Программа деятельности классного руководителя и родителей по эстетическому воспитанию младших школьников
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma20estet.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства … Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному.
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.
Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями – все это качества, которые необходимо сформировать у младшего школьника.
В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись... Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.
Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем шести блокам.
Кроме того, в программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы по эстетическому развитию личности ребенка. Это беседы, практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, походы в музеи и галереи… Местом проведения воспитательных дел может быть классная комната, лес, парк, музей, картинная галерея.
Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.
Цель программы: воспитание эстетической культуры младших школьников.
Цель реализуется через задачи:
- формирование общей культуры учащихся;
- развитие эстетических чувств младших школьников, творческих
способностей;
- формирование активного интереса к произведениям искусства;
- формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;
- воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и
явлениям окружающего мира.
Содержание программы реализуется через блоки:
Название | Количество часов | Форма |
I Блок «Радуга природы» 1. Этот загадочный и фантастический мир природы 2. Пусть всегда будет солнце 3. Природа и фантазия | 1 1 2 | Беседа Экологический утренник Экскурсия +практическое занятие |
II Блок «Музыка стучится в наши сердца» 1. С музыкой навеки 2. Музыкальное путешествие 3. Веселая нотка | 1 1 1 | Заочное путешествие Поход в дома-музеи Танцевально-музыкальный час |
III Блок «Ярмарка литературных чудес»
3. Литература и театр | 1 1 2 | Литературная гостиная А.С.Пушкина Встреча с литераторами Поход в театр |
IV Блок «Я и мой красивый мир»
3. Час игры и игрушки | 1 1 2 | Беседа Практическое занятие Беседа |
V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…» 1. Мир моих увлечений 2. Галерея волшебных красок 3. Старый бабушкин сундук 4. Я карандаш с бумагой взял | 2 1 1 1 | Беседа + защита проектов Поход в картинную галерею Праздник русского костюма Выставка рисунков |
VI Блок «Творческая мастерская»
3. Мир прекрасного вокруг нас | 1 1 1 | Защита проектов Практическое занятие Беседа |
I Блок «Радуга природы» (4 ч.)
1 Тема: Этот загадочный и фантастический мир природы.
На занятии дети знакомятся с красотой фантастического мира природного сообщества, рассматривают фотографии уголков родной природы, подготовленные ими вместе с родителями, коллективно составляют выставку фотографий «Природа родного края». В ходе занятия учитель показывает детям, что красоту природы можно передать с помощью красок, слов, музыки.
Дети слушают фрагменты музыкальных произведений, читают любимые стихотворения о природе, рассматривают репродукции картин. В результате у детей формируется образ природы, как дома человека, в котором чувствуется тепло, уют и красота.
2 Тема: Пусть всегда светит солнце.
Для того чтобы дети осознали себя частью Матушки-природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережного обращения, программой предусмотрен экологический утренник. Место проведения – классная комната. Дети предварительно готовятся к нему: подбирают экологические сказки (День рождения Капельки, Берегите лес и др.), украшают зал, готовят костюмы. На утреннике дети инсценируют сказки, отвечают на вопросы героев сказок, читают стихи, составляют правила взаимодействия с окружающей средой.
3 Тема: Природа и фантазия.
Главная цель этого занятия - научить детей действовать и жить в согласии с природой, сохранять ту красоту, которая предстала перед нами, перед всем человечеством. Чтобы увидеть, почувствовать, распознать такую красоту, ребята совершают экскурсию в лес.
Старик-лесовик перед экскурсией знакомит ребят с содержанием их деятельности в лесу, сопровождает во время нее. Во время экскурсии имеют место следующие задания: посмотри…, найди…, ощути… и др. Учащиеся собирают природный материал, из которого можно выполнить оригинальную поделку.
В ходе второго занятия дети устраивают выставку работ из природного материала «Удивительное рядом», обмениваются опытом выполнения изделий.
Литература:
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: природа/Под ред. О.Г.Хинн- М.:АСТ,1996.-480с.
- Мазнин О.Е.500 загадок для детей.- М.:ТЦ «Сфера»,2002.-450с.
- Левитман М.Х.Экология – предмет: интересно или нет?- СПБ: Лениздат; союз,2001.-236с.
