Поэтому в классах, где учитель уделяет данному вопросу большое внимание, уровень воспитанности учащихся стабильно остается высоким. По результатам исследований большая часть учащихся (79 %) имеют высокий и достаточный уровень воспитанности.
Одна из важных задач школы - это развитие школьных традиций, создание благоприятных условий для всестороннего развития личности учащихся.
В 2015 году нашей школе исполняется 40 лет со дня открытия. Школа богата традициями, гордится своими учениками и педагогами. В течение года в школе проходят традиционные мероприятия: День Знаний, День учителя, осенние праздники, новогодние праздники, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок, «Папа, мама, я- спортивная семья», «Папа, мама, я- читающая семья», «Принятие в пешеходы», Вечер встречи школьных друзей, Масленица.
При подготовке к педсовету было проведено анкетирование учащихся, приняли участие 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б» классы.
Приняли участие 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б»- 61 учащийся
направление | мероприятия | % |
Классные мероприятия | - Поездки в горы, театр - Новый год - классные часы - помощь и поздравления ветеранов - уборка территории школы (операция «УЮТ») - встреча с Гоголевой Т.В. | 51 % 38% 100 % 100 % 100 % 31% |
Оценка классным мероприятиям | «5» «4» «3» | 38 уч./62 % 12уч. /20% 11 уч./18 % |
Общешкольные мероприятия | - Дни воинской славы («Живая память», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Битва за Москву», Беслан) - Акция «Голубь мира» - встреча с работниками архива - фестиваль «Виктория» - Часы обратного отсчета - посещение районного музея - Лазер таг - выступление агитбригад к 70- летию Победы «Знамя Победы» | 100% 85% 34%(100%) 100% 83% 100% 100% 85% 100% |
1 сентября, День Учителя | 100% | |
День здоровья | 93 % | |
Предметные недели | 80 % | |
Посещение районной библиотеки: -«Признание в любви строками Лермонтова» - презентация книги (Гоголева Т.В.) | ||
Оценка классным мероприятиям | «5» «4» «3» | 53 уч./87% 5 уч./8% 3 уч./ 5 % |
Какие мероприятия вы бы хотели внести в план работы школы | - Поездки (кино, театр, горы) - Мне достаточно тех, что проходят - Интеллектуальные мероприятия - Дни здоровья (эстафеты, нормальный) - Мисс 6 школы -День без д/з - веревочный курс |
Вывод. Воспитательная система школы развивается и совершенствуется. Создана воспитательная среда, которая дает возможность для реализации интересов и потребностей каждого ученика. Совершенствуется работа школы по патриотическому, нравственному воспитанию, сохранению физического здоровья учащихся. Созданы благоприятные условия для развития творческих способностей детей, ресурсное обеспечение в школе позволяют успешно внедрить ФГОС. В школе созданы условия для исследовательской деятельности учащихся в научных обществах. Учащиеся под руководством учителей участвуют в различных научно-практических конференциях. Теоретические и методические находки педагогов школы являются востребованными в педагогических сообществах района; на базе школы в течение многих лет проходят районные семинары, обмен опытом работы со школами района. Бережно сохраняются и преумножаются традиции школы.
Одним из приоритетных направлений работы школы является работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди школьников.
(выступление Трусовой А.Е., социального педагога)
Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе работает МО классных руководителей.
(выступление Щетининой И.В., руководителя МО классных руководителей)
«Психолого- педагогическое сопровождение воспитательного процесса» (Писклова О.Б., педагог- психолог)
«Воспитательная система классного руководителя» Евглевская Е.В., учитель начальных классов
Решение педсовета:
С целью повышения эффективности организации воспитательной работы в школе:
1. Заместителям директора Чернышовой Е.А., Пыркиной В.А. усилить контроль за проведением Дней Здоровья, спортивных и интеллектуальных мероприятий проводимых в ОУ.
2. Заместителю директора по УВР Блинковой С.П., для учащихся 1-4 классов.
3. Минкиной Т.И., ответственной за школьный двор, разработать план развития школьного двора на следующий учебный год.
4.Создать рабочую группу по подготовке к 40-летию школы.
Работа в группах
1 группа
Создать систему правил «Семь НЕ», представляющую семь действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника.
2 группа
Создать систему правил «Десять заповедей успешного воспитания», представляющую десять действий педагога, успешно способствующих воспитанию личности школьника.
3 группа
Создать программу действий педагога для воспитания личности учащегося.
4 группа
Создать творческое произведение проведенной работы (это может быть частушка, стихотворение, песня
Решение педсовета:
С целью повышения эффективности организации воспитательной работы в школе:
1. Заместителям директора Чернышовой Е.А., Блинковой С.П., Пыркиной В.А. усилить контроль за проведением Дней Здоровья, спортивных и интеллектуальных мероприятий проводимых в ОУ.
