Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» для учащихся с 3 – 4 классов
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Погоренко Ольга Вячеславовна

Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей, умение поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» для учащихся с 3 – 4 классов

   

         Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности: «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и примерной программы организации внеурочной деятельности, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников», Москва «Просвещение», 2014 г.

        Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей, умение поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать информацию.

        Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения, приобретаемые в ходе экспериментирования, в будущем могут стать основой для научно-исследовательской деятельности.

         Новизной данной программы является то, что в основе лежит практический метод, который создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

  • реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться  самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
  • воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

         Цель программы – формирование информационной грамотности обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

          Задачи программы:

  1. развивать познавательный интерес к экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности;
  2. способствовать формированию потребности к самопознанию и саморазвитию;
    содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в творческом коллективе;
  3. развивать способности объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию всех видов.

                

Общая характеристика курса

          Содержание программы  внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая реализуется в школах: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

          Программа курса внеурочной деятельности  «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» основана на научных знаниях физики, химии, биологии, географии, безопасности жизнедеятельности, адаптированных для младших школьников,  а также использовании данных знаний в науке и технике.

          ФГОС начального общего образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, поэтому методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации курса внеурочной деятельности  «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)». Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику.        Проектная деятельность при проведении занятий внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» в начальной школе имеет отличительные особенности:

  • имеет долгосрочный характер;
  • носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений, подготовка презентаций, наблюдения за погодными явлениями, заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.)

       Программа по курсу внеурочной деятельности  «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)»   деятельности способствует формированию экологической и культурной грамотности соответствующих компетенций: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

        Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования способностей у младших школьников самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • занимательность
  • научность
  • сознательность и активность
  • наглядность
  • доступность
  • связь теории с практикой
  • индивидуальный подход

        Для более успешного усвоения курса необходимо разнообразить формы проведения дополнительных занятий: экскурсии, викторины, занятия-исследования и т.д.

3 класс

формы образовательно – воспитательной деятельности

количество часов

аудиторные занятия

1

внеаудиторные занятия

16

4 класс

формы образовательно – воспитательной деятельности

количество часов

аудиторные занятия

1

внеаудиторные занятия

16

     Внеаудиторные занятия – проведение экскурсий, олимпиад, посещение выставок, музеев, непосредственное участие в конкурсном мероприятии.

•        экскурсия – внеаудиторное занятие, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры,     природные объекты, историко-художественные памятники);

•        мастер класс – аудиторное занятие (неурочная форма), которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия  в мастерской является творческая деятельность каждого  и  осознание закономерностей этой деятельности;

•        познавательная лаборатория – аудиторное занятие (неурочная форма), которое используется для развития у детей познавательного интереса;

•        проекты – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив, приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми;

Место в учебном плане

     Внеурочная программа курса «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 53, носит модульный характер – 1 раз в четверть.

     Сроки реализации программы: 2 года (3-4 класс).  В планировании указано определенное количество часов в каждом классе: 3 класс - 17 часов, 4 класс – 17 часов Общий объем часов с 3 – 4 класс составляет – 34 часа.

     Продолжительность занятий:

  • 3 — 4 класс — вводное занятие 1 час, на экскурсии и мастер – классы отводится 4 часа

Личностные и метапредметные результаты

    Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Уровни воспитательных результатов ВУД

Уровни

воспитательных

результатов

Виды внеурочной

деятельности

Приобретение школьником  новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

Познавательная

- познавательные занятия кружка «Хочу всё знать», направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения).

- познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), организуемые педагогом для детей.

- детские исследовательские проекты.

- расширить кругозор учащихся в различных учебных областях;

- установить связь между учебной и внеучебной деятельности учащихся;

- развить логическое мышление и творческие способности учащихся

- развить творческое мышление;

-сформировать устойчивую, положительную  познавательную активность учащихся;

- приобщить к самостоятельному и творческому труду

-познавательные занятия кружка (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.).

- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД.

- интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?»  и т.п.).

- детские исследовательские проекты социальной направленности.

- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума

- детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.

- приобрести опыт исследовательской деятельности;

- успешная самореализация в учебной деятельности;

- выявить и поддержать одаренных учащихся;

- воспитать уверенность в своих силах у учеников слабоуспевающих;

- развить психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.

Содержание курса внеурочной деятельности

3 класс (17 часов)

    Тема. Основы экспериментальной деятельности (1 час)

Что такое опыт. Что такое эксперимент. Физика как наука. Химия как наука. Интересные факты об уникальных открытиях. Применение научных знаний в жизни человека. Схема проведения эксперимента. Предположение, реализация и заключение.

Практические работы: проектные работы, самостоятельное планирование и проведение экспериментов.

Внеаудиторные занятия: экскурсия в кабинет физики, экскурсия в кабинет химии

    Тема. Химия в нашей жизни (8 часов).

Растворимые и нерастворимые вещества. Периодическая система Д.И. Менделеева. Некоторые элементы таблицы Д.И. Менделеева: водород, кислород, углерод, кальций, марганец, железо, азот, йод.Смеси, растворы. Кристаллы. Агрегатные состояния тела. Скорая химическая помощь дома и на кухне. Химические вещества в природе и организме. Кислоты и щёлочи. Молекулярное строение вещества. Что такое химическая реакция.

Практические работы: простейшие опыты по выделению химических элементов и их производных, опыты с различными веществами, выращивание кристаллов, практическое применение химических знаний в быту, опыты с растворами, индикаторы, выявление кислот и щелочей.

    Тема. Изучаем природу (8 часов).

Свойства и сила воды. Чистая вода, способы очищения воды. Что такое гидравлика. Можно ли выйти сухим из воды. Капиллярность. Воздух, свойства воздуха, использование свойств воздуха человеком. Наблюдение погоды: ветер, температура, атмосферное давление. Растения. Выращивание растений. Как работает теплица. Секреты продуктов: молоко, мёд, газированные напитки. Белки, жиры и углеводы. Правильное питание – залог здоровья.

Практические работы: исследование воды и плавучести тел, свойства воздуха, опыты с летающими объектами, опыты по выращиванию растений, изготовление примитивного парника, изготовление флюгера, барометра, термометра, природные индикаторы, особенности пищеварения, выращивание плесени, опыты с белком, сквашивание молока.

3 класс (17 часов)

    Тема. Основы экспериментальной деятельности (1 час)

Что такое опыт. Что такое эксперимент. Физика как наука. Химия как наука. Интересные факты об уникальных открытиях. Применение научных знаний в жизни человека. Схема проведения эксперимента. Предположение, реализация и заключение.

Практические работы: проектные работы, самостоятельное планирование и проведение экспериментов.

Внеаудиторные занятия: экскурсия в кабинет физики, экскурсия в кабинет химии

    Тема. Химия в нашей жизни (8 часов).

Растворимые и нерастворимые вещества. Периодическая система Д.И. Менделеева. Некоторые элементы таблицы Д.И. Менделеева: водород, кислород, углерод, кальций, марганец, железо, азот, йод. Смеси, растворы. Кристаллы. Агрегатные состояния тела. Скорая химическая помощь дома и на кухне. Химические вещества в природе и организме. Кислоты и щёлочи. Молекулярное строение вещества. Что такое химическая реакция.

Практические работы: простейшие опыты по выделению химических элементов и их производных, опыты с различными веществами, выращивание кристаллов, практическое применение химических знаний в быту, опыты с растворами, индикаторы, выявление кислот и щелочей.

    Тема. Изучаем природу (8 часов).

Свойства и сила воды. Чистая вода, способы очищения воды. Что такое гидравлика. Можно ли выйти сухим из воды. Капиллярность. Воздух, свойства воздуха, использование свойств воздуха человеком. Наблюдение погоды: ветер, температура, атмосферное давление. Растения. Выращивание растений. Как работает теплица. Секреты продуктов: молоко, мёд, газированные напитки. Белки, жиры и углеводы. Правильное питание – залог здоровья.

Практические работы: исследование воды и плавучести тел, свойства воздуха, опыты с летающими объектами, опыты по выращиванию растений, изготовление примитивного парника, изготовление флюгера, барометра, термометра, природные индикаторы, особенности пищеварения, выращивание плесени, опыты с белком, сквашивание молока.

4 класс (17 часов)

    Тема. Основы экспериментальной деятельности (1 час)

Строить логическую цепь рассуждения опыт, подводить под понятия «опыт» и «эксперимент». Физика как наука. Химия как наука. Интересные факты об уникальных открытиях. Применение научных знаний в жизни человека. Схема проведения эксперимента. Предположение, реализация и заключение.

Практические работы: проектные работы, самостоятельное планирование и проведение экспериментов.

Внеаудиторные занятия: экскурсия в кабинет физики, экскурсия в кабинет химии

    Тема. Химия в нашей жизни (8 часов).

Уметь выполнять знаково-символическое моделирование. Формировать умение совершать контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие - учёт позиции собеседника.

Практические работы: простейшие опыты по выделению химических элементов и их производных, опыты с различными веществами, выращивание кристаллов, практическое применение химических знаний в быту, опыты с растворами, индикаторы, выявление кислот и щелочей.

    Тема. Изучаем природу (8 часов).

Строить логическую цепь рассуждения, подводить под понятие, владеть общими приёмами действий. Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации.Уметь выполнять контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие - учёт позиции собеседника.

Практические работы: исследование воды и плавучести тел, свойства воздуха, опыты с летающими объектами, опыты по выращиванию растений, изготовление примитивного парника, изготовление флюгера, барометра, термометра, природные индикаторы, особенности пищеварения, выращивание плесени, опыты с белком, сквашивание молока.

Тематическое планирование с определением основных видов   внеурочной

деятельности обучающихся

3 класс (17 часов)

                          Тема

             Деятельность уч –ся

1.Вводный урок (1час)

 Уч –ся знакомятся с понятиями естествознание, экскурсии, правилами поведения на экскурсиях.

2. Экскурсия в ТПУ.   Экспериментальный мастер - класс «Черное золото», или магия нефти»(4 часа)

 Посетив современную лабораторию природных энергоносителей, ребята узнают, что такое нефть и из каких компонентов она состоит, смогут подержать ее в руках,  узнают, каким образом из нефти получается высококачественное топливо для машин и мотоциклов, самолетов и пароходов, космических кораблей и ракет. Погрузятся в удивительный мир химии «Черного золота» и примут  участие в проведении волшебного эксперимента «Танцующие» капли нефти».

3 .   Экскурсия в ТПУ.  Мастер- класс «Делаем жвачку, или магия химических  полимеров» (4часа)

Мастер – класс позволит ребятам оказаться в удивительном мире химии полимеров и принять участие в увлекательном процессе изготовления «настоящей жвачки».

4. Экскурсия в минералогический музей. (4часа)

Ребята увидят коллекцию минералов и горных пород со всех 6 континентов земного шара.

5. Экскурсия в палеонтологический музей. (4часа)

На экскурсии в палеонтологическом музее ребята смогут окунуться в атмосферу древних морей и ландшафтов поверхности земли от первого выхода жизни на сушу до появления человека..

4 класс (17 часов)

Тема

Деятельность уч –ся

  1. Вводный урок (1час)

Учащиеся знакомятся  с ТПУ.

2. Экскурсия в ТПУ.   Экспериментальный мастер – класс (4часа)

 Уч –ся знакомятся с понятиями естествознание, экскурсии, правилами поведения на экскурсиях.

3 .   Экскурсия в ТПУ.  Мастер- класс (4часа)

Мастер – класс позволит ребятам оказаться в удивительном мире химии полимеров и принять участие в увлекательном процессе изготовления «настоящей жвачки».

4. Экскурсия в минералогический музей. (4часа)

Ребята узнают, из каких минералов можно сделать ткань или связать сумочку, из чего состоят краски у художника, что в давние времена использовали вместо стекла или как отличить золото от «золота дураков»?

5. Экскурсия в палеонтологический музей.

Уч-ся узнают, как зарождалась и эволюционировала жизнь на земле, а поработав с древними окаменелостями смогут почувствовать себя настоящими природными исследователями.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащегося

УУД

Ау

дит.

Вне аудит

1

1.Вводный урок

1

Знакомство с понятиями эксперимент, экспериментатор.

умение работать с информацией, слушать и выделять главное, работать в группах, умение вести диалог, беседу,

развитие памяти,внимания, речи

формирование мотивации к учению

2

Экскурсия в ТПУ.   Экспериментальный мастер - класс «Черное золото», или магия нефти»

4

 Познание того, что такое нефть и из каких компонентов она состоит, смогут подержать ее в руках,  каким образом из нефти получается высококачественное топливо для машин и мотоциклов, самолетов и пароходов, космических кораблей и ракет.

умение размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, развитие логики, мышления, памяти,

формирование усидчивости, аккуратности

3

 Экскурсия в ТПУ.  Мастер- класс «Делаем жвачку, или магия химических  полимеров»

4

 Познание того, что такое жвачка и ее производство

умение работать в группе, команде,

формирование внимания, мотивации к учению.

4

Экскурсия в минералогический музей.

4

Познание того, из каких минералов можно сделать ткань или связать сумочку, из чего состоят краски у художника, что в давние времена использовали вместо стекла

умение работать с информацией

5

Экскурсия в палеонтологический музей.

4

Наблюдение за физическими процессами испарения, конденсации, плавления, кристаллизации.

умение размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,

умение анализировать, проводить анализ

формирование внимательности,усидчивости

Итого

1

16

4 класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащегося

УУД

Ау

дит.

Вне аудит

1

Зннакомство с ТПУ

1

Знакомство с университетами, музеями.

умение работать с информацией

6

Экскурсия в музей физики ТПУ.

4

Знакомство с уникальными экспонатами музея, узнают о принципах работы некоторых из них.

умение работать в группе, команде

умение слушать и понимать других

9

Экскурсия в ТПУ.  Мастер класс «Магия химических полимеров»

4

 Знакомство с составом пластиковой посуды, которой мы регулярно пользуемся, в каких еще отраслях науки и техники используются полимерные материалы, провести анализ химических, физических, механических свойств различных полимеров.

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

осуществлять поиск необходимой информации

умение проводить анализ

формирование мотивации к учению

11

Экскурсия в музей палентологии ТПУ

4

Знакомство с монографичсекими коллекциями всех стран мира.

формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

Мотивация к учению

Умение слушать и выделять главное

формирование мотивации к учению

 

12

Экскурсия в музей минералогии ТПУ.

4

Знакомство с уникальной коллекцией минералов, собранной многими поколениями геологов.

Итого

1

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа пр курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 классы на 2019-2020 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности «Занимательная математика»» 1 – 4 классы на  2019-2020  учебный год....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по математике поможет учителям начальных классов...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 1 класса

Курс "Занимательный русский язык" для учащихся 1-4 классов разработан как дополнение к курсу «Русский язык» для начальной школы, представляет собой комплекс специально разработан...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика", 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык " 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык " 3 класс...