Урок по чтению.Тема: "Духовно – нравственное воспитание школьников» на примере сказки о животных.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Цель: Осмысление сказки" Два жадных медвежонка", как особый литературный жанр.

Цели урока: Определить  главную  мысль произведения; формировать читательские умения детей при работе с текстом; формировать читательскую самостоятельность; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать.

Задачи: 

Образовательная.   Совершенствовать умение работать с текстом;  продолжить работу над повышением техники чтения; формировать умение анализировать текст.

Развивающая.Совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать образное мышление; пополнять словарный запас; развивать творческие способности.

Воспитывающая.Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки  художественного произведения; учить работать в группах; высказывать своё и уважать мнение других ребят.Одной из задач урока является формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать речевые средства и средства информативных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

        Форма работы выбрана групповая, т.к. она позволяет прислушиваться к мнению своих одноклассников, уважать мнение других, учиться достигать поставленную цель, реализовать свои возможности с помощью других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Урок по чтению во 2 классе1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе по теме:

«Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»»

Цель: Осмысление сказки, как особый литературный жанр.

Цели урока: Определить  главную  мысль произведения; формировать читательские умения детей при работе с текстом; формировать читательскую самостоятельность; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать.

Задачи:  

Образовательная.   Совершенствовать умение работать с текстом;  продолжить работу над повышением техники чтения; формировать умение анализировать текст.

Развивающая.Совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать образное мышление; пополнять словарный запас; развивать творческие способности.

Воспитывающая.Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки  художественного произведения; учить работать в группах; высказывать своё и уважать мнение других ребят.

Оборудование:

  • Текст сказки «Сказочная страна» набранный на отдельных листках
  • Учебники
  • Рисунки обучающихся
  • Выставка книг
  • Презентация

Ход урока

1 Орг. момент. Настрой на урок.

а) звучит музыка ( слайд2)

-Кому из вас музыка подняла настроение? С каким настроением вы пришли на урок? Я надеюсь, что у нас у всех будет хорошее настроение весь урок и мы будем друг другу помогать.

 Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова:

            Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.

           Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.   ( Р. Сеф)

б)-Какие задачи мы должны с вами поставит перед собой, чтобы мы могли сотрудничать и урок был для вас и для меня интересным? (быть внимательными, уважать мнение других, правильно отвечать на поставленный вопрос, будем работать над повышением техники чтения, будем старательными...)

в)Работа над техникой чтения. У каждого из вас на листочках есть напечатанная сказка. –Кто автор этой сказки? ( Юрченко Даниил) Это авторская сказка.Её написал ваш одноклассник. А какие произведения мы называем сказкой? ( в которых есть что-то необычное, во что трудно поверить, есть что-то фантастическое)

-Ваша задача- определить сказка ли это? -Какова главная мысль этого произведения   ( слайд 3)

Сказочная страна.

        Жили-были король Абрикос и принц Персик, а недалеко от них в деревне жила девочка Карамелька. У принца Персика были слуги, конюшня, еда, а у бедной Карамельки не было ничего. Ей приходилось много работать, чтобы получить кусок хлеба. Однажды принц Персик гулял со своей собакой в лесу и ел финики. Мимо проходила Карамелька. Она остановилась и спросила:- А что ты ешь? Принц ответил:- Это финики. А тебе что надо? -А дай мне попробовать финики. – Ещё чего! Буду я делиться с какой-то замарашкой.

        Девочка обиделась и пошла дальше. Но не успела она пройти несколько шагов, как её остановил крик принца Персика. Карамелька бросилась на помощь, но вместо принца она увидела оранжевую жабу, которая сидела в овраге. Рядом сидела собака Альба и облизывала жабу.Девочка спустилась в овраг,  взяла жабу на руки и отнесла к себе домой. Принца заколдовал чёрный маг. Король Абрикос разослал слуг по всей стране в поисках пропавшего сына. Слуги, обходя все города и деревни, попали туда, где жила Карамелька. Возле её дома они увидели собаку принца – Альбу. Они зашли в этот дом и увидели девочку Карамельку и оранжевую жабу. Тут слуги испугались и убежали. Вдруг появилась добрая волшебница, которая превратила жабу в принца Персика. В благодарность за доброе к себе отношение принц Персик объявил Карамельку своим лучшим другом. Он вернулся во дворец вместе с Карамелькой. С ней он встречался каждый день и помогал чем мог.Когда они выросли, то полюбили друг друга и поженились. Жили они долго и счастливо.

