Классный час "Цена ломтика". 3 класс.
классный час (3 класс) по теме
Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.
Цели:
- расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
- воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;
- развивать память, речь, смекалку, творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cena_lomtika._klassnyy_chas.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕНА ЛОМТИКА.
Классный час.
Этот классный час можно провести и как открытое внеклассное мероприятие, праздник.
Цели:
- расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
- воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;
- развивать память, речь, смекалку, творческие способности учащихся.
Оборудование:
иллюстрации хлебных полей, труда хлеборобов, техники, плакаты с цитатами о хлебе, настоящий испечённый хлеб, самовар, хлебобулочные изделия ( баранки, сушки, пряники, крендельки и др.), карточки с заданиями для викторины.
- Вступительная часть.
Учитель: Отгадайте, ребята, загадку. Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе. (Хлеб)
Сегодня мы будем говорить о таком простом и понятном для всех слове: ХЛЕБ! Почему же он так ценен и важен? На этот вопрос вы ответите в конце нашей беседы (урока, классного часа, праздника).
- Рассказ, беседа.
Учитель (или ученик): Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил человека печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
Учитель: Хлеб никогда не давался людям даром. Ведь ещё в раю, как напутствие, согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить. Хлеб проходит большой трудовой путь.
/Дети поочерёдно читают стихотворение о хлебе/
КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ!
- Есть пословица в народе – 3. Он рождается в бороздках.
«Хлеб - на стол, и стол – расцвёл!» Посмотри–ка на поля,
Ну а всё же, как приходит Ведь земля – земля не просто,
Этот хлеб к тебе на стол?! А кормилица – Земля!
- Ведь не сразу стали зёрна 4. Подымались трактористы,
Хлебом - тем, что на столе. Умывались чисто-чисто,
Люди долго и упорно В степь весеннюю с утра
Потрудились на земле. Выводили трактора.
Землю пашут, зерно сеют,
Боронить они умеют.
5. День и ночь работа в поле, 6. Зеленеют дружно всходы,
Что рубашка в поте, соли, Присмотрись, увидишь тут
Чтобы хлеб посеять в срок, Самый главный труд народа,
Трудный выдержи урок! Самый нужный в мире труд.
7. Хлеб созрел. В полях моторы 8. Выплывают на просторы,
Песню жатвы завели. Ветер песню им поёт,
В степь выводят хлеборобы Капитаны-комбайнёры
Полевые корабли. Смотрят с мостиков вперёд.
9. Из машин рекой струится 10. Вот на мельнице пшеница,
На совхозное гумно Здесь такое с ней творится!
Наше золото – пшеница, В оборот её берут,
Золотистое оно. В порошок её сотрут!
11. Стал ветряк уже не годен – 12. По цехам пройдёшь – порядок:
Староват и маловат. Закрома полны муки.
Заменил его сегодня Зёрна мелют автоматы -
Мукомольный комбинат. Очень умные станки.
13. Автомат замесит тесто, 14. Поднялся большой, душистый,
Автомат развесит тесто, С нежной коркой золотистой,
Автомат нарежет тесто Вот он, вкусный каравай,
И отправит тесто в печь. С аппетитом уплетай!
15. Хлеб нелёгкий путь прошёл, Слава хлебу на столе!
Чтоб попасть к тебе на стол. Слава тем, кто хлеб растил,
Слава миру на земле! Не жалел трудов и сил!
Учитель: А теперь посмотрите на стол. Вы видите два сорта хлеба: белый и чёрный. Почему один хлеб - белый, а другой - чёрный? ( Ответы детей: один сделан из пшеничной муки, а другой из ржаной). Хлеб бывает с отрубями. Кто знает, что такое отруби? (Ответы детей)
Учитель: Мельничные жернова перетирают зерно в муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это отруби – прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлеба, кормят животных.
(Можно показать кусочек хлеба с отрубями).
Учитель (или ученик): Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г (можно показать кусочек хлеба в 125 г) и ещё три макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать, а для этого необходимы силы и питание.
ВОЕННЫЙ ХЛЕБ.
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке, в каждой корке,
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым,
Им были детства дни полны,
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
А.Морозов
- Правила пользования хлебом.
Учитель: А сколько нужно хлеба для вашей семьи? (Ответы детей)
Если хлеб остался, что с ним можно сделать? ( Посушить сухарики, сделать гренки, панировочные сухари. Сбрызнуть буханку с боков водой или обернуть влажной тряпочкой (марлей) и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой.)
Учитель: чтобы вкусный каравай каждый день был на столе, мы должны определить для себя чёткие правила. Как вы думаете, какие? (Ответы детей.)
- Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Подкармливай птиц крошками хлеба.
- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.
До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил – обед.
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке.
Что осталось, всё в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
- Викторина.
Викторину можно провести фронтально, с целым классом. А можно разбить класс на группы: дети вытягивают жетоны с нарисованными хлебобулочными изделиями: баранки, пряники, бублики, пирожки, крендельки и др. Таким образом формируются группы: «Бублики», «Пряники», «Пирожки», «Крендельки». Задания для викторины могут придумывать сами дети (если дать им такое задание заранее, например: подобрать стихи, пословицы, поговорки, загадки о хлебе.)
Задание 1.
Дети из каждой команды загадывают загадки друг другу или учитель загадывает загадки по очереди для команд. /За каждую правильно угаданную отгадку команде присуждается 1 балл./
- Был крупинкой золотой – 5. За трактором по полю ходит она,
Стал зелёною стрелой. Отборного ей насыпают зерна.
Солнце летнее светило А где её след чуть заметней ложится,
И стрелу позолотило. Там бурно потом урожай колосится.
(Колос) (Сеялка)
- Мнут и катают, 6. Богатырь идёт железный,
В печи закаляют, Но работник он полезный.
Потом за столом Тащит плуги за собой
Режут ножом. Разговор ведёт с весной.
(Хлеб) (Трактор)
- Для уборки урожая 7. В широком поле росла,
На поля он выезжает. На мельнице была,
Он идёт, волну сечёт, Из печи на стол
Из трубы зерно течёт. Белым хлебом пришла.
(Комбайн) (Пшеница)
- Какое море за селом 8. В долг зерно возьмёт,
Волнует ветерок? Каравай вернёт.
В нём волны можно собирать, (Хлебное поле)
Укладывать в мешок. (Хлебное поле)
Задание 2.
Каждой команде даётся карточка с вопросами. За определённое количество времени (2-3 минуты) надо дать ответы на вопросы викторины. Затем зачитываются ответы. /За каждый правильный ответ – 1 балл./
Вопросы для команды «Бублики»:
- Назовите профессии, связанные с хлебом.
- Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным?
- Что это за хлеб – «каравай»?
- Откуда эти строчки:
«На ж, лови,» - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:
«Благодарствую, - сказала –
- Бог тебя благослови…»
Вопросы для команды «Пряники»:
- Как называется хлеб, которым угощают гостей?
- Каким хлебом на Руси встречали весну?
- Какой хлебный злак вы знаете?
- Из какой сказки этот отрывок?
«Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой надевает,
Хлеб за пазуху кладёт,
Караул держать идёт.»
Вопросы для команды «Крендельки»:
- Какой хлеб пекут на Пасху?
- Почему пряник печатный?
- Из какого зерна делают кашу «Геркулес»? (или вариант, манную кашу?)
«Проснулся он утром, а уж на столе хлеб лежит: изукрашен разными хитростями – по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это хлеб! Только в праздник его есть!»
Вопросы для команды «Пирожки»:
- Какой хлеб медленнее черствеет?
- Что обязательно кладут в пряничное тесто?
- Что такое квашня?
- Из какой сказки этот отрывок?
« И подумал он про себя: «Всё хорошо, да есть нечего», - и вырос перед ним стол, убранный, разубранный… Встал он из-за стола, а поклониться некому и сказать: «Спасибо!» за хлеб-соль некому».
Задание 3. Работа с пословицами.
Учитель: А теперь вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы.
Задание для групп: на столах у каждой группы лежат карточки со словами, взятые из пословиц. Ваша задача – как можно быстрее собрать пословицы. Чья команда быстрее справится? / Это задание можно так же предложить на время, дать 1-2 минуты для выполнения./
V. Подведение итогов. Отмечаются результаты команд. Награждение при желании лучше сделать в конце мероприятия.
VI. Заключительная часть.
Учитель: Будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!» На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай встречать гостей хлебом-солью, например на свадьбах, или при встрече почётных гостей на больших городских мероприятиях. Придержимся и мы русской традиции гостеприимства. /На рушнике или на блюде выносят каравай хлеба, сухарики, баранки, крендельки, пряники или другую выпечку/.
2 ученика читают стихотворения о хлебе:
Вот он, хлебушек душистый! О хлебе.
Вот он, тёплый, золотистый, Зёрна наших дней, светитесь
В каждый дом, на каждый стол, Позолотою резной.
Он пожаловал, пришёл! Говорим мы: «Берегите,
В нём здоровье наше, сила, Берегите хлеб родной!»
В нём чудесное тепло, Не мечтаем мы о чуде,
Сколько рук его растило, К нам полей живая речь:
Охраняло, берегло. «Берегите хлеб вы, люди,
В нём – земли родимой соки, Научитесь хлеб беречь!»
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
VII. Итог урока. Кто ответит на вопрос, который я задавала в начале –
Почему так важен и ценен хлеб? (Ответы детей).
- Что вам понравилось больше всего на празднике? Кто из ребят был самый активный? Какую тему вам хотелось бы обсудить в следующий раз?..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "По страницам классного дневника" 4 класс
В первых числах сентября 2011 года на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформлени...
В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.
Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....
"Классный классный". Сценарий мастер-класса
Сценарий мастер-класса для конкурса "Классный клруководитель - 2011""...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт...
Как сделать классное дело интересным и содержательным Выступление на МО классных руководителей начальных классов
Выступление «Как сделать классное дело интересным и содержательным»...
Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.
Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...
Классный час: «Классная дружба» (3 класс)
классный час...