« Взаимодействие семьи и школы в целях социализации личности в образовательном пространстве" .
статья (3 класс) по теме
формирование субъектной позиции родите¬лей в работе школы и класса, при проведе¬нии различных форм работы с семьей и детьми;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimod.semi_i_shkoly.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление: « Взаимодействие семьи и школы в целях социализации личности
в образовательном пространстве .»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Масалова В.И.
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,
поэтому их роль в формировании его личности огромна».
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, что лишь 20% имеют I группу здоровья.
Отсюда следует вывод: Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно- развивающее, формирующее, охранно –оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.
Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.
Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов.
В функции школы входит информирование, поддержка обучающихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать
реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться
С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школы с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.
Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд аспектов: -индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение классных и общешкольных родительских собраний, совместное выполнение с детьми проектных заданий .
В систему работы школы вовлекаем родителей и в органы школьного самоуправления, создан и функционирует родительские комитеты, совет школы. Родительские комитеты классов формируются на добровольной основе из родителей учащихся класса, Родительские комитеты классов должны помогать классному руководителю организовать различные мероприятия с участием детей и родителей, привлекать к работе
интересных людей, помогать в организации и проведении экскурсионной работы, организовывать совместную работу родителей и обучающихся над проектами и творческими работами. Основные задачи в работе Совета школы – организация досуга, профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения, здоровье учащихся.
Управляющий совет оказывает содействие в организации и совершенствовании образовательного процесса, направление внебюджетных средств на развитие и повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса в целом, определение направления и порядка использования внебюджетных средств, содействие совершенствованию материальной базы школы, помощь в благоустройстве здания и территории школы, содействие родительскому комитету в организации досуга учащихся.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.
Поскольку одной из главных целей школы является реализация концепции личностно-ориентированного обучения, то основной работой с родителями является индивидуальная работа: беседы, встречи, корректировка знаний ребенка с учетом его способностей и состояния здоровья. Как правило, такая работа дает высокий положительный результат, так как направлена на оказание помощи одному ребенку и его семье. Необходимо усиливать помощь родителей в ученическом самоуправлении: организация деятельности детей таким образом, чтобы вовлечь в нее как можно больше детей, возможна только при организационно -деятельностном подходе в самоуправлении, так как самоуправление существует лишь тогда, когда есть различные виды деятельности. Дети начинают работать активно лишь тогда, когда видят перед собой пример, образец для подражания, и им могут быть их родители.
Но родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок:
1. всегда помнить, что и родитель, и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка,
2. не доверять информационным источникам со стороны, добивайтесь непосредственной встречи,
3. не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет,
4. не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей, - это может вызвать отрицательную реакцию,
5. воспринимайте критику позитивно, делайте выводы,
6. если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину,
7. помните, что вы доверяете воспитание самого главного в жизни – ребенка.
Педагогическая реальность часто далека от желания родителей. Родители главенствуют в воспитании ребенка, и порой не признают никакого влияния на ребенка или их самих со стороны, особенно со стороны педагога.
Поэтому хочется подчеркнуть ещё раз необходимость совместной деятельности родителей и педагогов.
Итак, можно сделать вывод, что
Совместную работу с родителями планирую по трём основным блокам :
- Повышение уровня психолого – педагогических знаний:
- советы родителям на своем персональном сайте ;
- тематические родительские собрания ;
- дни открытых дверей;
- индивидуальные консультации;
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс:
- выступления родителей на родительском собрании;
- «круглый стол», где родители делятся опытом семейного воспитания ;
3. Участие родителей в жизни класса , школы :
- Совет школы;
- классные родительские комитеты;
Целью совместной работы является : расширение организованного воспитательного воздействия на обучающихся.
Задачи:
- Создание единого образовательного пространства;
- Привлечение интеллектуально- культурного потенциала социума для развития школы;
- Вовлечение родителей и представителей общественности в организацию внешкольной и внеклассной работы с детьми;
4. Формирование здорового образа жизни в семьях.
5. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
6. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
7. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
Задачи:
В работе с родителями:
— формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
— формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
— формирование психолого-педагогической культуры родителей;
— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
организационно-управленческие задачи:
1) обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
2) разработать и обеспечить систему психолого-медико-педагогического просвещения родителей;
3) организовать методическую работу с родителями по проблеме воспитания детей в семье ;
4) разработать и обеспечить систему стимулирования:
а) участия родителей в воспитании детей;
б) участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса школы и класса;
в) взаимодействия родителей и детей в учебном и воспитательном процессе;
г) роста профессионализма педагогов в решении этой проблемы;
Ожидаемые результаты:
- использование возможности семьи, формирование и развитие у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
- родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.
Давайте будем стремиться делать общение с родителями наших обучающихся активным, предметным, живым, разносторонним, позитивным, приносящим положительные результаты. Ведь :
«Добро порождает добро» /В.А.Сухомлинский/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие семьи и школы в развитии творческой личности ребёнка"
Этот материал может стать основой для проведения педагогического совета. В нём изложен материал, который отражает особенности взаимодействия школы, родительской обществености, семей учащихся....
Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка
Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
статья для семинара...
Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации младшего школьника"
Статья о социализации младшего школьника через совместные мероприятия с родителями....
Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы.
Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы....
"Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семь и школы"
презентация...
доклад на тему «Приоритетные направления взаимодействия школы, семьи и общества в успешной социализации личности»
laquo;Приоритетные направления взаимодействия школы, семьи и общества в успешной социализации личности»...