                                             Юрченко Даниил, ученик 2Б класса

-Кому понравилась эта сказка?- Кто вам понравился особенно? – Докажите, что это сказка. – Какими словами заканчивается его сказка?

- Какие качества людей  высмеивает Данил в этой сказке?( жадность)

-Почему я выбрала сказку на эту тему?  ( мы говорим о жадности , так как дома мы познакомились со сказкой , в которой высмеивается «жадность» –Какое слово всегда рядом идёт со словом жадность?( дружба)

- Как всегда заканчиваются сказки?

2. Тема урока:  «Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»( слайд 4)

а) Стр. 51.  Как хотели поделить головку сыра медвежата. Что им помешало? Прочитайте.

-Над чем вы смеялись, когда читали эту сказку?

- Словарная работа  (слайд 5)

- Какие слова вам показались не очень понятными? -Учитель читает начало сказки, дети называют слова:

 стеклянные горы

шёлковый луг

нехоженый густой лес (Объяснение значения этих слов)

Музыкальная физминутка

3. Работа в группах  Слайды 6, 7)

     1. Читатели:

а) Стр. 50   Какой наказ давала медведица своим сыновьям? Прочитайте

    б)Объясните, как вы понимаете пословицы:

       Жадность последнего ума лишает.

        Глаза заведущи, руки загребущи.

2.Друзья:

б) Слова:   драка, любовь, ненависть, злость, скупость, помощь, беда, уважение, улыбка, добро, обида - разделите на 2 группы  

                         дружба                                       жадность   (слайд 8)

3.Любознательные:

а)   Стр.51 Прочитайте выразительно, какую помощь предложила лиса медвежатам?

     б) Покажите, как ходят маленькие медвежата? А хитрые лисы?

4.Добрые:

а)    Стр.51-53.  Сосчитайте, сколько раз делила лисица сыр. Почему?

    б)  Какими словами можно охарактеризовать лису в сказках? Какая она?           ( Слайд 9)

4. Повторение. Обобщение.

Посмотрите на доску на ваши рисунки и вспомните, какие ещё рассказы о жадности и о дружбе мыс вами уже читали. (В Осеева  «Печенье»;В. Осеева  «До первого дождя»; Е. Пермяк «Бумажный змей»;В. Осеева «До первого дождя»)

- Какое из произведений вам понравилось больше всего и почему?

_ Давайте, ребята, составим правила, которых мы будем придерживаться, чтобы вырасти достойными гражданами нашей страны.

1.Каждый день совершать 2 хороших поступка

Помнить главные слова : (Слайд 10)

2. Я приду на помощь человеку, когда он позовёт меня!
3. Жизнь дана на добрые дела.

5. Итог урока. (Слайд 11)

Оцени себя сам!

6.Домашнее задание.

  Стр. 50 – 53 . Читать. Пересказывать. Рассказать о своих сделанных добрых делах

Самоанализ

    Урок  литературного  чтения  проведён 21 октября  2016года во 2Б классе на семинаре по теме: «Духовно – нравственное воспитание школьников» Григорьевой С.М.

 Литературное чтение по программе З. И. Романовской. Тема урока: Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка». Цели урока: Осмысление сказки, как особый литературный жанр. Определить  главную  мысль произведения; формировать читательские умения детей при работе с текстом; формировать читательскую самостоятельность; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать.

        Урок построен, опираясь на знания обучающихся, полученных на предыдущих  уроках, на которых мы говорили о жадности и о дружбе.

Одной из задач урока является формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать речевые средства и средства информативных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

        Форма работы выбрана групповая, т.к. она позволяет прислушиваться к мнению своих одноклассников, уважать мнение других, учиться достигать поставленную цель, реализовать свои возможности с помощью других

        Все задания направлены на развитие памяти, мышления, учат ориентироваться в тексте, применять знания, полученные на предыдущих уроках, быть точными в своих ответах, опираясь на содержание текста.

К уроку были подобраны такие задания, которые позволяют думать,  выбирать, отвечая на поставленный вопрос, мыслить и рассуждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на примере творчества Л.Н.Толстого

Цели и задачи урока:-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;-развивать логику, технику чтения;-за...

"Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ"

Из  опыта  работы   по  курсу  "Основы  мировых  религиозных  культур"...

Православное краеведение на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) как источник формирования духовно-нравственного воспитания школьников.

Актуальность православного краеведения обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно- нравственного образования школьников. В современном Отечестве во всех слоях общества р...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Роль уроков русского языка в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Роль уроков родного русского языка в духовно-нравственном воспитании младших школьников.  О духовно-нравственном воспитании говорится и пишется очень много. Но почему же &laqu...