"Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной работы"
статья (4 класс) по теме

Быкова Ольга Владимировна

      

Все мы знаем, что каким вырастет ребёнок, как  сложится его дальнейшая жизнь, в большей степени зависит от семейного воспитания, но немаловажную роль играет работа школы.

Результат работы – дружный коллектив, в котором, конечно, как и в любом коллективе, бывают разные ситуации, но мы стараемся их разрешать. Каждый чувствует себя частью доброго, сильного, сплочённого целого классного коллектива. Ребята будут учиться вместе ещё много лет, чтобы процесс обучения был легче и приятнее, надо чтобы их окружали родные и близкие люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 48»

Г. Пермь

«Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной работы»

из опыта работы учителя начальных классов Быковой Ольги Владимировны

         Все мы знаем, что каким вырастет ребёнок, как  сложится его дальнейшая жизнь, в большей степени зависит от семейного воспитания, но немаловажную роль играет работа школы.

         В настоящее время мои ребята – выпускники  4 класса. В 1 классе, в период адаптации, дети часто обзывались, ссорились. Коллектив класса был разбит на несколько микрогрупп. И поэтому в начале первого класса, работая над планом воспитательной работы, я поставила перед собой цель:

« Создание условий для формирования детского коллектива, в котором каждый ребёнок способен на внимательное, чуткое, доброе отношение к своим одноклассникам».

         Практика показывает, что только в дружном, сплочённом коллективе, где царит доброта, взаимопонимание, доверие, поддержка, сочувствие, ребёнок может быть успешным и в учёбе, и в жизни.

           Большое внимание уделяю организации экскурсий, где дети имеют возможность вместе познавать новое. Стараюсь подбирать то, что интересно ребятам на данный момент. Всегда даётся выбор .

          Фабрика деревянной игрушки в Краснокамске, музей нефти « Лукойл», страусиная ферма, конный клуб, кондитерская фабрика, пожарная часть.

        В обществе ценится культурный человек, поэтому сотрудничаю  с учреждениями просвещения и  культуры.

           Посещаем театры. И не просто просмотр спектакля, а ещё какое-нибудь дополнительное дело. Кукольный театр – экскурсия, мастер-класс(изготовление кукол). Оперный театр – экскурсия «Закулисная жизнь театра». Филиалы краеведческого музея: дом Мешкова, музей имени Славянова с проведением мероприятий, дом-музей « Подпольная типография».

      Работа с библиотекой имени Гайдара. Посещаем все четыре года. Мероприятия проходят в различной форме: поле чудес, викторины, игры, инсценировки, конкурсы. Данная работа играет не только воспитательную роль, мы решаем ещё и образовательную задачу. Дети читают в основном больше нормы.

         Большую роль отвожу коллективным формам работы при организации конкретных дел в классе. Опыт показывает, что  деятельность в коллективе даёт намного  большие  результаты, чем обычно проведённое вместе время. Поэтому все дела в классе организуются и проводятся в совместной деятельности. В процессе данной работы дети учатся договариваться между собой, принимать решения с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

          С удовольствием ребята работают над проектами. Дети сами делятся на группы, распределяют обязанности. Обычно результатом проекта является выпуск газеты. Наши проекты: « Здравствуй, Музей!», «Поздравляем именинника!», «Наши Мамы», «Масленица».

          Немаловажную роль в сплочении детского коллектива играет организация и проведение праздников.

          Если в первом классе  праздник для ребят готовили  вместе с родителями, во втором и третьем вместе с детьми, то в четвёртом классе праздники дети готовят сами.

         При организации подготовки праздника дети  распределяются на группы. Каждая группа отвечает за определённое дело: организация концертной программы, подготовка развлекательной части, оформление, музыкальное сопровождение. Каждый знает свою роль, функцию и понимает значимость своего участия. В четвёртом классе мы провели праздники: «Осенний бал», «Мама – главное слово», «Новый год»,  «День Святого Валентина».

