"Цена ломтика"
классный час (4 класс) по теме

Цыганкова Елена Николаевна

           Углубить и  расширить знания о  хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;

           воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cena_lomtik1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                          Цена ломтика.

Цели: углубить и  расширить знания о  хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;

           воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный процессор, презентация, плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды  хлеба ( по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.

                     

                                      Ход классного часа.

Вступительная часть.

-Отгадайте:

                         Широко, а не море,

                          Золото, а не деньги,

                          Сегодня на земле,

                         А завтра - на столе.       (слайд 2)

                                            (хлеб)

Да, встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед ни праздничный стол.

Слово учителя. Это было давно,  во времена каменного века, когда люди жили племенами и питались мясом животных. Как-то отправились они на поиски других мест, где было много зверей. Шли они долго, охота была неудачной, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. (слайд3)

 Когда он очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживил его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо - колоске. (слайл4)

Чтобы зерна  было удобно есть. Смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку.    (слайд 5)

И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Но это еще не настоящий хлеб, а собиратель не земледелец. (слайд6)

Впервые слово «хлеб» появилось в 4 веке до н. э. в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы -«клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». (слайд7)

 

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.(слайд8) 

                    Чтение стихов о хлебе.

В нем - здоровье, наша сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

 

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

 Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.      (слайд9)

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как пожалуйста-готово,

В ящик сыплется оно.  (слайд 10)

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!  (слайд11)

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите»,-шепчет тесто. (слайд12)

Ладно, пустим,

В печь давай-

Нарядился каравай.  

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.      (слайд13)

Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего»

-Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

-Почему один хлеб черный, другой - белый? (пшеничная и ржаная мука)

- Из чего готовят отрубной хлеб? (отруби - это отходы, оболочка зерна, прекрасное лечебное средство, отруби добавляют в некоторые хлебобулочные изделия, кормят животных)

Песня в исполнении Ольги Воронец «Хлеб всему голова»

Во время В. О. войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным».

900дней город Ленинград находился в блокаде, все меньше и меньше становился кусочек хлеба отмеренный ленинградцу, а ведь нужно было работать.

Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125граммов хлеба, рабочему-250граммов. (слайд14)

Поэтесса Ольга Бергольц писала:

              Сто двадцать пять блокадных грамм

              С огнем и кровью пополам.

Да, этот кусочек даже трудно назвать хлебом. Эту темно-коричневую массу, наполовину состоящую из примесей: жмых, древесная стружка, трава- лебеда или крапива, отруби и только 5 граммов муки.

И маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: (одна из записей в дневнике)

«…если просто хочется есть, это не голод. Голод -это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце-все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает…»

Из дневника Юры Рябинина: «Эх, как хочется спать, спать и есть…А что еще человеку надо? Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе»

Эти дети навсегда остались в блокадном городе.

         Чтение стихотворения

                                           Военный хлеб.      А. Морозов

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке.

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто               (слайд15)

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Помните это и бережно относитесь к хлебу!   (слайд16)

Закончилась В.О. война, проходят пятилетки за пятилетками, но в стране катастрофически не хватает хлеба. Пашни истощены, семенной фонд ограблен фашистами, не хватает техники, удобрений. Надо было разрешить продовольственную проблему. Страна призывает людей освоить целинные земли.    (слайд17)

-Что такое «целина»? (целина – не паханная, не подвергшаяся обработке земля). .  

Таких земель в России было много и люди. И люди поехали осваивать целину (слайд18)

Песня  «Едут новоселы»      

-А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

-Если хлеб остался, что с ним можно сделать?

-Скажите, в какой стране принято встречать дорогих гостей хлебом-солью?

-Какие пословицы, поговорки вы знаете о хлебе?

-Из каких составляющих пекли блокадный хлеб?

-Какие вы знаете правила пользования хлебом?

 Правила:

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2.Учись готовить из черствого хлеба различные блюда. ( слайд19)

Чтение стихотворения:

                          О  хлебе.        (Н. Тихонов)

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Учитель:

-Придержимся русской традиции гостеприимства.

(На рушнике, на блюде выносят изделия из хлеба и угощают всех).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цена ломтика.

Внеклассное мепоприятие (классный час) о пользе хлеба, о его ценности. Воспитание бережливого отношения к хлебу.Есть пословица в народе-"Хлеб на стол - и стол расцвел".Ну а все же как  приходитЭт...

Беседа на тему "Цена ломтика хлеба"

Беседа в рамках кружка "Основы здорового питания" на тему "Цена ломтика хлеба" (4 класс)...

Классный час "Цена ломтика". 3 класс.

Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.Цели: - расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;- воспитывать чувство бережливого отношения к ...

"Цена ломтика".

Хлеб - всему голова. Моей целью было воспитать бережное отношение детей к хлебу....

Классный час "Цена ломтика"

Цель урока: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.Задачи урока:1. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.2. Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.3. Сп...

Цена ломтика.

Конспект занятия в группе продлённого дня....

Классный час "Цена ломтика"

познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;воспитывать бережное отношение к хлебу....