Выступление на педсовете по теме "Сотрудничество классного руководителя с родителями"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete_sotrudnichestvo_klassnogo_rukovoditelya_s_roditelyami.doc | 386 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Сотрудничество классного руководителя с родителями
в начальной школе»
Из опыта работы учителя Хитрик О.С.
Слайд-1. Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.
Слайд-2. Набирая класс, я набираю не 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Слайд-3. Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками. Слайд-4.
- Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
- Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.
- Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
- В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
- Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания,
Без сомнения, многие учителя поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Хотя я знаю немало педагогов, старающихся сохранить дистанцию при общении с родителями.
Слайд-5. Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником. Учитель
Родители Ученики
И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия семьи и школы жизнь ребенка становится беднее.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации.
Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.
Слайд-6. Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем.
Я как учитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:
- Слайд-7. Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с родителями.
- Слайд-8 Создание неформального коллектива родителей.
В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение. Ничто так не сближает, как коллективное творческое дело. Родители могут объединяться в творческие группы, с общими задачами в конкретной деятельности. Слайд-9.
- Слайд-10. Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и достижений своих товарищей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники, проводит открытые уроки. Очень важно после урока выслушать родителей, узнать их мнение.
Важные аспекты общения учителя с родителями.
Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
- учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;
- начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;
- оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;
- учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
- учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
- внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
- учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;
- учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
- учитель информирует родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей, не передает через детей или других лиц, сохраняет конфиденциальность.
- Слайд-11. Своевременная корректировка неадекватного поведения детей и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.
Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:
- Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
- Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.
Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:
- проблемы поведения и общения со взрослыми и сверстниками;
конфликты детей; недовольство дружбой детей.
- проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;
- проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
- проблемы активности и внимательности детей на уроках;
- проблемы адаптации детей в школе.
Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты.
Как правило, родители, выслушав советы, стараются их придерживаться.
- Организация педагогического просвещения родителей.
Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой, т.е. таким уровнем педагогической подготовленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. А именно: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит классному руководителю.
Можно выделить следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:
- Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.
- Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
- Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
- Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.
- Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.
Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».
Формы работы учителя с родителями разнообразны:
Индивидуальные: Слайд-12. беседы и консультации с родителями;
Групповые.
Коллективные: Слайд-13. классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д.
Родители моего класса активно посещают мероприятия, проводимые в школе. Излюбленной формой мероприятий для родителей в классе являются совместные праздники «День 8 марта», «Новый год», Слайд-14. экскурсии, Слайд-15. увеселительные поездки и др.
Слайд-16,17,18. Неоценима организационная помощь родителей: ремонт класса, мебели, помощь в проведении праздников и пр., техническое оборудование и обслуживание технических средств в кабинете.
Работая с классом третий год, могу с уверенностью сказать.
- Почти все родители проверяют, как их дети учат уроки;
- У большинства, совместные с детьми увлечения и занятия.
- родители содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют, ходят в походы на природу, совершают поездки к морю. На второе место можно поставить совместные игры и чтение, кроме этого родители вместе с детьми навещают родственников и друзей, выполняют работу по дому, ходят в кино, театры и на концерты, посещают выставки, беседуют и делятся впечатлениями, смотрят телевидение, а также многое другое.
- Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети, поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
- Дети же хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются, когда родители, по какой то причине, не могут прийти. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.
Слайд-19. Не могу не рассказать о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему безраздельно господствуют в школе. Противодействие традиционного, или точнее информационно-рецептурного, обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет.
Преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих современных специалистов. Эти протесты в основном справедливы, но, отмечая важность внедрения исследовательских (продуктивных) методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.
Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только необязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества, физики, химии, биологии и т.д.
Во-вторых, использование исследовательских методов обучения дает больший образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения. Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации.
Слайд-20. Конечно же, это тема отдельного разговора, но работа проводится, и в ней невозможно обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. Начиная с помощи в выборе темы и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей. Уже добрая половина класса представила на суд товарищей свои работы. Темы самые разнообразные, различного уровня сложности и самостоятельности. Однако я считаю, что приобретённый опыт (в том числе и защиты своих изысканий) будет большим подспорьем ребятам в дальнейшей учёбе и жизни.
Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями начальных классов встречаются и трудности, основные из которых:
- отсутствие инициативы со стороны родителей редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания);
- неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);
- невыполнение родителями требований учителя,
- низкий уровень педагогической просвещенности родителей.
- материальные трудности родителей, которые отражаются и на образовании ребенка и на общении родителей с учителем;
- педагогическая необразованность родителей;
- а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, а занимают позицию «глухой обороны».
Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:
- Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
- Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.
- Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.
- Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
- Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
- Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.
- Развивать свои способности и педагогическое мастерство.
Слайд-21. Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»
Выступление на педагогическом совете
«Сотрудничество классного руководителя с родителями
в начальной школе»
Из опыта работы учителя Хитрик О.С.
Слайд-1. Должна признаться, что работа с родителями – это одна и самых трудных, хлопотных и неблагодарных составляющих работы классного руководителя. Однако надеюсь, сами родители об этом не догадываются. Сотрудничество учителя и родителей существует не самого себя ради, а ради общих целей, интересов и задач.
Слайд-2. Набирая класс, я набираю не 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Слайд-3. Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками. Слайд-4. (ПАМЯТКА)
- Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
- Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.
- Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
- В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
- Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания,
Без сомнения, многие учителя поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Хотя я знаю немало педагогов, старающихся сохранить дистанцию при общении с родителями.
Слайд-5. Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником.
Учитель
Родители Ученики
И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия семьи и школы жизнь ребенка становится беднее.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации.
Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.
Слайд-6. Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем.
Я преследую такие цели:
- Слайд-7. Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с родителями.
- Слайд-8 Создание неформального коллектива родителей.
В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение. Ничто так не сближает, как коллективное творческое дело. Родители могут объединяться в творческие группы, с общими задачами в конкретной деятельности. Слайд-9.
- Слайд-10. Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и достижений своих товарищей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники, проводит открытые уроки. Очень важно после урока выслушать родителей, узнать их мнение.
Ради достижения успеха в работе следует обратить внимание на
важные аспекты общения учителя с родителями. (ПАМЯТКА)
- Слайд-11. Своевременная корректировка неадекватного поведения детей и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.
.
- Организация педагогического просвещения родителей.
Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой. Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит классному руководителю.
Можно выделить следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:
- Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.
- Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
- Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
- Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.
- Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.
Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».
Формы работы учителя с родителями разнообразны:
Я уже говорила о Групповых.
Индивидуальные: Слайд-12. беседы и консультации с родителями.
Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:
- Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
- Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.
Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:
- проблемы поведения и общения со взрослыми и сверстниками;
конфликты детей; недовольство дружбой детей.
Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты.
- проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;
- проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
- проблемы активности и внимательности детей на уроках;
- проблемы адаптации детей в школе.
Коллективные: Слайд-13. классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д.
Родители моего класса активно посещают мероприятия, проводимые в школе. Излюбленной формой мероприятий для родителей в классе являются совместные праздники «День 8 марта», «Новый год», Слайд-14. экскурсии, Слайд-15. увеселительные поездки и др.
Слайд-16,17,18. Неоценима организационная помощь родителей: ремонт класса, мебели, помощь в проведении праздников и пр., техническое оборудование и обслуживание технических средств в кабинете.
Работая с классом третий год, могу с уверенностью сказать.
- Почти все родители проверяют, как их дети учат уроки;
- У большинства, совместные с детьми увлечения и занятия.
- Родители содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют, ходят в походы на природу, совершают поездки к морю. На второе место можно поставить совместные игры и чтение, кроме этого родители вместе с детьми навещают родственников и друзей, выполняют работу по дому, ходят в кино, театры и на концерты, посещают выставки, беседуют и делятся впечатлениями, смотрят телевидение, а также многое другое.
- Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети, поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
- Дети же хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются, когда родители, по какой то причине, не могут прийти. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.
Слайд-19. Не могу не рассказать о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.
Современный мир очень динамичен, и меняется он стремительно. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Слайд-20. Конечно же, это тема отдельного разговора, но работа проводится, и в ней невозможно обойтись без участия родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. Начиная с помощи в выборе темы и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей. Уже добрая половина класса представила на суд товарищей свои работы. Темы самые разнообразные, различного уровня сложности и самостоятельности. Однако я считаю, что приобретённый опыт (в том числе и защиты своих изысканий) будет большим подспорьем ребятам в дальнейшей учёбе и жизни.
- Работа классного руководителя с родителями очень сложна. (ПАМЯТКА) Трудности.
Слайд-21. Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»
Выступление на педагогическом совете
«Сотрудничество классного руководителя с родителями
в начальной школе»
Из опыта работы учителя Хитрик О.С.
Слайд-1.Должна признаться, что работа с родителями – это одна и самых трудных, хлопотных и неблагодарных составляющих работы классного руководителя. Однако надеюсь, сами родители об этом не догадываются. Сотрудничество учителя и родителей существует не самого себя ради, а ради общих целей, интересов и задач.
Слайд-2. Набирая класс, я набираю не 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Слайд-3. Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками. Слайд-4.
- Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
- Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.
- Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
- В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
- Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, дать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться.
Без сомнения, многие учителя поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Хотя я знаю немало педагогов, старающихся сохранить длинную дистанцию при общении с родителями.
Слайд-5.Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником. Учитель
Родители Ученики
И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия семьи и школы жизнь ребенка становится беднее.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации.
Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.
Слайд-6. Форма и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей поставленных учителем.
Я как учитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:
- Слайд-7. Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи.
- Слайд-8 Создание неформального коллектива родителей.
В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение.
- Слайд-9. Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и достижений своих товарищей.
Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт с детьми, а затем с их родителями. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники, проводит открытые уроки. Очень важно после урока выслушать родителей, разрешить высказать своё мнение.
Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:
- Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
- Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.
Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:
- проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;
- проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
- проблемы активности и внимательности детей на уроках;
- проблемы поведения и общения со взрослыми и сверстниками;
конфликты детей; недовольство дружбой детей.
- проблемы адаптации детей в школе.
Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты.
Как правило, родители, выслушав советы, стараются их придерживаться.
Важные аспекты общения учителя с родителями.
Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
- учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;
- начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;
- оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;
- учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
- учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
- внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
- учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;
- учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
- учитель информирует родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей, не передает через детей или других лиц, сохраняет конфиденциальность.
- Слайд-10. Своевременная корректировка неадекватного поведения детей и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.
- Организация педагогического просвещения родителей.
Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой, т.е. таким уровнем педагогической подготовленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. А именно: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит классному руководителю.
Можно выделить следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:
- Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.
- Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
- Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
- Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.
- Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.
Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».
Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями начальных классов встречаются и трудности, основные из которых:
- отсутствие инициативы со стороны родителей редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания);
- неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);
- невыполнение родителями требований учителя,
- низкий уровень педагогической просвещенности родителей.
- материальные трудности родителей, которые отражаются и на образовании ребенка и на общении родителей с учителем;
- педагогическая необразованность родителей;
- а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, а занимают позицию «глухой обороны».
Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:
- Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
- Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.
- Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.
- Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
- Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
- Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.
- Развивать свои способности и педагогическое мастерство.
Формы работы учителя с родителями разнообразны:
Индивидуальные: Слайд-11. беседы и консультации с родителями;
Групповые. Слайд-12. Ничто так не сближает, как коллективное творческое дело. Родители могут объединяться в творческие группы, с общими задачами в конкретной деятельности.
Коллективные: Слайд-13. классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д.
Родители моего класса активно посещают мероприятия, проводимые в школе. Излюбленной формой мероприятий для родителей в классе являются совместные праздники «День 8 марта», «Новый год», Слайд-14. экскурсии, Слайд-15. увеселительные поездки и др.
Слайд-16,17,18. Неоценима организационная помощь родителей: ремонт класса, мебели, помощь в проведении праздников и различных мероприятий, техническое оборудование и обслуживание технических средств в кабинете.
Работая с классом третий год, могу с уверенностью сказать.
- Почти все родители проверяют, как их дети учат уроки;
- У большинства, совместные с детьми увлечения и занятия.
- родители содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют, ходят в походы на природу, совершают поездки к морю. На второе место можно поставить совместные игры и чтение, кроме этого родители вместе с детьми навещают родственников и друзей, выполняют работу по дому, ходят в кино, театры и на концерты, посещают выставки, беседуют и делятся впечатлениями, смотрят телевидение, а также многое другое.
- Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети, поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
- Дети же хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются, когда родители, по какой то причине, не могут прийти. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.
Слайд-19. Не могу не рассказать о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему безраздельно господствуют в школе. Противодействие традиционного, или точнее информационно-рецептурного, обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет.
Преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих современных специалистов. Эти протесты в основном справедливы, но, отмечая важность внедрения исследовательских (продуктивных) методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.
Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только необязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества, физики, химии, биологии и т.д.
Во-вторых, использование исследовательских методов обучения дает больший образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения. Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации.
Слайд-20. Конечно же, это тема отдельного разговора, но работа проводится, и в ней невозможно обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. Начиная с помощи в выборе темы и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей. Уже добрая половина класса представила на суд товарищей свои работы. Темы самые разнообразные, различного уровня сложности и самостоятельности. Однако я считаю, что приобретённый опыт (в том числе и защиты своих изысканий) будет большим подспорьем ребятам в дальнейшей учёбе и жизни.
Слайд-21. Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»
«Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе» Из опыта работы учителя Хитрик О.С.
Чтобы осуществлялось сотрудничество, необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками.
| Важные аспекты общения учителя с родителями. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
| |
Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:
|
Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями начальных классов встречаются и трудности, основные из которых:
| Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы… | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете, советы родителям,
Выступление на педсовете, советы родителям,...
Выступление на педсовете" Интересные моменты классных часов. Игровые технологии"
игровые моменты на кл часе...
Выступление на педсовете : " Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы".
Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы...
Выступление на педсовете по теме "Закон об образовании", "Глава 4:Обучающиеся и их родители(законные представители)"
В презентации представлен материал Главы 4 нового Закона об образовании, который знакомит со статьями из главы "Обучающиеся и их родители (законные представители)...
Выступление на педсовете по теме «Работа с родителями по сохранению здоровья детей»
Виды работы с семьёй,просвещение, взаимодействие семьи и школы...
Выступление на педсовете: «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»
Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера? Как мотивировать личность к лидерству? А лидер – это всегда Личность? ...
Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"
Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"...