2. Заместителю директора по УВР Блинковой С.П., разработать график проведения внеклассных мероприятий по субботам.
3. Создать рабочие группы по разработке воспитательных программ
4.Создать рабочую группу по подготовке к 40-летию школы.
1 группа
Семь действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника:
1.Не оскорблять;
2.Не унижать;
3.Не отражать свои отрицательные эмоции на ребенке;
4.Не быть безразличным к проблемам ученика;
5.Не отказывать в помощи;
6.Не быть пассивным по отношению к учащимся;
7.Не лги.
2 группа
Успешному воспитанию личности школьника будут способствовать заповеди.
Десять заповедей успешного воспитания:
1.Любовь к детям;
2.Уважительное отношение ребенка;
3.Не подавлять в ребенке личность, инициативу;
4.Жить и работать интересами ребенка;
5.Воспитывать в ребенке способность преодолевать трудности;
6.Дорожить доверием детей;
7.Воспитание должно быть системным;
8.Дети должны быть лучше нас;
9.Уметь жить в ногу со временим;
10.Быть искренним, не обманывать, иметь чистые и справедливые мысли.
5 группа - ответ
Роль школы особая: она- центр психолого- педагогического руководства развития личности ребенка.
В формировании личности ребенка исходным фактором выступает наследственность. Ее нельзя не учитывать в процессе воспитания. Особенности природных данных ребенка культивируются, и тогда они придают личности индивидуальное своеобразие.
Решающим фактором становления личности является социальная среда, ее социально- психологическими и традиционными отношениями. Воспитание не способно изменить социальную среду и микросреду ребенка, но в состоянии оказать на нее влияние, а главное- помочь ребенку выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам социальной среды, научить ребенка активному участию в изменении обстоятельств жизни.
Нет в саду цветов негодных,
Некрасивых, непригодных,
Хуже трав или плодов.
Нет в саду таких цветов.
Нет в саду цветов - лентяев,
У заботливых хозяек
Нет неряшек, лежебок,
Грубый не найти цветок.
Жизни сад благоухает,
Красотою восхищает,
Если в нем живут труды,
Если много доброты,
То и дерево растет
И любви чудесный плод.
С незапамятных времен
В мире царствует закон.
Ты сейчас его прочтешь:
«Что посеешь – то пожнешь»
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»
Форма: творческо-поисковый педсовет, проектная деятельность.
Цель: Осмысление ключевых проблем школьного воспитания личности учащегося для создания позитивных правил с целью оптимизации образовательного процесса.
Задачи:
1.Познакомить с научно-методическими, психологическими подходами к понятию личности школьника и школьного воспитания.
2.Осознание позитивных правил педагогического коллектива, основных направлений школьного воспитания.
3.Создание позитивных правил педагогических действий на основе проведенных микроисследований.
4.Развитие навыков коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.
План педсовета.
1.Вступительное слово. Обоснование выбора цели .
2.Выступление по теме «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»
Пыркина В.А., зам. директора по ВР
3. Содокладчики:
- «Воспитательная система классного руководителя» Евглевская Е.В., учитель начальных классов
- «Работа МО классных руководителей по реализации воспитательных программ» Щетинина И.В., руководитель МО
- «Психолого- педагогическое сопровождение воспитательного процесса» Писклова О.Б., педагог- психолог
- «Профилактика правонарушений» Трусова А.Е., соц. педагог
4.Работа в творческих группах по созданию позитивных программ педагогических действий .
5.Подведение итогов. Принятие решения.
Обучение и воспитание: Эти понятия еще со времен Я.А. Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Чаще мы обращаемся к процессу обучения школьников, рассматривая закономерности этого процесса, принципы организации. Сегодня я предлагаю рассмотреть вопросы, связанные с воспитанием школьников. Тема педагогического совета звучит так «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесс».
В обыденной речи мы часто употребляем понятие личность: личность учителя, личность ученика, творческая личность и т.п. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.
Ребенок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения. Итак, индивидом рождается, личностью становятся. Существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. Личность определяется тем,
- Что она знает;
- Что она ценит;
- Что и как она созидает;
- С кем и как она общается;
- Каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.
Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности).
1. Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает ученик. Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ученика.
2. Морально-нравственный потенциал – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении.
3. Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.
4. Коммуникативный потенциал – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.
5. Эстетический потенциал – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.
Что же такое воспитание? Воспитание- это вхождение ребенка в современную ему культуру с помощью педагогов, вместе с педагогом. В английском языке слово «воспитание» означает- просвещение, буквально- вести вперед.
Воспитание- процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании- это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества воспитателя и воспитанника), направленный на достижение заданной цели. Личность подвергается одновременному воздействию множеству разнохарактерных влияний, как положительного, так и отрицательного характера, требующих соответственной корректировки. Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью. Процесс школьного воспитания- это процесс непрерывного систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это проявляется в процессе обучения и во внеклассной и внешкольной работе.
