Классный час " Воспитание сказкой на примере произведения В.А. Сухомлинского "Гусыня"
классный час (2, 3 класс) на тему
классный час на тему "Безмерность материнской любви"
В.А. Сухомлинский " Сказка о Гусыне" ("Легенда о материнской любви")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kl._chasa_vospitanie_skazkoy_po_proizvedeniyu_v._suhomlinskogo.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А.Сухомлинский и современность
Классный час во 2 классе
Тема: «Безмерность материнской любви»
В.А.Сухомлинский «Сказка о Гусыне»,
«Легенда о материнской любви»
Цель: вызвать заинтересованность и желание к чтению произведений В.А.Сухомлинского; формировать представления о безмерной материнской любви, умения соотносить прочитанное с собственным чувством и отношения к маме; составить небольшой текст о близком человеке; воспитывать любовь и уважение к матери, благодарность за ее заботы. Создать атмосферу тепла, любви —условия для развития чувств, восприятий ребенка, его самовыражения.
Оборудование:
большое солнце, маленькие солнышки, фотографии мам, выставка рисунков, карточки с заданием, фонограммы, изображение гусыни с гусятами, картонные шаблоны для заготовок в виде черепицы крыши.
1 .Разговор о семье
- Они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным человеком, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
О ком идет речь? (О родителях)
- Семья занимает особое место в жизни человека. Когда вы были еще совсем маленькими они пели вам колыбельные песни, прижимали к своему сердцу. Они и сейчас помогают вам, заботятся, радуются вашим успехам и огорчаются от неудач. Ваши родители очень вас любят. В семье дети похожи на своих родителей. Недаром в народе говорят : «Какая семья, таков и я». - Вы лицо семьи.
Чтение учащимися строчек
Семья — это мамины нежные руки, Семья - это папины сильные плечи, Семья - это деда глаза молодые, Семья - это бабушки пряди седые, Семья - это папа, мама и я. А есть еще брат, или, может, сестра, А сесть еще дедушки, бабушки тоже, Дяди и тети.
Сегодня, похоже, их всех нам не счесть. И все же классный час мы проводим в их честь.
(Б.Благинина)
- Какой по - вашему должна быть семья ?
2. разговор о маме
- А сейчас мы поговорим о человеке, для которого нет большего счастья видеть вас здоровыми и жизнерадостными; о человеке, который всегда защитит вас и сердцем и руками; о человеке, в котором живет бесконечная и огромная, как мир — любовь к вам.
О ком эти строки? (О маме)
- Чтение стихотворения Н. Саконской «Разговор о маме» Читают ученики
От чистого сердца
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим ее, Прийти головою -
Как хорошего друга, Исчезнут морщинки,
За то, что у нас С родного лица
С нею все сообща.
За то, что когда За то, что всегда
Нам приходится туго, Без утайки и прямо
Мы можем всплакнуть Мы можем доверить
У родного плеча. Ей сердце свое.
Мы любим ее и за то, И просто за то,
Что порою Что она - наша мама,
Становятся строже Мы крепко и нежно
В морщинках глаза, Любим ее.
Но стоит с повинной
- За что же дети любят своих мам?
- За что вы любите свою маму?
3. Работа по произведению В.А. Сухомлинского «Сказка о Гусыне»
- Очень много о любви и уважении к близким нам людям, говорится в произведениях известного вам педагога и писателя В.А. Сухомлинского. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Прежде чем приступить к чтению «Сказки о Гусыне», вам необходимо расставить предложения в правильной последовательности. (Работа по карточке)
А)
♦ Гусыня тяжело дышала.
♦ Она спрятала своих детей.
♦ Гусята были счастливы.
♦ С неба посыпались крупные градинки. Проверка ответов.
-Интересно ли вам, дети, узнать насколько правильными были ваши ответы? Б) Чтение сказки. Беседа по прочитанному.
- Когда я читала сказку, у меня сложилось впечатление, что она написана о каждом из вас и ваших мамах. А вам так не показалось?
- Как встретили дети-гусята «мир»? Нужна ли им была мама?
- А вы, когда читаете интересную книгу, смотрите телевизор, гуляете с друзьями, одним словом, когда вам хорошо, вы вспоминаете своих мам?
- Когда гусята вспомнили о ней?
- К кому вы обращаетесь в первую очередь, если вам страшно, больно, нужна защита, помощь? ( к маме)
- Мне не зря показалось, что сказка о вас.
* Как Гусыня встретила своих детей? Как чувствовали гусята себя под материнскими крыльями?
- Может быть, и ваши мамы, как Гусыня, спасают вас от беды, горя, несчастья своими «материнскими крыльями^, И вы, как эти гусята, не догадываетесь, какой ценой дается это вашим мамам? Или не так?
- Почему главная героиня сказки не выпустила своих детей сразу, когда закончилась непогода?
(2 варианта ответа)
1. Чтоб гусята не простудились.
2. Хотела наказать их за непослушание, потому что не все сразу прибежали, когда она их позвала.
- Какой ответ будет у вас? (У нее были изранены крылья. От боли она не могла их поднять).
- Как вели себя дети?
- А теперь вопрос на честность, вслух можно не отвечать. Вы когда-нибудь себя так вели? Возможно теперь стыдно за это?
