Этапы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент словесный: слово учителя Презентация | 1 мин | Здравствуйте ребята. Садитесь. Повернитесь лицом к соседу по парте и скажите несколько комплиментов, пожелайте другу успехов и начинайте работу.
| Приветствие учителя Положительный эмоциональный настрой на работу | Л: самоопределение к учебной деятельности Р: самоорганизация
|
Мотивационный Постановка темы и учебной задачи Рассказ учителя
Актуализация опорных знаний Беседа Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация; Практический: отгадывание загадок
Беседа
| 4 мин
10 мин |
Давайте вспомним выдающихся людей: музыкантов, поэтов, спортсменов, танцоров, певцов и т. д. Вот несколько неопровержимых фактов из жизни великих людей, когда они еще не были таковыми. Возможно, это послужит стимулом, даст надежду и веру очень многим. Случается так, что таланты, способности и одаренность проявляется уже в детстве. Известный композитор Вольфганг Моцарт, с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине, а в 4 года он уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты, в восемь - создал первую сонату и симфонию, а в одиннадцать - написал первую оперу.) -Глинка в семи-восьмилетнем возрасте развешивал по комнате тазы, устраивая перезвон. Римский-Корсаков, в два года у него уже проявлялись музыкальные слух и память. Трехлетний Репин вырезывал из бумаги лошадок, а в шесть лет начал рисовать красками. Серов с трех лет лепил, а в шесть - рисовал с натуры и усвоил перспективу. Суриков также рисовал с детства и, по его словам, в лица еще с детства вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица составляются. Пушкин начал сочинять стихи, будучи семи - восьмилетним мальчиком. Что касается Чайковского, то многих удивит факт, что у него не было абсолютного слуха, была плохая музыкальная память, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо , хотя и музицировал с детства. Композиторской деятельностью Чайковский занялся, уже после окончания училища правоведения. И, несмотря ни на что он стал гениальным композитором. Кто догадался, как называется дар, который надо распознать в человеке и развивать, упорно трудясь? Назовите тему нашего урока СЛАЙД 1
СЛАЙД 2. Попробуем сегодня ответить на вопросы: - Что такое талант?
- Каждый ли человек талантлив?
- Нужно ли совершенствовать свой талант?
- Какие таланты присущи нашим одноклассникам?
- А вы знаете, что такое талант? - Обратимся к словарям. СЛАЙД 3. - Даль «ТАЛАНТ – природный дар, дарования человека и способность к чему - то» -Ожегов «Талант - это выдающиеся способности человека, одарённость, дар» Прочитайте определение из энциклопедии: СЛАЙД 4 «Талант — это определённые или выдающиеся способности человека, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». -Талантом называют и человека, у которого такой дар есть. Повезло? Или за каждым из них стоит огромный труд? Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель писал: «Гений – это 99% труда и только 1% дарования». - Слово "талант" происходит от меры веса с аналогичным названием. Эта денежная единица в золотом выражении использовалась в Европе, Азии и Африке в античные времена. СЛАЙД 5 Существует библейская притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант Как понимаете эти выражения в переносном смысле? | Принимают установку учителя
Воспроизводить в памяти уже известных им людей
Слушать учителя
Определять тему классного часа
Ставить задачи классного часа
Беседовать с учителем
Знакомиться с понятием талант
Размышлять
Слушать учителя
Беседовать с учителем
|
Р: установление причинно-следственных связей
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
К: допускать возможность различных точек зрения
Р: готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
П: анализ объектов с целью выделения признаков
|
Основной этап
Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация; Практический: работа на карточках | 3 мин | Групповая работа
Все разбиваемся на 3 группы. Задача каждого: в таблице отметить одноклассников, умеющих делать лучше всех, талантливо одно или несколько направлений, посовещавшись в группе. Время вам дается 1 мин.
Результат игры: каждый увидел, что он в чем-то неординарен. А тот, кто сомневался, также считается одноклассниками талантливым в той или иной деятельности. СЛАЙД 6 - Трюки на велосипедах.
- Любит танцевать
- Занимается хоккеем.
- Компьютерные игры.