Процесс воспитания- процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целости формирования личности. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление воспитательным процессом строится на обратных связях, т.е. на той информации, что поступает от воспитанников.
Воспитание- это целенаправленное управление процессом развития личности.
В своей работе мы используем следующие методы воспитания:
- Убеждение
- Поощрение
- Упражнение
- Наказание
- Стимулирование
- Организация деятельности
- Формирование сознания
В своей работе руководствуемся следующими принципами воспитания:
- Формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Выработка жизненной позиции.
- Принцип связи с жизнью.
- Воспитание в условиях коллектива.
- Принцип единства и целостности воспитательного процесса, который включает в себя целостность развития самой личности учащихся.
- Принцип активности и самостоятельности учащихся в сочетании с педагогическим руководством.
- Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью.
- Принцип индивидуализации воспитания (учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие).
- Принцип соответствия воспитательного процесса возрастным индивидуальным особенностям учащихся.
Подходы к осуществлению воспитания.
- Личностный подход. Признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
- Деятельностный подход. Ребенок не готовится в школе к будущей жизни- он уже живет реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая, благотворительная.
- Средовой подход. Включение каждого ребенка в деятельность и проблемы социума, ближайшего окружения.
- Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка параллельно, а не по очереди. Единство воспитания и обучения.
- Гуманизация межличностных отношений. Уважительное отношение к ребенку, к его мнению, доброта и понимание.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное "Я".
В «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» отмечается, что основные результаты обучения и воспитания должны отражаться в достижениях личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития. Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
· анализировать свои действия;
· самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
· отличаться мобильностью;
· быть способны к сотрудничеству;
· обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание
Если мы начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективным и результативным.
Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.
Воспитание в нашей школе ориентировано на повышение патриотического, духовного, нравственного и культурного уровня учащихся, способных к самореализации и самоопределению, укрепление их физического здоровья. Разработана программа «Духовно- нравственное воспитание и развитие школьников» на период 2011- 2016 уч. год, а так же подпрограммы:
- «Я- гражданин» подпрограмма гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи на период 2011- 2016 уч. год;
- Подпрограмма экологического образования и воспитания школьников на период 2011- 2016 уч. год;
- Подпрограмма «Родители и педагоги за достойное воспитание детей» на период 2011- 2016 уч. год;
- Комплексная программа «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в учебно- воспитательном процессе школы «Здоровье» на период 2011- 2016 уч. год;
- Программа деятельности детской и молодежной организации «ИКС» на период 2011- 2016 уч. год;
- «Школьный двор - пристань детства моего» подпрограмма по благоустройству школьного двора на период 2011- 2016 уч. год;
Воспитательная система охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность. Приоритетными направлениями деятельности воспитательной работы школы являются следующие:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- духовно- нравственно воспитание;
- интеллектуально-познавательная деятельность;
- спортивно-оздоровительное воспитание;
- самоуправление;
- экологическое и трудовое воспитание;
- профилактика правонарушений.
Давайте на конкретных примерах рассмотрим каждое из этих направлений.
Успешно на протяжении нескольких лет ведется работа по патриотическому и нравственному воспитанию. Ежегодно в школе проходит множество мероприятий данной направленности, кроме этого, учащиеся принимают участие в мероприятиях муниципального и регионального уровней. В текущем учебном году все мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на реализацию комплекса мероприятий по подготовке к 70- летию Великой Победы. В текущем учебном году Ученическим Советом школы реализуется социальный проект «Голубь мира». С белым голубем в руках учащиеся поздравляли ветеранов ВОВ, тружеников тыла, пожилых людей с праздником 23 февраля. Проведены следующие мероприятия:
3 сентября в школе проходит линейка Памяти «Свечи Беслана», посвященная трагическим событиям в Беслане.
В рамках Дней воинской славы в школе проведены мероприятия, посвященные снятию блокады Ленинграда (8 «В» класс, Бабакм Е.В.), битве под Москвой (8 «А», Воронкова Н.В.), Сталинградской битве (9 «Б» класс Лодина А.Н.); «Живая память» о воинах- интернационалистах (9 «А» класс, Щетинина И.В.);
17 января 2015 года во исполнение плана мероприятий, посвященных празднованию 70- летия Победы в Великой Отечественной войне учащиеся 9-ых классов посетили краевую выставку «Оружие Победы».
20 января старшеклассники приняли участие в районном митинге, посвященном освобождению села Донского от немецко-фашистских захватчиков.
В школьном музее «Родина» для учащихся1-7 классов прошли линейки, посвященная освобождению села Донского от немецко-фашистских захватчиков и посвященная 90- летию со дня рождения Героя Советского Союза, нашего земляка Невдахина А.В., так же приняли участие в районном мероприятии возле бюста героя.