- Экологические сказки /Педсовет №11,2004
- Есенин С.Стихи и поэмы- М.: Издательство «Художественная литература»,1974
- Володина Н.Э. К цветку цветок. - М.,1993
- Новлянская З.А. Величие красоты./Искусство в школе.- 2007.- №5
II Блок «Музыка стучится в наши сердца» (4 ч.)
1 Тема: С музыкой навеки.
Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, дома. И все-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко выделяет особые – музыкальные. Поэтому данное занятие проводится в форме заочного путешествия в мир знаменитых композиторов. Мысленно путешествуя по прошлому веку, дети знакомятся с жизнью В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, Н.И.Верстовского, И.В.Бетховена…
В ходе занятия дети слушают фрагменты музыкальных произведений, делятся своими впечатлениями.
На данном занятии важно, чтобы дети осознали, что музыка великих композиторов живет и сейчас, что люди и сегодня восхищаются красотой звучания каждой ноты, что музыка способна вызвать чувство сопричастности к эпохе, переданной «художником» нот.
2 Тема: Музыкальное путешествие.
Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение радости, легкости, грусти, одиночества…
Музыкальное путешествие предполагает знакомство ребят со знаменитыми местами композиторов, где они жили и работали:
- дом-музей С.В. Рахманинова;
- музей-усадьба композитора М.П. Мусоргского;
- музей-усадьба композитора М.И. Глинки.
Важно, чтобы дети испытали чувство гордости за свою Родину, богатую талантливыми людьми, и чувство восхищения их произведениями.
Учителю следует создать особую атмосферу, чтобы дети не просто познакомились с музеями, но и получили эстетическое наслаждение от того, что находятся в том месте, где создавались замечательные произведения, пользующиеся популярностью и сейчас.
3 Тема: Веселая нотка.
Основная задача данного занятия – формирование понимания детьми значимости искусства в жизни каждого человека. В рамках танцевально-музыкального часа, дети смогут выразить свои чувства через пение, танец, примут участие в музыкальных играх.
Главное в том, что дети смогут сами почувствовать, ощутить настроение музыки, а значит, смогут выразить это настроение с помощью движений тела, голосом, словом.
Литература:
- Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники- М.,2000
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: музыка/ Под ред. О.Г.Хинн М: АСТ,1996.-480с.
- Пушкина С.И. Мы играем и поем – М.,2001
- Халина А.И. Музыкальная азбука- М.: Просвещение,1998
- Гуртова Т.Т. Танец в системе эстетического воспитания./Искусство в школе.-2007.-№4
- Колосова Н.О.Здравствуй, музыка! - М.,1987
III Блок «Ярмарка литературных чудес» (4 ч.)
1Тема: Мороз и солнце – день чудесный.
На занятии, которое можно провести в форме литературной гостиной, дети окунутся в мир произведений А.С.Пушкина. Основная задача занятия – дать детям почувствовать уклад и мир прошлых веков, то время, в котором жил и творил А.С.Пушкин. Дети готовят стихи поэта, отрывки известных произведений, оформляют стенгазету о его жизни и деятельности, украшают зал.
Важно показать детям красоту рифмы произведений великого поэта и писателя, красоту звучания его прозы, стихотворений.
Учитель может дать творческое домашнее задание – попробовать написать стихотворение или сказку, которые можно прочитать одноклассникам на уроке чтения.
2 Тема: Мой любимый герой.
Каждый современный человек знает: общение с книгой многогранно, здесь каждый работает по-своему. Главное в том, чтобы дети обязательно «нашли» своих писателей и поэтов, свои книги, своих героев, которые восхищали бы их, стали близкими и дорогими, делали сердце добрым, а душу мудрой. Но у каждого ребенка этот герой может быть своим собственным, из придуманного и написанного им литературного произведения (рассказа, сказки и т.д.).
В ходе занятия писатели-земляки, литераторы могут дать детям рекомендации по написанию литературных произведений, предложить пробовать свои способности в литературе, почувствовать тонкость звучания слов в произведениях. Итогом занятия может быть мини-книга с произведениями ребят.
3 Тема: Литература и театр.
На первом занятии дети знакомятся с многообразием видов театра: драматический, кукольный, театр теней, музыкальный. Учителю необходимо показать, что театр – это жизнь. Эта жизнь представлена в спектакле: игрой актеров, музыкой, словом. Дети могут попробовать свои способности в роли актера, поставить пьесу-сказку для школьного вечера. На этом занятии у детей может зародиться идея создать свой собственный театр в классе.
