Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев; определять в тексте тему и главную мысль; умения выражать собственное мнение к событиям, поступкам, героям.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор.
В. В. Бианки "Музыкант". 2 класс.
Составила: учитель начальных классов: Попова Л.А.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: - познакомить учащихся с рассказом «Музыкант».
- выявить традиционный характер медведя в русских народных сказках и авторских.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- формировать умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать).
Познавательные УУД
- ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания; уметь находить ответ на вопросы, опираясь на текст; формировать способности решать проблемы поискового характера;
- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог; оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
Предметные результаты обучения:
- объяснять смысл названия рассказа; рассказывать о герое произведения; развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к изучению природы через чтение народных произведений и произведений В.В.Бианки;
- уметь прогнозировать содержание;
- определять жанр произведения;
- уметь вписывать данные о произведении в карточку, соединять слова с их лексическим значением;
- уметь выразительно читать и развивать связанную речь.
Задачи для учителя:
Образовательные:
- Создать условия для знакомства с рассказом В. Бианки «Музыкант».
-Расширить знания детей о животном мире леса.
-Совершенствовать технику чтения.
-Пополнять словарный запас детей.
Предыдущая тема: Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору.
Следующие темы: Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте.
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О братьях наших меньших»
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент Эмоциональный настрой на урок. - Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. -Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, пожалуйста, повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки. Садитесь. -Что мы будем делать с вами, Тайны, чтобы все узнать, Все загадки разгадать? Дети: Будем вместе развивать качество – внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность. - Подготовимся к чтению, хором прочитаем пословицу, сначала медленно, теперь выразительно. Речевая разминка «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи ». (СЛАЙД 2) - Как вы понимаете эти слова? - Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей. | Приветствие учителя, гостей проверка готовности к уроку обучающимися. (Ответы детей) | Личностные УУД: -формирование положительного отношения к процессу познания. Регулятивные УУД: -нацеливание на успешную деятельность. |
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с каким произведением? - Назовите жанр этого произведения. - Веселая и поучительная сказка о том, как простой мужик медведя перехитрил. - Чему учит эта сказка? (Она учит ценить труд, дружбу, знания и избегать плутовства, если нужно сохранить добрососедские отношения.) Обобщение изученного. - Кто главные герои сказки? (СЛАЙД 3) (Мужик и медведь) - Какой характер у медведя в этой сказке? - Как медведь представлен в сказке? (сильный, мощный, глуповатый).
Проблемный вопрос - Ребята, а только ли в сказках мы можем узнать о таком герое, как медведь? - Есть авторы, которые тоже писали о медведях. - С произведением, одного автора мы с вами недавно познакомились. Он писал научные сказки о природе, животных. - Посмотрите на портрет писателя. Узнали ли вы его? (на доске портрет В. Бианки) - И сегодня мы прочитаем ещё одно произведение этого замечательного писателя, а какое узнаете, открыв учебник на странице 142. «Музыкант». - Как называются произведения, которые пишет автор? - Зная название произведения, давайте попробуем вместе поставить цели урока.
3. Воспитывать в себе бережное отношение к природе. | «Мужик и медведь». Сказка (Трудолюбию, находчивости и умению найти выход из трудной ситуации.) Дети высказывают свои предположения. Определяют на портрете писателя В. Бианки Вспоминают, что знают о нём. -Да. Это Виталий Валентинович Бианки. «Сова». Определяют задачи урока. | Р. УУД: -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. П. УУД: -уметь прогнозировать содержание. К. УУД: - умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, Р. УУД: соотносить свои действия с поставленной задачей. |
3. Целеполагание, постановка задач Закройте глаза и послушайте! (включаю музыку: отрывок из произведения Паганини- скрипка) - Какой музыкальный инструмент вы услышали? - Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий. - Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да? Какие? (Дети называют: баян, пианино, аккордеон, балалайка) - Правильно! А люди, которые владеют этими инструментами, или проще, умеют на них играть, называются ……? – Музыканты! - Кто может объяснить лексическое значение этого слова? - Когда видим незнакомые слова, часто смотрим в толковый словарь, словарь Ожегова, в словарь помещённый в учебнике. - (имя) прочитай, толкование слова из словаря. Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой. - А теперь обратимся к картинке на стр. 144. Предположите, о чём будет это произведение? - Как вы думаете, медведь может быть музыкантом? - Об этом мы узнаем, прочитав рассказ. - Нам мало познакомится с произведением, нам надо сравнить, как в разных произведениях показан образ медведя. - Тема урока: Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д. Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант". -Ребята, так - же ещё одна цель нашего урока - узнать новое о медведе, для того, чтобы сравнить медведя в разных произведениях. - Но сначала немного потренируемся в прочтении сложных слов. (СЛАЙД 6).
