Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» для учащихся с 3 – 4 классов
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей, умение поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zanimatelnoe_estestvoznanie_3_-_4_klass.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» для учащихся с 3 – 4 классов
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности: «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и примерной программы организации внеурочной деятельности, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников», Москва «Просвещение», 2014 г.
Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей, умение поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать информацию.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения, приобретаемые в ходе экспериментирования, в будущем могут стать основой для научно-исследовательской деятельности.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит практический метод, который создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
- реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Цель программы – формирование информационной грамотности обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
- развивать познавательный интерес к экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности;
- способствовать формированию потребности к самопознанию и саморазвитию;
содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в творческом коллективе; - развивать способности объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию всех видов.
Общая характеристика курса
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая реализуется в школах: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» основана на научных знаниях физики, химии, биологии, географии, безопасности жизнедеятельности, адаптированных для младших школьников, а также использовании данных знаний в науке и технике.
ФГОС начального общего образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, поэтому методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации курса внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)». Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Проектная деятельность при проведении занятий внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» в начальной школе имеет отличительные особенности:
- имеет долгосрочный характер;
- носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений, подготовка презентаций, наблюдения за погодными явлениями, заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.)
Программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» деятельности способствует формированию экологической и культурной грамотности соответствующих компетенций: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования способностей у младших школьников самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- занимательность
- научность
- сознательность и активность
- наглядность
- доступность
- связь теории с практикой
- индивидуальный подход
Для более успешного усвоения курса необходимо разнообразить формы проведения дополнительных занятий: экскурсии, викторины, занятия-исследования и т.д.
3 класс
формы образовательно – воспитательной деятельности | количество часов |
аудиторные занятия | 1 |
внеаудиторные занятия | 16 |
4 класс
формы образовательно – воспитательной деятельности | количество часов |
аудиторные занятия | 1 |
внеаудиторные занятия | 16 |
Внеаудиторные занятия – проведение экскурсий, олимпиад, посещение выставок, музеев, непосредственное участие в конкурсном мероприятии.
• экскурсия – внеаудиторное занятие, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природные объекты, историко-художественные памятники);
• мастер класс – аудиторное занятие (неурочная форма), которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности;
• познавательная лаборатория – аудиторное занятие (неурочная форма), которое используется для развития у детей познавательного интереса;
• проекты – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив, приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми;
Место в учебном плане
Внеурочная программа курса «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 53, носит модульный характер – 1 раз в четверть.
Сроки реализации программы: 2 года (3-4 класс). В планировании указано определенное количество часов в каждом классе: 3 класс - 17 часов, 4 класс – 17 часов Общий объем часов с 3 – 4 класс составляет – 34 часа.
Продолжительность занятий:
- 3 — 4 класс — вводное занятие 1 час, на экскурсии и мастер – классы отводится 4 часа
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Уровни воспитательных результатов ВУД
Уровни воспитательных результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение школьником новых социальных знаний | Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям | Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия |
Познавательная | - познавательные занятия кружка «Хочу всё знать», направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения). - познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), организуемые педагогом для детей. - детские исследовательские проекты. - расширить кругозор учащихся в различных учебных областях; - установить связь между учебной и внеучебной деятельности учащихся; - развить логическое мышление и творческие способности учащихся | ||
- развить творческое мышление; -сформировать устойчивую, положительную познавательную активность учащихся; - приобщить к самостоятельному и творческому труду -познавательные занятия кружка (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.). - познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД. - интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?» и т.п.). - детские исследовательские проекты социальной направленности. | |||
- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума - детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования. - приобрести опыт исследовательской деятельности; - успешная самореализация в учебной деятельности; - выявить и поддержать одаренных учащихся; - воспитать уверенность в своих силах у учеников слабоуспевающих; - развить психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний. |
Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс (17 часов)
Тема. Основы экспериментальной деятельности (1 час)
Что такое опыт. Что такое эксперимент. Физика как наука. Химия как наука. Интересные факты об уникальных открытиях. Применение научных знаний в жизни человека. Схема проведения эксперимента. Предположение, реализация и заключение.
Практические работы: проектные работы, самостоятельное планирование и проведение экспериментов.
Внеаудиторные занятия: экскурсия в кабинет физики, экскурсия в кабинет химии
Тема. Химия в нашей жизни (8 часов).
Растворимые и нерастворимые вещества. Периодическая система Д.И. Менделеева. Некоторые элементы таблицы Д.И. Менделеева: водород, кислород, углерод, кальций, марганец, железо, азот, йод.Смеси, растворы. Кристаллы. Агрегатные состояния тела. Скорая химическая помощь дома и на кухне. Химические вещества в природе и организме. Кислоты и щёлочи. Молекулярное строение вещества. Что такое химическая реакция.
Практические работы: простейшие опыты по выделению химических элементов и их производных, опыты с различными веществами, выращивание кристаллов, практическое применение химических знаний в быту, опыты с растворами, индикаторы, выявление кислот и щелочей.