На втором занятии ребята посещают кукольный театр. После просмотра спектакля учитель дает задание – нарисовать то, что им больше всего понравилось в театре, или вылепить главного героя пьесы из пластилина, сделать декорации к пьесе, написать сочинение-отзыв. Все это позволит учителю понять, насколько пополнился багаж впечатлений ребенка от просмотра спектакля.
Литература:
- Пушкин А.С. Стихи и проза- М.: Детская литература,1989
- Толстой Л.Н.Сказки, басни и рассказы - М.: Детская литература,1987
- Вертаньян Э.А. Путешествие в слово- М.: Просвещение,1992
- Светловская Н.Н. Встречи с писателями – М.,1989.-286с.
- Снегирев Г.Г. Поэзия познавательности/Учительская газета,1986.-№21
- Михайлова А.Я. Ребенок – художник и театр кукол./Начальная школа,1991.-№12
- Ушакова А.Л. Еще раз о воспитании искусством./Искусство в школе.-1998.-№7
IV Блок «Я и мой красивый мир» (4 ч.)
1 Тема: У зеркала.
Это занятие предполагает знакомство младших школьников с такими понятиями, как «культура внешнего вида», «эстетика внешнего вида».
Мысленно представляя себя стоящим перед зеркалом, ребята рассуждают, о чем следует помнить и что делать, чтобы зеркало всегда отображало красивое и выразительное лицо, умные глаза, красивые лаконичные жесты.
Интересной может получиться беседа о современных требованиях к одежде, о правилах поведения в общественных местах. Вместе с учителем они рассматривают варианты совместимости цветов одежды, аксессуаров. Дети должны понять, что в человеке все должно быть прекрасно: от внутреннего мира до внешнего вида.
2 Тема: Королевство вежливых слов.
На занятии дети знакомятся с многообразием вежливых слов, говорят о том, какие слова употребляются ими при общении с друзьями, с родителями, с учителями.
Детям нужно помочь осознать ролевые позиции при общении с людьми и соответственно строить свое речевое поведение. Для этого используются игровые ситуации, где моделируются различные варианты общения ребенка: знакомство со сверстниками, утреннее приветствие родителей и учителей, общение в театре, в поликлинике, на уроке. Такие упражнения формируют социальный опыт учащихся.
3 Тема: Час игры и игрушки.
Всем известно, что игрушки в жизни детей имеют огромное воспитательное значение. Играя, они познают мир, учатся общению, исполняют множество ролей – пап, мам, дедушек, бабушек, врачей, учителей… Но у игрушек есть еще и особое «звучание» - они становятся дорогими и близкими друзьями детей и даже уходят с ними во взрослый мир.
В ходе занятия следует поговорить с детьми о том, какие игрушки им нравятся больше всего и чем объясняется их выбор, что игрушки нужно беречь и любить. Затем можно предложить конкурс сочинений, стихотворений, сказок «Моя любимая игрушка». Можно подтолкнуть детей к изготовлению игрушек своими руками и презентации их на конкурсе.
Литература:
- Богуславская Н.Е. Веселый этикет – Екатеринбург: «АРД ЛТД»,1997.-192с.
- Шамсутдинова С.С. Учимся говорить по-русски – Л.: Просвещение, 1991.-127с.
- Образцова Т.Н. Игры для детей. М.: ООО «Этрол»,2005.-160с.
- Егунова Н.К. Игрушки своими руками./Искусство в школе.-2007.-№4
- Горелов И.Р. Умение общаться./Воспитание школьников.-1994.-№3
- Янковская Н.Н. Игра, импровизация, самоопределение./Искусство в
школе.-2007.-№3
V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…» (5 ч.)
1 Тема: Мир моих увлечений.
В ходе первого занятия выявляются увлечения детей, которыми они занимаются на досуге. Детей следует объединить в микрогруппы по видам увлечений и предложить провести презентацию своих увлечений в любой форме – сказки, устного журнала, путешествия.
На следующем занятии дети «путешествуют» по миру увлечений, например, представляя страницы оформленного устного журнала. Рассказывая о том, чем они занимаются на досуге, дети стараются показать эстетическую сторону своего занятия. Ведь именно эта красота повлияла на их выбор.
