Классный час "Цена ломтика"
классный час на тему
Занятие помогает расширить знания о пользе хлеба, о его ценности. о тяжёлом труде хлебороба
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsena_lomtika.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕНА ЛОМТИКА
Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.
Ход классного часа
С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки.
1. Вступительная часть.
– Отгадайте:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра – на столе.
(Хлеб.)
Слово учителя. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», – шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
2. Рассказ учителя.
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.
– Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука.)
– Из чего готовят отрубной хлеб?
Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
Читает ученик.
ВОЕННЫЙ ХЛЕБ
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
А. Морозов
– А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
– Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)
3. Викторина «Мозговой штурм».
В о п р о с ы в и к т о р и н ы:
1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)
2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)
3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)
5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)
4. Рассказ учителя (продолжение).
– Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)
Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:
■ Бери хлеба столько, сколько съешь.
■ Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
– Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.
5. Работа с пословицами.
Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы. (Ответы детей.)
З а д а н и е: доскажите вторую часть пословицы.
- Не шуба греет, а … (хлеб).
- В дороге хлеб не … (помеха).
- Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
- Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).
- У кого хлебушко, у того и … (счастье).
- Хлеб всему … (голова).
- Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
6. Заключительная часть.
Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»
Придержимся русской традиции гостеприимства.
На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех.
Дидактический материал
О ХЛЕБЕ
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Н. Тихонов
РУКИ ЧЕЛОВЕКА
Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут,
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно!
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,
И если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду,
И колосом стану,
И к людям приду».
Я. Дегутите
КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИХОДИТ
Есть пословица в народе –
«Хлеб – на стол,
и стол расцвел».
Ну а все же как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
Он рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля –
земля не просто,
А кормилица-земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись:
увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый нужный в мире труд.
Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли.
Из машин рекой струится
На совхозное гумно
Наше золото – пшеница,
Золотистое зерно.
Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.
По цехам пройдешь – порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы –
Очень умные станки.
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь.
Есть пословица в народе:
«Хлеб – на стол,
и стол расцвел».
Хлеб нелегкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цена ломтика.
Внеклассное мепоприятие (классный час) о пользе хлеба, о его ценности. Воспитание бережливого отношения к хлебу.Есть пословица в народе-"Хлеб на стол - и стол расцвел".Ну а все же как приходитЭт...
Беседа на тему "Цена ломтика хлеба"
Беседа в рамках кружка "Основы здорового питания" на тему "Цена ломтика хлеба" (4 класс)...
"Цена ломтика"
Углубить и расширить знания о хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба...
Классный час "Цена ломтика". 3 класс.
Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.Цели: - расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;- воспитывать чувство бережливого отношения к ...
Классный час "Цена ломтика"
Цель урока: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.Задачи урока:1. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.2. Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.3. Сп...
Классный час "Цена ломтика"
познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;воспитывать бережное отношение к хлебу....
«Цена ломтика» тематический классный час для учащихся
laquo;Цена ломтика» тематический классный час для учащихся...