Программа группы продленного дня
материал (2 класс) на тему
Программа ГПД 2 класс, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gpd_2a_programma_ktp.docx | 636.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»
Программа
Деятельности группы продлённого дня
во 2 классе
Воспитатель: Тарасова Т.А.
2015 – 2016 учебный год
Паспорт программы
1.1 | Наименование программы | Программа Деятельности группы продлённого дня |
1.2. | Цель программы | Развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. |
1.3. | Задачи программы | - помочь учащимся в усвоении образовательных программ; - развивать познавательные процессы и интересы личности; - развивать основные нравственные качества личности ребенка; - развивать коммуникативные навыки ребенка; - развивать мыслительные процессы, творческие способности; - укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены; - формировать полезные привычки; - воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость; - воспитывать чувство коллективизма. |
1.4. | Руководитель программы | Тарасова Т.А. |
1.5. | Срок реализации программы | 2015 – 2016 учебный год |
1.6. | Возраст участников программы | 8 – 9лет (2 класс) |
1.7. | Режим работы | 5 дней в неделю (понедельник - пятница) |
Пояснительная записка
В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:
- помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
- развивать познавательные процессы и интересы личности;
- развивать основные нравственные качества личности ребенка;
- развивать коммуникативные навыки ребенка;
- развивать мыслительные процессы, творческие способности;
- укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
- формировать полезные привычки;
- воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость;
- воспитывать чувство коллективизма.
Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников, особенностей организации режима дня в классах с введением ФГОС. Программа рассчитана на учащихся 2-го класса. Группа создается на основании заявлений родителей.
Концептуальными положениями программы являются:
- Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
- Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
- Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
- Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности
В основу программы положены следующие принципы:
- Системность.
- Доступность.
- Научность.
- Создание развивающей ситуации.
- Занимательность.
- Сознательность и активность.
- Наглядность.
- Природосообразность.
Методологической основой программы являются следующие положения:
1.Образовательный уровень – начальный.
2. Ориентация содержания – практическая.
3.Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 8 – 9 лет
5. Формы организации учебно – воспитательного процесса:беседы, конкурсы, викторины, экскурсии, кружки по интересам, ролевые игры, практические занятия, проектная деятельность, работа в творческих мастерских, конкурсы, чтение научно-популярной литературы, обсуждение просмотренных фильмов.
Основными направлениями деятельности воспитательной работы в группе продленного дня являются:
- духовно – нравственное воспитание и культура поведения;
- гражданско – патриотическоевоспитание;
- спортивно – оздоровительнаяработа;
- общеинтеллектуальное;
- социальное;
- трудовое.
Духовно – нравственное воспитание и культура поведения
Через игру, чтение и обсуждение сказок, рассказов рассматриваются такие ценностные категории, как добро, совесть, стыд, милосердие, великодушие. Такая деятельность способствует формированию у младших школьников желания становиться лучше. Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество. Заботу и внимание учащиеся проявляют к детям, находящимся в сложной жизненной ситуации.
Задачи:
- ознакомление детей с основными правилами поведения в школе, в целях профилактики правонарушений среди школьников.
- проведение бесед по поводу травмоопасных ситуаций в школе.
- формировать навыки поведения по отношению к старшим и младшим.
Гражданско – патриотическое направление
способствует ознакомлению детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам Российской Федерации, малой Родине, сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания.
Задачи:
- способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.
- приобщение к национальным традициям.
- формировать представления о России как о многонациональном государстве.
Спортивно – оздоровительное направление
отражает валеологический подход к воспитанию. Валеологическое обеспечение жизнедеятельности ребёнка происходит на физиологическом, психологическом, социальном уровнях путём сохранения, укрепления и формирования здоровья. Исходя из необходимости развития у детей представлений о здоровье как многоаспектном явлении, в данной программе выделены спортивно-оздоровительное, общегигиеническое направление здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и дома;
- развитие представлений о структуре и функциях тела.