          Особое  внимание уделяю выстраиванию взаимоотношений в классе. Провожу беседы: «Классный коллектив», «Взаимопонимание в классе», «Справедливость к одноклассникам и к себе», «Я и мои друзья»,  «Разрешение конфликтов». В конце каждой недели дети выстраиваются в кружки, отдельно девочки, отдельно мальчики. Анализируют, как прожили неделю, кому удалось обойтись без ссор и обид друг на друга. А если вдруг обидели, то извиняются, мирятся и на выходные уходят в позитивном настроении. В первом, втором классе данной работой приходилось руководить. В третьем, четвёртом классе дети сами разрешают проблемные ситуации, а затем сообщают результаты.  Данная работа способствует  формированию умения разрешать конфликтные ситуации, улучшает взаимоотношения в классе, воспитывает чувство уважения друг к другу.

          В воспитательной работе получаю помощь и поддержку от родителей. В начале каждого учебного года, на первом собрании, родители делятся на четыре инициативные группы для организации дел в классе и помощи классному руководителю. Вместе с родителями составляем план работы. Детьми и родителями ценится совместно-проведённое время. В данном направлении провожу праздники вместе с родителями, дни здоровья на природе, весёлые старты « Папа, мама, я – спортивная семья». Такая работа способствует не только формированию дружного коллектива детей, но и родителей.

           Скоро мои ребята будут пятиклассниками и мне интересно, к какому результату мы пришли. Я провела диагностику.

           По результатам теста Тетерского (Дерево с человечками) 16 человек  выбрали позицию -  комфортно, дружит; 3 человека – проблемный лидер, 2 человека – наблюдатели, 2 человека– в подвешенном состоянии, 2 человека – стремящиеся.Радует то, что нет детей, которые бы выбрали позицию – не хочет быть в коллективе, отверженный, падающий.

Диагностика «Краски»

    У учащихся должны быть цветные карандаши, а также листы для диагностики. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребёнок окрашивает предметы в тёмные цвета, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Цвет и настроение

Красный – восторженное, работоспособное, творческое.

Синий – грустное, печальное.

Оранжевый – радостное.

Жёлтый, зелёный – спокойное, уравновешенное.

Фиолетовый – тревожное.

Чёрный – мрачное, крайне неудовлетворённое.

        Судя по данной диагностике ребята в основном выбрали яркие цвета, что говорит о позитивном настроении. Раскраска некоторых слов в диаграммах.

         Методика определения сплоченности класса «Лесенка»

Предложила  ребятам поставить наш класс на определенную ступеньку: «Песчаная россыпь» – каждый в классе сам по себе;

«Мягкая глина» – мы объединяемся только на время под воздействием учителя;

«Мерцающий маяк» – ребята общаются только в «своих» микрогруппах, всех вместе нас объединяют общие дела и переживания, но это случается не всегда;

«Алый парус» – мы все дружны и сплочены, как команда, плывущая на одном корабле;

«Горящий факел» – мы нужны не только друг другу, но и другим - в школе и за ее пределами.

1 человек выбрал ступеньку – «Мягкая глина», 10 человек –«Мерцающий маяк», 13 человек – Алый парус», 1 человек-  «Горящий факел».

             Обобщая свой опыт, мне было интересно и мнение ребят. Я попросила детей написать, какие мероприятия, дела в классе помогают нам стать более дружными. Первое место дети в основном отдали коллективным формам работы: работа над проектами, подготовка и проведение праздников, мероприятия с родителями.

             Результат работы – дружный коллектив, в котором, конечно, как и в любом коллективе, бывают разные ситуации, но мы стараемся их разрешать. Каждый чувствует себя частью доброго, сильного, сплочённого целого классного коллектива. Ребята будут учиться вместе ещё много лет, чтобы процесс обучения был легче и приятнее, надо чтобы их окружали родные и близкие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, о...

Развитие учащихся в процессе обучения. Работа с одаренными детьми на уроке и внеурочное время.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностик...

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы...

Выступление на форуме: «Психологическое сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы».

«Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы»....

Проект: "Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую деятельность"

Педагогический проект: "Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую деятельность"...

Формирование сплоченности коллектива учащихся младших классов

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество ли...

Формирование сплоченности коллектива учащихся младших классов

Важным периодом становления личности ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие л...