Рабочая программа "Виртуальные экскурсии"
рабочая программа (3 класс) на тему
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания, формирования социальной активности учащихся и их интеллектуального развития посредством экскурсионно-музейной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnye_ekskursii_kulikova.docx | 52.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2000»
(ГБОУ Школа № 2000)
Принята на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «____» ________ 20___ года | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 2000 ___________ Шмачкова Т.М. «____» ______ 20___ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ»
Направленность: общекультурная
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год (33 часа)
Автор-составитель:
Куликова Мария Петровна
учитель начальных классов
Москва 2016
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы – общекультурная
- актуальность программы
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры; она несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессионально и социально - ориентированные направления.
Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.
- адресат программы – учащиеся 9-10 лет
- объем программы – 33 часа
- формы обучения и виды занятий
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
- срок освоения программы определяется содержанием программы – 1 год
- режим занятий – 1 час в неделю
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания, формирования социальной активности учащихся и их интеллектуального развития посредством экскурсионно-музейной деятельности.
Задачи программы:
образовательные: расширение сферы образования через приобщение к экскурсионно - музейной деятельности,
развивающие: гармонизация развития творческой личности,
воспитательные: формирование национальной идеологии, сохранение традиций, приобщение к духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества.
1.3.Содержание программы:
- содержание учебно-тематического плана
РАЗДЕЛ 1.
« Введение в музейно-экскурсионную деятельность» -3ч
Тема 1. О чём рассказывает музей (1ч.)
Информация об основных понятиях и терминах музееведения. Что такое музей , музейное дело, музееведение, экспонат.
Тема 2-3. Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсантов.
Знакомство с историей становления и развития экскурсионной деятельности. Обобщить правила поведения во время экскурсий; составить памятку экскурсанта.
РАЗДЕЛ 2.
«Виртуальные путешествия по московским музеям для детей» -4ч.
Тема 4. Виртуальное путешествие в Музей народной игрушки (1ч).
Через сказочные сюжеты знакомить детей с обычаями и традициями русского народа,
с традиционными русскими игрушками и народными промыслами.
Тема 5. Игра-путешествие по московским музеям для детей(1ч).
Знакомство с музеями для детей, учиться правильно давать им название.
Тема 6. Виртуальное путешествие на киностудию «Союзмультфильм»(1ч).
Знакомство с киностудией, с её основными экспонатами.
Тема 7. Практическое занятие. Экскурсия в «Музей уникальных кукол»(1ч).
РАЗДЕЛ 3.
«Знакомимся с историей Москвы» -5ч.
Тема 8-9. Главный город нашей страны. Игра-путешествие по Кремлю.(2ч).
Знакомство с достопримечательностями города страны. Попробовать себя в роли экскурсовода. Ролевая игра «Мой город».
Тема 10-11 Виртуальное путешествие по Красной площади. (2ч).
Научиться называть объекты Московского Кремля, Красной площади и средствами рисования выражать отношение к ним.
Тема 12 Практическое занятие. Экскурсия в Музей истории Москвы.(1ч).
Познакомить с Музеем истории Москвы, его экспонатами, историей создания.
РАЗДЕЛ 4.
«Храмы и монастыри Москвы» (4ч).
Тема 13-14 Храм Василия Блаженного и храм Христа Спасителя(2ч).
Познакомить с храмами Москвы и историей их создания.
Тема 15-16 Монастыри Москвы.(2ч).
Знакомство с монастырями Москвы и их архитектурными особенностями.
Раздел 5.
«Художественные музеи Москвы» (4ч).
Тема 17-18 Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею. В.М. Васнецов « Алёнушка», «Богатыри».
Знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие нашей страны.
Распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр); внимательно рассматривать и устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение.
Тема 19 Практическое занятие. Экскурсия в Третьяковскую галерею.
Познакомить с музеем изобразительного искусства - Третьяковская галерея. Распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр); внимательно рассматривать и устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение.
Тема 20 Виртуальное путешествие в Дом-музей В.М. Васнецова.
Знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие нашей страны.
РАЗДЕЛ 6.
«Музеи патриотической направленности» (3ч).
Тема 21-22 Виртуальная экскурсия в Музей Обороны Москвы.
Познакомить учащихся с историей величайшего события истории России - Московской битвы 1941-1942 гг. Познакомить с биографиями и подвигами участников Великой Отечественной Войны. Знать основные факты, связанные с Великой Отечественной войной и подвигом нашего народа.