2 Тема: Галерея волшебных красок.
Занятие проводится в картинной галерее. Рассматривая картины, учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства.
На занятии учителю важно обратить внимание детей на своеобразие каждой картины, на индивидуальный почерк каждого автора, на смешение красок, на композицию картины.
3 Тема: Старый бабушкин сундук.
Это занятие проводится в форме праздника, посвященного русскому костюму. Главную мысль этого занятия можно выразить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: «Постижение мудрости красоты народной может быть только через создание ярких картин будней и праздников молодежи конца XIX - начала XX веков».
На празднике дети смогут оценить красоту русского костюма, погрузиться в мир прошлых веков, найти отличия современной одежды от исконно-русской.
Кроме этого, дети вместе с бабушками и дедушками могут изготовить соломенных кукол, сшить им русские наряды. Творческие работы можно оформить как экспонаты выставки «Русские узоры».
4 Тема: Я карандаш с бумагой взял…
Занятие, рассчитанное на 1 час, предполагает «погружение» в мир живописи, где царят яркие краски, разнообразные формы, причудливые изгибы предметов.
В ходе занятия учитель организует выставку детских работ « Дом семи карандашей». Атмосферу волшебства на этом занятии помогут создать сказочные персонажи: Мальвина, Буратино и Пьеро, роль которых могут исполнить шефы-старшеклассники.
Литература:
- Бахревский В.В. Ждите нас волшебниками – М.: Детская литература,1991.-126с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика,1989
- Ахмова А.А. Как прекрасен этот мир, посмотри/Искусство в школе.-2001.-№6
- Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники - М.,2001
- Хазанова Е.Л. Радость современной работы./Искусство в школе.-2006.-№2
6. Красный Ю.Д.Читай! Рисуй! Показывай! /Искусство в школе.-2006.-
№4
VI Блок «Творческая мастерская» (3 ч.)
1Тема: Город будущего.
Данное занятие дает возможность выявить интересы, реализовать мечты ребят. Кто из нас в детстве не хотел построить или нарисовать город-сказку, город-мечту. Вот и ребятам можно предложить создать фантастический проект города будущего, в котором они хотят жить. Работа над этим проектом потребует от ребят творчества, инициативности и, конечно, небольшой помощи родителей.
На занятии дети демонстрируют схемы, рисунки, чертежи, графики, рассказывают о них, используя песни, сценки, стараются, как можно убедительнее обосновать свое мнение.
2 Тема: Снежная сказка.
Представленные детьми проекты городов будущего требуют их реализации. Данное занятие способствует этому. В ходе занятия, опираясь на свой проект, дети строят снежные города, где живут люди, звери, птицы. Помощниками в строительстве могут быть не только члены команды, но и члены семей ребят.
Учителю важно обратить внимание на формы, пропорции каждого снежного кома, являющегося частью их снежного города.
3 Тема: Мир прекрасного вокруг нас.
Это занятие является итоговым. В ходе беседы дети убеждаются в гармонии и красоте мира, а так же в единстве человека с этим миром. Ведь человек и природа – это равные и необходимые части окружающей действительности. Какой бы предмет, явление мы не рассматривали, в каждом из них красота своя. Лепестки ромашки, капли дождя, ваза, пейзажи…- это красота, данная нам свыше, красота, которую создает человек.
Окружающий нас мир прекрасен. Важно учить детей видеть, слышать, понимать, ценить и беречь эту красоту.
Литература:
- Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве- М.: Просвещение,1987.-183с.
- Котовщикова А.А. Кто бы мог подумать?- М.,1989
- Защита фантастических проектов/Начальная школа-1992.-№7-8
- Красный Ю.Д. Город своими руками./Искусство в школе.-2006.-№6
- Неменская Л.А. Искусство и ты. – М.: Просвещение,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.
Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
Обобщение опыта классного руководителя по теме: «Личностно-ориентированное воспитание младшего школьника»
Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности ученика, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духов...
Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование эстетической культуры личности младшего школьника всегда было и остается актуальным, так как от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культ...
Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство воспитания личности школьника.
Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьей школьника.Взаимодей...
Взаимодействие классного руководителя и родителей по созданию портфолио младшего школьника
Портфолио ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведени...