Мотивация, как основной фактор повышения познавательной активности учащихся
методическая разработка на тему

Борутто Елена Александровна

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация, как основной фактор повышения познавательной активности учащихся. Средства и приёмы работы на уроках русского языка в начальной школе

 (рекомендовано учителям начальной школы)

         

Подготовила материал:

   педагог-психолог Борутто Е.А.

         Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

        Доказано, что устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. По мнению психологов, результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В.И. Мякишев). Сформированная мотивация – это энергетический фундамент педагогического воздействия, и эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает. Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения. Одна из классификаций  мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

        Иначе ведут себя ученики, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе; боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможности успеха.

        Учащиеся со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те же ребята, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех – с везением или лёгкостью задания. У них начинает развиваться так называемая выученная беспомощность: попытка что-то делать дальше, предпринимать усилия, кажется им бессмысленной. Основная  задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

      Работа  по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.

        Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

 2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

 3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

 4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

           Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это возможно благодаря следующим приёмам:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

 2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;

 3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

 4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

          Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.

 2) необычная форма преподнесения материала.

 3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;

 4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

 5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;

 6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

           Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

       Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность. Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

        Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

       Сотрудничество учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение. Создание ситуации успеха позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников.

       Также немаловажную роль играет создание эмоционально-комфортной обстановки. Создание  положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.         Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта, успеха школьников на уроке.

        Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка.  Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии.          

       Активизация учебно-познавательной деятельности.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. Занимательные задания можно включать в каждый этап урока.

1. Занимательные задачи.

 2. Познавательные вопросы.

3. Развивающие упражнения.

4. Творческие задания.

5. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.

6. Нестандартные  (нетрадиционные) уроки:

  • уроки взаимоконтроля;
  • уроки «прозрения», «человековедения»;
  • уроки-исследования;
  • парный опрос;
  • уроки-диалоги;
  • уроки «изобретательства»;
  • уроки-сочинения;
  • уроки-аукционы;
  • уроки «свободных мыслей» и «свободных суждений»;
  • уроки-конференции;
  • уроки-конкурсы;
  • уроки - «эврика»;
  • урок-бенефис;
  • уроки-экспедиции;
  • уроки-турниры;
  • уроки решения задач;
  • уроки -экскурсии;
  • уроки-взаимообучения;
  • уроки по типу «Следствие ведут знатоки»;
  • уроки творчества;
  • творческие отчеты;
  • уроки-деловые игры;
  • уроки-состязания;
  • уроки-КВН;
  • уроки «мозговой атаки».

          Перечисленные типы нетрадиционных (нестандартных) уроков имеют свое место и время проведения в общей системе традиционных уроков. Интегрированные уроки уместны для учащихся любого возраста, но с учетом специфики межпредметных связей и содержания конкретного урока.

       Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности и способствует повышению учебной мотивации.  Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями.

Три уровня домашних заданий:

  • Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.
  • Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
  • Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.

Гин А.А. предлагает ряд приемов подачи домашнего задания:

  • “Задание массивом”. Например, учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами.
  • “Особое задание”.  Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).
  • Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.
  • “Идеальное задание”: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.
  • Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах. Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
  • Игра “Реставрация” поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз в классе, необходимо показать, что значит расшифровать текст.
  • Игра “Добудь ответ” опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени. Задания лучше использовать такие, чтобы для поиска ответа в интернете или книге нужно было бы прикладывать различные усилия, побуждающие к выбору оптимального варианта. Само задание составлять так, чтобы оно побуждало к познавательной деятельности. Выигрывает группа, быстро и правильно ответившая на все вопросы. Возможность использовать интернет на уроке и дома очень привлекает учащихся, при этом формируется умение выбирать нужное из всего потока информации.
  • В практике учителей в рамках творческих заданий ученикам предлагаются кроссворды, чайнворды, ребусы, которые можно разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему, предлагать отгадать одноклассникам.
  • Интересны детям задания, включающие ошибки в рассуждениях или записях, сбор и подготовка учебных пособий и иллюстрации, газетные и журнальные вырезки для изучения новых тем на уроках, создание карты-схемы путешествия по стране (реально существующей или воображаемой).
  • Творческие домашние задания можно использовать для подготовки к предметным олимпиадам. Детям доставляет удовольствие фантазирование. Они любят сочинять дидактические сказки (по любому предмету), частушки, басни, фантастические рассказы, составлять книжки с картинками, сочинять учебные комиксы, подбор заданий и игр к уроку.
  • Можно предложить детям составлять вопросники к изученному материалу, что помогает приводить в систему знания обучающихся и лучше подготовиться к контрольной работе.

        Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе. Гармоничное сочетание различных видов и форм подачи и проверки домашних заданий, форм организации самостоятельной работы обучающихся повлияют на формирование самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации.

       Максимально возможное снятие внешнего контроля. Применения наград и наказаний за результаты обучения должны не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности. Важным принципом должен стать принцип отсутствия наказания за неудачи.

Примеры   приёмов,  повышающих мотивацию детей в начальной школе.

Задание 1. Три слова. Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

1 вариант: озеро, медведь, карандаш.

 2 вариант: улица, книга, фартук.

Задание можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ.

Задание 2. Поиск нового.  Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.

1 вариант: тарелка, лодка.

 2 вариант: солнце, рубашка.

Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.

Задание 3. Исключи лишнее слово.

Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.

Секунда, час, год, вечер, неделя.

Деление, число, вычитание, умножение, сложение.

Малина, клубника, яблоко, земляника, черника.

Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

Книга, портфель, чемодан, кошелёк.

Задание 4. Целая часть. Читается  набор из пяти слов и предлагает найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть.

Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.

Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

Число, дробь, цифры, математика, числитель.

Дерево, почва, цветок, кустарник, лепесток.

Обувь, туфли, щётка, крем, подошва.

Экран, изображение, телевизор, радио.

Задание 5. Способы применения предметов. Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные.

1 вариант:  книга.

 2 вариант:  помидор.

Например, по варианту 2 могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него салат, добавить в борщ. Из фантастических способов: из огромного помидора можно сделать жилище; засушить помидор и сделать шляпу. Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при реализации фантастического способа применения.

Задание 6. Ситуация. Задается определенная ситуация, дети должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.

1 вариант:  вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута...

 2 вариант:  когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет...

Например, по варианту 2 могут быть придуманы следующие причины: на лесную поляну села летающая тарелка, впереди в лесу был пожар, в лесу горел костер, впереди всходило солнце и др.

Задание 7. Сокращение.  Зачитывается рассказ объёмом 10 – 15 предложений. Дети должны передать его содержание своими словами используя 2 – 3 фразы. Необходимо сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3 – 5 сокращённых вариантов.

Задание 8. Тренируем внимание. Ребятам предлагаются бланки с напечатанными буквами. Можно использовать обычные газетные или журнальные страницы с крупным шрифтом. На данном бланке или странице учащиеся отмечают две любые буквы: одну зачёркивают, другую обводят в кружок. Необходимо объяснить детям, что вычёркивать и обводить буквы нужно, просматривая каждую строчку слева направо. Данное упражнение рекомендуется проводить как можно чаще, так как оно хорошо тренирует основные свойства внимания, и расширяет его объём.

Задание 9. Замени слово. Предлагаются предложения с неудачно употреблёнными словами, которые детям необходимо заменить более подходящими.

Под ногами тихо трещали опавшие листья.

Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.

Врач вворачивает жизнь людям, вылечивает их.

Задание 10. “По нитке до клубка”. Ребятам необходимо прочитать фразу, прослеживая взглядом линию от начала до конца. Запись в тетрадь. (Будь осторожным на дорогах)

Задание 11. Путаница. Соединив буквы по линиям, можно прочитать пословицу. Записать пословицу в тетрадь. (Волка ноги кормят)

Задание 12. Вставь нужное слово. Предлагается  детям текст, в котором пропущены слова. Им необходимо найти наиболее подходящие по смыслу слова и вписать их.

Каждый раз поздно ... старуха Шапокляк выходила из ... для ночного разбоя.

Она .... усы на афишах и плакатах, вытряхивала из урн ... и изредка стреляла из пугача, чтобы ... ночных прохожих. И в этот вечер она тоже вышла из ... и направилась ... город, ... со своей ручной крысой Лариской. Первым делом она ... пойти на стройку нового дома, чтобы ... там очередной ... .

Задание 13. Реши задачу.

Нота “до” + зарытые в земле ценности = ?

Нота “до” + рожки у улитки = ?

Кабан – ан + лук = ?

Ежи – и + е + вика = ?

Корь – ь + идол – л + р = ?

Кар + горное село = ?

С + место стоянки судов = ?

Шина – а + ель = ?

Кедр – др + росинка = ?

Кар + знак препинания = ?

Задание 14. Слова - “приятели”. Соедините стрелками слова, близкие по значению или обозначающие одно и то же, но по-разному. Это и есть слова – “приятели”.

Задание 15. Анаграмма. Решить анаграмму и исключить лишнее слово.

КЕАР, РООЕЗ, ТМСО, УРПД (река, озеро, мост, пруд) лишнее: мост

Задание 16. Упражнение, направленное на формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логических суждений при решении учебных задач: из предложенных слов надо выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. без чего этот предмет быть не может:

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Город – автобус, здание, улица, велосипед.

Задание 17. Упражнение, формирующее способность оперировать смыслом на материале пословиц, поговорок: подобрать к пословице подходящую фразу, отображающую смысл пословицы.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

 б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

 в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.

Задание 18. Жизненные проблемы. Введение в теорию  через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи т.д.

Задание 19. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. «Оратор» - За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор» - …Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

 «Фантазёр» - Записана тема урока - назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

 «Профи» -  Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Задание 20. Кроме надоедливых стихотворных физминуток проводить свои необычные (динамические паузы). Так во время урока можно "бегать" в парк посмотреть, как падают листья; "ходить" по глубокому снегу; "подкрадываться" к мышке, как кошка; делать "дождливую" зарядку - прыгать через лужи; "бросать" снежки в цель, "лепить" их. Можно сопровождать музыкой.

Задание 21. Напиши как можно больше вариантов предложений, которые начинаются с данных букв. Н:з:о:     Д:с:л:   К:п:о:м:

(Наступила золотая осень. Настя зажгла огонь. Наш зонт оранжевый. Деревья сбросили листву. День стоял летний. Кот поймал обманом мышь.)

  Усложнить задание: из данных букв составь предложения, чтобы получился текст.

Как камешек оказался на берегу.

Ж б к о л н д р п л к с п е н б д з а о т о в т

(Жил-был камешек. Он лежал на дне реки. Птички летали, камешек схватили. Понесли его на берег. Думали - зёрнышко, а он твёрдым оказался. Вот так.)

Задание 22. Развитие воображения. Что произошло бы, и что ты сделал бы, если бы:

- из тучки вместо дождя стали падать бублики и конфеты:

- у тебя появилась волшебная палочка, шапка - невидимка:

       Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

В целом можно сделать следующие основные выводы:

1. Педагогу, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

2. В процессе обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. На уроках для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Предложенные психолого-педагогические методы и приёмы позволят учителю решить задачу повышения мотивации школьников.

 И несколько советов:

  • Поддерживайте у учащихся стремление к поиску новых ответов.
  • На занятиях обязательно давайте эмоциональные подкрепления.
  • Атмосфера на занятиях должна быть эмоционально положительной.

Подготовила материал педагог-психолог Борутто Е.А.

Список литературы:

  1. Андреев А.В. Творческий подход к проверке домашнего задания// Педагогика 1999, № 6.
  2. Борзова Л.П.Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ:учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей.– М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.-222 с.
  3. Гин А.А. Как повторять изученный материал // Интернет-журнал "Эйдос". – 1999. – 23 декабря http://www.eidos.ru/journal/1999/1223-01.htm. –Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. Как задавать домашние задания с максимальной пользой.
  4. Кошкина Э. Е. Нестандартные формы обучения младшего школьника. – Курск: Просвещение, 1993. – 44 с.
  5. Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Ростов н/Д.: Учитель, 2002. – 176 с.
  6. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  7. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М. 1983.
  8. Подласый И.П. Педагогика .-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-576с.
  9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы.– М.:ВЛАДОС, 2000.– 400с.
  10. Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996, № 3.
  11. Сенько Ю.В. Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. М., 1989.
  12. Титова В.В. Домашнее задание как средство активизации учебной деятельности младших школьников при изучении предмета “Окружающий мир”– Журнал “Начальная школа до и после”, 2005, № 4.
  13. Харламов И.Ф. Педагогика М., 2000.
  14. Шамова Т.И. Активизация обучения учащихся. М., 1982.
  15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.
  16. Интернет ресурсы
  17. Материалы психологов России

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ на уроках в начальной школе как фактор повышения познавательной активности младших школьников

Государственная стратегия образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». В этой связи необходимо реализовать субъективный подход в...

Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"

Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

«Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»

«Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»...

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ, ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

В данной статье учитель делится опытом работы по подготовке и проведению уроков ОРКСЭ.Представлены творческие виды домашних заданий,способствующие развитию творческих способностей и познавательной акт...