Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
материал по теме
Обобщение опыта работы классного руководителя с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка.
В условиях введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей. С одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, классный руководитель должен совместно найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.
Поэтому проблему сотрудничества учителей, родителей и учащихся считаю актуальной.
Исходя из актуальности темы, мною были определены:
Объект исследования:
психолого-педагогическая деятельность учителя в работе с родителями.
Предмет исследования: деятельность классного руководителя по формированию коллектива между учащимися, родителями.
База исследования: МБОУ Верховажская средняя общеобразовательная школа им. Я.Я. Кремлёва 3 «Б» класс
Цель исследования:
обобщить опыт влияния сотрудничества классного руководителя и родителей на развитие творческой активности младших школьников.
Гипотеза исследования: при эффективной работе классного руководителя с родителями младших школьников, при условии учета современных условий и подходов; при создании конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя , повышается уровень творческой активности воспитанников.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Уточнить технологии воспитания и роль личности классного руководителя в работе с родителями младших школьников.
3. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя по внедрению инновационных подходов в работу с родителями по повышению творческой активности младших школьников .
Новизна работы заключается в том, что я применяю инновационные формы работы с родителями младших школьников в современных условиях.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.
« Творчество,- пишет психолог В.В.Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».
Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.
На развитие способностей к творчеству оказывает во многом среда, окружающая ребёнка , но главными помощниками в развитии творческой активности являются родители! Развивать творческую активность детей возможно только при совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка. Для этого учитель осуществляет свою работу по следующим направлениям:
1.Изучение условий семейного воспитания.
2.Информирование родителей о содержании учебно- воспитательного процесса.
3.Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5.Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
В практике сложились наиболее рациональные формы работы с родителями, которые представлены на слайде. общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещения семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, презентации, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношении, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю.
Мой стаж работы классным руководителем – 11 лет .
Когда я принимаю незнакомый мне класс, в одинаковой степени меня волнуют следующие моменты: что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.
Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую заполняют родители перед началом учебного года. По ней я составляю социальный паспорт класса. (слайд)
В данном классе количество родителей -38. Их образовательный уровень представлен на диаграмме 1 .
Только 2 человека имеют педагогическое образование.
Первое собрание выявило, что родители по-разному относятся к образованию и воспитанию своих детей. Однако все, кто пришел, выразили свое желание сотрудничать. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали, как и что делать. Каждый высказывал пожелание и задавал интересующие его вопросы.
Эти вопросы и пожелания можно было условно разбить по направлениям: психологические (желание узнать возрастные особенности учащихся, помочь в получении навыков общения с детьми); методические (новые учебные технологии, формы и методы, применяемые на уроках); педагогические (способы борьбы с собственной раздражительностью, любовь к ребенку, помощь ему и т.д.); медицинские (состояние здоровья детей).
Затем я с детьми провела рисуночный тест «Моя семья». Сопоставив эти рисунки и мои наблюдения с диагностикой результатов по технологии Тихонова выделила 7 типов семейного воспитания в данном классе: «Крепкая семья», «Гиперопека», «Гипоопека», «Противоречивое воспитание», «Повышенная моральная ответственность», .(см. Диаграмма 2)
С учетом полученных результатов и пожеланиям родителей мною был составлена программа воспитательной деятельности «В мире добра» по 8 направлениям (см. Приложение 4)
Важная роль в программе отводилась направлению «Работа с родителями», которое включало в себя проведение родительских собраний. Темы должны быть интересными для родителей, актуальными для них. (см. Приложение5)
Для плодотворной совместной работы был выбран комитет, в который вошли самые активные, творческие и инициативные родители и председатель, являющийся правой рукой учителя, первым помощником и советчиком.
Анализируя первый год обучения, можно сделать вывод, что не все родители были активны, в основном проявлял инициативу родительский комитет. Остальные выступали в роли зрителей. Но в 3 классе ситуация изменилась, благодаря совместным мероприятиям родители стали активней участвовать в жизни класса. Традиционными мероприятиями стали праздники Новый год и 8 марта. В первом классе при малой активности родителей для Новогоднего праздника мы привлекали работников ДК, родители занимали позицию зрителей и организаторов праздничного чаепития. Баландина Е.Н. провела конкурсы. Во 2 классе родители откликнулись на моё предложение совершить путешествие в сказочный лес. Идея заключался в том, что дети по дороге от центра Верховажья до леса встречали сказочных героев. Роль героев выполняли родители. 24 человека приняло участие в организации праздника. В 3 классе мы подготовили сценарий для совместного участия детей и родителей. Каждый год родители участвуют в создании костюмов.
Ежегодно к 8 марта мы с учащимися готовим для мам и бабушек праздничный концерт, в котором принимает участие каждый ребёнок. Дети активно показывают себя в танцах, песнях, сценках, стихах, готовят подарки для мам. В 3 классе мною был создан и показан фильм про мам Встречи проходят в тёплой и душевной обстановке.
К 3 классу воспитанники становятся более самостоятельными, активными, предлагают свои идеи и помогают в проведении викторин и внеклассных мероприятий.
В этом им помогают родители. Они совместно с детьми делают поделки на выставки, оформляют праздничные газеты, участвуют в различных конкурсах по выпуску листовок, стенгазет, поддерживают стремление участвовать во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», чемпионат «Старт».
Я в свою очередь привлекаю родителей к организации экскурсий и поездок. Запоминающимися стали поездки на конеферму г. Вельск, на Рогачиху.