|
Отвечают Читают хором. | Регулятивные УУД: определять цель урока с помощью учителя и самостоятельно ставить задачи урока. П. УУД: определять круг своего знания и незнания; |
-В произведении нам встретятся несколько незнакомых для вас слов. Давайте, прочитаем эти слова в словаре. Один ученик читает в словаре учебника. Другой в словаре Ожегова. (Слайд 7-8) с картинками их обозначающих. -Ребята, предлагаю познакомиться с текстом. Мы будем использовать чтение с остановками (высказывать предположения, что будет дальше.) Читают подготовленные дети. Приём: «Чтение с остановками», - Итак, ребята, кто же в итоге оказался музыкантом? - Действительно, ребята, в жизни очень часто можно встретить необычное в поведении и способностях животных. - А | Читают текст, делают предположения. (чтение первичное) Ученики: медведь. | Предметные УУД: -работать с текстом, выразительно читать и развивать связанную речь. Личностные УУД: проявлять интерес к чтению произведения природоведческого характера, определять в тексте своё знание и незнание. |
5. Физкультминутка - А сейчас, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку! Я буду вам называть – музыкальный инструмент, а вы мне показываете, как на нем играть. А если я назову вам любое другое слово, тогда пусть звучат аплодисменты. Итак, начали: Скрипка! (дети показывают) Завалинка! (аплодисменты) Баян! (дети показывают) Медвежатник! (аплодисменты) Пианино! (дети показывают) Барабан! (дети показывают) Дудочка! (дети показывают). - Замечательно, пожалуйста, садитесь! | ||
6. Обобщение и систематизация знаний Работа с текстом. -Ребята, определите жанр прочитанного произведения. - Докажите. -С чего начинается рассказ? -Какое слово автора говорит, что старик был плохой музыкант? - Каким человеком был старик-медвежатник? -Прочитайте в тексте как охотник объяснил колхознику, почему он не убил медведя? - Ребята, найдите в рассказе описание иллюстрации в учебнике. Карточка - работа в паре. - Ребята, у вас на партах лежат карточки с отрывком из произведения. В скобках даны слова. Подчеркни верное слово. Старый медвежатник хотел научиться играть на (пианино, дудочке, скрипке) ... ( Слайд 9) -Как вы думаете, пойдёт ли ещё старый медвежатник на охоту? - Старый медвежатник всю жизнь охотился на медведей, но этот случай так поразил его, что, возможно, он больше никогда не поднимет ружья на животных. -Какая главная мысль рассказа? Любовь охотника к природе, к животным. Любовь к музыке, оказалась сильнее, чем к охоте. - Вчера и сегодня на уроках мы с вами познакомились с 2-мя разными произведениями. Подумайте и скажите есть ли между ними что-то общее в описании животных? Или есть разница? - Дайте характеристику медведя в народной сказке «Мужик и медведь» и рассказе «Музыкант». Меняется ли образ медведя в авторских сказках? На доске названия произведений и карточки – характеристики животного Сказка Рассказ В. Бианки «Мужик и медведь» «Музыкант» Слова: сильный, мощный, слегка глуповатый, трусливый, добрый, доверчивый, справедливый, безобидный, неуклюжий, злой, свирепый. – Медведь в народных сказках всегда сильный, мощный, слегка глуповатый. В нем нет ни злобы, ни хитрости. |
-Рассказ. (Небольшое по размеру произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни героев). -Что старик сидел на завалинке и пиликал на скрипке. (дети читают по тексту -Пиликал Мы чувствуем любовь автора к его герою. -Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант как и я? Ученики самостоятельно читают задание и выполняют. (взаимопроверка) Одна пара озвучивает свой ответ. Ученики: Оба рассказа учат нас быть любознательными по жизни, бережному отношению к природе и к животным, ведь не зря их называют братьями нашими меньшими. Прикрепляют карточки. | Предметные УУД: -определять жанр произведения; -уметь вписывать данные о произведении в карточку. Личностные УУД: -умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству. Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Познавательные УУД: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
7. Итог – Что вы взяли для себя из сказки и рассказа? Чему они учат? -Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. (СЛАЙД 10) | Учат быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.) | |
8. Рефлексия - Кто считает, что сегодня на уроке активно поработал, открыл для себя что-то новое при знакомстве с произведениями - встаньте. - А кто ничего нового не узнал, для себя, ничего не открыл, произведение не затронуло ваших чувств – сидите. | Определяют, какие задачи выполнены. Ученики оценивают свою работу на уроке | Л. УУД: К. УУД: - Возвращается к поставленным задачам.
|
9. Д/з. Предлагаются на выбор задания разного уровня. -Выразительное чтение рассказа -Приготовить пересказ. - Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок. -Давайте встанем и скажем до свидания, нашим гостям. | Записывают Д/з в дневник. Выбирают задание по желанию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ (на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)
Урок проводился во втором классе, УМК " Система Занкова Л.В.".Цели урока: раскрыть нравственное содержание сказки;развивать умение осмысливать художественную идею произведения,умение раскрыть основную...
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....
Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»
Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей...
«Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую...»».
Урок литературного чтения в 4 классе...
Восприятие осени в произведении М.М. Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор.
Создать условия для ознакомления с творчеством М. М. Пришвина и его произведением «Осеннее утро»Образовательные: 1. простите, забыл!!!2. Формировать умение выполнять анализ произведения М....