20 января 9-ки приняли участие в мероприятии «Лазертаг», посвященном празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, организованном помощником депутатом государственной Думы Ставропольского края Новопошиным Н.О.
21 января школьники приняли участие в открытии малой архитектурной формы «Часы обратного отчёта».
На параллели 5- ых классов прошли открытые классные часы: «Вашей немеркнущей славе память потомков верна…» подготовили учащиеся 5 «А», классный руководитель Петренко Вера Петровна.
«Детство, опаленное войной», подготовленный учащимися 5 «Б» класса, классный руководитель ОбрященкоЛ.А.
«Я помню, я горжусь», подготовленный учащимися 5 «В» класса, классный руководитель Несмачная Л.И.
Конкурс чтецов стихотворений «И память нам покоя не дает» среди учащихся 1-4 классов.
Выставка рисунков «Этих дней не смолкнет слава» для учащихся 1-4 классов.
В выпуск стенных газет о героях ВОВ «Героев славных имена» для учащихся5-9 классов.
Посетили выставки в районном музее «Защитники Кавказа».
6 февраля в школе проходили спортивные соревнования по волейболу среди учащихся 8-9 классов, посвященные 70- летию Великой Победе.
С 20 по 21 февраля в школе проходят уроки Мужества «Горячие сердца» с целью сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Традиционным стало мероприятие фестиваль патриотической песни «Виктория».
В каждом классном уголке отражается план работы месячника, план работу по подготовке к 70- летию Победы, сведения о закрепленном ветеране ВОВ с фотографией и биографическими данными.
В школе реализуется краевая акция «Помним! Гордимся!» в формировании и колонны «Бессмертный полк». Приняли участие в 1 этапе краевой акции «Знамя Победы-1941».
Уже в течение 5 лет наша школа входи в тройку лидеров в районной конференции «Отечество». В этом году мы заняли 1 общекомандное место.
номинация | место | ученик | руководитель |
Культурное наследие | 2 | Обрященко Ольга | Коробкина Р.Г. |
История образования | 3 | Глазкова Анна | Трусова А.Е. |
Военная история | 2 | Маркова Оксана | Лодина А.Н. |
ВОВ | 3 | Арестов Леонид | Кулик Е.Н. |
Экология | 2 | Тихомирова Татьяна | Щетинина И.В. |
Земляки | 2 | Корнюшенко Александр | Корнюшенко О.М. |
История | 1 | Новицкая Валерия | Тихомирова Н.Н. |
экскурсовод | 2 | Трусова Ксения | Петренко В.П. |
Лирературно- краеведческое творчество | 3 | Петренко Стефания | Петренко В.П. |
30 марта при содействии районного Совета ветеранов организована поездка в с. Полтавченское Кущевского района Краснодарского края к месту захоронения наших односельчан, погибших в 1943 году.
Учащиеся школы активно принимают участие в районных, краевых акциях, конкурсах. Приняли участие в краевом творческом конкурсе «Наследники Победы»:
- «Мой прадед - ветеран» Пыркина Настя (Чернышова Е.А.)
- «Моя семья хранит память» Петренко Сефания (Петренко В.П.)
- «Память о ветеранах Великой Отечественной войны в наших сердцах» Обрященко Ольга (Коробкина Р.Г.)
Краевой дистанционный литературный конкурс «Есть такая профессия- Родину защищать»: призер- Корнюшенко Саша (8 класс, Корнюшенко О.М.), победитель-Подлининов Саша (6 класс, Коробкина Р.Г.).
Краевой конкурс «Мы помним ваш подвиг, гордимся Победой»:
- Номинация «Рисунок» Глазкова А., Фатьянов В., Зяблик В. (учитель Евглевская Е.В.)
- Номинация «Очерк» Пыркина Настя, Бардаков Иван, Маркова Оксана, Мироненко Костя (Учитель Лодина А.Н.)
- Номинация «Стихотворения» Соколенко Настя, Петренко Сефания (Коробкина Р.Г.)
- Номинация «Рисунок» Скориченко Олеся (Писклова О.Б.)
Краевой конкурс «Спасибо деду за Победу»:
- Номинация «Рисунок» Глазкова А., Фатьянов В., Зяблик В. (учитель Евглевская Е.В.)
- Номинация «Очерк» Пыркина Настя , Бардаков Иван, Маркова Оксана (Учитель Лодина А.Н.) Номинация «Рисунок» Скориченко Олеся (Писклова О.Б.) Традиционно одной из главных задач современной школы остается укрепление здоровья школьников. Она решается через реализацию подпрограммы «Здоровье» по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и саморегуляцию личности детей, подростков, которая включала следующие мероприятия:
- спортивно-массовые мероприятия и Дни здоровья;
- работа летнего оздоровительного летнего лагеря;
- воспитания негативного отношения к вредным привычкам;
- внутришкольные спортивные соревнования и подготовка команд для участия в районных соревнованиях;
- занятия секций и кружков.
