Конспект классного часа по теме: «Талант» (4 класс)
классный час (4 класс) по теме

Кнутарева Анастасия Сергеевна

Цель:  познакомить учащихся с судьбами выдающихся личностей, тем самым расширить кругозор учащихся; побуждать к активному саморазвитию и самосовершенствованию через нахождение и использование в деятельности своих возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talant_word.docx50.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Талант» 

Цель:  познакомить учащихся с судьбами выдающихся личностей, тем самым расширить кругозор учащихся; побуждать к активному саморазвитию и самосовершенствованию через нахождение и использование в деятельности своих возможностей.

                Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать нравственные качества, воспитывать  уважительное отношение к товарищам; нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: развивать у учащихся навыки совместной работы в группе, навыки общения и взаимопонимания.

Предметные: развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

                 Оборудование: Компьютер, презентация, проектор, карточки, плакат, лучики.

Этапы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

словесный: слово учителя

    2 мин

Здравствуйте ребята, садитесь. Как ваше настроение?

 

Раскрытие и развитие этого ДАРА природы происходит у каждой личности по-своему. Давайте вспомним выдающихся людей: музыкантов , поэтов. спортсменов, танцоров, певцов и т. д.

 Молодцы! На слайде представлены несколько выдающихся личностей.

Слайд с портретами(А.С.Пушкин, Г.Х. Бах, Евгений Плющенко, Григорий Лепс, А. Энштейн)

 Вот несколько неопровержимых фактов из жизни великих людей, когда они еще не были таковыми. Возможно, это послужит стимулом, даст надежду и веру очень многим.  Случается так, что таланты, способности и одаренность проявляется уже в детстве. Известный композитор Вольфганг Моцарт, с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине, а в 4 года он уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты,  в восемь - создал первую сонату и симфонию, а в одиннадцать - написал первую оперу.)

-Глинка в семи-восьмилетнем возрасте развешивал по комнате тазы, устраивая перезвон.

Римский-Корсаков, в два года у него уже проявлялись музыкальные слух и память.

Трехлетний Репин вырезывал из бумаги лошадок, а в шесть лет начал рисовать красками.

Серов с трех лет лепил, а в шесть - рисовал с натуры и усвоил перспективу.

Суриков также рисовал с детства и, по его словам, в лица еще с детства вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица составляются.

Пушкин начал сочинять стихи, будучи семи - восьмилетним мальчиком.

Что касается Чайковского, то многих удивит факт, что у него не было абсолютного слуха, была плохая музыкальная память, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо , хотя и музицировал с детства. Композиторской деятельностью Чайковский занялся, уже после окончания училища правоведения. И, несмотря ни на что он стал гениальным композитором.

Кто догадался, как называется  дар, который надо распознать в человеке и развивать, упорно трудясь?(талант)

Приветствие учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу.

Слушать учителя.

Отгадывать загадки.

Слушать учителя

Определять тему классного часа.

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

Л. : смыслообразование

Р: определение темы классного часа.

Л. : смыслообразование

Мотивационный

Постановка темы и учебной задачи

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

Практический: отгадывание загадок

 

5 мин

- Попробуем сегодня ответить на вопросы:

  1. Что такое талант?
  2. Каждый ли человек талантлив?
  3. Нужно ли совершенствовать свой талант?
  4. Какие таланты присущи нашим одноклассникам?

А вы знаете, что такое талант?

В словаре Даля «ТАЛАНТ –  природный дар, дарования человека и способность к чему - то», а в словаре Ожегова  «Талант - это выдающиеся способности человека, одарённость, дар»

Прочитайте определение из энциклопедии:

 «Талант — это определённые или выдающиеся способности человека, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта».

-Талантом называют и человека, у которого такой дар есть.

Повезло? Или за каждым из них стоит огромный труд? Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель писал: «Гений – это 99% труда и только 1% дарования».

- Слово "талант" происходит от меры веса с аналогичным названием. Эта денежная единица в золотом выражении использовалась в Европе, Азии и Африке в античные времена. Существует библейская притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант

.- Как вы понимаете эти выражения?

Принимают установку учителя

Отвечают на вопрос.

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Р: готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

Практический: работа на карточках

5 мин

Групповая  работа

Все разбиваемся на 3 группы.

Задача каждого: в таблице отметить одноклассников, умеющих делать лучше всех, талантливо одно или несколько направлений, посовещавшись в группе. Время вам дается 1 мин.

  • Трюки на велосипедах.
  • Любит танцевать
  • Занимается  хоккеем.
  • Компьютерные игры.
  • Хорошо поет
  • Быстрее всех бегает
  • Хорошая дикция.

Результат игры: каждый увидел, что он в чем-то неординарен. А тот, кто сомневался,  также считается одноклассниками талантливым в той или иной деятельности.