Общеинтеллектуальное направление
построено в игровой, занимательной форме проведения занятий, которое формирует эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению), развивает чувство прекрасного.Неотъемлемой частью приобщения к прекрасному является посещение выставок с последующим обсуждением увиденного. Другим самым доступным источником прекрасного является природа, поэтому проводятся экскурсии «в природу».Уделяется внимание развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.Они, самостоятельно пользуясь энциклопедической литературой, находят ответы на те или иные вопросы и в виде сообщений представляют перед одноклассниками.
Задачи:
- формирование творческого воображения, любознательности.
- создание атмосферы взаимной радости, восхищения в процессе коллективно – поисковой деятельности учащихся.
- формирование потребности в творческой деятельности.
- развитие художественно – эстетических способностей.
- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, целеустремлённости, чувства коллективизма.
Социальное направление
Социокультурная ситуация, отраженная в игре, создает благоприятные условия для формирования у детей элементарных социальных навыков определения общей цели, планирования последовательности действий, отбора необходимых средств и выбора способов достижения результата. Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребенка постепенно в благоприятных условиях формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним навыки доброжелательного и терпимого поведения. Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать себя и других.
Задачи - формировать:
- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- умение спокойно отстаивать свое мнение;
- умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- умение принимать участие в коллективных делах;
- умение уважительно относиться к окружающим людям;
- умение принимать и оказывать помощь;
- умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Трудовое направление
формирует у школьников ценностное отношения к труду, уважение к людям труда на основе ознакомления детей с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий, трудовой истории родного края, - развитие мотивации детей к самореализации в профессиональной деятельности, формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности, стимулирование взаимопомощи младших школьников, организаторских навыков, расширение опыта ролевого взаимодействия в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеклассных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности (праздников труда, ярмарок, конкурсов, города мастеров, открытия детских фирм и др.).
Задачи:
- формирование культуры труда.
- формирование уважительного отношения к людям труда.
Самоподготовка.
У ребят посещающих группу продленного дня темп выполнения заданий индивидуальный, но в пределах отводимого времени. Тем, кто выполнил задания раньше, предлагается почитать книги по внеклассному чтению, рисование, раскрашивание, работу с бумагой и другими материалами, лепка. Остальные ребята в это время заняты приготовлением домашних заданий. Если у детей возникают вопросы, они потихоньку советуются с учителем. Ребята знают, что вопрос можно задать только в крайнем случае и пользуются этим правом очень редко. За это время дети, чередуя виды деятельности, не устают, а их руки и головы заняты полезным делом.
Цели и задачи:
- Совершенствовать организацию выполнения домашнего задания.
- Формировать и развивать навыки самостоятельной работы.
- Повышать мотивацию и заинтересованность
- Систематически организовывать, совместно с учителем консультационную работу с детьми.
Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.
В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества обучения учащихся;
- Развитие индивидуальности учащихся;
- Развитие интереса к изучаемым предметам;
- Развитие самостоятельности;
- Формирование полезных привычек.
Критерии оценки.
- Диагностика развития психических функций.
- Диагностика формирования общеучебных умений и навыков.
- Диагностика мотивации к обучению.
- Уровень удовлетворенности родителей.
Личностные и метапредметные результатына конец года
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено на тренировку и развитие универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
-Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, сравнивая результат с целью.
Познавательные УУД:
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать).
- Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.
- Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с помощью ИКТ.
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Продолжать учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя);
- Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Метапредметные результаты
Освоение младшими школьниками:
- способов решения проблем творческого и поискового характера;
- начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение обучающимися:
- способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
- умением планировать и контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умением понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностью конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Режим работы группы продлённого дня
Время | Вид деятельности |
13.25 -13.55 | Приём детей в группу, подготовка к обеду, обед. |
14.00-14-45 | Прогулка на свежем воздухе (или подвижные игры в помещении). |
14.50-15.45 | Самоподготовка, индивидуальные мероприятия, воспитательные мероприятия, занятия по интересам. |
15.45 -15.55 | Инструктаж по ТБ, уход детей домой. |
Календарно-тематическое планирование ГПД
I четверть | ||||
С Е Н Т Я Б Р Ь | ||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
Знакомство с режимом ГПД. Беседа «Дружба – чудесное слово». | Загадки животного мира. | Викторина «По следам осени». | День пожилого человека. | Игра «Знание - сила». |
Беседа «Её величество вежливость». | Викторина «Братья наши меньшие» | Видеофильм «Посёлок, в котором мы живём» | ||
О К Т Я Б Р Ь | ||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
Правила дорожного движения. | Экскурсия «Осень в лесу» | |||
Беседа «Семья» | Викторина «По дорогам сказок» | Делаем из бумаги «Весёлые зверушки» | Беседа «Я – ученик. Режим дня» | История русской матрёшки. |
Беседа «Как себя вести?» | День дружбы. | Делаем из бумаги «Весёлые зверушки» | Игра «Здоровое питание - отличное настроение» | Конкурс рисунков «Наши пернатые друзья» |
Беседа «Игрушки» | Беседа «Потому что рядом мама» | В стране оригами | Игра «Полезные и вредные привычки» | Настоящее глазами эколога. |
Пословицы и поговорки о труде. | Книги о Родине | |||
II четверть | ||||
Н О Я Б Р Ь | ||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
Беседа «Я и мои друзья» | Викторина «Наша природа» | Беседа «Что такое дружба?» | ||
Видеофильм «Москва – столица нашей Родины» | Хорошее здоровье – превыше всего. | Беседа «Вредные привычки» | Игра-путешествие «Времена года» | Практическое занятие «Мы едем, едем, едем…» |
Беседа «Учителя и ученики. Поведение в школе» | Беседа «Конституция Российской Федерации. Государственные символы» | Игра «Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды» | Игра «Пословицы и поговорки» | Беседа «Руки человека» |
Практическое занятие «Внимание: дорога!» Конкурс рисунков. | Беседа «Тепло родного очага» | Игра «Путешествие по городу Здоровейску» | Викторина «Комнатные растения» | Беседа «Давайте жить дружно!» |
Детское чтение. «Сказка ложь, да в ней намек». | ||||
Д Е К А Б Р Ь | ||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
Беседа «Дорога, дорожные знаки и ты» | Беседа «Растения лечат» | Видеофильм «Опасные явления природы» | « Кем быть?» Беседа о разных профессиях. | |
Беседа «Телефон доверия и социальная служба» | Занимательная викторина «Города России» | Беседа «Режим дня и его значение для здоровья» | Викторина «Герои сказок» | «О дружбе, доброте и отзывчивости» |
Литературная игра «Ай, не буду, не хочу!» | Познавательная викторина «Вместе весело шагать» | Игра-викторина «Я и моё здоровье» | Игра «Отгадай животное» | Беседа «Вежливые слова» |
Беседа «Дружба начинается с улыбки» | Беседа «Пожар - стихийное бедствие» | Беседа «Домашняя аптечка» | Кроссворд «Сказки водят хоровод» | Мастерская по изготовлению новогодних игрушек |
III четверть | ||||
Я Н В АР Ь | ||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
Беседа «Права и обязанности детей» | Беседа «Праздник моего имени» | Путешествие в страну здоровья. | Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина | Деловая игра «Продавец-покупатель» |
Видеофильм «Профилактика обморожений, правила поведения в зимнее время, температурный режим» | Беседа «Города-герои» | Беседа «Здоровая пища для всей семьи» | Загадки о природе. | Конструирование. Весёлое оригами |
Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо» | Пословицы и поговорки о Родине разных народов | Культура здорового образа жизни | Игра-викторина «Чудеса вокруг нас» | Беседа «Я и мой щенок» |