В целях распространения и пропаганду здорового образа жизни классными руководителями в течение учебного года проведены часы общения на темы ЗОЖ: “О полезных и вредных привычках»,“Курение. Алкоголь. Профилактика зависимостей”, «Мы выбираем жизнь», «Берегите здоровье», «Будь здоров», «Искусство быть здоровым», «Я выбираю спорт как альтернативы вредным привычкам», «Здоровый образ жизни – залог долголетия», «Забочусь о своем здоровье», «ВИЧ и нравственность», «Основы рационального питания», «Основы правильного питания» и другие.
В сентябре проходит месячник «Здорового питания», в апреле «Здоровый мир- здоровый человек», в марте- «Профилактика туберкулеза».
Проходят различные конкурсы, акции: «Спорт- альтернатива пагубным привычка», проводятся традиционные мероприятия: школьный осенний кросс, День Бегуна. К сожалению, Дни здоровья по плану не проводятся, отмечается слабая подготовка и проведение: не проводится инструктаж по технике безопасности, до сведения детей не доводится маршрут движения, нет наблюдателей на дистанции.
Учащиеся школы отстаивают честь школы на районных соревнованиях. Имеют следующие результаты:
Вид соревнований, руководитель | Место, результат | участник |
Кросс «Золотая осень» Холин А.В. | 1 | «2 т. метров»Чахалян Маис 9 «В» |
Мини-футбол Холин А.В. | 1 место | |
«Легкая атлетика» Холин А.В | 1 место | «100 метров»-Вартанян Владимир 9 «А» |
2 место | «толкание ядра»-Вартанян Владимир 9 «А» | |
2 место | «200 метров»-Липовских Анастасия 8 «Б» | |
3 место | «200 метров»-Чахалян Маис 9 «Г» | |
3 место | «400 метров»-Чахалян Маис 9 «Г» | |
Соревнования по настольному теннису Микаелян Р.Р. | 3 место | Вартанян Коля, Корнюшенко Саша, Лобадина Юля |
Районные соревнования по баскетболу Холин А.В. | 3 место | юноши |
Краевые соревнования по мини- футболу. Микаелян Р.Р. | 3 место | среди мальчиков 2003-2004 года рождения |
Краевые соревнования по мини- футболу среди девочек 2003-2004 г.р. в рамках общероссийского проекта «Мини- футбол – в школу» | 3 место | Микаелян Р.Р.: Ломакина А, Ивашечкина Н., Глыбина В., Коржова В., Михайлова Т., Ломакина К., |
В школе ведется работа по безопасности. Ежегодно проводится месячник безопасности «Внимание, дети!», учащиеся принимают результативное участие в конкурсе "Безопасное колесо". Каждый год в ноябре проводится месячник правовых знаний. Осуществляется связь с правоохранительными органами. Школу посещают инспекторы ПДН, инспекторы ГИБДД, врачи.
Для реализации подрограммы экологического образования и воспитания школьников на период 2011- 2016 уч. год проводятся следующие мероприятия: «День Земли», «День птиц», акции «Покорми птиц», «Каждой пичужке- кормушка», «Посади розу». Акция «Посади розу» много лет была традиционной. К сожалению, в этом учебном году она теряет свою значимость для выпускников.
класс | Кол- во учащихся | Принесли розы | % |
9 «А» | 21 | 14 | 67% |
9 «Б» | 20 | 14 | 70 % |
9 «В» | 13 | 0 | 0 |
9 «Г» | 12 | 1 | 1% |
Розы принесли, а сажают, кому придется. Классным руководителям и ответственному за школьный двор взять на заметку данное мероприятие, разработать план проведения данной акции.
Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Проводится операция «УЮТ» по обустройству территории школьного двора. На территории школы расположены огромные цветники, посаженные руками детей и учителей. В последнее время мы только капаем и пропалываем. Летний труд и отдых учащихся организуется по нескольким направлениям: пришкольный лагерь; ремонтная бригада; отряды по благоустройству и озеленению (4-7 кл.); трудовые отряды (8 кл.) Постоянно в летний период учащиеся отдыхают в лагерях дневного пребывания, в загородных и оздоровительных лагерях. Некоторые трудоустроены через центр занятости
В школе существует система самоуправления, которая является действенной помощью классным руководителям и администрации школы в вопросах организации досуга учащихся, профилактике правонарушений. Действует программа развития ученического самоуправления "Лидер". Имеется Программа школьного ученического самоуправления. Каждый год составляется план работы.
После уроков дети заняты внеурочной деятельностью и дополнительным образованием вне школы. Целью внеурочной деятельности в школе являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями. Система внеурочной деятельности возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся средних классов. Работа всех кружков и секций способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей, обеспечивает интерес и развитие трудолюбия.
В школе работает 15 кружков и спортивных секций.
