Классный час "Цена ломтика"
классный час (3 класс) на тему
познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;
показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
воспитывать бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsena_lomtika.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Цена ломтика"
Цель: познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;
показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
воспитывать бережное отношение к хлебу.
Задачи: обеспечить развитие самостоятельного применения знаний в различных ситуация
Ход классного часа.
1.Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
2.Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
3. В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Слава тем,
Кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Учитель. По подсчётам учёных – медиков, взрослый человек съедает в день около 500 г хлеба, а при тяжёлой работе – до 800 г .В хлебе много белков, углеводов, а так же минеральных солей и витаминов.
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали по 125 г хлеба на весь день, но именно этот хлеб помог ленинградцам выстоять и победить.
4. Был хлеб всегда в почёте на Руси –
Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Как не хватало его во время войны. Чтобы получить несколько граммов хлеба, необходимо было отстоять бесконечные очереди, держа в руках заветную хлебную карточку. Хлеб с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды был таким желанным
641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей, они стоят и молча плачут. На могиле лежит ломтик черного хлеба, а рядом записка « Доченька, если б я могла дать его тогда»
Есть хлеб - будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова стоят рядом. Вечна жизнь, вечен хлеб. Они неотделимы друг от друга.
5. Нет ничего превыше хлеба.
В нём наш исток и наш итог.
Как будто солнце с неба,
Пшеничный катится поток.
Хлеб всегда был в почете у людей… Хлеб, хлебушко, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, - так ласково и уважительно называют его в народе . Это не только продукт питания. Хлеб - наша гордость, богатство, сила…
“Хлеб – дар Божий”, – говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.
Ученики: (Читают наизусть)
6.“Хлеб”
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув, на свежей скатерти узлом
В дни страды исхоженные стёжки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
Н.Рыленкова.
7.Хлеб
На свете я видела хлеба немало-
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом,
И он отдыхал , накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка-
Ни корки, ни крошки , ломоть - до конца.
8. На свете я видела хлеба немного.
Его отмеряли так скудно, так строго.
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.
С соломой, с мякишем, с трухой, со жмыхами
Он все же казался желанней всего!
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.
9. На свете я видела хлеба разливы:
Мешки , бункера, элеваторы, нивы.
Он золотом лился, волною бежал,
Горой на токах деревенских лежал.
И если примечу кусочек в небрежье-
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье-
Поднять и спасти это чудо земли.
Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булочки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд. Не одного человека, не двух, не трех. Труд многих людей. День и ночь – и в палящий зной , и в дождь – идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и ,наконец, выпечь хлеб. Семена, машины, механизмы, удобрения, элеваторы, пекарни – все это необходимо для того, чтобы получить хлеб
10.Ладони, пахнущие хлебом.
Кому, какой дается жребий,
Какая песня под луной,
А я взрастал на черном хлебе,
То хлеб земли моей родной.
Его солил я крупной солью
И запивал воды глотком,
С ним по широкому раздолью
Ходил за плугом босиком.
11.Я молотил и веял жито,
За стол садился не спеша,
Я знал : в ржаной ковриге скрыта
Всей доброты земной душа.
Святая мудрость землепашца
В ней навсегда воплощена.
Ни возгордиться, ни зазнаться
Не даст в дороге мне она.
И нужно мне под русским небом,
Чтоб каждый день и каждый миг
Ладони, пахнущие хлебом,
Я чуял на плечах моих.
Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили по Невскому проспекту), загудели машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла, прижав руки к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо кто-то слишком сытый не переживший блокаду, бросил кусок хлеба. А, потом, у поэта Р. Рождественского родились такие строки.
На Невском замерло движенье...
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В ее протянутой руке
Горбушка черная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин.
И все забывшим равнодушьем...
А женщина держала хлеб.
И с дрожью в голосе шептала:
Кусочек этот бы тогда
И сына б я не потеряла.
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза.
Учитель: Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем изобилии хлеба – бояться потерять его.
- Ребята, для чего нужен хлеб? (Ответы учащихся)
Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги.
“Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу”.
“Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил”.
- Почему легкого хлеба не бывает?
В нашей столовой был проведен рейд по использованию хлеба. Рейд показал, что отходы хлеба минимальные. Но удивило равнодушие учащихся, когда падал хлеб на пол, все проходили мимо и никто не подобрал.
Учитель:
“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают счастья.
“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают мира.
12.Нужны нам и мясо, и фрукты –
Однако, коль строго судить
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить
Всему голова и основа
В нем труд хлеборобов, их пот
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
13.Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.
К.Мусорни.
Учитель:
- Как чествуют дорогих гостей?
Дорогих гостей встречают с хлебом и солью, молодоженов на свадьбах осыпают зерном и пшеницей, новорожденных клали в опару.
С хлебом человек рождался, с хлебом жил.
Давайте осуществим 1 из заповедей: вручим каравай нашим гостям.
“Каравай”
14. Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен –
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
Режь, да ешь от всей души, силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
Чтобы в добрый светлый час хлеб на стол явился,
Кто – то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!
Учитель: Я вам советую выбирать себе в друзья тех ребят, которые уважают хлеб, ценят его. Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили в него свой труд.
Запомни же как дважды два,
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит»
И если ты не глух, не слеп, Цени народный, трудный хлеб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цена ломтика.
Внеклассное мепоприятие (классный час) о пользе хлеба, о его ценности. Воспитание бережливого отношения к хлебу.Есть пословица в народе-"Хлеб на стол - и стол расцвел".Ну а все же как приходитЭт...
Беседа на тему "Цена ломтика хлеба"
Беседа в рамках кружка "Основы здорового питания" на тему "Цена ломтика хлеба" (4 класс)...
"Цена ломтика"
Углубить и расширить знания о хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба...
Классный час "Цена ломтика". 3 класс.
Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.Цели: - расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;- воспитывать чувство бережливого отношения к ...
Классный час "Цена ломтика"
Цель урока: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.Задачи урока:1. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.2. Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.3. Сп...
Классный час "Цена ломтика"
Занятие помогает расширить знания о пользе хлеба, о его ценности. о тяжёлом труде хлебороба...
«Цена ломтика» тематический классный час для учащихся
laquo;Цена ломтика» тематический классный час для учащихся...