Ф Е В Р А Л Ь | ||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
Видеофильм «Тёмная улица и безопасность» | Виртуальная экскурсия «Наш поселок в прошлом, настоящем и будущем» | Игра «Светофор здоровья» | Весёлая математика «Решение стихотворных задач» | «Вежливый слушатель». Правила поведения. |
Беседа «Хорошее здоровье – превыше всего» | Викторина «Колесо истории» | Конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые!» | Занимательный календарь. Знаете ли вы?.. | Беседа «Все профессии важны - все профессии нужны». |
Чтение художественной литературы. Рассказы о папе. | Пословицы и поговорки о Родине | Беседа «Глаза – главные помощники человека» | Игра «Найди слова в слове». | Игра «Планета друзей» |
Беседа «Защитники Отечества» | Беседа по правилам дорожного движения | Игра «По морям, по волнам» | «Хочу всё знать!» (интеллектуально-познавательная математическая игра) | Час загадок о труде |
Видеофильм «Не шути с огнём» | ||||
М А Р Т | ||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
Проектная работа «Красная книга нашего района» | Конкурс «А ну – ка девочки!» | Занимательная математика. Ребусы. | Игра «Разные, одинаковые» | |
Чтение художественной литературы. Рассказы о маме. | Проектная работа «Красная книга нашего района» | Развитие памяти. Игра: «Кто больше запомнит?» | Игра «По страницам любимых книг» | Конкурс рисунков о весне. |
Беседа «Ты дома один» | Проектная работа «Красная книга нашего района» | Бес «Гололёд, ледоход, сход снега с крыши» | Видеофильм «Времена года» | Дидактическая игра: «Рыбаки». |
Практическое занятие «Для всех без исключения есть правила движения» | Проектная работа «Красная книга нашего района» | Правила безопасного поведения на воде | Игра «Поле чудес». | Дискуссионный клуб. Доброта и вежливость. |
IV четверть | ||||
А П Р Е Л Ь | ||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
Правила хорошего тона. Просмотр и обсуждение детских мультфильмов. | Беседа о правилах дорожного движения “Какой транспорт самый опасный?” | Игра «Умей сказать - «Нет!» | Развитие памяти. Игра «Слова». | Учимся разгадывать кроссворды. |
Путешествие в страну вежливости. | Россия – Родина моя. Заочная экскурсия по городам России. | Беседа «Что я знаю о труде врача?» | Игра- путешествие «По станциям красной книги». | Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?» |
Практическое занятие «Этикет или просто хорошие манеры» | Символы России - берёза, матрёшка | КВН «Наше здоровье» | Видеофильм «Безопасность на воде!» | Викторина «Мир вокруг нас». |
Игра «Угадай мелодию» | Беседа «Правила движения для велосипедистов» | Игра «Богатырскиепотешки» | Игра «Словарный аукцион» | Беседа «Что я знаю о труде пожарных» |
М А Й | ||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
Беседа «Умеем ли мы вежливо общаться?» | Беседа «Тот самый первый день войны…» | Спортивная викторина «Знатоки спорта» | Занимательная математика. Задачи для логического мышления. | Викторина «Сказочный калейдоскоп» |
Пословицы и поговорки о добре | Беседа «История российского флага. Флаг Красноселькупского района» | Игра-соревнование «Весёлая олимпиада» | Викторина «Что растёт в лесу?» | Поделки из природного материала |
Беседа «Речь и культура общения» | КВН «Знай правила дорожного движения» | Сезонные явления в живой природе | Скороговорки, считалки, потешки. | Конкурс рисунков «Скоро лето!» |
Виртуальная экскурсия по г. Санкт-Петербургу | Беседа по правилам поведения на летних каникулах | Что зависит от моего решения? | Игра-викторина «Здравствуй, лето» | Как выбрать друзей? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы продленного дня для 1-4 классов
После летних каникул детям тяжелее вступать в учебный процесс, а первоклассникам тем более. Им приходится вживаться в новый коллектив, знакомиться с новыми правилами. Ребенок идет в...
Рабочая программа группы продленного дня для 2 класса
В помощь учителям-воспитателям группы продленного дня...
Рабочая программа группы продленного дня 5 класса
Рабочая программа группы продленного дня 5 класса....
Рабочая программа группы продленного дня. 1 класс.
Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, концепцию воспитательной системы, цель и задачи воспитательной работы и тематическое планирование для 1 класса....
Рабочая программа группы продленного дня для 3 класса
Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружаю...
рабочая программа группы продленного дня
программа разработана в соответсвии ФГОС...