Руководитель | Секция, кружок |
Холин А.В. | Волейбол |
Теннис | |
Легкая атлетика | |
Баскетбол | |
Микаелян Р.Р. | Футбол |
Микаелян Р.Р. | волейбол |
Корнюшенко О.М. | «Крокус» |
Корнюшенко О.М. | Подвижные игры |
Коробкина Р.Г. | Клуб КВН «Импульс» |
Колпакова Л.В. | Музей «Родина» |
Котлярова С.И. | ЮИД «Светофор» |
Петренко В.П. | «Ветер перемен» |
Буланова А.А. | «Радуга» |
Мироненко Т.В. | Подвижные игры |
Рожкова Л.В. | Подвижные игры |
Разнообразной творческой деятельностью в школьных кружках заняты постоянно 360 школьника, т.е всего в школьных кружках и секциях заняты 49 % учащихся. Особой популярностью у учащихся пользуются спортивный кружок (рук. Микаелян Р.Р.) и клуб КВН «Импульс» (рук. Коробкина Р.Г.)
Учащиеся школы также посещают музыкальную, спортивную школу, художественную.
Занятость учащихся школы дополнительным образованием вне школы.
год | Кол-во уч-ся | % охвата | ДДТ | СЮТ | СЮН | ДМШ | ДХШ | ДЮСШ |
2011-2012 | 666 | 210/32% | 45 | 16 | 52 | 32 | 65 | |
2012-2013 | 707 | 367/52% | 170 | 31 | 15 | 61 | 25 | 65 |
2013-2014 | 666 | 270/ 41% | 109 | 30 | 15 | 57 | 24 | 35 |
2014-2015 | 730 | 360/ 49% | 149 | 28 | 15 | 59 | 18 | 48 |
Сравнительный анализ занятости учащихся в кружках во 2-ой половине дня
год | Кол-во уч-ся | Кол-во учащихся посещающих кружки | % охвата |
2011-2012 | 666 | 481 | 72 % |
2012-2013 | 707 | 606 | 86 % |
2013-2014 | 666 | 505 | 76% |
2014-2015 | 730 | 607 | 83% |
Учебно-познавательное направление является одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива.
Она ведется в нескольких направлениях: исследования на уроках, научное ученическое общество «Эрудит»; участие в олимпиадах и конкурсах; индивидуальная работа; занятия в учреждениях дополнительного образования.
Ежегодно проводится диагностика психологом совместно с классными руководителями и учителями-предметниками по определению одаренности учащихся. Создан банк данных, куда внесены учащиеся, имеющие достижения, занявшие призовые места в конкурсах и олимпиадах, проводимых в школе, районе, крае, ведется мониторинг.
Важным направлением в работе с одаренными детьми является участие учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников. Всего в школьном этапе Всероссийской олимпиады приняло участие 178 учащихся 5-9 классов – 636 участий. Из 636 участий- 225 победителей и призёров (82-победитель, 143 – призёр).
В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 54 учащихся 7-9 классов. Победителями стали 18 учащихся, призёрами-16, что составляет 63% от общего количества участников.
В краевой олимпиаде приняли участие 5 учащихся: Мовсесян Луиза заняла 10 место по праву, Тихомирова Татьяна по математике.
Большой популярностью пользуется у учащихся многопредметная дистанционная краевая олимпиада «Интеллект», ежегодно более 150 участников. Диплом победителя в 2014 году получила ученица 4 класса Трусова Ксения (учитель Радченко О.Е.). В олимпиаде СКФУ по математике, информатике, химии в 2014 году принял участие 51 учащийся, в олимпиаде Северо-Кавказского социального института по математике -6 учащихся, один победитель. Тихомирова Т. приняла участие в Интернет-олимпиаде Санкт-Петербургского государственного университета школьников по физике, получила грамоту за участие. 89 учащихся приняло участие в олимпиаде по математике «Эврика -2014», один участник получил диплом победителя. 6 учащихся приняли участие в дистанционной международной олимпмаде по математике «Videourok» ( 3 победителя, 3 призёра). Команда учащихся 8-9 классов приняла участие в отборочном этапе краевого математического турнира «Квадратура круга», получила грамоту за успешное участие. В многопредметной олимпиаде школьников Северо-Кавказского федерального университета «45 параллель» участвовало 6 учащихся, ученица 6 класса стала призёром. 10 учащихся участвовали в международной дистанционной олимпиаде «Инфоурок» (2 победителя).
Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в конкурсах: «Русский медвежонок- языкознание для всех», «КИТ-компьютеры, информатика, технологии», «Кенгуру», «Человек и природа».
Ежегодно учащиеся школьного научного общества «Эрудит» принимают участие в краевой научной конференции, конференции СКФУ «В науку первые шаги».
