Этапы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент словесный: слово учителя | 2 мин | Здравствуйте ребята, садитесь. Как ваше настроение? Раскрытие и развитие этого ДАРА природы происходит у каждой личности по-своему. Давайте вспомним выдающихся людей: музыкантов , поэтов. спортсменов, танцоров, певцов и т. д. Молодцы! На слайде представлены несколько выдающихся личностей. Слайд с портретами(А.С.Пушкин, Г.Х. Бах, Евгений Плющенко, Григорий Лепс, А. Энштейн)
Вот несколько неопровержимых фактов из жизни великих людей, когда они еще не были таковыми. Возможно, это послужит стимулом, даст надежду и веру очень многим. Случается так, что таланты, способности и одаренность проявляется уже в детстве. Известный композитор Вольфганг Моцарт, с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине, а в 4 года он уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты, в восемь - создал первую сонату и симфонию, а в одиннадцать - написал первую оперу.) -Глинка в семи-восьмилетнем возрасте развешивал по комнате тазы, устраивая перезвон. Римский-Корсаков, в два года у него уже проявлялись музыкальные слух и память. Трехлетний Репин вырезывал из бумаги лошадок, а в шесть лет начал рисовать красками. Серов с трех лет лепил, а в шесть - рисовал с натуры и усвоил перспективу. Суриков также рисовал с детства и, по его словам, в лица еще с детства вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица составляются. Пушкин начал сочинять стихи, будучи семи - восьмилетним мальчиком. Что касается Чайковского, то многих удивит факт, что у него не было абсолютного слуха, была плохая музыкальная память, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо , хотя и музицировал с детства. Композиторской деятельностью Чайковский занялся, уже после окончания училища правоведения. И, несмотря ни на что он стал гениальным композитором. Кто догадался, как называется дар, который надо распознать в человеке и развивать, упорно трудясь?(талант)
| Приветствие учителя Положительный эмоциональный настрой на работу.
Слушать учителя.
Отгадывать загадки.
Слушать учителя
Определять тему классного часа.
| Л: самоопределение к учебной деятельности Р: самоорганизация
Л. : смыслообразование
Р: определение темы классного часа.
Л. : смыслообразование
|
Мотивационный Постановка темы и учебной задачи
Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация; Практический: отгадывание загадок
| 5 мин
| - Попробуем сегодня ответить на вопросы: - Что такое талант?
- Каждый ли человек талантлив?
- Нужно ли совершенствовать свой талант?
- Какие таланты присущи нашим одноклассникам?
- А вы знаете, что такое талант? В словаре Даля «ТАЛАНТ – природный дар, дарования человека и способность к чему - то», а в словаре Ожегова «Талант - это выдающиеся способности человека, одарённость, дар» Прочитайте определение из энциклопедии: «Талант — это определённые или выдающиеся способности человека, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». -Талантом называют и человека, у которого такой дар есть. Повезло? Или за каждым из них стоит огромный труд? Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель писал: «Гений – это 99% труда и только 1% дарования». - Слово "талант" происходит от меры веса с аналогичным названием. Эта денежная единица в золотом выражении использовалась в Европе, Азии и Африке в античные времена. Существует библейская притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант .- Как вы понимаете эти выражения? | Принимают установку учителя
Отвечают на вопрос.
| Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач
Р: готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
|
Актуализация опорных знаний
Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация; Практический: работа на карточках | 5 мин | Групповая работа
Все разбиваемся на 3 группы. Задача каждого: в таблице отметить одноклассников, умеющих делать лучше всех, талантливо одно или несколько направлений, посовещавшись в группе. Время вам дается 1 мин. - Трюки на велосипедах.
- Любит танцевать
- Занимается хоккеем.
- Компьютерные игры.
- Хорошо поет
- Быстрее всех бегает
- Хорошая дикция.
