"Цена ломтика"
классный час (4 класс) по теме
Углубить и расширить знания о хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;
воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cena_lomtik1.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Цена ломтика.
Цели: углубить и расширить знания о хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;
воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный процессор, презентация, плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба ( по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.
Ход классного часа.
Вступительная часть.
-Отгадайте:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра - на столе. (слайд 2)
(хлеб)
Да, встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед ни праздничный стол.
Слово учителя. Это было давно, во времена каменного века, когда люди жили племенами и питались мясом животных. Как-то отправились они на поиски других мест, где было много зверей. Шли они долго, охота была неудачной, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. (слайд3)
Когда он очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживил его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо - колоске. (слайл4)
Чтобы зерна было удобно есть. Смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. (слайд 5)
И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Но это еще не настоящий хлеб, а собиратель не земледелец. (слайд6)
Впервые слово «хлеб» появилось в 4 веке до н. э. в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы -«клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». (слайд7)
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.(слайд8)
Чтение стихов о хлебе.
В нем - здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора. (слайд9)
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как пожалуйста-готово,
В ящик сыплется оно. (слайд 10)
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут! (слайд11)
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите»,-шепчет тесто. (слайд12)
Ладно, пустим,
В печь давай-
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил. (слайд13)
Рассказ учителя.
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего»
-Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.
-Почему один хлеб черный, другой - белый? (пшеничная и ржаная мука)
- Из чего готовят отрубной хлеб? (отруби - это отходы, оболочка зерна, прекрасное лечебное средство, отруби добавляют в некоторые хлебобулочные изделия, кормят животных)
Песня в исполнении Ольги Воронец «Хлеб всему голова»
Во время В. О. войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным».
900дней город Ленинград находился в блокаде, все меньше и меньше становился кусочек хлеба отмеренный ленинградцу, а ведь нужно было работать.
Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125граммов хлеба, рабочему-250граммов. (слайд14)
Поэтесса Ольга Бергольц писала:
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Да, этот кусочек даже трудно назвать хлебом. Эту темно-коричневую массу, наполовину состоящую из примесей: жмых, древесная стружка, трава- лебеда или крапива, отруби и только 5 граммов муки.
И маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: (одна из записей в дневнике)
«…если просто хочется есть, это не голод. Голод -это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце-все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает…»
Из дневника Юры Рябинина: «Эх, как хочется спать, спать и есть…А что еще человеку надо? Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе»
Эти дети навсегда остались в блокадном городе.
Чтение стихотворения
Военный хлеб. А. Морозов
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке.
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто (слайд15)
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Помните это и бережно относитесь к хлебу! (слайд16)
Закончилась В.О. война, проходят пятилетки за пятилетками, но в стране катастрофически не хватает хлеба. Пашни истощены, семенной фонд ограблен фашистами, не хватает техники, удобрений. Надо было разрешить продовольственную проблему. Страна призывает людей освоить целинные земли. (слайд17)
-Что такое «целина»? (целина – не паханная, не подвергшаяся обработке земля). .
Таких земель в России было много и люди. И люди поехали осваивать целину (слайд18)
Песня «Едут новоселы»
-А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
-Если хлеб остался, что с ним можно сделать?
-Скажите, в какой стране принято встречать дорогих гостей хлебом-солью?
-Какие пословицы, поговорки вы знаете о хлебе?
-Из каких составляющих пекли блокадный хлеб?
-Какие вы знаете правила пользования хлебом?
Правила:
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2.Учись готовить из черствого хлеба различные блюда. ( слайд19)
Чтение стихотворения:
О хлебе. (Н. Тихонов)
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Учитель:
-Придержимся русской традиции гостеприимства.
(На рушнике, на блюде выносят изделия из хлеба и угощают всех).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цена ломтика.
Внеклассное мепоприятие (классный час) о пользе хлеба, о его ценности. Воспитание бережливого отношения к хлебу.Есть пословица в народе-"Хлеб на стол - и стол расцвел".Ну а все же как приходитЭт...
Беседа на тему "Цена ломтика хлеба"
Беседа в рамках кружка "Основы здорового питания" на тему "Цена ломтика хлеба" (4 класс)...
Классный час "Цена ломтика". 3 класс.
Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.Цели: - расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;- воспитывать чувство бережливого отношения к ...
"Цена ломтика".
Хлеб - всему голова. Моей целью было воспитать бережное отношение детей к хлебу....
Классный час "Цена ломтика"
Цель урока: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.Задачи урока:1. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.2. Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.3. Сп...
Цена ломтика.
Конспект занятия в группе продлённого дня....
Классный час "Цена ломтика"
познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;воспитывать бережное отношение к хлебу....