Рабочая программа "Виртуальные экскурсии"
рабочая программа (3 класс) на тему

Куликова Мария Петровна

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания, формирования социальной активности учащихся и их интеллектуального развития   посредством экскурсионно-музейной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnye_ekskursii_kulikova.docx52.54 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа № 2000»

(ГБОУ Школа  № 2000)

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года

 «Утверждаю»

Директор

ГБОУ Школа № 2000

 ___________ Шмачкова Т.М.

 «____» ______ 20___ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ»

Направленность: общекультурная

Уровень: ознакомительный

Возраст учащихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год (33 часа)

Автор-составитель:

Куликова Мария Петровна

учитель начальных классов

Москва 2016

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):

- направленность (профиль) программы – общекультурная

- актуальность программы

  Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры;  она несёт в себе  нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое,  профессионально и социально - ориентированные направления.  

        Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.

- адресат программы – учащиеся 9-10 лет

- объем программы – 33 часа

- формы обучения и виды занятий

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром  объектов.  

        Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.

- срок освоения программы определяется содержанием программы – 1 год

- режим занятий – 1 час в неделю

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания, формирования социальной активности учащихся и их интеллектуального развития   посредством экскурсионно-музейной деятельности.

     Задачи программы:

образовательные: расширение сферы образования через приобщение к экскурсионно - музейной деятельности,

развивающие:  гармонизация развития творческой личности,

     воспитательные: формирование национальной идеологии, сохранение традиций,    приобщение к  духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества.

 1.3.Содержание программы:

- содержание учебно-тематического плана

РАЗДЕЛ 1.

 « Введение в музейно-экскурсионную деятельность» -3ч

Тема 1.  О чём рассказывает музей (1ч.)

 Информация об основных понятиях и терминах музееведения. Что такое музей , музейное дело, музееведение, экспонат.

Тема 2-3. Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсантов.

Знакомство  с историей становления и развития экскурсионной деятельности. Обобщить правила поведения во время экскурсий; составить памятку экскурсанта.

РАЗДЕЛ 2.

 «Виртуальные путешествия по московским музеям для детей» -4ч.

Тема 4.  Виртуальное путешествие в Музей народной игрушки (1ч).

Через сказочные сюжеты знакомить детей с   обычаями и традициями русского народа,

 с традиционными русскими игрушками и народными промыслами.

Тема 5.  Игра-путешествие по московским музеям для детей(1ч).

Знакомство с музеями для детей, учиться  правильно  давать им название.

Тема 6. Виртуальное путешествие на киностудию «Союзмультфильм»(1ч).

Знакомство с киностудией, с её основными экспонатами.

Тема 7. Практическое занятие. Экскурсия в «Музей уникальных кукол»(1ч).

РАЗДЕЛ 3.

 «Знакомимся с историей Москвы» -5ч.

Тема 8-9.  Главный город нашей страны. Игра-путешествие  по Кремлю.(2ч).

 Знакомство с достопримечательностями  города страны. Попробовать себя в роли экскурсовода. Ролевая игра «Мой город».

Тема 10-11  Виртуальное путешествие по Красной площади. (2ч).

Научиться называть объекты Московского Кремля, Красной площади и средствами рисования выражать отношение к ним.

Тема 12 Практическое занятие. Экскурсия в Музей истории Москвы.(1ч).

Познакомить с  Музеем истории Москвы, его экспонатами, историей создания.

РАЗДЕЛ 4.

«Храмы и монастыри Москвы» (4ч).

Тема 13-14  Храм Василия Блаженного и храм Христа Спасителя(2ч).

Познакомить с храмами Москвы и  историей их создания.

Тема 15-16  Монастыри Москвы.(2ч).

Знакомство с  монастырями Москвы и их архитектурными особенностями.

Раздел 5.

 «Художественные музеи Москвы» (4ч).

Тема 17-18 Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею. В.М. Васнецов « Алёнушка», «Богатыри».

Знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие нашей страны.

Распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр); внимательно рассматривать и устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение.

Тема 19 Практическое занятие. Экскурсия в Третьяковскую галерею.

Познакомить с музеем  изобразительного искусства - Третьяковская галерея. Распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр); внимательно рассматривать и устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение.

Тема 20 Виртуальное путешествие в Дом-музей В.М. Васнецова.

Знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие нашей страны.

РАЗДЕЛ 6.

 «Музеи патриотической направленности» (3ч).

Тема 21-22 Виртуальная экскурсия в Музей Обороны Москвы.

Познакомить учащихся с  историей величайшего события истории России  - Московской битвы 1941-1942 гг. Познакомить с биографиями и подвигами участников Великой Отечественной Войны. Знать основные факты, связанные с Великой Отечественной войной и подвигом нашего народа.

Тема 23 Виртуальная экскурсия в музей танка Т-34.

Знакомство с военной техникой, историей её создания.

РАЗДЕЛ 7.

 «Дома-музеи писателей» (4ч).

Тема 24-25 Виртуальная экскурсия в Дом-музей К.И. Чуковского.

Расширить представления о творчестве К.И. Чуковского.

Тема 26  Подведение итогов. Поделка «Чудо-дерево».

Знать название и содержание произведений К.И. Чуковского.    Выразить отношение к стихам К.И. Чуковского через поделку «Чудо- дерево».

Тема 27  Виртуальная экскурсия в  Дом-музей Л.Н. Толстого.

Расширить представления о творчестве Л.Н. Толстого.

РАЗДЕЛ 8.

 «Музеи экологической направленности» (3ч).

Тема 28 Игра - путешествие в Музей Ледникового периода.

Знакомство с современными и древними видами животных.

Тема 29  Виртуальное путешествие в Парк птиц.

Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие   бережного отношения к её природным ресурсам. Приобщение их к позитивной экологической деятельности.

Тема 30 Практическое занятие. Экскурсия в Московский зоопарк.

Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие   бережного отношения к её природным ресурсам.

РАЗДЕЛ 9.

 «Экскурсии, посвящённые знакомству с профессиями» (3ч).

Тема 31 Практическое занятие. Экскурсия на хлебозавод.

Расширить кругозор о мире профессий, знакомство с профессией пекарь.

Тема  32  Виртуальная экскурсия в Московский областной музей народных художественных промыслов.

Расширить кругозор о мире профессий, заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,   способность добывать новую информацию из различных источников.

Тема 33 Итоговое занятие. Познавательная игра «Все профессии нужны».

Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры; обогащение социально-игрового опыта; уточнять и расширять словарь  и речевой материал.

- учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

теория

практика

Раздел1

1

Введение в музейно-экскурсионную деятельность.(3ч)

О чём рассказывает музей.

1

1

2-3

Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсоводов.

2

1

1

Тестирование

Раздел2

Виртуальные экскурсии для младших школьников(4ч)

4

Виртуальное путешествие в музей народной игрушки

1

1

5

Игра-путешествие по московским музеям для детей.

1

1

Практическая работа

6

Виртуальная экскурсия на киностудию «Союзмультфильм»

1

1

7

Практическое занятие. Экскурсия в Музей уникальных кукол.

1

1

Раздел3

Знакомимся с историей Москвы.(5ч).

8-9

Главный город нашей страны. Игра-путешествие по Кремлю.

2

1

1

Творческая работа

10-11

Виртуальное путешествие по Красной площади.

2

1

1

12

Практическое занятие. Экскурсия в Музей истории Москвы.

1

1

Раздел4

Храмы и монастыри Москвы.(4ч).

13-14

Храм Василия Блаженного и храм Христа Спасителя.

2

1

1

15-16

Монастыри Москвы

2

1

1

Раздел5

Художественные музеи Москвы.(4ч).

17-18

Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею В.М. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри».

2

1

1

19

Практическое занятие Экскурсия в Третьяковскую галерею.

1

1

20

Виртуальное путешествие в Дом-музей Васнецова.

1

1

Раздел6

Музеи патриотической направленности(3ч)

21-22

Виртуальная экскурсия в Музей Обороны Москвы.

2

1

1

23

Виртуальная экскурсия в Музей танка Т-34.

2

1

1

Творческая работа

Раздел 7

Дома - музеи писателей(4ч).

24-25

Виртуальная экскурсия  в Дом - музей К.И. Чуковского.

2

1

1

26

Подведение итогов. Поделка «Чудо-дерево»

1

1

Творческая работа

27

Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого.

1

1

Раздел 8

Музеи экологической направленности.(3ч)

28

Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого

1

1

29

Виртуальное путешествие в Парк птиц.

