Процесс развития коллектива - это управляемый процесс.
статья по теме
Методы проведения диагностики классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsess_razvitiya_kollektiva.docx | 151.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс развития коллектива это управляемый процесс.
А. С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Учитель начальных классов начинает формирование детского коллектива, учитель пятого класса продолжает формировать коллектив. Любой коллектив постоянно меняется, т.к. меняются люди входящие в коллектив. Процесс развития и формирования коллектива это управляемый процесс. С чего же нужно начать, чтобы понять в какую сторону двигаться? Как ни странно - с диагностики. К сожалению, в школьной практике диагностика пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведёт не только к поверхностному знанию детей, но и к усреднённости всех педагогических требований и установок, к стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников. Вот почему часто учителя бывают недовольны своими учениками, а те, в свою очередь, – школой. Мой опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим я выявляю 3 типа диагностики в работе классного руководителя: 1) начальная - используется для всестороннего изучения учеников;
2) корректирующая (текущая) - ориентирует меня на изменения, которые происходят в учениках и коллективе, одновременно оценивается правильность ранее принятых решений.
3) обобщающая (итоговая) - она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течении следующего учебного года.
Начиная работу с диагностическими методиками, педагог должен выбирать те, которые предполагают на выходе конкретный результат. Любая диагностика - это исследовательская деятельность.
Для изучения детского коллектива прекрасно подойдут проверенные временем методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы. Сегодня я хочу познакомить вас с теми методиками, которыми я пользуюсь в своей работе.
Социометрия. (приложение 1)
Цель: выявление взаимоотношений, неофициального лидера и изгоев.
Учащимся предлагается ситуация: «Тебе предлагается провести каникулы на необитаемом острове» 1 Кого из одноклассников ты бы хотел взять с собой? 2 Кого бы ты не хотел брать с собой? 3 Кого из учителей ты бы хотел взять с собой? 4. Кого из учителей ты не хочешь брать с собой?
Методика «Десять моих «Я» (приложение 2)
Цель: выявить отношение ребенка к себе, определить его самооценку.
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я – умный.
Я – красивый и т. д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Методика «Краски» (по типу цветового теста Люшера) (приложение 3)
Цель: выявление негативных эмоций.
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисованы кружки. В каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой. Дети: звонок, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь, учебник. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет. Взрослые: школа, директор, завуч, урок, отчет, конкурс, каникулы, ученики, родители.
Если ребенок окрашивает предметы в яркие цвета, то это говорит о его положительном отношении. Если в темный или в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Если нужно выяснить взаимоотношения в семье, то это могут быть слова связанные с домом: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дом, друзья, улица, секция.
Методика «Золотая рыбка» (приложение 4)
Цель: выяснение системы ценностей ребенка
Представь, что ты поймал золотую рыбку. Как водиться она исполнит три твоих желания, но с условием. Первое – ты загадываешь для себя, второе – для родных, третье – для всех людей на земле. Напиши, что ты попросишь у рыбки.
Методика «Лестница» (приложение 5)
Цель: определение самооценки
Перед тобой лестница человечества. На первой ступени стоят самые плохие люди. Они могут быть самыми богатыми, но они обманывают. Воруют, способны на убийство. Чем выше ступень, тем лучше человек. На десятой ступени стоят самые лучшие. Самые добрые, честные, справедливые, может быть они не самые богатые. На какой ступени стоишь ты.
Если от 1 до 4 заниженная самооценка, 5 самооценка в норме, от 6 до 10 завышенная.
Приложение 1
Социометрия
одноклассники | учителя | |
да | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ |
нет | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ |
___________________________________________________________________________________
Социометрия
одноклассники | учителя | |
да | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ |
нет | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ |
___________________________________________________________________________________
Социометрия
одноклассники | учителя | |
да | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ |
нет | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ | 1_____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ |
Приложение 2
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
«Краски»
_____________________________________________________________________________________
«Краски»
Приложение 4
_____________________________________________________________________________________
«Золотая рыбка»
- Для себя я хочу ____________________________________________________
- Для родных я хочу _________________________________________________
- Для все людей на земле я хочу _______________________________________
_______________________________________________________________________
«Золотая рыбка»
- Для себя я хочу ____________________________________________________
- Для родных я хочу _________________________________________________
- Для все людей на земле я хочу _______________________________________
_______________________________________________________________________
«Золотая рыбка»
- Для себя я хочу ____________________________________________________
- Для родных я хочу _________________________________________________
- Для все людей на земле я хочу _______________________________________
_______________________________________________________________________
«Золотая рыбка»
- Для себя я хочу ____________________________________________________
- Для родных я хочу _________________________________________________
- Для все людей на земле я хочу _______________________________________
_______________________________________________________________________
«Золотая рыбка»
- Для себя я хочу ____________________________________________________
- Для родных я хочу _________________________________________________
- Для все людей на земле я хочу _______________________________________
_______________________________________________________________________
«Золотая рыбка»
- Для себя я хочу ____________________________________________________
- Для родных я хочу _________________________________________________
- Для все людей на земле я хочу _______________________________________
Приложение 5
«Моя лестница»
_______________________________________________________________________________
«Моя лестница»
_______________________________________________________________________________
«Моя лестница»
_______________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление инновационным процессом как организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем
Роль руководителя методического объединения в введении инноваций в образовательный процесс как комплекс мер организационного, методического, психологического характера. Разработка новой формы про...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
"Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной работы"
Все мы знаем, что каким вырастет ребёнок, как сложится его дальнейшая жизнь, в большей степени зависит от семейного воспитания, но немаловажную роль играет ра...
Выступление на форуме: «Психологическое сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы».
«Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы»....
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...
Курсовая работа на тему: «Профилактика буллинга в коллективе детей младшего школьного возраста в процессе развития сплочённости»
Курсовая работа на тему: «Профилактика буллинга в коллективе детей младшего школьного возраста в процессе развития сплочённости»...
Современные подходы к организации взаимодействия коллектива школы в процессе формирования личностных и предметных БУД АООП УО.
Переход на новые образовательные стандарты требует значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Поэтому так важно координация всех его участников для достижения поставленн...