-Всегда ли вы будете внимательны к своим мамам, будете ли чувствовать, что она устала, что плохо чувствует себя?
- Обиделась ли Гусыня, что дети разбежались, оставив ее в такой ситуации?
- А ваши мамы прощают вам, когда вы ведете себя таким образом? А как вы думаете почему?
( Любовь материнская безмерна, глубокая, сильная, больше чем что-либо на свете)
-Сейчас я прошу вас закрыть глаза и представить, что вы с мамой вышли на улицу погулять. Вскоре Мама отправилась в ближайший магазин и просила побыть на площадке. В это время на небе стали сгущаться тучи и полил сильный дождь…началась гроза! ( включение аудиозаписи с громом и ливнем)
-Скажите, что вы чувствовали?
-А теперь, дорогие ребята, посмотрите на доску ( на формате А3 изображена гусыня, которая крыльями прикрывает своих гусят) и скажите, что вам захотелось сделать, глядя на них, чем помочь?
- Давайте построим им навес, чтобы уберечь от дождя! Для этого по лежащим на столе шаблонам вырежем из картона черепицы для будущей крыши , а потом каждый из вас подойдет к картине и приклеит заготовку над гусыней с гусятами!
4. Составление небольшого текста о маме с помощью опорных слов.
(Спасет, поможет, подскажет, защитит.
Любимая, родная, дорогая, счастливая, красивая. Мама, мамочка, мамуля. Ребенок, глаза, руки, улыбка, лаековые, работящие)
5. «Десять нельзя» (Из памятки для учащихся Павлышской школы) О внимании и заботе к старшим.
- Очень давно, около 1,5 тысяч лет тому назад, люди жили большими семьями. Одна семья могла насчитывать 20-30 человек. Теперь таких больших семей у нас нет, повзрослевшие дети часто живут отдельно от родителей, и старшие остаются одни, болеют, нуждаются во внимании и заботе. У нашего народа есть традиционная семейная мораль ( т.е. правило): дети, внуки должны с уважением относиться к старшим, своим родителям. Помогать им, проявлять заботу. Одна из главных заповедей Библии гласит: «Уважай отца и мать» . Нежная и ласковая мама всегда приголубит, а сильные руки отца поддержат вас.
Ежедневно вы приходите из школы домой, где вас с нетерпением ждут близкие люди. И если вы будете вести себя грубо, обижать друзей, все подумают, что в вашей семье так принято, что мама и папа такие же невоспитанные. Потому надо всегда думать: а что скажут о вашей семье? Надо заботиться о своей семье, оберегать ее.
В.А. Сухомлинский, работая в Павлышской школе, для своих учащихся составил памятку ( т.е. определенные правила) ) «Десять нельзя». И одно из этих правил гласит «Нельзя больного старого человека оставлять в одиночестве. Особенно внимателен будь к матери и отцу в трудные и радостные дни, праздники. Твоя радостная улыбка, доброе слово, желание помочь в домашнем труде доставят большое удовольствие родителям.
7. «Мама и солнышко очень похожи...» Почему? Что общего у мамы с солнцем?
1. Осторожными губами Кто-то глаз моих коснется... Протяну я руки маме, Посмотрю, а это солнце (Ирина Тамазкова)
- Чем о маме напомнило солнце?
2. Солнышко да матушка Именами разные,
А делами равные:
Красно солнышко греет,
Матушка жалеет. (Латышская песенка)
- Почему они «делами равные»
3. При солнышке тепло, при матери добро (Пословица)
4. Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок у птицы! Сколько листьев на ветвях! Только солнце - одно на свете. Только мама - одна на свете. (Г.Виеру)
- Каждый из вас принес фотографию своей мамы. Вглядитесь в ее глаза. Сколько в них любви и нежности. И эти прекрасные материнские глаза наблюдают за нами с утра до позднего вечера. Давайте с лучиков большого солнца снимем маленькие солнышки и приклеим к ним фотографии наших мам. И пусть это солнышко всегда будет с вами. Чтобы безмерная материнская любовь согревала и берегла вас.
Сказка о Гусыне
В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным — перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.
Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.
Мама тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» - Она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын».
Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ (на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)
Урок проводился во втором классе, УМК " Система Занкова Л.В.".Цели урока: раскрыть нравственное содержание сказки;развивать умение осмысливать художественную идею произведения,умение раскрыть основную...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)
Формирование этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...
Классный час " Воспитание сказкой на примере произведения В.А. Сухомлинского "Гусыня"
классный час на тему "Безмерность материнской любви" В.А. Сухомлинский " Сказка о желтой Гусыне" ("Легенда о материнской любви")...
Урок по чтению.Тема: "Духовно – нравственное воспитание школьников» на примере сказки о животных.
Цель: Осмысление сказки" Два жадных медвежонка", как особый литературный жанр.Цели урока: Определить главную мысль произведения; формировать читательские умения детей при работе ...
Классный час "Воспитание толерантности и дружбы народов на примере детских сказок"
Данный классный час может быть полезным учителям начальных классов, особенно 1-2 класса. В простой, доступной пониманию детей форме, даются понятия толерантности, умения сопереживать и принимать ближн...
Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".
Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев; определять в тексте тему и ...
Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»
Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей...