Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»
учебно-методический материал (3 класс)

Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kadetskoe_obrazovanie_v_sovremennoy_shkole_1-4_klass.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»

Мальцева А.Ю., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 150г. Челябинска»

В современном быстро меняющемся мире образование и воспитание должно быть ориентировано на формирование человека, способного к быстрой адаптации в обществе, понимающего себя, свои возможности и способности. Стратегические цели «Нашей новой школы» направлены, прежде всего, на формирование человека XXI века: конкурентно-способного, профессионально и социально мобильного, высоконравственного, культурного, здорового.

Сам термин «социализация личности», как и большинство терминов этой науки, не имеет однозначного определения и, тем более, толкования.

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка- с другой стороны.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.

Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт:

  • в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков;
  • в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;
  • в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует, то что содержание процессе социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином. Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе как бы два плана:

#1064;ирокие социальные влияния, недостаточно организованные и контролируемые (воздействия средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи);

#1057;понтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении (меняющиеся отношения, изменения оценок взглядов суждений обнаружение их отличий от направленности официального воспитания).

Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Первый план содержания социализации не только непосредственно связан с воспитанием, а по сути, является широкой формой воспитания по сравнению с воспитанием в семье или классном коллективе.

Второй план содержания социализации в массовом педагогическом сознании часто воспринимается как недостаток, слабость воспитания.

Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования «школы социального опыта». Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:

  • воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
  • вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
  • предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;
  • предлагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Наши чувства, убеждения, нравы, устои – это накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость для всех, жизненные ценности: Семья, Любовь, Мир, Отечество. Кадетский класс – это хорошо организованная игра, направленная на интеллектуальное и творческое развитие, воспитание патриотизма, умения следовать принципам здорового образа жизни, развития активной гражданской и социальной позиции. Игра несет в себе множество возможностей и может служить инструментом для конструирования пространства развития личности. В игре заложены механизмы развития личности, поэтому можно утверждать, что игровая деятельность способствует социализации и самореализации личности. Основополагающая цель кадетского класса – интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся, их адаптация к жизни в обществе, подготовка несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Сюда же входит и основная цель образовательного учреждения – создание у учащихся системы знаний.

Кадетский класс решает задачи:

  • воспитание духовно, нравственно и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России, родного края;
  • формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;
  • выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным;
  • восстановления традиции служения Отечеству, способности защитить и отстоять интересы Родины;
  • воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру;
  • развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма;
  • смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.

За годы существования кадетских классов, кадеты получают дополнительное образование в кружках и факультативах. Так факультатив «Я – гражданин России» предполагает изучение истории через деятельность исторических личностей. В нем особое внимание уделяется биографии, оценке личности по поведению в экстремальных для Отечества условиях. Строевые занятия вырабатывают у учащихся четкость и автоматизм действий, единое понимание и одновременность исполнения команд, строевую выправку, воспитывают коллективизм и товарищескую взаимопомощь, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстроту реакции. Огневая подготовка совершенствует мышление, воображение, внимание, способность ориентироваться в меняющейся обстановке. Для проведения занятий мы используем шефские связи. В практике работы проведения занятий сотрудниками службы спасения. Шефы принимают участие в традиционных военно-спортивных мероприятиях школы вообще, и кадетских классов в частности. Кроме занятий планируются и проводятся экскурсии в музей и на базу службы спасения для ознакомления с реальной жизнью спасателей.

В результате мы хотим получить в наших воспитанниках важные для личности качества:

- умение и желание интеллектуально развиваться;

- готовность любить и защищать Родину;

- умение управлять своим здоровьем;

- совершенствование нравственных качеств;

- активную гражданскую и социальную позицию.

Школа должна видеть свою цель в проявлении социализации личности, в формировании системы знаний, умений и навыков, в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том числе добровольной общественной, здесь царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Доклад:Национальная образовательная инициатива  "Наша новая школа". На районном семенаре начальных классов....

Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа".

«Игровые технологии на уроках как средство повышения результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Новая школа»....

« Реализация Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье» как направление президентской инициативы « Наша новая школа»»

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути инт...

Статья на тему «Развитие творческих способностей, как один из ведущих факторов социализации личности учащихся»

Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес педагогов во все времена....