1

1

30

Практическое занятие. Экскурсия  в Московский зоопарк.

1

1

Раздел9

Экскурсии, посвящённые знакомству с профессиями.(3ч).

31

Практическое занятие. Экскурсия на хлебозавод.

1

1

32

Виртуальная экскурсия в Московский областной музей народных художественных промыслов.

1

1

33

Итоговое занятие «Все профессии важны»

1

1

Практическая работа

Итого:

33 часа.

1.4. Планируемые результаты

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

                Ученик получит возможность для формирования:

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • Адекватного понимания причин успешности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя;
  • Различать способ и результат действия;
  • Выполнять учебные действия в материализованной,  речевой и умственной форме.
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в музеях родного города.
  • Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
  • Внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие их;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;
  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
  • Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
  • Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя  в целом;
  • Представлять логику развития культурного наследия родного края;
  • Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;
  • Осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • Строить понятные  высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

        

2.1 Календарный учебный график

№ п/п

дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения –занятия

Форма контроля

1

коллективная

1

О чём рассказывает музей.

класс

взаимоконтроль

2-3

коллективная и групповая

Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсоводов

класс

самоконтроль

4

парная

1

Виртуальное путешествие в музей народной игрушки

класс

тест

5

коллективная

1

Игра-путешествие по московским музеям для детей.

класс

Практическая работа

6

групповая

1

Виртуальная экскурсия на киностудию «Союзмультфильм

класс

самоконтроль

7

коллективная

1

Практическое занятие. Экскурсия в Музей уникальных кукол.

музей

взаимоконтроль

8-9

индивидуальная

2

Главный город нашей страны. Игра-путешествие по Кремлю.

класс

Творческая работа

10-11

групповая

2

Виртуальное путешествие по Красной площади.

класс

устный опрос

12

групповая

1

Практическое занятие. Экскурсия в Музей истории Москвы.

музей

13-14

коллективная

2

Храм Василия Блаженного и храм Христа Спасителя.

класс

взаимоконтроль

15-16

коллективная

2

Монастыри Москвы

класс

тест

17-18

парная

2

Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею В.М. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри

класс

19

коллективная

1

Практическое занятие Экскурсия в Третьяковскую галерею

музей

20

Коллективная и групповая

1

Виртуальное путешествие в Дом-музей Васнецова

класс

21-22

индивидуальная

2

Виртуальная экскурсия в Музей Обороны Москвы

класс

Творческая работа

23

коллективная

1

Виртуальная экскурсия в Музей танка Т-34.

класс

взаимоконтроль

24-25

коллективная

2

Виртуальная экскурсия  в Дом - музей К.И. Чуковского.

класс

26

коллективная

1

Подведение итогов. Поделка «Чудо-дерево»

класс

Творческая работа

27

индивидуальная

1

Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого

класс

28

индивидуальная

1

Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого

класс

29

парная

1

Виртуальное путешествие в Парк птиц.

класс

30

парная

1

Практическое занятие. Экскурсия  В Московский зоопарк.

зоопарк

31

групповая

1

Практическое занятие. Экскурсия на хлебозавод

хлебозавод

32

групповая

1

Виртуальная экскурсия в Московский областной музей народных художественных промыслов.

класс

33

групповая

1

Итоговое занятие «Все профессии важны»

класс

Практическая работа

Итого:33 часа

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мишакина Т. Л., Гладкова С.А.  Москва музейная Дневник юного экскурсанта. Пособие для учащихся 1 – 4 класса. – М.: Ювента

2. Шедевры Государственной Третьяковской галереи  Издательство: Государственная Третьяковская Галерея 2007 г

3. «Мы входим в мир прекрасного»: Образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов   А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева [и др.]. – СПб. 2012г.

4. Андрей Коткин  "Путеводитель по парку птиц "Воробьи". РПК "Полиграфик"  2011г.    

5. Лобов Л., Васильева К. « Переделкино, сказание о писательском городке» М.: Бослен, 2011

6. http://school-collection.ed


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Рабочая программа "Познавательная экскурсия"

Рабочая программа по познвательным экскурсиям...

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...

Экскурсии по окружающему миру: ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)

Примеры экскурсий по окружающему миру ("ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» для учащихся с 3 – 4 классов

Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способ...