Выступление на педсовете по теме "Сотрудничество классного руководителя с родителями"
материал на тему

Хитрик Ольга Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Сотрудничество классного руководителя с родителями

в начальной школе»

Из опыта работы учителя Хитрик О.С.

Слайд-1.  Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.

Слайд-2. Набирая класс, я набираю не 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями.  И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Слайд-3. Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками. Слайд-4.

  • Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
  • Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.
  • Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
  • В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
  • Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания,

Без сомнения, многие учителя  поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Хотя я знаю немало педагогов, старающихся сохранить дистанцию при общении с родителями.

Слайд-5. Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником.                          Учитель

                                                           

                                                        Родители                                         Ученики

И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия  семьи и школы жизнь ребенка становится беднее.

Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.

Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации.

Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.

Слайд-6. Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем.

Я как учитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:

  • Слайд-7. Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с  родителями.
  •  Слайд-8     Создание неформального коллектива родителей.

 В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение. Ничто так не сближает, как коллективное творческое дело. Родители могут объединяться в творческие группы, с общими задачами в конкретной деятельности. Слайд-9.    

  • Слайд-10.   Создание ситуации успеха и радости  от собственных достижений и достижений своих товарищей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники, проводит открытые уроки. Очень важно после урока выслушать родителей, узнать их  мнение.

Важные аспекты общения учителя с родителями.

Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

  • учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;
  • начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;
  • оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;
  • учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей; 
  • учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
  • внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
  • учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;
  • учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
  • учитель информирует родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей, не передает через детей или других лиц, сохраняет конфиденциальность.

  • Слайд-11. Своевременная корректировка неадекватного поведения детей  и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

  • Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
  • Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.

Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать,  что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим  причинам:

  • проблемы поведения и общения  со взрослыми и сверстниками;

конфликты детей; недовольство дружбой детей.

  • проблемы успеваемости;  трудности в обучении и их причины;
  • проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
  • проблемы активности и внимательности детей на уроках;
  • проблемы адаптации детей в школе.

Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты.

Как правило, родители, выслушав советы, стараются их придерживаться.

  • Организация педагогического просвещения родителей.

Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой, т.е. таким уровнем педагогической подготовленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. А именно: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит  классному руководителю.

Можно выделить следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:

  • Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.
  • Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
  • Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
  • Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.
  • Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».

Формы работы учителя с родителями разнообразны:

Индивидуальные: Слайд-12.  беседы и консультации с родителями;

Групповые.

Коллективные: Слайд-13. классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д. 

Родители моего класса активно посещают мероприятия, проводимые в школе. Излюбленной формой мероприятий для родителей в классе являются совместные праздники «День 8 марта», «Новый год», Слайд-14. экскурсии, Слайд-15. увеселительные поездки и др.

Слайд-16,17,18. Неоценима организационная помощь родителей: ремонт класса, мебели, помощь в проведении праздников и пр., техническое оборудование и обслуживание технических средств в кабинете.

Работая с классом третий год, могу с уверенностью сказать.

  • Почти все родители проверяют, как их дети учат уроки;
  • У большинства, совместные с детьми увлечения и занятия.
  • родители содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют,  ходят в походы на природу,  совершают поездки к морю. На второе место можно поставить совместные игры и чтение, кроме этого родители вместе с детьми навещают родственников и друзей, выполняют работу по дому, ходят в кино, театры и на концерты, посещают выставки, беседуют и делятся впечатлениями, смотрят телевидение, а также многое другое.
  • Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети,  поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
  • Дети же хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются, когда родители, по какой то причине, не могут прийти. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.

Слайд-19. Не могу не рассказать о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему безраздельно господствуют в школе. Противодействие традиционного, или точнее информационно-рецептурного, обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет.

Преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих современных специалистов. Эти протесты в основном справедливы, но, отмечая важность внедрения исследовательских (продуктивных) методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.

Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только необязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества, физики, химии, биологии и т.д.

Во-вторых, использование исследовательских методов обучения дает больший образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.         Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации. 