- Хорошо поет
- Быстрее всех бегает
- Хорошая дикция.
|
Выписывают свои увлечения на карточках
Озвучивают записанные увлечения | Р: принятие и сохраннее учебной задачи, самоопределение к деятельности;
К: строить сообщения в устной и письменной форме;
Л: самооценка
К: аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений |
Решение частных задач
Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация | 2 мин | Задание 1 Вопрос: А можно ли воспитать гения или талантливого человека? Надо сказать прямо, гениев и талантливых людей очень мало. Но их может стать больше. Ими смогут стать все, кто не просто хочет ими стать, а кто будет для этого работать над собой и не просто работать, а долго и усердно, упорно и настойчиво. Есть ли у вас возможность в вашей школе развивать свои таланты? СЛАЙД 7 Выступают дети. (кружки, внеурочные занятия, спортивные секции, клубы по интересам и т.д.) Не забывайте, что стараться и учиться может каждый из нас. Помните, что многое зависит от воли, целеустремленности, желания и труда. Человеку настойчивому очень многое удается и что труд никогда не остается совершенно напрасным. Вспоминайте чаще, как к своей цели шел Суворов? Великий полководец рос неудачником: был мал, слаб, некрасив, тощ телом; Но научил себя: - Переносить усталость и холод;
- Быть настойчивым в достижении целей;
- Быть упорным и непреклонным.
|
Рассуждают. Отвечают на вопрос учителя
«Примеряют» утверждение «Я – способный!» на себя
Слушать учителя |
К: аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений
Л: самооценка
П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
|
Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация; Практический: работа с энциклопедией | 5 мин | - Как вы думаете, любой ли талант можно назвать выдающимися способностями? Почему? Талант – понятие многогранное. Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других. Многолетние экспериментальные исследования, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней. Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант. | Размышляют над понятием «талант» Читают предлагаемые формулировки на слайде
Читают определение со слайда Отвечают на вопрос учителя. Рассуждают. Осмысляют высказывания. Слушают речь учителя. Воспринимают новую информацию. | К: строить сообщения в устной и письменной форме; П: смысловое чтение, осознанные устные высказывания; извлечение из текста необходимой информации П: подведение под понятия, выведение следствий П: извлечение из текста необходимой информации
|
Решение частных задач Практическая деятельность учащихся Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация; | 2 мин | У вас на столе лежат карточки, на которых написаны Ваши качества. Сейчас оставьте на парте только те каточки, на которых написано качество, которое вы развиваете в кружках или секциях (вне зависимости от того, добились они ощутимых результатов в этом или нет). - Например, Я на каждый праздник в классе сама пеку торт. Я много читаю, поэтому иногда меня приглашают принимать участие в интеллектуальных играх за школу. - Остальные «Карточки» мы сейчас соберём в наш волшебный сундучок «Умений». | Осмысленный отбор необходимых карточек с «качествами» ребёнка | П: извлечение необходимой информации
Р: обоснования своего суждения; коррекция |
Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация;
Практический: притча о трёх рабах | 5 мин | Посмотрите теперь на те «Качества», которые у вас остались. Насколько их стало меньше? Почему? Поразмышлять над вопросом : Что мешает нам совершенствовать свои таланты? (результат обсуждения – выносим на класс) СЛАЙД 8-15 Слайд 16 Предполагаемые ответы: нехватка времени, невозможно объять необъятное, родители против, лучше уметь делать немногое, хорошо, чем всё, но плохо и др.
| Отвечают на вопросы учителя
Слушают притчу | Р: обоснования своего суждения
К: строить сообщения в устной и письменной форме
Л: самоконтроль Л: формирование интереса к себе и окружающему миру П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия |
Словесный: слово учителя; монолог Наглядный: учебная презентация;
Практический: притча о талантах | 6 мин | - Как сделать так, чтобы ваши невостребованные (выброшенные) таланты могли принести пользу вам и другим людям? СЛАЙД 17 Учитель достаёт выброшенные «Качества», Задание в группах по 4 – 5 человек: я раздам каждой группе несколько карточек с талантами, а Ваша задача предложить вариант применения таланта. Предполагаемые варианты решений: - (Хорошо пою) Петь в школьном хоре.
- (Я очень общительный) Можно попробовать себя в роли журналиста- интервьюера школьной газеты.
- (Умею играть в шахматы) Принять участие в соревнованиях по шахматам в составе школьной сборной.