Тема. Изучаем природу (8 часов).
Свойства и сила воды. Чистая вода, способы очищения воды. Что такое гидравлика. Можно ли выйти сухим из воды. Капиллярность. Воздух, свойства воздуха, использование свойств воздуха человеком. Наблюдение погоды: ветер, температура, атмосферное давление. Растения. Выращивание растений. Как работает теплица. Секреты продуктов: молоко, мёд, газированные напитки. Белки, жиры и углеводы. Правильное питание – залог здоровья.
Практические работы: исследование воды и плавучести тел, свойства воздуха, опыты с летающими объектами, опыты по выращиванию растений, изготовление примитивного парника, изготовление флюгера, барометра, термометра, природные индикаторы, особенности пищеварения, выращивание плесени, опыты с белком, сквашивание молока.
3 класс (17 часов)
Тема. Основы экспериментальной деятельности (1 час)
Что такое опыт. Что такое эксперимент. Физика как наука. Химия как наука. Интересные факты об уникальных открытиях. Применение научных знаний в жизни человека. Схема проведения эксперимента. Предположение, реализация и заключение.
Практические работы: проектные работы, самостоятельное планирование и проведение экспериментов.
Внеаудиторные занятия: экскурсия в кабинет физики, экскурсия в кабинет химии
Тема. Химия в нашей жизни (8 часов).
Растворимые и нерастворимые вещества. Периодическая система Д.И. Менделеева. Некоторые элементы таблицы Д.И. Менделеева: водород, кислород, углерод, кальций, марганец, железо, азот, йод. Смеси, растворы. Кристаллы. Агрегатные состояния тела. Скорая химическая помощь дома и на кухне. Химические вещества в природе и организме. Кислоты и щёлочи. Молекулярное строение вещества. Что такое химическая реакция.
Практические работы: простейшие опыты по выделению химических элементов и их производных, опыты с различными веществами, выращивание кристаллов, практическое применение химических знаний в быту, опыты с растворами, индикаторы, выявление кислот и щелочей.
Тема. Изучаем природу (8 часов).
Свойства и сила воды. Чистая вода, способы очищения воды. Что такое гидравлика. Можно ли выйти сухим из воды. Капиллярность. Воздух, свойства воздуха, использование свойств воздуха человеком. Наблюдение погоды: ветер, температура, атмосферное давление. Растения. Выращивание растений. Как работает теплица. Секреты продуктов: молоко, мёд, газированные напитки. Белки, жиры и углеводы. Правильное питание – залог здоровья.
Практические работы: исследование воды и плавучести тел, свойства воздуха, опыты с летающими объектами, опыты по выращиванию растений, изготовление примитивного парника, изготовление флюгера, барометра, термометра, природные индикаторы, особенности пищеварения, выращивание плесени, опыты с белком, сквашивание молока.
4 класс (17 часов)
Тема. Основы экспериментальной деятельности (1 час)
Строить логическую цепь рассуждения опыт, подводить под понятия «опыт» и «эксперимент». Физика как наука. Химия как наука. Интересные факты об уникальных открытиях. Применение научных знаний в жизни человека. Схема проведения эксперимента. Предположение, реализация и заключение.
Практические работы: проектные работы, самостоятельное планирование и проведение экспериментов.
Внеаудиторные занятия: экскурсия в кабинет физики, экскурсия в кабинет химии
Тема. Химия в нашей жизни (8 часов).
Уметь выполнять знаково-символическое моделирование. Формировать умение совершать контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие - учёт позиции собеседника.
Практические работы: простейшие опыты по выделению химических элементов и их производных, опыты с различными веществами, выращивание кристаллов, практическое применение химических знаний в быту, опыты с растворами, индикаторы, выявление кислот и щелочей.
Тема. Изучаем природу (8 часов).
Строить логическую цепь рассуждения, подводить под понятие, владеть общими приёмами действий. Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации.Уметь выполнять контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие - учёт позиции собеседника.
Практические работы: исследование воды и плавучести тел, свойства воздуха, опыты с летающими объектами, опыты по выращиванию растений, изготовление примитивного парника, изготовление флюгера, барометра, термометра, природные индикаторы, особенности пищеварения, выращивание плесени, опыты с белком, сквашивание молока.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной
деятельности обучающихся
3 класс (17 часов)
Тема | Деятельность уч –ся |
1.Вводный урок (1час) | Уч –ся знакомятся с понятиями естествознание, экскурсии, правилами поведения на экскурсиях. |
2. Экскурсия в ТПУ. Экспериментальный мастер - класс «Черное золото», или магия нефти»(4 часа) | Посетив современную лабораторию природных энергоносителей, ребята узнают, что такое нефть и из каких компонентов она состоит, смогут подержать ее в руках, узнают, каким образом из нефти получается высококачественное топливо для машин и мотоциклов, самолетов и пароходов, космических кораблей и ракет. Погрузятся в удивительный мир химии «Черного золота» и примут участие в проведении волшебного эксперимента «Танцующие» капли нефти». |
3 . Экскурсия в ТПУ. Мастер- класс «Делаем жвачку, или магия химических полимеров» (4часа) | Мастер – класс позволит ребятам оказаться в удивительном мире химии полимеров и принять участие в увлекательном процессе изготовления «настоящей жвачки». |
4. Экскурсия в минералогический музей. (4часа) | Ребята увидят коллекцию минералов и горных пород со всех 6 континентов земного шара. |
5. Экскурсия в палеонтологический музей. (4часа) | На экскурсии в палеонтологическом музее ребята смогут окунуться в атмосферу древних морей и ландшафтов поверхности земли от первого выхода жизни на сушу до появления человека.. |
4 класс (17 часов)
Тема | Деятельность уч –ся |
| Учащиеся знакомятся с ТПУ. |
2. Экскурсия в ТПУ. Экспериментальный мастер – класс (4часа) | Уч –ся знакомятся с понятиями естествознание, экскурсии, правилами поведения на экскурсиях. |
3 . Экскурсия в ТПУ. Мастер- класс (4часа) | Мастер – класс позволит ребятам оказаться в удивительном мире химии полимеров и принять участие в увлекательном процессе изготовления «настоящей жвачки». |
4. Экскурсия в минералогический музей. (4часа) | Ребята узнают, из каких минералов можно сделать ткань или связать сумочку, из чего состоят краски у художника, что в давние времена использовали вместо стекла или как отличить золото от «золота дураков»? |
5. Экскурсия в палеонтологический музей. | Уч-ся узнают, как зарождалась и эволюционировала жизнь на земле, а поработав с древними окаменелостями смогут почувствовать себя настоящими природными исследователями. |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося | УУД | |
Ау дит. | Вне аудит | |||||
1 | 1.Вводный урок | 1 | Знакомство с понятиями эксперимент, экспериментатор. | умение работать с информацией, слушать и выделять главное, работать в группах, умение вести диалог, беседу, развитие памяти,внимания, речи формирование мотивации к учению | ||
2 | Экскурсия в ТПУ. Экспериментальный мастер - класс «Черное золото», или магия нефти» | 4 | Познание того, что такое нефть и из каких компонентов она состоит, смогут подержать ее в руках, каким образом из нефти получается высококачественное топливо для машин и мотоциклов, самолетов и пароходов, космических кораблей и ракет. | умение размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, развитие логики, мышления, памяти, формирование усидчивости, аккуратности | ||
3 | Экскурсия в ТПУ. Мастер- класс «Делаем жвачку, или магия химических полимеров» | 4 | Познание того, что такое жвачка и ее производство | умение работать в группе, команде, формирование внимания, мотивации к учению. | ||
4 | Экскурсия в минералогический музей. | 4 | Познание того, из каких минералов можно сделать ткань или связать сумочку, из чего состоят краски у художника, что в давние времена использовали вместо стекла | умение работать с информацией | ||
5 | Экскурсия в палеонтологический музей. | 4 | Наблюдение за физическими процессами испарения, конденсации, плавления, кристаллизации. | умение размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, умение анализировать, проводить анализ формирование внимательности,усидчивости | ||
Итого | 1 | 16 |
4 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося | УУД | |
Ау дит. | Вне аудит | |||||
1 | Зннакомство с ТПУ | 1 | Знакомство с университетами, музеями. | умение работать с информацией | ||
6 | Экскурсия в музей физики ТПУ. | 4 | Знакомство с уникальными экспонатами музея, узнают о принципах работы некоторых из них. | умение работать в группе, команде умение слушать и понимать других | ||
9 | Экскурсия в ТПУ. Мастер класс «Магия химических полимеров» | 4 | Знакомство с составом пластиковой посуды, которой мы регулярно пользуемся, в каких еще отраслях науки и техники используются полимерные материалы, провести анализ химических, физических, механических свойств различных полимеров. | уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять поиск необходимой информации умение проводить анализ формирование мотивации к учению | ||
11 | Экскурсия в музей палентологии ТПУ | 4 | Знакомство с монографичсекими коллекциями всех стран мира. | формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; Мотивация к учению Умение слушать и выделять главное формирование мотивации к учению
| ||
12 | Экскурсия в музей минералогии ТПУ. | 4 | Знакомство с уникальной коллекцией минералов, собранной многими поколениями геологов. | |||
Итого | 1 | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа пр курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 классы на 2019-2020 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Занимательная математика»» 1 – 4 классы на 2019-2020 учебный год....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1 – 4 классов
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по математике поможет учителям начальных классов...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 1 класса
Курс "Занимательный русский язык" для учащихся 1-4 классов разработан как дополнение к курсу «Русский язык» для начальной школы, представляет собой комплекс специально разработан...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика", 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык " 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык " 3 класс...