Слайд-20. Конечно же, это тема отдельного разговора, но работа проводится, и в ней невозможно обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. Начиная с помощи в выборе темы  и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей. Уже добрая половина класса представила на суд товарищей свои работы. Темы самые разнообразные, различного уровня сложности и самостоятельности. Однако я считаю, что приобретённый опыт (в том числе и защиты своих изысканий) будет большим подспорьем  ребятам в дальнейшей учёбе и жизни.

Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями начальных классов встречаются и трудности, основные из которых:

  • отсутствие инициативы со стороны родителей редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания);
  • неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);
  • невыполнение родителями требований учителя,
  • низкий уровень педагогической просвещенности родителей.
  • материальные трудности родителей, которые отражаются и на образовании ребенка и на общении родителей с учителем;
  • педагогическая необразованность родителей;
  • а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, а занимают позицию «глухой обороны».

Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:

  • Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
  • Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.
  • Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.
  • Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
  • Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
  • Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.
  • Развивать свои способности и педагогическое мастерство.

Слайд-21. Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения.  Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»

        


Выступление на педагогическом совете

«Сотрудничество классного руководителя с родителями

в начальной школе»

Из опыта работы учителя Хитрик О.С.

Слайд-1.  Должна признаться, что работа с родителями – это одна и самых трудных, хлопотных и неблагодарных составляющих работы классного руководителя. Однако надеюсь, сами родители об этом не догадываются.  Сотрудничество учителя и родителей существует не самого себя ради, а  ради общих целей, интересов и задач.

Слайд-2. Набирая класс, я набираю не 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями.  И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Слайд-3. Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками. Слайд-4.  (ПАМЯТКА)

  • Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
  • Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.
  • Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
  • В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
  • Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания,

Без сомнения, многие учителя  поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Хотя я знаю немало педагогов, старающихся сохранить дистанцию при общении с родителями.

Слайд-5. Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником.                          

                                                                               Учитель

                                                           

                                                                Родители                        Ученики

И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия  семьи и школы жизнь ребенка становится беднее.

Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.

Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации.

Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.

Слайд-6. Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем.

Я преследую такие цели:

  • Слайд-7. Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с  родителями.
  •  Слайд-8     Создание неформального коллектива родителей.

 В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение. Ничто так не сближает, как коллективное творческое дело. Родители могут объединяться в творческие группы, с общими задачами в конкретной деятельности. Слайд-9.    

  • Слайд-10.   Создание ситуации успеха и радости  от собственных достижений и достижений своих товарищей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники, проводит открытые уроки. Очень важно после урока выслушать родителей, узнать их  мнение.

 

Ради достижения успеха в работе следует обратить внимание на

важные аспекты общения учителя с родителями. (ПАМЯТКА)

  • Слайд-11. Своевременная корректировка неадекватного поведения детей  и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.

.

  • Организация педагогического просвещения родителей.

Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой. Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит  классному руководителю.

Можно выделить следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:

  • Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.
  • Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
  • Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
  • Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.
  • Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».

Формы работы учителя с родителями разнообразны:

Я уже говорила о Групповых.

Индивидуальные: Слайд-12.  беседы и консультации с родителями. 

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

  • Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
  • Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.

Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать,  что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим  причинам:

  • проблемы поведения и общения  со взрослыми и сверстниками;

конфликты детей; недовольство дружбой детей.

Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты.

  • проблемы успеваемости;  трудности в обучении и их причины;
  • проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
  • проблемы активности и внимательности детей на уроках;
  • проблемы адаптации детей в школе.

 Коллективные: Слайд-13. классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д. 

Родители моего класса активно посещают мероприятия, проводимые в школе. Излюбленной формой мероприятий для родителей в классе являются совместные праздники «День 8 марта», «Новый год», Слайд-14. экскурсии, Слайд-15. увеселительные поездки и др.

Слайд-16,17,18. Неоценима организационная помощь родителей: ремонт класса, мебели, помощь в проведении праздников и пр., техническое оборудование и обслуживание технических средств в кабинете.

Работая с классом третий год, могу с уверенностью сказать.

  • Почти все родители проверяют, как их дети учат уроки;
  • У большинства, совместные с детьми увлечения и занятия.
  • Родители содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют,  ходят в походы на природу,  совершают поездки к морю. На второе место можно поставить совместные игры и чтение, кроме этого родители вместе с детьми навещают родственников и друзей, выполняют работу по дому, ходят в кино, театры и на концерты, посещают выставки, беседуют и делятся впечатлениями, смотрят телевидение, а также многое другое.
  • Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети,  поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
  • Дети же хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются, когда родители, по какой то причине, не могут прийти. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.

Слайд-19. Не могу не рассказать о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.

Современный мир очень динамичен, и меняется он стремительно. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Слайд-20. Конечно же, это тема отдельного разговора, но работа проводится, и в ней невозможно обойтись без участия родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. Начиная с помощи в выборе темы  и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей. Уже добрая половина класса представила на суд товарищей свои работы. Темы самые разнообразные, различного уровня сложности и самостоятельности. Однако я считаю, что приобретённый опыт (в том числе и защиты своих изысканий) будет большим подспорьем  ребятам в дальнейшей учёбе и жизни.

  • Работа классного руководителя с родителями очень сложна. (ПАМЯТКА)     Трудности.

Слайд-21. Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения.  Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»


Выступление на педагогическом совете

«Сотрудничество классного руководителя с родителями

в начальной школе»

Из опыта работы учителя Хитрик О.С.

Слайд-1.Должна признаться, что работа с родителями – это одна и самых трудных, хлопотных и неблагодарных составляющих работы классного руководителя. Однако надеюсь, сами родители об этом не догадываются.  Сотрудничество учителя и родителей существует не самого себя ради, а  ради общих целей, интересов и задач.

Слайд-2. Набирая класс, я набираю не 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями.  И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Слайд-3. Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками. Слайд-4.

  • Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
  • Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.
  • Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
  • В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
  • Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, дать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться.

Без сомнения, многие учителя  поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Хотя я знаю немало педагогов, старающихся сохранить длинную дистанцию при общении с родителями.

Слайд-5.Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником.                          Учитель

                                                           

                                                        Родители                                         Ученики

И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия  семьи и школы жизнь ребенка становится беднее.

Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.

Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации.

Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.

Слайд-6. Форма и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей поставленных учителем.

Я как учитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:

  • Слайд-7. Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи.
  •  Слайд-8     Создание неформального коллектива родителей.

 В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение.

  • Слайд-9.   Создание ситуации успеха и радости  от собственных достижений и достижений своих товарищей.

Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт с детьми, а затем с их родителями. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники, проводит открытые уроки. Очень важно после урока выслушать родителей, разрешить высказать своё мнение.

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

  • Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
  • Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.

Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать,  что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим  причинам:

  • проблемы успеваемости;  трудности в обучении и их причины;
  • проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
  • проблемы активности и внимательности детей на уроках;
  • проблемы поведения и общения  со взрослыми и сверстниками;

конфликты детей; недовольство дружбой детей.

  • проблемы адаптации детей в школе.

Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты.

Как правило, родители, выслушав советы, стараются их придерживаться.

Важные аспекты общения учителя с родителями.

Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

  • учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;
  • начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;
  • оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;
  • учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей; 
  • учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
  • внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
  • учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;
  • учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
  • учитель информирует родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей, не передает через детей или других лиц, сохраняет конфиденциальность.

  • Слайд-10. Своевременная корректировка неадекватного поведения детей  и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.

  • Организация педагогического просвещения родителей.

Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой, т.е. таким уровнем педагогической подготовленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. А именно: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит  классному руководителю.

Можно выделить следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:

  • Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.
  • Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
  • Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
  • Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.
  • Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».

Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями начальных классов встречаются и трудности, основные из которых:

  • отсутствие инициативы со стороны родителей редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания);
  • неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);
  • невыполнение родителями требований учителя,
  • низкий уровень педагогической просвещенности родителей.
  • материальные трудности родителей, которые отражаются и на образовании ребенка и на общении родителей с учителем;
  • педагогическая необразованность родителей;
  • а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, а занимают позицию «глухой обороны».

Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:

  • Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
  • Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.
  • Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.
  • Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
  • Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
  • Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.
  • Развивать свои способности и педагогическое мастерство.

Формы работы учителя с родителями разнообразны:

Индивидуальные: Слайд-11.  беседы и консультации с родителями;

Групповые. Слайд-12. Ничто так не сближает, как коллективное творческое дело. Родители могут объединяться в творческие группы, с общими задачами в конкретной деятельности. 

Коллективные: Слайд-13. классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д. 

Родители моего класса активно посещают мероприятия, проводимые в школе. Излюбленной формой мероприятий для родителей в классе являются совместные праздники «День 8 марта», «Новый год», Слайд-14. экскурсии, Слайд-15. увеселительные поездки и др.

Слайд-16,17,18. Неоценима организационная помощь родителей: ремонт класса, мебели, помощь в проведении праздников и различных мероприятий, техническое оборудование и обслуживание технических средств в кабинете.

Работая с классом третий год, могу с уверенностью сказать.

  • Почти все родители проверяют, как их дети учат уроки;
  • У большинства, совместные с детьми увлечения и занятия.
  • родители содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют,  ходят в походы на природу,  совершают поездки к морю. На второе место можно поставить совместные игры и чтение, кроме этого родители вместе с детьми навещают родственников и друзей, выполняют работу по дому, ходят в кино, театры и на концерты, посещают выставки, беседуют и делятся впечатлениями, смотрят телевидение, а также многое другое.
  • Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети,  поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
  • Дети же хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются, когда родители, по какой то причине, не могут прийти. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.

Слайд-19. Не могу не рассказать о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему безраздельно господствуют в школе. Противодействие традиционного, или точнее информационно-рецептурного, обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет.

Преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих современных специалистов. Эти протесты в основном справедливы, но, отмечая важность внедрения исследовательских (продуктивных) методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.

Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только необязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества, физики, химии, биологии и т.д.

Во-вторых, использование исследовательских методов обучения дает больший образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.         Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации. 

Слайд-20. Конечно же, это тема отдельного разговора, но работа проводится, и в ней невозможно обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. Начиная с помощи в выборе темы  и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей. Уже добрая половина класса представила на суд товарищей свои работы. Темы самые разнообразные, различного уровня сложности и самостоятельности. Однако я считаю, что приобретённый опыт (в том числе и защиты своих изысканий) будет большим подспорьем  ребятам в дальнейшей учёбе и жизни.

Слайд-21. Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения.  Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»


   «Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе»  Из опыта работы учителя Хитрик О.С.


Чтобы осуществлялось сотрудничество, необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками.

 

  • Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
  • Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.
  • Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет.  Для этого организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
  • В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
  • Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, дать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться.

Важные аспекты общения учителя с родителями.


Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

  • учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;
  • начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;
  • оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;
  • учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей; 
  • учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
  • внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
  • учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;
  • учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
  • учитель информирует родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей, не передает через детей или других лиц, сохраняет конфиденциальность.


Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:

  • Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
  • Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.
  • Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.
  • Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
  • Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
  • Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.
  • Развивать свои способности и педагогическое мастерство.


Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями начальных классов встречаются и трудности, основные из которых:

  • редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, отсутствие инициативы со стороны родителей в проведении мероприятий, боязнь высказывать свое мнение, пожелание;
  • неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоценивают своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);
  • невыполнение родителями требований учителя;
  • низкий уровень педагогической просвещенности родителей;
  • материальные трудности родителей, которые отражаются и на образовании ребенка и на общении родителей с учителем;
  • отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, а занимают позицию «глухой обороны».

        Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете, советы родителям,

Выступление на педсовете, советы родителям,...

Выступление на педсовете : " Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы".

Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы...

Выступление на педсовете по теме "Закон об образовании", "Глава 4:Обучающиеся и их родители(законные представители)"

В презентации представлен материал Главы 4 нового Закона об образовании, который знакомит со статьями из главы "Обучающиеся и их родители (законные представители)...

Выступление на педсовете по теме «Работа с родителями по сохранению здоровья детей»

Виды работы с семьёй,просвещение, взаимодействие семьи и школы...

Выступление на педсовете: «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера? Как мотивировать личность к лидерству? А лидер – это всегда Личность?          ...

Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"

Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"...