Тема 23 Виртуальная экскурсия в музей танка Т-34.
Знакомство с военной техникой, историей её создания.
РАЗДЕЛ 7.
«Дома-музеи писателей» (4ч).
Тема 24-25 Виртуальная экскурсия в Дом-музей К.И. Чуковского.
Расширить представления о творчестве К.И. Чуковского.
Тема 26 Подведение итогов. Поделка «Чудо-дерево».
Знать название и содержание произведений К.И. Чуковского. Выразить отношение к стихам К.И. Чуковского через поделку «Чудо- дерево».
Тема 27 Виртуальная экскурсия в Дом-музей Л.Н. Толстого.
Расширить представления о творчестве Л.Н. Толстого.
РАЗДЕЛ 8.
«Музеи экологической направленности» (3ч).
Тема 28 Игра - путешествие в Музей Ледникового периода.
Знакомство с современными и древними видами животных.
Тема 29 Виртуальное путешествие в Парк птиц.
Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие бережного отношения к её природным ресурсам. Приобщение их к позитивной экологической деятельности.
Тема 30 Практическое занятие. Экскурсия в Московский зоопарк.
Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие бережного отношения к её природным ресурсам.
РАЗДЕЛ 9.
«Экскурсии, посвящённые знакомству с профессиями» (3ч).
Тема 31 Практическое занятие. Экскурсия на хлебозавод.
Расширить кругозор о мире профессий, знакомство с профессией пекарь.
Тема 32 Виртуальная экскурсия в Московский областной музей народных художественных промыслов.
Расширить кругозор о мире профессий, заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии, способность добывать новую информацию из различных источников.
Тема 33 Итоговое занятие. Познавательная игра «Все профессии нужны».
Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры; обогащение социально-игрового опыта; уточнять и расширять словарь и речевой материал.
- учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | теория | практика | ||||
Раздел1 1 | Введение в музейно-экскурсионную деятельность.(3ч) О чём рассказывает музей. | 1 | 1 | |||
2-3 | Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсоводов. | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
Раздел2 | Виртуальные экскурсии для младших школьников(4ч) | |||||
4 | Виртуальное путешествие в музей народной игрушки | 1 | 1 | |||
5 | Игра-путешествие по московским музеям для детей. | 1 | 1 | Практическая работа | ||
6 | Виртуальная экскурсия на киностудию «Союзмультфильм» | 1 | 1 | |||
7 | Практическое занятие. Экскурсия в Музей уникальных кукол. | 1 | 1 | |||
Раздел3 | Знакомимся с историей Москвы.(5ч). | |||||
8-9 | Главный город нашей страны. Игра-путешествие по Кремлю. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | |
10-11 | Виртуальное путешествие по Красной площади. | 2 | 1 | 1 | ||
12 | Практическое занятие. Экскурсия в Музей истории Москвы. | 1 | 1 | |||
Раздел4 | Храмы и монастыри Москвы.(4ч). | |||||
13-14 | Храм Василия Блаженного и храм Христа Спасителя. | 2 | 1 | 1 | ||
15-16 | Монастыри Москвы | 2 | 1 | 1 | ||
Раздел5 | Художественные музеи Москвы.(4ч). | |||||
17-18 | Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею В.М. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри». | 2 | 1 | 1 | ||
19 | Практическое занятие Экскурсия в Третьяковскую галерею. | 1 | 1 | |||
20 | Виртуальное путешествие в Дом-музей Васнецова. | 1 | 1 | |||
Раздел6 | Музеи патриотической направленности(3ч) | |||||
21-22 | Виртуальная экскурсия в Музей Обороны Москвы. | 2 | 1 | 1 | ||
23 | Виртуальная экскурсия в Музей танка Т-34. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | |
Раздел 7 | Дома - музеи писателей(4ч). | |||||
24-25 | Виртуальная экскурсия в Дом - музей К.И. Чуковского. | 2 | 1 | 1 | ||
26 | Подведение итогов. Поделка «Чудо-дерево» | 1 | 1 | Творческая работа | ||
27 | Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого. | 1 | 1 | |||
Раздел 8 | Музеи экологической направленности.(3ч) | |||||
28 | Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого | 1 | 1 | |||
29 | Виртуальное путешествие в Парк птиц. | 1 | 1 | |||
30 | Практическое занятие. Экскурсия в Московский зоопарк. | 1 | 1 | |||
Раздел9 | Экскурсии, посвящённые знакомству с профессиями.(3ч). | |||||
31 | Практическое занятие. Экскурсия на хлебозавод. | 1 | 1 | |||
32 | Виртуальная экскурсия в Московский областной музей народных художественных промыслов. | 1 | 1 | |||
33 | Итоговое занятие «Все профессии важны» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
Итого: | 33 часа. |
1.4. Планируемые результаты
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные результаты:
- Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- Адекватного понимания причин успешности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Адекватно воспринимать оценку учителя;
- Различать способ и результат действия;
- Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в музеях родного города.
- Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
- Внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;
- Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;
- Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
- Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
- Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;
- Представлять логику развития культурного наследия родного края;
- Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;
- Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
2.1 Календарный учебный график
№ п/п | дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения –занятия | Форма контроля |
1 | коллективная | 1 | О чём рассказывает музей. | класс | взаимоконтроль | ||
2-3 | коллективная и групповая | Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсоводов | класс | самоконтроль | |||
4 | парная | 1 | Виртуальное путешествие в музей народной игрушки | класс | тест | ||
5 | коллективная | 1 | Игра-путешествие по московским музеям для детей. | класс | Практическая работа | ||
6 | групповая | 1 | Виртуальная экскурсия на киностудию «Союзмультфильм | класс | самоконтроль | ||
7 | коллективная | 1 | Практическое занятие. Экскурсия в Музей уникальных кукол. | музей | взаимоконтроль | ||
8-9 | индивидуальная | 2 | Главный город нашей страны. Игра-путешествие по Кремлю. | класс | Творческая работа | ||
10-11 | групповая | 2 | Виртуальное путешествие по Красной площади. | класс | устный опрос | ||
12 | групповая | 1 | Практическое занятие. Экскурсия в Музей истории Москвы. | музей | |||
13-14 | коллективная | 2 | Храм Василия Блаженного и храм Христа Спасителя. | класс | взаимоконтроль | ||
15-16 | коллективная | 2 | Монастыри Москвы | класс | тест | ||
17-18 | парная | 2 | Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею В.М. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри | класс | |||
19 | коллективная | 1 | Практическое занятие Экскурсия в Третьяковскую галерею | музей | |||
20 | Коллективная и групповая | 1 | Виртуальное путешествие в Дом-музей Васнецова | класс | |||
21-22 | индивидуальная | 2 | Виртуальная экскурсия в Музей Обороны Москвы | класс | Творческая работа | ||
23 | коллективная | 1 | Виртуальная экскурсия в Музей танка Т-34. | класс | взаимоконтроль | ||
24-25 | коллективная | 2 | Виртуальная экскурсия в Дом - музей К.И. Чуковского. | класс | |||
26 | коллективная | 1 | Подведение итогов. Поделка «Чудо-дерево» | класс | Творческая работа | ||
27 | индивидуальная | 1 | Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого | класс | |||
28 | индивидуальная | 1 | Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого | класс | |||
29 | парная | 1 | Виртуальное путешествие в Парк птиц. | класс | |||
30 | парная | 1 | Практическое занятие. Экскурсия В Московский зоопарк. | зоопарк | |||
31 | групповая | 1 | Практическое занятие. Экскурсия на хлебозавод | хлебозавод | |||
32 | групповая | 1 | Виртуальная экскурсия в Московский областной музей народных художественных промыслов. | класс | |||
33 | групповая | 1 | Итоговое занятие «Все профессии важны» | класс | Практическая работа | ||
Итого:33 часа |
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мишакина Т. Л., Гладкова С.А. Москва музейная Дневник юного экскурсанта. Пособие для учащихся 1 – 4 класса. – М.: Ювента
2. Шедевры Государственной Третьяковской галереи Издательство: Государственная Третьяковская Галерея 2007 г
3. «Мы входим в мир прекрасного»: Образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева [и др.]. – СПб. 2012г.
4. Андрей Коткин "Путеводитель по парку птиц "Воробьи". РПК "Полиграфик" 2011г.
5. Лобов Л., Васильева К. « Переделкино, сказание о писательском городке» М.: Бослен, 2011
6. http://school-collection.ed
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")
"Начальная школа XXI века", 3 класс...
Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )
Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...
Рабочая программа "Познавательная экскурсия"
Рабочая программа по познвательным экскурсиям...
Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"
Экскурсия в посёлок Гузерипль поможет детям проявить интерес к истории родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...
Экскурсии по окружающему миру: ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)
Примеры экскурсий по окружающему миру ("ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» для учащихся с 3 – 4 классов
Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способ...