- (Люблю животных и цветы) Следить за растениями в классном кабинете в течение года.
- (Люблю кататься на велосипеде) Подготовить выступление на велосипеде на школьный конкурс «Алло, мы ищем таланты»
- (Хорошо готовлю) На следующее классное чаепитие принесешь собственноручно изготовленное печенье.
- (Отлично учусь) Вступить в школьное научное общество.
Дети зачитывают талант и применение - Какой вывод мы можем сформулировать?
|
Принимают учебную установку на активное слушание.
Слушают притчу
Делают обобщающий вывод. |
К: строить сообщения в устной и письменной форме
Л: самоконтроль
Р: умение планировать свою деятельность
П: осознанное построение речевого высказывания анализ, синтез, сравнение, обоющение Р: обоснования своего суждения |
Первичное закрепление материала
Словесный: слово учителя; беседа Наглядный: учебная презентация; | 5 мин | Нужно ли совершенствовать свой талант? Игра Микрофон
учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу: В нашем классе самым талантливым математиком является… Часто меня приятно удивлял своими рисунками …… Самая одаренная личность по запоминанию материала в нашем классе – это… Лучше всех у доски отвечает… Лучше всех в классе поет… Лучше всех танцует… Самым добрым человеком в классе, можно назвать… В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: «Это здорово!» и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки. Вывод: Подумайте, можно ли отнести утверждение «Я - способный!» к каждому из Вас? Может ли каждый сказать о себе: «Я - способный!» | «Мозговой штурм»
Отвечают на вопросы
Размышляют. Осмысляют. |
П: осознанное построение речевого высказывания анализ, синтез, сравнение Р: обоснования своего суждения
К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач |
Игра «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!» Групповая работа | 7 мин
| Игра «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!» В центре ватмана в круге написано «Я МОГУ!». Я раздам Вам лучи солнца, вдоль которых Вы запишите то, что Вы можете сделать талантливо и чем можете поделиться с другими. Посмотрите, как ярко засияло наше солнышко! Сколько различных талантливых лучиков зажглись на нём! Игра «Угадай Увлечение!» Сейчас мы поиграем в игру. В ней будут участвовать те ребята, которые ещё не раскрыли свой талант. Разбиваем на 2 команды Я загадываю слово, которое обозначает какое-нибудь увлечение, пробуждающее талант . Кто быстрее ответит, тот и получает очко За каждый правильный ответ я вручаю команде фишку. Побеждает та команда, которая набрала больше фишек, а значит, и больше разных интересных увлечений. - Командная игра, в которой игроки клюшкой забивают шайбу в ворота соперника. (Хоккей)
- Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. (Туризм)
- Поиски, выслеживание зверей, птиц с ружьём или фотоаппаратом. (Охота)
- Рыбная ловля. (Рыбалка)
- Командная игра, в которой игроки ударами ног забивают мяч в ворота соперника. (Футбол)
- Человек, который коллекционирует марки (филателист)
- Коллекционирование монет (Нумизматика)
- Что коллекционируют филокартисты? (Открытки)
- Певческое искусство. (Вокал)
Команда №…. набрала больше фишек. |
Проведение соревновательной игры в двух командах.
Принимают установку учителя
Отгадывают увлечения
Подводят итог соревнований |
Р: осуществлять операции анализа
К: построение речевого высказывания
Л: саморегуляция
К: учет различных точек зрений
|
Заключение
|
| На этом наш классный час подошёл к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас он не прошёл даром. Воспитать себя – это не просто, но возможно Надо уметь трудиться; - Изучать себя;
- Ставить перед собой цели;
- Знать, как себя воспитывать;
- Верить в успех;
Прежде чем проститься, мне хотелось бы выявить ваше отношение к теме классного часа. Те, кого этот классный час натолкнул на мысль усовершенствовать и развивать свои таланты, попрошу поместить смайлик в солнечном круге. Те, кто остался равнодушным, и не извлёк пользы для себя, поместите смайлик в круг луны.
Очень приятно, что наше солнышко улыбается всем приятными улыбками. Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе. Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее. Спасибо всем ребятам, которые рассказали о своих увлечениях, которые проявили свои способности. |
Формулируют вывод
Подводят итог мероприятия совместно с учителем |
Р: контроль, коррекция действий
Л: самооценка;
Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности |