Современные подходы к организации взаимодействия коллектива школы в процессе формирования личностных и предметных БУД АООП УО.
статья

Черниченко Валентина Михайловна

Переход на новые образовательные стандарты требует значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Поэтому так важно координация всех его участников для достижения поставленных целей.  В статье предстален практический опыт работы по созданию единой образовательной среды по формированию личностных и предметных базовых учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_lichnostnyh_i_predmetnyh_bud.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

«Современные подходы к организации взаимодействия коллектива школы в процессе формирования личностных и предметных БУД АООП УО.»                                                                                                                               

Статья 5 Закона «Об образовании в Российской Федерации»  гарантирует право каждого человека на качественное образование без каких-либо форм дискриминации, в том числе лицам с ОВЗ. Согласно статьи 79 Закона дети с ОВЗ, в том числе и со сложной структурой дефекта,  с выраженными формами разной степени умственной отсталости имеют право на получение образования по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - АООП), а инвалиды в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с целью оказания ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ создаются специальные условия для получения качественного образования определенного уровня, социального развития.  

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ОВЗ, понимают совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. К ним относятся: СЛАЙД

- специальные образовательные программы: АООП, ИПРА

- специальные методы обучения и воспитания;

- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

-специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

-предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь;

- проведение групповых, индивидуальных коррекционных занятий;

- наличие психологической службы (поддержки);

-обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность детей с ОВЗ.

От качества данных условий, взаимодействия всех указанных структур составляющих образовательного процесса, зависит результат освоения обучающимися АООП, которые оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Согласно ФГОС освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух результатов: личностных и предметных. СЛАЙД. Ведущее место среди них занимают именно личностные, «…поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования-введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.» -введение их в жизнь социума.

На достижение качественных личностных результатов направлены психокоррекционные занятия различных форм взаимодействия с обучающимися с учетом материально-технической базы школы. Диагностика и коррекция эмоционально-личностной, коммуникативной сфер, социальной интеграции и продуктивных видов взаимодействия с окружающим миром (в семье, классе), формирование произвольной регуляции деятельности и поведения являются основными направлениями деятельности педагога-психолога. Целевая установка этой части образовательной программы состоит в удовлетворении особых образовательных потребностей каждой категории обучающихся с ОВЗ. Например, содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)» (фронтальные и/или индивидуальные занятия), «Ритмика» (фронтальные и/или индивидуальные занятия).

 На качественное достижение личностных результатов направлены программы внеурочной деятельности. СЛАЙД. Так, программа внеурочной деятельности «Разговор о важном» способствует формированию у обучающихся гордости за свою Родину, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, осознание себя как гражданина России. К личностным результатам относится овладение социально-бытовыми навыками, коммуникационными и принятыми нормами социального взаимодействия. Приняв и осознав социальную роль обучающегося, у ребенка формируются  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Программы «Мир сказки», «Школа общения», «Этот удивительный мир» нацелены на воспитание эстетических ценностей, чувств и потребностей, развитых этических чувств обучающихся, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживание чувствам других людей. Не менее важным составляющим личностных качеств является установка на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям общества. Именно сформированные данные качества способствуют говорят о готовности школьника к самостоятельной жизни в современном обществе.

В начальной школе закладываются основы и таких важных личностных качеств, которые свидетельствуют о готовности обучающихся к усвоению программ основной школы как навыки самоконтроля и самооценки. Дети учатся управлять своими эмоциями. В школьном, классном коллективе формируются навыки стрессоустойчивости и самообладания, дети учатся быть инициативными, целеустремленными, уверенными в себе, ответственными, честными.

СЛАЙД. К предметным результатам освоения АООП относятся знания и умения по каждой предметной области, готовность применить их на практике. И хотя предметные результаты не являются основным критерием, например при принятии решения о переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений ( при завершении начального, а затем и основного образования).

Предметные результаты представлены в АООП двумя уровнями – минимальным и достаточным.

На достижение предметных результатов нацелено использование специальных методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе предоставление услуг ассистента (помощника).

Для детей с умственной отсталостью важно использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним, обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов; специальное обучение «переносу знаний и умений с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других операций.

Специфика методов обучения в специальной школе заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.

Словесные методы - рассказ, объяснение, беседа - должны быть небольшие по объему, эмоционально насыщенными, построены из несложных рассуждений с максимально возможным применением наглядности. Фабула рассказа должна быть предельно простой с малыми событиями. Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных ответов. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп. Замедленный темп беседы соответствует замедленному темпу мышления аномального ученика. Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необходимо выражать без двусмысленности.

Сочетание словесных методов с наглядными переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий (как можно говорить о зиме, не показав ее картину?).

 Наглядные методы - иллюстрация, показ, демонстрация, наблюдение - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей. Показ- это предъявление образа действия разных способов работы. Иллюстрация- это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года). Демонстрация- показ предметов в движении. Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока. Наиболее часто наблюдение употребляется  на уроке «Мир природы», «Ручной труд». В процессе применения наглядности обеспечивается вовлечение как можно большего количества органов чувств, необходимо чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу, цвету, размерам. Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии). Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. При наблюдении восприятием детей нужно управлять: сравнивать один объект с другим, знакомиться с ним, разбивать задачу наблюдения на части. Наблюдение используется для перевода познания с уровня представлений на уровень понятий.

Практические методы. Основной источник познания – деятельность учащихся. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается и в  выполнении рисунков, схем, диаграмм, использовании шаблонов, обведение контуров тех или иных изучаемых предметов.

Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

Для всех образовательных программ обязательным является включение в их содержание специальной коррекционной работы, а также специальная организация среды и обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ОВЗ с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Реализация образовательных программ предполагает создание адаптированных образовательных программ, которые при необходимости индивидуализируются и к которым создаются учебные планы. Так, в нашей школе реализуются программы для обучающихся с нарушением костно-мышечного аппарата (вариант программы 6.3) и с расстройством аутистического спектра (8.3). Вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное, обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, устраняются существующие препятствия между общим и специальным образованием, в чем отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность ФГОС для обучающихся с ОВЗ и ее соответствие инклюзивной «философии» образовательной политики и принципу:  необучаемых детей нет!

Соответственно требованиям в разработанном Стандарте дифференцированно формулируются и требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ.

Имеющаяся в распоряжении школы материальная база постоянно совершенствуется и позволяет вести обучение в соответствии с ФГОС   коррекционно-реабилитационные мероприятия на достаточно высоком уровне.

Предметные результаты освоения АООП оцениваются по завершению каждой из ступеней школьного образования:

- что ребенок должен знать и уметь на данном уровне образования;

- что из полученных знаний он может и должен применять на практике;

- насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Из этого следует, что АООП предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.

С целью отслеживания динамики формирования и развития личностных, предметных, коммуникационных, регулятивных БУД осуществляется их мониторинг.

Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

В настоящее время школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. А для этого необходимо эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, постоянное повышение уровеня методической подготовки, реализация дифференцированного и деятельностного подходов в обучении. Новый стандарт для детей с ОВЗ дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях, а ребенку с ОВЗ дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям

Приложение №1

Лист наблюдений учителя, предназначенный для отслеживания процесса формирования личностных результатов обучающегося.

Лист наблюдений учителя

Показатели оценки

Оценка (уч. год)

Начало

Конец

1

Называет город, в котором живет, свой домашний адрес (улицу, дом)

2

Описывает свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.).

3

Говорит о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).

4

Способен осознавать изменения в окружающей обстановке

5

Способен приспособится к изменяющимся условиям

6

Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).

7

Следит за своим внешним видом.

8

Может обратиться к учителю

9

Адекватно ведет себя в разных ситуациях

10

Способность обратиться за помощью к взрослому

11

Инициативен в общении со сверстниками

12

Способность поддерживать дружеские отношения со сверстниками

13

Способен обратиться за помощью к сверстнику

14

Может рассказать о своих родителях

15

Может рассказать о себе

16

Способен контролировать свои действия.

17

Нравится учиться в школе

18

Умеет слушать собеседника,

19

Делится своими впечатлениями

20

Отвечает на вопросы

21

Выполняет просьбы

22

Может оценить свою работу с точки зрения «красиво-некрасиво».

23

Может оценить работу сверстников с точки зрения «красиво-некрасиво».

24

Понимает смысл ценностей «Семья», «Школа», «Учитель», «Друзья».

25

Способен испытывать чувства стыда, вины.

26

Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение.