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Понимая значимость семейного воспитания, педагогический коллектив школы организует воспитательную деятельность, ориентируясь на семью как на субъект и на объект воспитания. В школе действует программа «Родители и педагоги за достойное воспитание», цель которой- обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, привлечение родителей к воспитательному процессу школы. Основными формами работы с родителями в школе являются: индивидуальные беседы, посещение семей на дому, родительские собрания, консультирование по вопросам воспитания и обучения. Большая работа отводится социально опасным семьям.
Одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное психолого-педагогическое просвещение семьи по вопросам взросления ребенка, его социализации, внутрисемейных отношений. В течение учебного года родительский всеобуч осуществляют классные руководители, психолог, социальный педагог согласно запланированной тематике. Так были проведены лектории по следующим темам: «Младший школьный возраст и его особенности», «Воспитание нравственных привычек и культуры поведения мл. школьников», « Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения», «Организация питания школьников», «Отец и мать - первые воспитатели», «Подросток и закон», «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся», «Твое здоровье в твоих руках», «Профилактике наркомании и правонарушений несовершеннолетних» и другие.
При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства.
В сотрудничестве с классными руководителями работают родительские комитеты, родительские собрания, темы которых согласовываются с родителями в начале учебного года и корректируются в течение года. Школой предложены тематические консультации с администрацией, учителями, психологом, соцпедагогом.
Традиционными стали мероприятия «Папа, мама, я- спортивная семья», «Папа, мама, я- читающая семья». Данные мероприятия должны проводиться для сплочения семей, пропаганды здоровой семьи. Но, к сожалению, не приглашаются семьи, учащиеся с параллели, т.е. нет зрителей. Сложилось, мнение, что данные мероприятия проводятся для галочки. Непонятно для кого проводим праздники.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств учащихся. В большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок. С этой целью школа изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависят не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желания изменить ситуацию к лучшему. Поэтому в классах, где учитель уделяет данному вопросу большое внимание, уровень воспитанности учащихся стабильно остается высоким. По результатам исследований большая часть учащихся (79 %) имеют высокий и достаточный уровень воспитанности.
Одна из важных задач школы - это развитие школьных традиций, создание благоприятных условий для всестороннего развития личности учащихся.
В 2015 году нашей школе исполняется 40 лет со дня открытия. Школа богата традициями, гордится своими учениками и педагогами. В течение года в школе проходят традиционные мероприятия: День Знаний, День учителя, осенние праздники, новогодние праздники, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок, «Папа, мама, я- спортивная семья», «Папа, мама, я- читающая семья», «Принятие в пешеходы», Вечер встречи школьных друзей, Масленица.
При подготовке к педсовету было проведено анкетирование учащихся, приняли участие 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б» классы.
Приняли участие 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б»- 61 учащийся
направление | мероприятия | % |
Классные мероприятия | - Поездки в горы, театр - Новый год - классные часы - помощь и поздравления ветеранов - уборка территории школы (операция «УЮТ») - встреча с Гоголевой Т.В. | 51 % 38% 100 % 100 % 100 % 31% |
Оценка классным мероприятиям | «5» «4» «3» | 38 уч./62 % 12уч. /20% 11 уч./18 % |
Общешкольные мероприятия | - Дни воинской славы («Живая память», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Битва за Москву», Беслан) - Акция «Голубь мира» - встреча с работниками архива - фестиваль «Виктория» - Часы обратного отсчета - посещение районного музея - Лазер таг - выступление агитбригад к 70- летию Победы «Знамя Победы» | 100% 85% 34%(100%) 100% 83% 100% 100% 85% 100% |
1 сентября, День Учителя | 100% | |
День здоровья | 93 % | |
Предметные недели | 80 % | |
Посещение районной библиотеки: -«Признание в любви строками Лермонтова» - презентация книги (Гоголева Т.В.) | ||
Оценка классным мероприятиям | «5» «4» «3» | 53 уч./87% 5 уч./8% 3 уч./ 5 % |
Какие мероприятия вы бы хотели внести в план работы школы | - Поездки (кино, театр, горы) - Мне достаточно тех, что проходят - Интеллектуальные мероприятия - Дни здоровья (эстафеты, нормальный) - Мисс 6 школы -День без д/з - веревочный курс |
Вывод. Воспитательная система школы развивается и совершенствуется. Создана воспитательная среда, которая дает возможность для реализации интересов и потребностей каждого ученика. Совершенствуется работа школы по патриотическому, нравственному воспитанию, сохранению физического здоровья учащихся. Созданы благоприятные условия для развития творческих способностей детей, ресурсное обеспечение в школе позволяют успешно внедрить ФГОС. В школе созданы условия для исследовательской деятельности учащихся в научных обществах. Учащиеся под руководством учителей участвуют в различных научно-практических конференциях. Теоретические и методические находки педагогов школы являются востребованными в педагогических сообществах района; на базе школы в течение многих лет проходят районные семинары, обмен опытом работы со школами района. Бережно сохраняются и преумножаются традиции школы.