Выполняют задание

Озвучивают записанные увлечения

Р: принятие и сохраннее учебной задачи, самоопределение к деятельности;

К: строить сообщения в устной и письменной форме;

Л: самооценка

К: аргументация своего мнения и позиции;

 учет разных мнений

Решение частных задач

Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация

2 мин

Задание 1 Вопрос: А можно ли воспитать гения или талантливого человека?

(Надо сказать прямо, гениев и талантливых людей очень мало. Но их может стать больше. Ими смогут стать все, кто не просто хочет ими стать, а кто будет для этого работать над собой и не просто работать, а долго и усердно, упорно и настойчиво).

Есть ли у вас возможность в вашей школе развивать свои таланты?

 (кружки, внеурочные занятия, спортивные секции, клубы по интересам и т.д.)

. Не забывайте, что стараться и учиться может каждый из нас.

Помните, что многое зависит от воли, целеустремленности, желания и труда. Человеку настойчивому очень многое удается и что труд никогда не остается совершенно напрасным.

Вспоминайте чаще , как к своей цели шел Суворов?

Великий полководец рос неудачником: был мал, слаб, некрасив, тощ телом;

Но научил себя:

  • Переносить усталость и холод;
  •  Быть настойчивым в достижении целей;
  • Быть упорным и непреклонным.

Рассуждают. Отвечают на вопрос учителя

«Примеряют» утверждение «Я – способный!» на себя

К: аргументация своего мнения и позиции;

 учет разных мнений

Л: самооценка

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация;

Практический: работа с энциклопедией

5 мин

 - Как вы думаете, любой ли талант можно назвать выдающимися способностями? Почему?

Талант – понятие многогранное.

 Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других. Многолетние экспериментальные исследования, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней.

Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант.

Талант

Певец в песню душу вложит,

Танцор в танце весь живёт,

Поэт стих о счастье сложит,

В нём душа его поёт.

А художник в буйстве красок,

На холсте мир отразит.

И сюжетом, что из сказок,

В детей, взрослых превратит.

Во всех нас частичка Бога,

Есть во всех талант творить.

Он нам дан как дар в дорогу,

Чтобы легче было жить.

Он — талант, у нас всех разный,

Нужно лишь его открыть.

И поймёшь что мир прекрасный,

И счастливым сможешь быть.

- Вот сколько разных талантов бывает на свете.

Размышляют над понятием «талант»

Читают предлагаемые формулировки на слайде

Читают определение со слайда

Отвечают на вопрос учителя. Рассуждают. Осмысляют высказывания.

Слушают речь учителя. Воспринимают новую информацию.

Слушают учителя.

К: строить сообщения в устной и письменной форме;

П: смысловое чтение, осознанные устные высказывания;

извлечение из текста необходимой информации

П: подведение под понятия, выведение следствий

Л: смыслообразование.

Словесный: слово учителя; монолог

Наглядный: учебная презентация;

Практический: притча о талантах

6 мин

Задание в группах по 4 – 5 человек: я раздам каждой группе несколько карточек с талантами, а Ваша задача предложить вариант применения таланта.

Предполагаемые варианты решений:  

  • (Хорошо пою) Петь в школьном хоре.
  •  (Я очень общительный) Можно попробовать себя в роли журналиста- интервьюера школьной газеты.
  • (Умею играть в шахматы) Принять участие в соревнованиях по шахматам в составе школьной сборной.
  • (Люблю животных и цветы) Следить за растениями в классном кабинете в течение года.
  • (Люблю кататься на велосипеде) Подготовить выступление на велосипеде на школьный конкурс «Алло, мы ищем таланты»
  • (Хорошо готовлю) На следующее классное чаепитие принесешь собственноручно изготовленное печенье.
  • (Отлично учусь) Вступить в школьное научное общество.

Дети зачитывают талант и применение

  • Какой вывод мы можем сформулировать?

Принимают учебную установку на активное слушание.

Слушают притчу

Делают обобщающий вывод.

К: строить сообщения в устной и письменной форме

Л: самоконтроль

Р: умение планировать свою деятельность

П: осознанное построение речевого высказывания

анализ, синтез, сравнение, обоющение

Р: обоснования своего суждения

Первичное закрепление материала

Словесный: слово учителя; беседа

Наглядный: учебная презентация;

10 мин

Работа в группах

Творческие задания на развитие пантомимики:

1 подгруппа:

Взять со стола карандаш так, как будто это:

  • червяк
  • горячая печеная картошка
  • маленькая бусинка.

2 подгруппа:

Показать походку прохожего (балерина, солдат, старый человек)

3 подгруппа:

 Показать частями тела: 

  • как твои плечи говорят: «я горжусь».
  • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».
  • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»
  • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».
  • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»
  • как твой палец говорит: «иди сюда».

Превращение предмета(3 -4 чел показывают , остальные  -отгадывают)
Варианты превращения разных предметов:

  • карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

Специальная театральная игра: «Одно и тоже по-разному».


I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

а)  сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа — задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
г) идти по бревну или узкому мостику;

III группа — задание «размахивать руками».

Возможные варианты:

а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д. чистить картошку

-Ребята сейчас мы загадаем вам загадки а ваша задача их отгадать.

Он руками машет плавно,                                

Слышит каждый инструмент.                                      

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент!(Дирижёр.)    

Он работает, играя  

(Есть профессия такая).  

Он на сцене с давних пор.

Та профессия …(Актёр.)    

Он в пьесе роли не играет,                                    

Он за актёром наблюдает.

Забудет кто-то роль едва -                                     Подскажет нужные слова.(Суфлёр.)

Может он с коня свалиться

И ничуть не ушибиться.                                    

Трюки все он исполняет,

В них актеров подменяет.(каскадер)

Выполнять задания данные учителем.

Осмыслять. Анализировать, выполнять задание.

Отгадывать загадки.

П: анализ, синтез, сравнение

Р: обоснования своего суждения

П: анализ, синтез, сравнение.

П: осознанное построение речевого высказывания

Итог урока

5 мин

- В литературе встретились очень красивые поэтические произведения.

Ребята, я предлагаю  попытаться проникнуть в некоторые тайны поэтического таланта .

 III. Работа по группам.

 Задания:
Подобрать недостающие слова – глаголы, чтобы получилась рифма.
1 группа.
 Осень пёстрая ……….(пришла)
    И рябины подожгла.
    Возле них дрозды снуют
    И плоды – огонь ……….(клюют)
2 группа.
       ……. В роще листопад (бродит)
По кустам и кленам,
Скоро он …… в сад (заглянет)
Золотистым звоном.
 3
группа.
   Утром мы во двор идем
  Листья..............  дождем.(падают)
 ………………….. листопад(кружит)
  ………………….. сад.(засыпает)

- молодцы, ребята, я думаю, что из вас получатся настоящие поэты.

Задание 4

- Ребята, вы узнали этого сказочного персонажа? (Колобок).

- Скажите мне, а как заканчивается эта сказка? (Лиса съела Колобка).

- Как жаль Колобка! И дед с бабкой, наверное, очень огорчились. Они его искали, ждали. Давайте, дети, сядем и придумаем другой конец сказки – добрый, хороший. (Ответы детей).

- Теперь послушайте, как я придумала: « Спел колобок песенку, а лиса ему и говорит: «Славная песенка! Да только, голубчик, стара я стала, - плохо слышу. Сядь мне на носок и пропой еще разок». Знал Колобок все уловки и хитрости лисицы и решил сам ее перехитрить. Спел он ей другую песню – «Колыбельную». Заслушалась лисичка, да и заснула. А Колобок покатился по дорожке назад к бабушке с дедушкой».

- Ребята, вам понравилась моя сказка?

К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»

К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - три
медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не
было, как повели себя медведи?».

К сказке «Заяц - хваста »: «Придумаем сказку наоборот, выручим героя из беды"

- Для выполнения задания вам дается 2 минуты.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Принимают установку учителя

Подбираю недостающие слова.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя.

Сочинять сказку.

Работать в группах.

Проверят задание.

Слушать одноклассников.

Р: осуществлять операции анализа

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Л: саморегуляция

К: учет различных точек зрений

Рефлексия

7 мин.

Игра «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!»

 В центре  ватмана в круге написано «Я МОГУ!». Я раздам Вам лучи солнца, вдоль которых Вы запишите то, что Вы можете сделать талантливо и чем можете поделиться с другими.

 Посмотрите, как ярко засияло наше солнышко! Сколько различных талантливых лучиков зажглись на нём!

 

Выполняют задание учителя.

Определяют свои возможности.

Л: самоопределение

Заключение

2 мин.

На этом наш классный час подходит к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас он не прошёл даром. Воспитать себя – это не просто, но возможно

Надо уметь трудиться;

  • Изучать себя;
  • Ставить перед собой цели;
  • Знать, как себя воспитывать;
  • Верить в успех;

 Прежде чем проститься, мне хотелось бы выявить ваше отношение к теме классного часа.

Те, кого этот классный час натолкнул на мысль усовершенствовать и развивать свои таланты, попрошу поместить смайлик в солнечном круге.

Те, кто остался равнодушным, и не извлёк пользы для себя, поместите смайлик в круг луны.

Очень приятно, что наше солнышко улыбается всем приятными улыбками.

Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе.

Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее.

Спасибо всем ребятам, которые рассказали о своих увлечениях,  которые проявили свои способности.

Формулируют вывод

Подводят итог мероприятия совместно с учителем

Р: контроль, коррекция действий

Л: самооценка;

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс

Конспект классного часа на тему: "Дружба"...

Конспект классного часа «Развиваем свои таланты» 4 класс

Конспект классного часа «Развиваем свои таланты» 4 класс...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс

Конспект классного часа на тему: "Дружба"...