27

Соблюдает школьный режим дня

28

Вредные привычки

29

Сформированы навыки гигиены

30

Соблюдает правила дорожного движения;

31

Знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе


Оценки:

+ - или 123

Приложение № 2          

№ п/п

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

1

Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину

Сформированность основ гражданской позиции

Знание своего города, своего адреса: улицы, дома

Идентификация себя со школой (я – ученик)

2

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Сформированность основ толерантного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Ребенок взаимодействует с детьми другой национальности

Ребенок не конфликтует с детьми другой национальности

3

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Способен описать свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.).

Способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).

4

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Сформированость способности адаптироваться к изменяющимся условиям

Способен осознавать изменения

Способен приспособится к изменяющимся условиям

5

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Сформированность социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни

Пользуется социально-бытовыми навыками дома (убрать за собой, навыки гигиены).

Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).

Следит за своим внешним видом.

6

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Сформированность навыков коммуникации со взрослыми

Способность инициировать коммуникацию со взрослыми

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью к взрослому

Сформированность навыков коммуникации со сверстниками

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью к сверстнику

7

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Сформированность способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

информированность о жизни окружающего социума (родителей);

Знает свои возраст, пол.

8

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

Сформированность социальной роли обучающегося, проявления социально значимых мотивов учебной деятельности

Способен контролировать свои действия.

Положительное отношение к школе.

Ориентация на содержательные моменты школьной жизни

Принятие образца «хорошего ученика».

9

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

расширение круга общения, дружеских контактов

умение слушать собеседника, делиться своими впечатлениями, отвечать на вопросы и просьбы

выстраивание взаимоотношений с родственниками, друзьями, одноклассниками

10

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Различает категории «красиво-некрасиво»

Может оценить свою работу с точки зрения «красиво-некрасиво».

Может оценить работу сверстников с точки зрения «красиво-некрасиво».

11

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Сформированность этических чувств.

Понимает смысл ценностей «Семья», «Школа», «Учитель», «Друзья».

Способен испытывать чувства стыда, вины.

Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение.

12

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

сформированность установки на здоровый образ жизни

Способен соблюдать режим дня

Отсутствуют вредные привычки

Сформированы навыки гигиены

сформированность установки на безопасный образ жизни

Соблюдает правила дорожного движения;

Знает и соблюдает правила безопасного поведения дома (правила обращения с электроприборами и т.п.)

Знает и соблюдает правила безопасного поведения на улице (правила общения с незнакомыми людьми)

13

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Сформированность готовности к самостоятельной жизни.

Имеет свои домашние обязанности.

Выполняет свои домашние обязанности.

1. Карта индивидуальных достижений обучающегося.

№ п/п

Критерий

Индикаторы

Баллы

1

Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину

Знание своего города, своего адреса: улицы, дома

Идентификация себя со школой (я – ученик)

2

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Ребенок взаимодействует с детьми другой национальности

Ребенок не конфликтует с детьми другой национальности

3

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Способен описать свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.).

Способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).

4

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Способен осознавать изменения

Способен приспособится к изменяющимся условиям

5

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Пользуется социально-бытовыми навыками дома (убрать за собой, навыки гигиены).

Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).

Следит за своим внешним видом.

6

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Способность инициировать коммуникацию со взрослыми

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью к взрослому

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью к сверстнику

7

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

информированность о жизни окружающего социума (родителей);

Знает свои возраст, пол.

8

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

Способен контролировать свои действия.

Положительное отношение к школе.

Ориентация на содержательные моменты школьной жизни

Принятие образца «хорошего ученика».

9

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

расширение круга общения, дружеских контактов

умение слушать собеседника, делиться своими впечатлениями, отвечать на вопросы и просьбы

выстраивание взаимоотношений с родственниками, друзьями, одноклассниками

10

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Различает категории «красиво-некрасиво»

Может оценить свою работу с точки зрения «красиво-некрасиво».

Может оценить работу сверстников с точки зрения «красиво-некрасиво».

11

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Понимает смысл ценностей «Семья», «Школа», «Учитель», «Друзья».

Способен испытывать чувства стыда, вины.

Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение.

12

Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Способен соблюдать режим дня

Отсутствуют вредные привычки

Сформированы навыки гигиены

Соблюдает правила дорожного движения;

Знает и соблюдает правила безопасного поведения дома (правила обращения с электроприборами и т.п.)

Знает и соблюдает правила безопасного поведения на улице (правила общения с незнакомыми людьми)

13

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Имеет свои домашние обязанности.

Выполняет свои домашние обязанности.

Приложение №3

2. Журнал итоговых достижений обучающихся _____ класса за _______________учебный год.

№ п/п

Критерий

Индикаторы

Фамилия, имя обучающихся / баллы

1

Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину

Знание своего города, своего адреса: улицы, дома

Идентификация себя со школой (я – ученик)

2

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Ребенок взаимодействует с детьми другой национальности

Ребенок не конфликтует с детьми другой национальности

3

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Способен описать свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.).

Способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).

4

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Способен осознавать изменения в окружающей обстановке

Способен приспособится к изменяющимся условиям

5

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Пользуется социально-бытовыми навыками дома (убрать за собой, навыки гигиены).

Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).

Следит за своим внешним видом.

6

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Способность инициировать коммуникацию со взрослыми

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью к взрослому

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью к сверстнику

7

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

информированность о жизни окружающего социума (родителей);

Знает свои возраст, пол.

8

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

Способен контролировать свои действия.

Положительное отношение к школе.

Ориентация на содержательные моменты школьной жизни

Принятие образца «хорошего ученика».

9

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

расширение круга общения, дружеских контактов

умение слушать собеседника, делиться своими впечатлениями, отвечать на вопросы и просьбы

выстраивание взаимоотношений с родственниками, друзьями, одноклассниками

10

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Может оценить свою работу с точки зрения «красиво-некрасиво».

Может оценить работу сверстников с точки зрения «красиво-некрасиво».

11

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Понимает смысл ценностей «Семья», «Школа», «Учитель», «Друзья».

Способен испытывать чувства стыда, вины.

Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение.

12

Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Способен соблюдать режим дня

Отсутствуют вредные привычки

Сформированы навыки гигиены

Соблюдает правила дорожного движения;

Знает и соблюдает правила безопасного поведения дома (правила обращения с электроприборами и т.п.)

Знает и соблюдает правила безопасного поведения на улице (правила общения с незнакомыми людьми)

13

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Имеет свои домашние обязанности.

Выполняет свои домашние обязанности.

1. Анкета для родителей (законных представителей), содержащая вопросы для оценки личностных результатов обучающегося.

  1. Может ли ребенок назвать свои ФИО, возраст и пол?
  2. Знает ли ваш ребенок свой адрес?
  3. Способен ли ваш ребенок описать свое физическое состояние? Например, когда ему жарко, холодно, больно и т.п.
  4. Способен ли ваш ребенок сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.)?
  5. Убирает ли ребенок за собой свои вещи, игрушки?
  6. Какими навыками личной гигиены ребенок пользуется в повседневной жизни?
  7. Дома и во дворе следит за своим внешним видом?
  8. Обращается ли за помощью к взрослым членам семьи? С какими просьбами?
  9. Знает ли ребенок ФИО и место работы близких родственников?
  10. Нравится ли ему учиться в школе?
  11. Делится ли ребенок своими впечатлениями?
  12. Случается ли, что ребенок испытывает чувство стыда, вины? В каких ситуациях? Как это проявляется?
  13. Дома ребенок соблюдает режим дня?
  14. Есть ли у ребенка вредные привычки?
  15. Соблюдает правила дорожного движения?
  16. Соблюдает правила безопасного поведения дома (например, правила обращения с электроприборами и т.п.) ?
  17. Соблюдает правила безопасного поведения на улице (например, правила общения с незнакомыми людьми)
  18. Имеет ли ребенок свои домашние обязанности? Какие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....

Современный подход к организации процесса обучения.

Современное общество ставит перед школой задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высоким уровнем профессиональной п...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.

В статье говорится о современных подходах к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Комплексное применение современных подходов имеет большое значение в организации учебного процесса....

Статья "Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ"

В связи с введением ФГОС в дошкольное образование принцип сотрудничества ДОУ с семьёй является одним из основных. И задача воспитателя, непосредственно наблюдающего ребёнка и знающего его проблемы, со...

Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника

Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка...

Организация работы со сказками А.С. Пушкина в процессе формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Одним из великих писателей А.С. Пушкиным было написано немало сказок, которые включены в программу по изучению литературы в начальной школе. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и тр...