Одним из приоритетных направлений работы школы является работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди школьников.
(выступление Трусовой А.Е., социального педагога)
Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе работает МО классных руководителей.
(выступление Щетининой И.В., руководителя МО классных руководителей)
«Психолого- педагогическое сопровождение воспитательного процесса» (Писклова О.Б., педагог- психолог)
«Воспитательная система классного руководителя» Евглевская Е.В., учитель начальных классов
Решение педсовета:
С целью повышения эффективности организации воспитательной работы в школе:
1. Заместителям директора Чернышовой Е.А., Пыркиной В.А. усилить контроль за проведением Дней Здоровья, спортивных и интеллектуальных мероприятий проводимых в ОУ.
2. Заместителю директора по УВР Блинковой С.П., для учащихся 1-4 классов.
3. Минкиной Т.И., ответственной за школьный двор, разработать план развития школьного двора на следующий учебный год.
4.Создать рабочую группу по подготовке к 40-летию школы.
Работа в группах
1 группа
Создать систему правил «Семь НЕ», представляющую семь действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника.
2 группа
Создать систему правил «Десять заповедей успешного воспитания», представляющую десять действий педагога, успешно способствующих воспитанию личности школьника.
3 группа
Создать программу действий педагога для воспитания личности учащегося.
4 группа
Создать творческое произведение проведенной работы (это может быть частушка, стихотворение, песня
Решение педсовета:
С целью повышения эффективности организации воспитательной работы в школе:
1. Заместителям директора Чернышовой Е.А., Блинковой С.П., Пыркиной В.А. усилить контроль за проведением Дней Здоровья, спортивных и интеллектуальных мероприятий проводимых в ОУ.
2. Заместителю директора по УВР Блинковой С.П., разработать график проведения внеклассных мероприятий по субботам.
3. Создать рабочие группы по разработке воспитательных программ
4.Создать рабочую группу по подготовке к 40-летию школы.
1 группа
Семь действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника:
1.Не оскорблять;
2.Не унижать;
3.Не отражать свои отрицательные эмоции на ребенке;
4.Не быть безразличным к проблемам ученика;
5.Не отказывать в помощи;
6.Не быть пассивным по отношению к учащимся;
7.Не лги.
2 группа
Успешному воспитанию личности школьника будут способствовать заповеди.
Десять заповедей успешного воспитания:
1.Любовь к детям;
2.Уважительное отношение ребенка;
3.Не подавлять в ребенке личность, инициативу;
4.Жить и работать интересами ребенка;
5.Воспитывать в ребенке способность преодолевать трудности;
6.Дорожить доверием детей;
7.Воспитание должно быть системным;
8.Дети должны быть лучше нас;
9.Уметь жить в ногу со временим;
10.Быть искренним, не обманывать, иметь чистые и справедливые мысли.
5 группа - ответ
Роль школы особая: она- центр психолого- педагогического руководства развития личности ребенка.
В формировании личности ребенка исходным фактором выступает наследственность. Ее нельзя не учитывать в процессе воспитания. Особенности природных данных ребенка культивируются, и тогда они придают личности индивидуальное своеобразие.
Решающим фактором становления личности является социальная среда, ее социально- психологическими и традиционными отношениями. Воспитание не способно изменить социальную среду и микросреду ребенка, но в состоянии оказать на нее влияние, а главное- помочь ребенку выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам социальной среды, научить ребенка активному участию в изменении обстоятельств жизни.
Нет в саду цветов негодных,
Некрасивых, непригодных,
Хуже трав или плодов.
Нет в саду таких цветов.
Нет в саду цветов - лентяев,
У заботливых хозяек
Нет неряшек, лежебок,
Грубый не найти цветок.
Жизни сад благоухает,
Красотою восхищает,
Если в нем живут труды,
Если много доброты,
То и дерево растет
И любви чудесный плод.
С незапамятных времен
В мире царствует закон.
Ты сейчас его прочтешь:
«Что посеешь – то пожнешь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация учебных проектов младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса
Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельно...
Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса
Выступление на педагогическом совете. Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса.Сопровождается презентацией....
Доклад "Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективного образовательного процесса"
Отчет по работе, материал к мо...
Выступление на педагогическом совете. Тема "Реализация компетентностного подхода в содержании образования в целях решения проблемы оптимизации образовательного процесса во взаимосвязи с развитием профессиональной педагогической компетентности учителя.
Учитель - профессия особая.Её величие в том, что она служит развитию человека будущего....
Выступление на заседании педагогического совета Тема: « Трудный» ребёнок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».
Выступление содержит рекомендации по работе с "трудными " детьми с целью их самореализации и социализации....
Выступление на педагогическом совете "Воспитание в семье, как основа духовно-нравственного развития личности школьника"
материал по основным направлениям воспитательной работы с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания...
Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса
Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться?...