Взаимодействие с социумом как фактор повышения социализации личности учащихся.
статья на тему

Опыт моей работы позволил сформулировать следующие цели и задачи

взаимодействия с социумом.

Цели:

- создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала;

- развитие основ самоутверждения ребёнка;

- развитие коммуникативных способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с социумом как фактор повышения социализации личности учащихся.

      ХХI век… Каким ему быть – во многом зависит от образования. Он может войти в историю как век катаклизмов и катастроф или открыть путь в сферу духовно-нравственного и творческого саморазвития человека и всего человечества.

     За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

    Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения по новым ФГООСам является проблема социализации школьников.

      Социализация личности начинается с младшего школьного возраста. Поэтому, в условиях внедрения ФГОС второго поколения, к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. А ученик становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем.

           Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

         Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, является образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования: спортивные, музыкальные, художественные школы и кружки.

       Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.

        Большое значение для социализации ребенка имеет общество. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная им "территория" все больше расширяется. При этом ребенок постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный. В процессе социализации проявляется объективная потребность человека в индивидуальном развитии. Ребенок начинает искать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.

Опыт моей работы позволил сформулировать следующие цели и задачи

взаимодействия с социумом.

Цели:

- создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала;

- развитие основ самоутверждения ребёнка;

- развитие коммуникативных способностей учащихся.

Задачи:

- помочь каждому учащемуся самоопределиться в коллективе сверстников;

- выявлять и развивать способности каждого учащегося в различных видах   деятельности;

- способствовать активному включению родителей во все виды  деятельности детей;

- совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей, всемерно укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие;

- формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, поддерживать интерес к учебной деятельности.

Детский сад и школа – важные институты социализации в жизни ребенка

и  неотъемлемые составляющие жизни каждого человека.

      Уже много лет я сотрудничаю с ДОУ № 62 «Аленький цветочек».

Цель сотрудничества -  Обеспечить преемственность в воспитании и образовании       «Детский сад – школа» путем повышения  качественного  уровня готовности  ребенка  к  обучению в  1 классе с позиций личностно-ориентированного образования».

     Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих

благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

углубление интереса к жизни в школе;

оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к

обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.    

В моей практике сложились продуктивные формы сотрудничества, реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе.

Обычно в начале учебного года с воспитателями  составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

работа с детьми;

взаимодействие педагогов;

 сотрудничество с родителями.

Формы осуществления преемственности:

   1. Работа с детьми:     Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и учащиеся. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес к школе и социальным явлениям. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники – проявлять заботу о младших товарищах.

экскурсии в школу;

посещение школьной библиотеки;

знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;

выставки рисунков и поделок;

встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада

совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и учащихся;

участие в театрализованной деятельности;

   2. Взаимодействие педагогов:

совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

семинары, мастер- классы;

круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

взаимопосещение уроков и занятий

педагогические и психологические наблюдения.

   3. Сотрудничество с родителями:

 родительские собрания

консультации с педагогами ДОУ и школы;

встречи родителей с будущими учителями;

дни открытых дверей;

анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

          С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли  на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной деятельности младших школьников.

        Организация внеурочной деятельности для меня было дело не новое.

Мое сотрудничество со «Станцией юных туристов» продолжается уже 9 лет.

Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить творческие способности учащихся. На уроках, в силу ограниченного времени, ученики получают лишь основные знания. И создать условия для формирования всесторонне развитой личности, удовлетворить познавательные интересы школьников, развить творческие способности и физическое развитие их возможно через кружок  туризма. Актуальность идеи продиктована тем, что, во-первых, туризм — это возможность ведения здорового образа жизни простым и доступным способом. Во-вторых, туристские традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества, создают хороший климат в коллективе. В-третьих, походы, поездки  — это способ удовлетворения духовных потребностей при посещении памятных мест, природных, исторических достопримечательностей, возможность повысить творческий потенциал, свой образовательный уровень. В результате чего развивается всесторонне развитый человек.

 С педагогом дополнительного образования

      Ученики становятся уверенными, выносливыми в преодолении трудностей, формируется психологически и физически всесторонне развитый, здоровый человек, готовый к жизни в реальном мире.  Дети, занимающиеся  туризмом в дальнейшем – это жизнерадостные, добрые, отзывчивые, сильные и физически, и духовно люди, готовые прийти на помощь в любое время, это люди, которые умеют любить, беречь природу, и приумножать ее богатства.

Таким образом, туристическая деятельность, организованная в условиях школы, способствует разностороннему развитию личности учащегося, формированию сплочённого детского коллектива, созданию условий для воспитания трудолюбия, прилежания, культуры досуга, формированию здорового образа жизни учащихся и их социализации.

         Музей и школа – это различные по своим функциям социальные институты в обществе, но их объединяет то, что они способны оказывать глубокое воздействие на формирование личности ребенка.

Музей как хранитель и транслятор культурного наследия дает возможность увидеть мир многогранным, сохраненным, устойчивым в своей культуре. Современная доктрина образования не только не опровергает этого постулата, но и подключает музей как социокультурный институт к процессу формирования личностных характеристик школьников.

        Активное участие в различных видах деятельности способствует развитию способностей детей, совершенствует их умения и навыки.

 Совместная деятельность развивает не только способности детей, но и родителей, которые становятся активными участниками конкурсов, родительских собраний, экскурсий и совместных поездок. Учащиеся класса постоянно участвуют в олимпиадах, школьных, городских, областных и всероссийских конкурсах. Дети с желанием выполняют творческие задания.

        В классе складывается  благоприятная дружеская обстановка для того, чтобы каждый мог найти себя в коллективе, проявить свои способности, в том числе и творческие.

Таким образом, при тесном взаимодействии школы с различными организациями города решается целый комплекс задач:

  • интеграция ресурсов дополнительного и общего образования;
  • возможности развития личности ребенка;
  • возможность обеспечения каждому ученику ситуации успеха;
  •  возможность самореализации личности ребенка и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Взаимодействие семьи и школы в целях социализации личности в образовательном пространстве" .

формирование субъектной позиции родите¬лей в работе школы и класса, при проведе¬нии различных форм работы с семьей и детьми...

Презентация "Профориентационная работа с учащимися во взаимодействии с социумом"

В данной презентации представлен отчет по теме самообразования....

Мотивация, как основной фактор повышения познавательной активности учащихся

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс. Формирован...

Статья на тему «Развитие творческих способностей, как один из ведущих факторов социализации личности учащихся»

Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес педагогов во все времена....

Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»

Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»...

Роль образования в социализации личности учащегося в образовательном учреждении

Личность человека является продуктом социально-исторического и онтогенетического развития человека. Формирование личности невозможно вне социальной деятельности. Индивид в деятельности проявляет социа...