Результат игры: каждый увидел, что он в чем-то неординарен. А тот, кто сомневался, также считается одноклассниками талантливым в той или иной деятельности. |
Выполняют задание
Озвучивают записанные увлечения | Р: принятие и сохраннее учебной задачи, самоопределение к деятельности;
К: строить сообщения в устной и письменной форме;
Л: самооценка
К: аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений |
Решение частных задач
Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация | 2 мин | Задание 1 Вопрос: А можно ли воспитать гения или талантливого человека? (Надо сказать прямо, гениев и талантливых людей очень мало. Но их может стать больше. Ими смогут стать все, кто не просто хочет ими стать, а кто будет для этого работать над собой и не просто работать, а долго и усердно, упорно и настойчиво). Есть ли у вас возможность в вашей школе развивать свои таланты? (кружки, внеурочные занятия, спортивные секции, клубы по интересам и т.д.) . Не забывайте, что стараться и учиться может каждый из нас. Помните, что многое зависит от воли, целеустремленности, желания и труда. Человеку настойчивому очень многое удается и что труд никогда не остается совершенно напрасным. Вспоминайте чаще , как к своей цели шел Суворов? Великий полководец рос неудачником: был мал, слаб, некрасив, тощ телом; Но научил себя: - Переносить усталость и холод;
- Быть настойчивым в достижении целей;
- Быть упорным и непреклонным.
|
Рассуждают. Отвечают на вопрос учителя
«Примеряют» утверждение «Я – способный!» на себя |
К: аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений Л: самооценка |
Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация; Практический: работа с энциклопедией | 5 мин | - Как вы думаете, любой ли талант можно назвать выдающимися способностями? Почему? Талант – понятие многогранное. Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других. Многолетние экспериментальные исследования, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней. Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант.
Талант Певец в песню душу вложит, Танцор в танце весь живёт, Поэт стих о счастье сложит, В нём душа его поёт. А художник в буйстве красок, На холсте мир отразит. И сюжетом, что из сказок, В детей, взрослых превратит. Во всех нас частичка Бога, Есть во всех талант творить. Он нам дан как дар в дорогу, Чтобы легче было жить. Он — талант, у нас всех разный, Нужно лишь его открыть. И поймёшь что мир прекрасный, И счастливым сможешь быть. - Вот сколько разных талантов бывает на свете.
| Размышляют над понятием «талант» Читают предлагаемые формулировки на слайде
Читают определение со слайда Отвечают на вопрос учителя. Рассуждают. Осмысляют высказывания. Слушают речь учителя. Воспринимают новую информацию.
Слушают учителя.
| К: строить сообщения в устной и письменной форме; П: смысловое чтение, осознанные устные высказывания; извлечение из текста необходимой информации П: подведение под понятия, выведение следствий
Л: смыслообразование. |
Словесный: слово учителя; монолог Наглядный: учебная презентация;
Практический: притча о талантах | 6 мин | Задание в группах по 4 – 5 человек: я раздам каждой группе несколько карточек с талантами, а Ваша задача предложить вариант применения таланта. Предполагаемые варианты решений: - (Хорошо пою) Петь в школьном хоре.
- (Я очень общительный) Можно попробовать себя в роли журналиста- интервьюера школьной газеты.
- (Умею играть в шахматы) Принять участие в соревнованиях по шахматам в составе школьной сборной.
- (Люблю животных и цветы) Следить за растениями в классном кабинете в течение года.
- (Люблю кататься на велосипеде) Подготовить выступление на велосипеде на школьный конкурс «Алло, мы ищем таланты»
- (Хорошо готовлю) На следующее классное чаепитие принесешь собственноручно изготовленное печенье.
- (Отлично учусь) Вступить в школьное научное общество.
Дети зачитывают талант и применение - Какой вывод мы можем сформулировать?
|
Принимают учебную установку на активное слушание.
Слушают притчу
Делают обобщающий вывод. |
К: строить сообщения в устной и письменной форме
Л: самоконтроль
Р: умение планировать свою деятельность
П: осознанное построение речевого высказывания анализ, синтез, сравнение, обоющение Р: обоснования своего суждения |
Первичное закрепление материала
Словесный: слово учителя; беседа Наглядный: учебная презентация; | 10 мин | Работа в группах Творческие задания на развитие пантомимики: 1 подгруппа: Взять со стола карандаш так, как будто это: - червяк
- горячая печеная картошка
- маленькая бусинка.
2 подгруппа: Показать походку прохожего (балерина, солдат, старый человек) 3 подгруппа: Показать частями тела: - как твои плечи говорят: «я горжусь».
- как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».
- как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»
- как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».
- как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»
- как твой палец говорит: «иди сюда».