Каждую осень вместе с родителями ходим в поход, где устраиваем «Весёлые старты», играем в футбол и другие подвижные игры.
Для того чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом, провожу открытые уроки для пап и мам. В такие дни устраиваю выставки детских работ.
Для детей провожу классные часы, где говорю об уважительном, заботливом отношение к родителям; стараюсь воспитывать чувство гордости за свою семью, стремление поддерживать и развивать лучше семейные традиции.
Неотъемлемой частью воспитательного процесса являются индивидуальные беседы в школе с детьми и родителями.
Для изучения семей часто провожу анкеты, использую метод классных сочинений.
Работа с родителями включает в себя и посещение семей. О посещении квартир сообщаю заранее.
Сотрудничество семьи и школы выражается ещё и в том, что родители участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса.
Конечно, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. Здесь необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начинаю работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает мои начинания, даже если таких родителей меньшинство. Постепенно, тактично вовлекаю остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитываю интересы каждого ребенка и его семьи.
С первого класса у каждого ученика был создан «портфель достижений», в котором отражаются все успехи ребёнка, сохраняются творческие работы. Портфель пополняется все 4 года обучения и на каждом собрании родители имеют возможность отслеживать достижения ребёнка.
Сложившаяся система отношений в нашем классе позволила добиться главной цели – сплотить детский коллектив. Все самое запоминающееся, яркое я стараюсь фотографировать, чтобы к окончанию начальной школы создать фильм и подарить его детям.
Подводя итог можно сказать, что в классе сформировался хороший микроклимат. Ребята стали более доброжелательны, активны, самостоятельны.
Различные совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнований, - всё это сближает родителей и детей, играет значимую роль в моей работе. Я очень благодарна родителям своего класса и верю, что зёрнышки доброты, посеянные в душах детей, дадут добрые всходы. Мы нашли взаимопонимание с родителями – они мои друзья и лучшие помощники.
Заключение.
В результате обобщения опыта работы по данной теме выяснилось, что сотрудничество классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях позволяет сделать следующие выводы:
· Благодаря четко спланированной программе работы с семьей и учащихся повысился уровень творческой активности младших школьников.
· Выявлены наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя в работе с родителями.
· Данные наблюдения показали, что плодотворное участие родителей в учебно-воспитательном процессе побуждают учащихся к активному учению и развитию творческих способностей.
Данная проблема исследования не исчерпывает всех аспектов ее изучения. Мне интересно было работать над этой проблемой. Узнавала много нового в общении с детьми и их родителями. Влияние работы с родителями на дальнейшее воспитание продолжу изучать в 4 классе.
БИБЛИОГРАФИЯ
В.А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа - 1999 г. - № 3. - С. 60.
Г.П. Маркова. У нас в классе настоящие родители. // Начальная школа - 1998 г. - № 5. - С. 89-91.
Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель - 1997 г. - № 1. - С. 94.
Фридман Л. Школа и родители //Классный руководитель - 1998 г. - № 5. - С. 39.
Меренков А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания. - 1997 г. - № 5. - С. 30.
Артюхова .П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель. - 1999 г. - № 5. - С. 54.
М.И. Рожков, Л.В. Байборода. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г. - С. 58-65.
Н.М. Метенова. Работа с родителями на современном этапе развития образования. //Начальная школа. - 2001 г. - № 8. - С. 57-69.
О.Н. Урбанская. Работа с родителями младших школьников. - М., 2006 г. С. 3-148.
В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. Педагогическое творчество. - М., 1990.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2000.
Л.З. Красновский. Школа плюс родители. //Начальная школа. - 1989 г. - № 7. - С. 62.
А.И. Дмитренко. Организация совместного досуга родителей и детей. //Начальная школа. - 1989 г. № 8. - С. 86.
Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами. Т. 2. - М., 1957. С. 403.
Гукаленко О.В., Гуцу В.Ф. Инновационные подходы к реформированию системы воспитания в ПМР //Материалы Международной научно-практической конференции. - Тирасполь, 1999. С. 13.
Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики содружества. - Киев, 1991.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
Капустин А.П. Функциональные обязанности классного руководителя //Классный руководитель. 1007. - № 2.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Педагогика личности. От концепций до технологий: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2001.
Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию. - Ростов-на-Дону, 2002.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
Горшакова Е.А. Работа классного руководителя с коллективом класса по ранней профилактике правонарушений учащихся. - Тамбов, 1990.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Сост. Степанова Е.Н., Байбородова Л.В. и др. - М., 2001.
Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2000.
Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы //Воспитание школьников. - 2001. № 6. - С. 21.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
Куликова Л.Н. Современные подходы к воспитанию школьников. //Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях. - Хабаровск, 1994.
Данилова С.В., Казанова Е.Н. Концепция эффективного воспитания //Классный руководитель. 1998. - № 2. - С. 12.
Жиряков А.А. О новых подходах к организации воспитательной работы //Классный руководитель. - 1997. - № 1. - С. 62.
Лузинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания //Народное образование. - 2002. № 4. - С. 174.
Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии педагогического воспитания //Педагогика. 2001. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».
Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования». ...

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий повышения качества образования
Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий повышения качества образования»...
Личностный рост как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников.
Обобщение опыта работы развития нравственных качеств младших школьников....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализа...

Проектная деятельность как одно из условий развития творческой активности младших школьников
Обобщение опыта работы...