Превращение предмета(3 -4 чел показывают , остальные -отгадывают) Варианты превращения разных предметов: - карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
Специальная театральная игра: «Одно и тоже по-разному». I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть в кабинете у зубного врача; г) сидеть у шахматной доски; д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты: а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь; б) идти по горячему песку; г) идти по бревну или узкому мостику;
III группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты: а) отгонять комаров; б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили; в) сушить мокрые руки и т.д. чистить картошку
-Ребята сейчас мы загадаем вам загадки а ваша задача их отгадать. Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре - президент!(Дирижёр.) Он работает, играя (Есть профессия такая). Он на сцене с давних пор. Та профессия …(Актёр.) Он в пьесе роли не играет, Он за актёром наблюдает. Забудет кто-то роль едва - Подскажет нужные слова.(Суфлёр.) Может он с коня свалиться И ничуть не ушибиться. Трюки все он исполняет, В них актеров подменяет.(каскадер) |
Выполнять задания данные учителем.
Осмыслять. Анализировать, выполнять задание.
Отгадывать загадки.
|
П: анализ, синтез, сравнение Р: обоснования своего суждения
П: анализ, синтез, сравнение.
П: осознанное построение речевого высказывания
|
Итог урока | 5 мин
| - В литературе встретились очень красивые поэтические произведения. Ребята, я предлагаю попытаться проникнуть в некоторые тайны поэтического таланта .
III. Работа по группам. Задания: Подобрать недостающие слова – глаголы, чтобы получилась рифма. 1 группа. Осень пёстрая ……….(пришла) И рябины подожгла. Возле них дрозды снуют И плоды – огонь ……….(клюют) 2 группа. ……. В роще листопад (бродит) По кустам и кленам, Скоро он …… в сад (заглянет) Золотистым звоном. 3группа. Утром мы во двор идем Листья.............. дождем.(падают) ………………….. листопад(кружит) ………………….. сад.(засыпает) - молодцы, ребята, я думаю, что из вас получатся настоящие поэты. Задание 4 - Ребята, вы узнали этого сказочного персонажа? (Колобок).
- Скажите мне, а как заканчивается эта сказка? (Лиса съела Колобка).
- Как жаль Колобка! И дед с бабкой, наверное, очень огорчились. Они его искали, ждали. Давайте, дети, сядем и придумаем другой конец сказки – добрый, хороший. (Ответы детей).
- Теперь послушайте, как я придумала: « Спел колобок песенку, а лиса ему и говорит: «Славная песенка! Да только, голубчик, стара я стала, - плохо слышу. Сядь мне на носок и пропой еще разок». Знал Колобок все уловки и хитрости лисицы и решил сам ее перехитрить. Спел он ей другую песню – «Колыбельную». Заслушалась лисичка, да и заснула. А Колобок покатился по дорожке назад к бабушке с дедушкой».
- Ребята, вам понравилась моя сказка?
К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»
К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».
К сказке «Заяц - хваста »: «Придумаем сказку наоборот, выручим героя из беды" - Для выполнения задания вам дается 2 минуты. Давайте проверим, что у вас получилось. |
Принимают установку учителя
Подбираю недостающие слова.
Отвечать на вопросы учителя.
Слушать учителя.
Сочинять сказку. Работать в группах.
Проверят задание. Слушать одноклассников. |
Р: осуществлять операции анализа
К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач
Л: саморегуляция
К: учет различных точек зрений
|
Рефлексия | 7 мин. | Игра «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!» В центре ватмана в круге написано «Я МОГУ!». Я раздам Вам лучи солнца, вдоль которых Вы запишите то, что Вы можете сделать талантливо и чем можете поделиться с другими. Посмотрите, как ярко засияло наше солнышко! Сколько различных талантливых лучиков зажглись на нём! | Выполняют задание учителя.
Определяют свои возможности. |
Л: самоопределение |
Заключение
| 2 мин. | На этом наш классный час подходит к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас он не прошёл даром. Воспитать себя – это не просто, но возможно Надо уметь трудиться; - Изучать себя;
- Ставить перед собой цели;
- Знать, как себя воспитывать;
- Верить в успех;
Прежде чем проститься, мне хотелось бы выявить ваше отношение к теме классного часа. Те, кого этот классный час натолкнул на мысль усовершенствовать и развивать свои таланты, попрошу поместить смайлик в солнечном круге. Те, кто остался равнодушным, и не извлёк пользы для себя, поместите смайлик в круг луны. Очень приятно, что наше солнышко улыбается всем приятными улыбками. Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе. Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее. Спасибо всем ребятам, которые рассказали о своих увлечениях, которые проявили свои способности. |
Формулируют вывод
Подводят итог мероприятия совместно с учителем |
Р: контроль, коррекция действий
Л: самооценка;
Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности |