Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
материал по теме
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Введение………………………………………………………………….... 3
Глава I. Роль классного руководителя в работе с родителями………… 6
1.1 Формы и методы работы с родителями……………………… 6
1.2 Индивидуальная работа с родителями………………………… 10
1.3 Работа с коллективом родителей……………………………… 18
Глава II. Опыт организации системы работы с родителями
учащихся начальной школы…………………………………………… 24
Заключение ……………………………………………………………… 31
Библиография………………………………………………………….. 32
Приложения
Введение.
Обоснование и актуальность темы.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов.
Отличительной особенностью нового ФГОС является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
В условиях введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей. С одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания, классный руководитель должен совместно найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.
Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие трудности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Дети, родители, педагоги - члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы. Результат решения, которых зависит от характера их взаимодействия. В условиях села отношения педагогов с семьями являются более естественными, отличаются большей интенсивностью, значительной информированностью друг о друге, что положительно влияет на организацию совместной работы, хотя и создает некоторые проблемы. Условия села таковы, что школа является единственным местом, где могут собираться взрослые и дети на праздники, провести свободное время, пообщаться. Эти обстоятельства позволяют педагогам проявлять большую активность в установлении постоянных контактов с родителями, детьми. Оказывать значительное влияние на формирование уважительных отношений между членами семьи.
В новых условиях меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.
Поэтому проблему сотрудничества учителей, родителей и учащихся считаю актуальной.
В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный классный руководитель должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.
Исходя из актуальности темы, мною были определены:
Объект исследования:
психолого-педагогическая деятельность учителя в работе с родителями.
Предмет исследования:
деятельность классного руководителя по формированию коллектива между учащимися, родителями.
Цель исследования:
обобщить опыт влияния сотрудничества классного руководителя и родителей на развитие творческой активности младших школьников.
Гипотеза исследования: при эффективной работе классного руководителя с родителями младших школьников, при условии учета современных условий и подходов; при создании конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя улучшается качество успеваемости учащихся, повышается уровень творческой активности воспитанников.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Уточнить технологии воспитания и роль личности классного руководителя в работе с родителями младших школьников.
3. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя по внедрению инновационных подходов в работу с родителями по повышению творческой активности младших школьников и повышения качества успеваемости учащихся.
Для реализации поставленных задач были избраны следующие методы исследования:
· изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
· педагогические наблюдения;
· тестирование;
· анкетирование;
· педагогический эксперимент 3-х видов (констатирующий, формирующий, контрольный).
Теоретическую основу данного исследования составили положения классиков педагогической мысли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, монографий ряда современных педагогов-ученых: И.А.Зимней, Н.П. Иванова, Е.В.Бондаревской и другие, так как они нацеливают педагогов-практиков на гуманизацию педагогического процесса в сложных социокультурных условиях.
Новизна работы состоит в том, что мною были внедрены инновационные подходы в работу классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях и составлена программа работы с родителями.
База исследования:МОУ «Междуреченская СОШ» 1-3 класс
Глава I. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
1.1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещения семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, презентации, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношении, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен «обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, постоянно изучать и всесторонне знать семьи учащихся; быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны; всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка или тем более публичными отрицательными высказываниями о детях; уметь показать детям положительные качества их родителей и опираясь на это, способствовать повышению их авторитета; считаться с мнением родителей о своей деятельности, терпеливо воспринимать их критические замечания в свой адрес, не забывать при этом, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей».
От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат.
Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьей и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты.
Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже учителю, который обычно близок родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли? «И стоит ли изменять эту традицию? Не целесообразнее ли сохранить ее, более того - возвести в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей как хочет! Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать их так, как того требует программа воспитания подрастающего поколения, как рекомендует педагогика».
В общении с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний. Это раздражает родителей, восстанавливает против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство родителей знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы - помочь им в этом.
Любовь и уважение родителей учитель завоевывает, прежде всего, добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.
Вдумчивый и серьезный педагог всегда найдет путь к сближению и установлению с родителями контактов, необходимых для выработки общих мер воздействия на ребенка. Но, обдумывая пути и формы общения с семьями своих учеников, педагог должен помнить о том, что ни в коем случае нельзя идти на поводу у родителей. Не надо бояться делать в нужных случаях замечания, нужно категорически предъявлять те или иные требования, добиваться выполнения данных школой рекомендаций по воспитанию ребенка.
Большая роль сотрудничества педагога с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей, учитель влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень обшей культуры населения.
Но одно наблюдение не всегда обеспечивает изучение того или иного вопроса с достаточной глубиной. Нередко наблюдение сопровождается выяснением некоторых вопросов, т. е. применяется метод беседы. Этот метод поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение или поступок ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить мотивы его.
Коллективная беседана классном собрании при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания (система наказаний и поощрений ребенка и др.).
Интервьюприменяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке конференции родителей по режиму дня учителю надо знать, сколько в среднем потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С этой целью учитель берет интервью у родителей из различных семей, приучающих своих детей к четкому выполнению режима дня.
Анкетированиекак метод исследования позволяет, учителю одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные с данными предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.
Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов. Не всегда в анкете родители дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения. Тогда учитель одновременно дает анкету для заполнения родителям, их детям (или проводит устный опрос) и сам отвечает на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребенка.
Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей, имея свою характеристику каждого ребенка, учитель может сделать определенные выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании.
Сочинениякак метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно поговорить с родителями о том, как надо намечать перспективу в воспитании ребенка, подумать о его завтрашнем дне. Для этого можно попросить родителей написать небольшое сочинение на темы «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или «Хороший сын (дочь), по-моему, это...». Сочинения можно поручать и детям: «Как я провел лето», «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Наша любимая книга в семье» и др.
Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договориться с родителями о ведении электронного дневника и дневника наблюдения за ребенком. Электронный Дневник Школьника представляет собой систему для взаимодействия школьников, их родителей, учителей и администрации школы посредством Интернета и SMS. Выгоды от системы есть всем. С помощью электронных дневников родители смогут следить за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, узнать вовремя о предстоящем родительском собрании (например, подписавшись на услугу sms-дневник), а также общаться онлайн с учителями и администрацией школы. Школьникам система напомнит расписание и домашнее задание. А также даст возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам или годам. Учителя получат удобный и быстрый способ общения с родителями, кроме того, электронный журнал поможет в подготовке отчетов по успеваемости, рейтингов учащихся по успеваемости, а также позволит проводить электронные тесты для учеников, даже в их отсутствие в школе. Дневник наблюдения за ребенком родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время. В практике работы учителей-воспитателей сложились и другие методы изучения семьи ученика.
Итак, разнообразная работа учителя с семьей ученика требует от него определенных навыков и умений:
· использовать полученные в педагогическом учебном заведении знания в практической работе с родителями;
· хорошо видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления;
· установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
· с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели;
· спланировать работу с родителями учащихся, составить план классного педагогического всеобуча на основе изучения уровня воспитанности учеников своего класса;
· видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на помощь учителю в школе;
· поддерживать авторитет родителей в семье, оказывать ей помощь в духовном обогащении и укреплении ее нравственных основ, в эффективном влиянии родителей на детей;
· подготовить и провести родительское собрание.
Успех в работе учителя с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.
На основании полученных сведений учителя выбирают пути индивидуальной работы с данной семьей: беседы, посещение ребенка на дому, подбор специальной литературы, включение родителей в совместную со школой работу и т. д.
1.2 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено учителем, как правило, результативно.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тех внутрисемейных содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих. Родители должны быть уверены, что все доверительно рассказанное учителю останется между ними, что - любая откровенность в адрес учащегося, любая оценка его поведения и наклонностей, высказанная учителю, не будет при случае использована ему во вред, разглашена.
Очень внимательно следует относиться к просьбам, с которыми родители часто обращаются к учителю. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может принести вред ребенку. Если же просьба продиктована состоянием здоровья ребенка или другими серьезными обстоятельствами, ее следует обязательно учесть в работе.
Бывают просьбы, не относящиеся к здоровью ученика, – пересадить на другую парту, чаше спрашивать на уроках, быть строже, требовательнее или, наоборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижал кто-то из товарищей, я т. д. К этим просьбам, если они не продиктованы чрезмерной заботливостью мамы или папы, тоже следует прислушаться, так как родители хорошо знают своего ребенка.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Многое в отношениях школы и семьи зависит от первой встречи, первого разговора родителя будущего первоклассника с учителем, администрацией школы. Этот разговор обычно бывает при первом посещении семьи, до начала учебного года, или же, если учитель не успел посетить эту семью, при записи ребенка в школу. Доброжелательный тон, готовность выслушать, терпеливо ответить на вопросы, рассеять родительские опасения – обязательное условие этой встречи.
В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях в организации работы с учащимися. И хотя часто этот разговор ограничивается получением документов и формальных сведений о ребенке и его семье, нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия.
Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям вопросники. Содержание вопросов будет зависеть от контингента родителей класса, от заинтересованности учителя в получении ответов на определенную тему и т. д.
Для получения разносторонних сведений об учащихся хорошо, если на каждого ребенка, пришедшего из детского сада, школа заранее получит характеристики. Это поможет учителю в индивидуальном подходе к детям, в определении путей взаимодействия с семьей, подскажет, какие вопросы задать родителям, а какие опустить.
Просмотрев документы каждого ученика, учитель намечает, с кем из родителей следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу.
Приглашенных на беседу родителей оповещают заранее. Есть родители, которые очень волнуются перед началом учебной деятельности детей. Их пугает все новое, что войдет в жизнь ребенка. С такими родителями индивидуально, или создав небольшую группу, можно провести экскурсию, чтобы показать им помещение школы, расположение классов и рекреаций.
Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь не только говорить, но и слушать. Нужно обязательно подчеркнуть, что все требования, предъявляемые к ребенку в школе, новые условия, в которых предстоит находиться ребенку, будут входить в жизнь детей постепенно, а учителя постараются учесть индивидуальные особенности и склонности учащихся.
Многие учителя готовят различного содержания памятки, которые вручают родителям будущих первоклассников. Такие памятки помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли - родителя школьника, упорядочивают некоторые организационные вопросы, сосредоточивают их внимание на важном для них.
Первое посещение семьи будущего ученика желательно провести до начала учебного года. В этом случае родители, следуя советам учителя, заблаговременно смогут принять необходимые меры, направленные на своевременную и всестороннюю подготовку ребенка к школе.
Придя в семью, учитель познакомится с условиями, которых живет ученик, с общей атмосферой в доме. Уже при первом знакомстве можно сделать некоторые выводы о духовной и педагогической направленности жизни семьи, о ее моральном микроклимате, взаимоотношениях с окружающими людьми и друг с другом, семейных традициях, организации жизни, месте ребенка в семейном коллективе.
Первый визит в семью - ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам, наладится ли контакт и взаимопонимание в вопросах воспитания детей в школе и в семье. Учитель заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняет, где работают родители, продумывает возможные вопросы членов семьи и ответы на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.
В беседе с родителями учитель узнает о привычках, состоянии здоровья, уровне развития ребенка; интересуется, как спит ребенок, ест, любит ли заниматься, трудиться, играть; есть ли место для занятий и игр, достаточно ли оно освещено и удобно ребенку. При первом посещении семьи учитель обращает внимание и на то, какие обязанности имеет ребенок дома, какой они носят характер - эпизодический или постоянный; предоставляется ли ребенку возможность действовать самостоятельно, или его опекают даже в мелочах. Очень важно выяснить, поддерживают ли родители у будущего ученика интерес к учению, школе.
Поступление ребенка в школу всегда волнует родителей. Если посещение семьи проводится до первого сентября, нужно дать родителям практические советы, рассказать, как психологически готовить ребенка к новому этапу жизни.
Серьезность отношения учителя к волнующему родителей вопросу повышает их доверие к школе, к обучению в ней ребенка. В присутствии родителей учитель разговаривает с ребенком, интересуется тем, какие книги он читает (сам или ему читают), в какие игры играет, с кем, как помогает маме, папе, что умеет делать и т. д.
Не следует при этом посещении говорить с родителями о сложностях встречающихся в работе учителя, о том, как трудно бывает научить первоклассников читать и писать. Подобные разговоры беспокоят родителей, у них может появиться определенное предубеждение против школы. Вместе с тем в беседе с родителями нужно обратить их внимание на то, что учеба связана с физическим и умственным напряжением. Это – серьезный труд, требующий сформированности таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, ответственность за выполнение порученного дела. Естественно, в таком разговоре учитель коснется и того, умеет ли ребенок ценить труд окружающих, знает ли о том, как и где работают его близкие.
Из первого посещения учитель выносит представление, какой линии во взаимоотношениях с данной семьей нужно придерживаться, намечает план требований, советов и рекомендаций. Но никаких записей в присутствии родителей, заметок не делает. Это может придать встрече казенный, формальный характер, сковывать, затруднять беседу, создавать впечатление составления протокола.
В конце первого визита в семью учитель приглашает родителей на родительское собрание, которое обычно проводится в последних числах августа.
После посещения семьи учитель делает краткие записи своих наблюдений, выделяет главное, намечает пути работы с данной семьей.
Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства, поведение ученика в классе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы. При повторном посещении семьи учитель уже знает, что нужно посоветовать именно этим родителям в организации жизни и воспитательном воздействии на ученика дома.
Главная его задача - выяснить, все ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребенка. Получив дополнительные сведения, учитель уточняет для себя индивидуальные особенности ученика и в зависимости от этого может дать родителям какие-то новые рекомендации.
Если советы не выполняются, нужно более настоятельно предложить их выполнить, объяснить, что это необходимо в интересах ребенка. Добиваясь выполнения своих указаний, учитель должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия семьи.
Учителя посещают всех своих учеников и из так называемых благополучных семей, и из неблагополучных. Стараясь в первую очередь посетить семьи детей, отстающих в учении, нарушающих дисциплину, учитель не должен забывать и об отличниках. Так, возможна ситуация, когда, придя к ребенку, который отлично учился, был дисциплинированным, учитель обнаруживает, что эта семья нуждается в его советах. Оказывается, отличная учеба и поведение достигается чрезмерной требовательностью к ребенку, строгостью, запугиванием и даже телесными наказаниями.
Идя в семью, учитель ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семенного воспитания. Без таких посещений, без личного знакомства с практикой воспитания в каждой семье этот опыт был бы односторонним, базирующимся только на поведении ребенка в классе и беседах с родителями.
Опыт семейного воспитания учитель собирает по крупицам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга, культура общения, семейные традиции. Особенно интересен опыт организации в семье совместной деятельности взрослых и детей, их совместного труда, традиций воспитания.
Положительный опыт пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях, конференциях, в лекциях, через местные печать и радио. Хорошо привлечь к этому и самих родителей. Их выступления всегда вызывают интерес. Конечно, родителям нужно помочь подготовиться, продумать с ними план выступления, его содержание, подобрать демонстрационный материал.
О воспитании в семье единственного ребенка учитель говорит в индивидуальной беседе. Можно организовать консультацию для отдельной группы родителей. В этом случае родители смогут обменяться мнением, посоветоваться друг с другом, перенять чей-то опыт.
Встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача, которую должна решить школа в работе с неблагополучными семьями, – попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А это значит так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего человека, почувствовали бы свою вину, пагубность своего образа жизни и, главное, чтобы они захотели перестроить жизнь, изменить семейный уклад, характер взаимоотношений. Это очень сложная, кропотливая работа, не всегда дающая результат сразу. Здесь нужно использовать все возможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный контроль.
Особенно большие трудности представляют семьи, в которых отец или мать пьют. И даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, учитель берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями того вреда, который может принести алкоголь растущему организму. В этих случаях родители, употребляя спиртное, постепенно приучают к нему и детей. Есть данные, что 51% пьющих во взрослом состоянии воспитывались в семьях, где часто употреблялся алкоголь.
Самые тяжелые последствия имеют случаи, когда пьет мать. Она постепенно теряет материнские качества, перестает быть хозяйкой дома, не пользуется уважением окружающих.
Практика работы многих учителей начальных классов говорит об эффективности индивидуальной работы по здоровому образу жизни с семьями учащихся. И учитель, и родительский комитет класса стараются внушить родителям чувство ответственности за воспитание детей, привлечь их к общественной работе в школе.
Желательно вести дневник записей встреч с родителями, бесед с ними. Записи о посещениях семьи помогают контролировать выполнение родителями рекомендаций школы, позволяют давать их в определенной системе. Записи должны быть содержательными, недлинными. На каждую семью в дневнике выделяется 2–3 страницы.
В процессе последующего общения у родителей всегда возникает множество вопросов, самых разнообразных, которые они задают учителю. Индивидуальные беседы, консультации, в процессе которых они получают ответы на интересующие их вопросы, способствуют установлению тесной связи, постоянного контакта школы и семьи.
В индивидуальных беседах родители более откровенно и охотно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка.
Содержание индивидуальных бесед учителя и родителей может быть самым разнообразным. Но главной их целью всегда должно оставаться педагогическое просвещение родителей.
В беседе с родителями учитель не столько утверждает, сколько советуется, договаривается о совместных действиях, методах и приемах воздействия на ребенка. Беседуя с родителями, нужно не поучать, а подводить их к пониманию необходимости приобретения педагогических знаний. Исходить следует из того, что беседа с родителями не монолог, а прежде всего диалог, в котором будут определяться конкретные пути и методы совместного влияния на ребенка.
Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по их инициативе и по инициативе педагога.
Интерес родителей к вопросам воспитания, их инициативу в беседе с учителем на педагогические темы нужно всемерно поощрять и стимулировать. Постоянная приветливая готовность учителя выслушать рассказ родителя, заинтересованно вдуматься в его проблемы располагает к интересным беседам, расширяет их содержание, круг затрагиваемых вопросов.
Говоря с родителями о недостатках ученика в поведении, его поступках, не следует ограничиваться констатацией фактического положения дел и предложением «принять меры» или «строгие меры». С одной стороны, это вместо пользы может принести вред, толкнув разгневанную маму и возмущенного папу к необдуманному применению мер наказания. В. А. Сухомлинский по этому поводу говорил, что именно в начальных классах нужно зорко следить, «чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим». С другой стороны, такие заявления говорят о несостоятельности учителя, который как бы признается в собственной беспомощности. В таких случаях лучше в спокойной обстановке вместе с родителями обсудить создавшуюся ситуацию и постараться определить совместную линяю воздействия на ученика. Нельзя просто указывать родителям на недостатки, проступки их сына или дочери. Нужно при этом давать конкретные советы, при помощи которых семья сможет повлиять на ребенка. Чувствуя внимание учителя, его доброжелательность, значение, которое он придает вопросам воспитания, родители постепенно и сами начинают больше уделять внимания детям, чаще заходить в школу, охотно беседовать об учебе и поведении своего ребенка.
Часто в школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются только те родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно. В этом случае каждая предполагаемая встреча с учителем вызывает беспокойство, смущение, а иногда и раздражает. Планируя беседы, учитель должен исходить из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями, поучениями, замечаниями. Беседы должны быть взаимно интересным, чаще приятным обменом информацией, естественным видом связи родителей и школы.
Повышенное внимание в беседах нужно уделять родителям тех учеников, у которых не проявляется больших способностей к учению, даже при примерном прилежании и старании. У таких учащихся, часто, при вдумчивом отношении к ним старших, выявляются способности к различной внеучебной деятельности: музыке, танцам, различным видам ручного труда, моделированию, спорту, рисованию, пению и т. д. Если учитель замечает у ученика какие-либо способности, следует обратить на это внимание родителей, с тем чтобы они постарались развить их, создав с семье соответствующие условия. Часто это не только не мешает учению, а, наоборот, становится основой, на которой развивается и формируется интерес к занятиям в школе, к труду.
Не всегда беседа с родителями должна быть продолжительной. Иногда бывает достаточно короткого разговора. даже нескольких продуманно сказанных слов.
Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.
Часто учителя обращаются к родителям с различного рода просьбами и поручениями. Учитель много сил и внимания отдает детям, поэтому он вправе обратиться к родителям за помощью, попросить их помочь в учебно-воспитательной работе с учащимися. Кроме того, выполняя индивидуальные поручения, помогая школе в педагогической и хозяйственной работе, родители ближе знакомятся с задачами, приемами и методами воспитания детей; общение с педагогическим коллективом школы приобщает их к общешкольным проблемам.
Продумывая, кому какое дать поручение, учителя должны исходить из возможностей данной семьи и. при этом стремиться постепенно вовлечь в работу всех родителей. Не следует давать поручения всегда одним и тем же людям, охотно выполняющим задания, поскольку тем самым снижается педагогическое воздействие именно на тех родителей, которые больше всего в этом нуждаются.
С просьбой или поручением к родителю можно обращаться в такой форме и так объяснять их значимость, чтобы каждый с охотой откликнулся и с удовольствием выполнил это нужное дело.
Для того чтобы родители охотнее откликались на поручения учителя, ответственнее относились к их выполнению, хорошо свою просьбу сопровождать как бы советом, обсуждением того, что необходимо сделать.
Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе – важная, насущная задача в работе учителя с семьей.
Оправдавшей себя формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры как воспитателей. В них также сосредоточивается различный информационный материал.
Оформление уголков бывает самым разнообразным, в зависимости от условий помещения, материальных возможностей школы. Это может быть стенд, планшеты, полка в открытом шкафу и т. д. Очень важно не только правильно оформить стенд, но и привлечь к нему внимание родителей.
Здесь же учитель может выразить благодарность тем родителям, которые активно участвуют в жизни класса, помогают в организации внешкольной и внеклассной работы, систематически повышают свою педагогическую культуру. Различные тематические материалы, демонстрируемые родителям, собираются учителем, дополняются.
Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей в соответствии с программой педагогического всеобуча. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема.
В процессе индивидуальной работы с родителями учитель развивает у них интерес к педагогической литературе. Большую пользу в этом может оказать собранная учителем педагогическая библиотечка, которой могут пользоваться родители. При этом имеется возможность руководить чтением, направлять его. К сбору книг в такую библиотечку привлекаются и родители. Охотно помогает учителю библиотека школы.
1.3 РАБОТА С КОЛЛЕКТИВОМ РОДИТЕЛЕЙ
Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.
Основная задача этой работы – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное родительское собрание.
Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На классных собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания учащихся в школе и семье, на собраниях выбирают родительский актив, который мог бы оказать действенную помощь школе. Общественное мнение коллектива родителей, выраженное в решениях классных собраний, помогает учителям в оказании положительного влияния на отдельные семьи.
На классных собраниях заслушиваются сообщения по какому-то вопросу воспитания (это могут быть доклад или информация учителя, врача или сообщения родителей об опыте воспитания ребенка в семье), подводятся итоги работы с учащимися за четверть, год; решаются организационные и хозяйственные вопросы. Тематика педагогических бесед и докладов на классных собраниях определяется учителем в соответствии с годовым планом работы с родителями, программой педагогического всеобуча. При этом должны также учитываться интересы и пожелания родителей. Содержание такой лекции-беседы должно включать не только теорию вопроса, но и конкретные рекомендации. Такая беседа с родителями предполагает живой обмен мнениями, высокую активность каждого родителя.
Особенно это относится к собраниям родителей первоклассников, которые в большей мере нуждаются в педагогических советах и практических рекомендациях по всем вопросам организации жизни и воспитания ребенка в семье.
Классные родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть – сообщение педагогических знаний – может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической и художественной литературы с постановкой проблемных вопросов. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.
Собрание родителей класса ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании разрешается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителей. Это может быть подведение итогов учебно-воспитательной работы, обсуждение оформления класса, подготовка к зиме, к каникулам, знаменательным датам и т.д.
Примерный порядок проведения родительского собрания:
· сообщение учителя, члена родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания;
· лекция, беседа учителя (или специалиста, родителя) на педагогическую тему;
· выступление родителя об опыте семейного воспитания по данному вопросу;
· обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу
· сообщение учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе;
· обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса;
· разное;
· принятие решений;
· информация о проведении следующего родительского собрания, о его повестке дня.
Естественным и обязательным должно быть подведение итогов и принятие решений собрания.
Каждое собрание выносит решения, касающиеся как школы, так и семьи. Содержание их должно быть конкретным и направлено на улучшение учебно-воспитательной работы. Нужно, чтобы решения родительских собраний знали не только те, кто был на собрании, но и весь родительский коллектив. Для этого в специальный планшет с карманом, конверт можно вложить выписку из протокола собрания с принятыми решениями, конверт дать индивидуально каждому родителю. Контроль за выполнением решений собрания возлагается на членов родительского комитета и учителя. Отчет о выполнении решений собрания должен быть отправным моментом в работе следующего собрания.
Опытные педагоги считают, что успех собрания во многом обеспечивается его, подготовкой. Подготовку собрания, сбор различного материала, иллюстрирующего его содержание, учитель ведет совместно с родительским комитетом класса, его активом. Во-первых, о содержании следующего собрания сообщают родителям на предыдущей встрече с ними, причем говорят не только о теме педагогической беседы, но и о всей повестке дня собрания. Родителям предлагают подумать о том, как они смогут помочь организации собрания, как будут участвовать в нем. Чтобы активизировать родителей, хорошо заранее предложить им вопросы, над которыми нужно подумать.
В организации собрания важно все, даже обстановка того помещения класса, где оно проводится. Помещение должно быть убрано и проветрено. Подумать нужно и о том, чтобы родителям было удобно раздеться, если они пришли прямо с работы, поставить сумку, портфель. На столе учителя хорошо поставить вазу с цветами, зелеными ветками. Но букет не должен быть слишком большим, помпезным. На собрании должна быть деловая обстановка.
Вошло в традицию рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает рабочее место сына или дочери, видит, аккуратно ли оно содержится, может познакомиться с родителем соседа по парте.
Иногда к собранию можно приготовить выставку ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности ребят, участников различных кружков, отчеты-сообщения о работе ребят и т. д. Такие мероприятия оживляют собрание, приобщают родителей к делам класса, сплачивают их в коллектив, объединенный едиными целями и задачами.
Организуя выступления учащихся, учитель должен быть очень внимателен в подборе кандидатур. Не всегда это должны быть лучшие, самые бойкие, смелые ребята, которых, конечно, легче подготовить. Наоборот, чаще следует демонстрировать успехи (даже очень незначительные) застенчивых, скромных учащихся, порой и тех, кто, казалось бы, категорически отказывается выступать перед мамами и папами. Таких ребят сначала можно привлечь не к индивидуальному выступлению, пусть просто участвуют в представлении. Это доставит удовольствие самому ученику и порадует его родителей.
Подбирая и демонстрируя работы детей, учитель преследует цель наглядно показать родителям рост и совершенствование знаний, навыков и умений каждого ребенка. Можно оформить презентации, в которых будут последовательно отражены этапы работы с учащимися.
Готовясь к собранию, учитель тщательно анализирует успехи в учении и поведении учащихся. Старается не упустить даже самых незначительных достижений, особенно у тех, кто недостаточно хорошо справляется с программой обучения и правилами поведения школьника.
Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час – 1 час 30 минут. Начало должно настраивать родителей на деловой лад. Вместе с тем непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово учителя или члена родительского комитета создает ту атмосферу доброжелательности и даже некоторой интимности, которая должна складываться в каждом классном коллективе.
После нескольких слов вступления учитель проводит беседу на педагогическую тему. Она не должна быть длинной и обычно продолжается не более 30 минут. Останавливаясь на теоретических и методических аспектах проблемы, учитель обязательно раскрывает ее в приложении к конкретной ситуации жизни данного класса, состава учащихся и их родителей. Дает практические рекомендации. Продумывая содержание беседы, учитель заранее может предположить и те вопросы, которые зададут ему родители. Хорошо, если в процессе ответов на них педагог не только порекомендует родителям почитать ту или иную книгу, но и предложит им воспользоваться ею из организованной для этого библиотечки класса или заранее сделает необходимую подборку в библиотеке школы.
Делая анализ состояния учебно-воспитательной работы, учитель так строит свое выступление, чтобы общий анализ достижений класса сочетался с характеристикой каждого ученика. С большей убедительностью звучит сообщение, если в нем приводятся примеры из жизни учащихся класса.
Учитель поддерживает с родителями постоянные контакты. У них возникают близкие, доверительные отношения, и, как правило, нет необходимости обсуждать вопросы, касающиеся какой-то одной семьи или денного ученика, при всех. И правильно поступают те педагоги, которые на родительских собраниях, поставив задачу охарактеризовать успехи учащихся, начинают с того, что на положительном примере некоторых ребят рассказывают о достижениях всего класса.
Общаясь на собрании с коллективом родителей, учитель обычно исходит в выборе методов и приемов из тех предварительных индивидуальных контактов, которые всегда предшествуют родительскому собранию.
Удачным нам представляется прием, когда на собрании выступление учителя подкрепляют члены родительского комитета или отдельные родители, которые предварительно познакомились с постановкой работы по обсуждаемому вопросу.
Характеризуя учащихся, следует особо отметить успехи тех, родители которых прислушивались к советам учителя, активно участвовали в педагогической работе коллектива. И, наоборот, если с кем-то из родителей так и не удалось наладить контакта, и результат их антипедагогического отношения к ребенку сказался на поведении ученика и уровне его развития, подчеркнуть это. Особое внимание обращается на те случаи, когда после длительной работы с кем-то из родителей они изменили свои привычки и взгляды на воспитание, и это положительно сказалось на ученике.
Очень важно продумать ход и той части собрания, которая посвящается организационным вопросам. В противном случае родители спешат записать только то, что непосредственно касается их ребенка, и в то же время стараются по возможности избегать поручении, направленных на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися всего класса. Вместе с тем именно в процессе организационных дел, когда родители осознают необходимость и значение своего участия в решении задач и ситуаций, которые повседневно выдвигает жизнь, сплачивается родительский коллектив, вырабатываются качества общественника, проявляется инициатива.
Каждое классное собрание должно воспитывать у родителей сознание значимости взаимодействия со школой, необходимости личного активного участия в работе.
Работа каждого собрания протоколируется. Эти протоколы являются частью обязательной документации класса. Систематически ведется учет посещаемости родителями собраний. Явку родителей обеспечивает родительский комитет: оповещает о дне и часе собрания, выясняет причину отсутствия. В необходимых случаях в тактичной, но в то же время убедительной форме напоминает родителям об обязательности участия в жизни коллектива класса.
Общешкольные собранияспособствуют сплочению родителей в единый, целеустремленный коллектив, повышают ответственность каждого родителя за осуществление общих задач, стоящих перед школой, распространяют положительный опыт обучения и воспитания детей в семье. Поэтому посещение общих собраний родителями всех классов обязательно. Разъяснительную работу по этому вопросу учителя начальной школы ведут особенно тщательно, так как своевременное приобщение родителей к делам школы является первоочередной задачей.
Кроме педагогических вопросов, на общешкольных собраниях обычно решаются общие для всей школы организационные и хозяйственные дела. Решение всех вопросов планируется и осуществляется в их взаимосвязи с общим направлением педагогической работы.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в школе, итогов работы родительских собраний, учитель подбирает материал для коллективных консультаций.
Для всех родителей хорошо провести консультации медицинского работника, участкового инспектора, социального педагога. Консультации могут быть проведены для молодых родителей, родителей единственных детей.
Консультации для коллектива родителей требуют тщательной подготовки. Продумывается кандидатура консультанта, обсуждаются содержание и форма подачи материала. Консультация в зависимости от ее тематики может проводиться по-разному: доклад, беседа, вопросы и ответы, демонстрация различных материалов, обмен опытом воспитательной работы и т. д.
Прочно вошла в жизнь начальной школы такая форма работы с родителями, как день открытых дверей. В некоторых школах для этого выделяется определенный день месяца, в других назначается в зависимости от условий школы, необходимости решения тех или иных педагогических проблем. В этот день в школу приглашаются все родители.
Перед организацией дня открытых дверей, если он проводится впервые, родителей знакомят с правилами поведения. Если это мероприятие осуществляется повторно, напоминают основные из них: нельзя заходить в класс во время урока, в присутствии учащихся делать замечании, давать советы учителю и другим работникам школы, задавать вопросы, касающиеся методики работы педагога, входить в класс в верхней одежде, уделять повышенное внимание своему ребенку.
Другой формой коллективной работы являются конференции родителей. В их организации и проведении активное участие принимают родительские комитеты, общественность.
Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи.
Родительский комитет– представительный орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа актива родителей класса, которая призвана стать связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса.
Родительские комитеты являются организующим и направляющим органом в работе с родителями класса, общественными организациями, домоуправлениями, предприятиями и учреждениями, в осуществлении педагогического всеобуча населения, в предупреждении безнадзорности и правонарушений детей и подростков, в проведении с ними воспитательной работы.
Создание родительских комитетов предусматривается «Уставом средней общеобразовательной школы». Содержание и организационные функции определены «Положением о родительском комитете».
Для того чтобы родительский комитет был активной, инициативной силой и мог оказать действенную помощь в организации всех направлений учебно-воспитательной работы, в его состав должны входить родители самых разных профессий и наклонностей. Родительский комитет желательно избирать на весь срок обучения учащихся в начальной школе. Конечно, его состав, в зависимости от потребностей класса, может измениться: увеличиться, может произойти замена выбывшего или не справившегося со своими обязанностями члена и т. д.
Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания.
Большую помощь учителю оказывает родительский комитет в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей.
Глава II. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Активное развитие личности, формирование базисных качеств, происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в становление личности представляет младший школьный возраст.
Классным руководителем своих воспитанников являюсь 4 год, начиная с первого класса.
Мое знакомство с классом началось с анализа документации, составления социального паспорта класса. ( см. Приложение 1) С первого класса состав класса не менялся и состоит из 15 учащихся (7 мальчиков и 8 девочек). 13 детей из полных семей, 2- из неполных. Четыре ученика до зачисления в школу посещали детский сад, остальные нет. Детей из многодетных семей двое, в семи семьях по 2 ребенка, в шести семьях – по одному ребенку. В двенадцати семьях дети впервые пошли в школу. Из малообеспеченных семей – 2 ребенка.
Количество родителей -28. Их образовательный уровень представлен на диаграмме 1 .
Никто из родителей не имел педагогического образования. Недостаточная эффективность педагогической подготовки родителей к воспитанию детей в семье, слабая согласованность форм работы с родителями, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка привели меня к тому, что необходим поиск эффективных путей педагогического руководства воспитанием младших школьников в семье.
Первое собрание выявило, что родители по-разному относятся к образованию и воспитанию своих детей. Однако все, кто пришел, выразили свое доверие, желание сотрудничать. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали, как и что делать. Каждый высказывал пожелание и интересующие его вопросы.
Эти вопросы и пожелания можно было условно разбить по направлениям: психологические (желание узнать возрастные особенности учащихся, помочь в получении навыков общения с детьми); методические (новые учебные технологии, формы и методы, применяемые на уроках); педагогические (способы борьбы с собственной раздражительностью, любить ребенка, помочь ребенку и т.д.); медицинские (состояние здоровья детей).
Анализируя отношение учащихся к процессу обучения, выявила, что для 6 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 6 - средний, а для 3 - низкий уровень.
В классе есть неуверенные в себе дети, они осторожничают, боятся ошибиться, не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие учащиеся: Бояринцева Марина, Гусева Валя, Хабибулина Лейла, Шикова Настя.
В состав класса входят и дети, которые обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают ответы с места. К таким учащимся относится Азанова Айгуль, Бояринцев Егор.
Родители интересовались достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но половина из них предпочитала занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел класса.
Главным для меня являлась опора на родителей, создание общего коллектива класса. Чтобы глубже узнать родителей, решила исследовать внутрисемейное межличностное отношение родителей и их влияние на успеваемость, так как семья обеспечивает человеку и поддержку, и защиту, и отдых, а детям воспитание и развитие. Необдуманные действия родителей, педагогическая неграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутрисемейного конфликта, что в конечном итоге сказывается и на его успеваемости. Внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнением между отношениями родителей и учителем ребенка.
В первом классе провела рисуночный тест «Моя семья» (см. Приложение2) и дала общие рекомендации родителям. Сопоставив эти рисунки, мои наблюдения с диагностикой результатов обучения по технологии Тихонова на каждого ученика в отдельности выделила 6 типов семейного воспитания в данном классе: «Крепкая семья», «Гиперопека», «Гипоопека», «Противоречивое воспитание», «Повышенная моральная ответственность», «Безнадзорность».(см. Диаграмма 2)
Анализ диаграммы подтверждает «тревожность» внутренних отношений в 10 семьях из 15. Это естественно влияет на обучаемость и успеваемость. Дети из «тревожных» семей подвержены частой смене настроения, в результате чего могут получать оценку ниже той, на которую имеют возможность учиться. Тогда возникает вопрос, от чего зависит тип воспитания и как он влияет на ребенка?
Мной была составлена первичная диагностическая карта для выявления уровня обучаемости учащихся. В основу заполнения диагностических характеристик положен метод наблюдения. Первоначальное заполнение было в присутствии родителей и детей в начале сентября на родительском собрании. Заполнение такого же документа для сравнения результатов я наметила на начало 4 класса.
В диагностической карте были отмечены знаком (+) те признаки ведущих качеств личности, которые зачастую прослеживаются у ребенка. Если тот или иной признак проявляется слабо, то в карте я отметила знаком (-).
Этот анализ ни в коем случае не является средством «сортировки» учащихся. Напротив, для меня важно было найти и отметить «сильные» стороны каждого ученика.
Средний балл не имеет главного значения, он помечает лишь выделить тенденцию, общую характеристику класса.
Главным для меня было - делать все это, подходя к детям с гуманистической позиции, веря в их силы и возможности.
Данные диагностической карты на начало учебного года(см. Приложение 3). Из диагностической карты видно, что у 10 человек признак «устойчивая работоспособность» проявлялся слабо. Уровень способности к обучению, как было сказано выше, высокий, средний и низкий. Чем выше уровень способности к обучению, тем лучше сформированы составляющие любознательности.
С учетом полученных результатов мною был составлена программа работы с семьей и учащимися.(см. Приложение 4) Важная роль в программе отводилась родительским собраниям. Темы собраний должны быть интересными для родителей, актуальными для них. (см. Приложение5)
В первую очередь для плодотворной совместной работы необходимо было выбрать родительский комитет. Так как это очень трудное дело, которое часто превращается в формальность, предложила родителям разделиться на 4 группы по желанию. Таким образом, каждый родитель за это время побывает в составе актива. Безусловно, одни родители более активны, другие менее и им требуется в большей степени помощь. Но каждый вносит свою лепту, стираются внутренние противоречия между родителями.
Чтобы общаться между собой и решать какие-то общие вопросы, каждый родитель получил лист со всеми данными о каждом ученике и его семье, указанием домашнего адреса, телефонов, места работы. Это очень удобно и полезно и детям, и взрослым.
На следующем собрании, которое носило название «Наши задачи на новый учебный год» было уделено много времени планированию работы с учащимися. Так как я решила планировать всю работу (за исключением каких-то специфических педагогических задач) вместе с родителями. Именно среди них определились мои первые помощники как классного руководителя. Родители высказывали свои предложения по направлениям плана и формам работы.
Родительский комитет принимал активное участие в обсуждении плана воспитательной работы на год, в котором работа с родителями выделяется отдельным разделом.
Всю работу по формированию коллектива класса я рассматривала в следующих аспектах: помощь детям в учебе со стороны школы и семьи; организация совместной деятельности; совместный отдых; стимулирование и становление нравственных черт личности ребенка через союз родителей и учителей.
Виды собраний были различны (родители совместно с детьми, только родители), формы тоже (педагогический лекторий, «круглый стол» и т.д.). (см. Приложение 6)
На родительских собраниях стараюсь предлагать для обсуждения только общепедагогические или организаторские вопросы, никогда не допускаю того, чтобы там зачитывались оценки детей, обсуждались поведения какого-то конкретного ребенка или его недостатки. Выделяю достижения учащихся класса: кто отличился, защищая честь класса на олимпиадах по предметам, спортивных состязаниях и т.д. (см. Приложение 7) Родительский комитет берет на себя работу по организации поздравлений ребят с Новым годом, с днем рождения, с 8 марта, с 23 февраля и т.д.
Любой ребенок, в каком бы возрасте он ни был, требует самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он, прежде всего личность. Поэтому я провожу индивидуальные встречи с детьми, где бывают ученик, родители. чаще всего оба. Вот на таких встречах и решаем любой вопрос его жизни - учеба, место в коллективе, отношения с одноклассниками, увлечения, друзья, роль его в семье, здоровье.
Разговор в этом случае бывает доверительным, спокойным, разумным и заканчивается, как правило, подробными индивидуальными рекомендациями. (см. Приложение 8) В этом случае ни ученик, ни родитель не чувствуют себя униженными, нет страха перед учителем, зато есть глубокое удовлетворение и осознание того, что его поймут, помогут, поддержат.
Для того, чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, родителей, детей. Для этого на классных часах, часах общения говорю об уважительном, заботливом отношение к родителям; о том, что дети хотя и маленькие , но уже несут ответственность за свои поступки перед семьей; стараюсь воспитывать чувство гордости за свою семью, стремление поддерживать и развивать лучше семейные традиции. С этой целью оформили вместе с ребятами презентации о семье, о маме ко Дню 8 марта. (см. Приложение 9), выпустила листовку о семейных традициях. (см. Приложение 10)
Важнейшими целями реализации сотрудничества педагогов, учащихся и родителей являются признания и обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса и организации их совместного творчества. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Конечно, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Здесь необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начинаю работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает мои начинания, даже если таких родителей меньшинство. Постепенно, тактично вовлекаю остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитываю интересы каждого ребенка и его семьи.
Знание семьи - условие правильного воспитания, основа оказания помощи родителям в решении задач семейной педагогики. Можно сказать кратко: чтобы помогать, надо знать. Поэтому изучение семьи - обязательное условие успешности деятельности. "Знать семью" - означает для меня умение оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития, которые она создает как первичный коллектив, определить положительные стороны семейного воспитания, найти психолого-педагогические основы установления контактов с семейным коллективом. Для родителей всегда должно быть ясно одно: школа, учитель семье помогают. Поэтому никогда не делаю поспешных выводов и обобщений. Использую для изучения семьи разнообразные анкеты (см. Приложение 11), посещаю семью, только по обоюдному согласию, стараюсь побольше говорить индивидуально с родителями. Все данные затем сопоставляю.
Все материалы бесед, посещений семьи, выступлений на собраниях фиксирую в дневнике педагогических наблюдений. Затем их анализирую и только потом делаю выводы. Считаю, что это и есть научный подход к воспитательной работе, к организации семейного воспитания.
Не всегда прямые вопросы о жизни семьи дают объективные сведения. Целесообразно использовать косвенные методы изучения психологической и педагогической атмосферы семьи. К таким методам относится классное сочинение учащихся. Своим ученикам я предлагаю, например, такие темы сочинений: "Что бы я сделал для своей семьи, если бы все мог", "Выходной день нашей семьи". "Любимые занятия в нашем доме", "Счастливый день в нашей семье" и др. (см. Приложение 12.) . На основе этих сочинений могу определить симпатии ребенка к членам семьи, степень авторитетности родителей, духовные потребности членов семьи, организацию домашних дел и их выполнение, систему ценностей ребенка и т. д. и т. п.
Материалы детских классных сочинений настолько эмоциональны, богаты, просто поучительны для родителей, что, не называя имен детей, использую их для классного родительского собрания. Ведь нередко родители и не подозревают о том, что волнует, что радует или беспокоит ребят в жизни семьи. Портреты родителей, отцов настолько нравоучительны, что поистине напрашивается заключение - дети тоже воспитывают родителей. Здесь главное, чтобы была доверительная обстановка в классе , искренний характер отношений учителя с учащимися; негласность в классе содержания сочинений.
Одна из главных задач педагогов - это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах.
С этой целью провожу общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. (см. Приложение 13)
Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний дети, родители определяют совместно. Я составляю задания, помогаю сформировать группы, организую подготовительную работу, корректирую отношения между учащимися. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, подведение итогов.
Турнир знатоков может быть проведен между родителями и детьми, либо создаются смешанные семейные команды. Количество групп соответствуют количеству туров. Каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных. Турнир может проводиться по одной теме, например "Турнир знатоков поэзии", или по разным (тему может выбирать сама группа).
Всегда приглашаю родителей оформлять кабинет, прошу помощи в создание классной библиотеки.
Различные совместные праздники, подготовка концертов к общешкольным собраниям, спектаклей, соревнований, смотра строя и песни - всё это сближает родителей и детей, играет значимую роль в моей работе.
Большой интерес у родителей вызывает информация, помещенная на стенде «Родителям на заметку» (см. Приложение 14), материалы которого постоянно обновляются и подбираются с учетом проблем воспитания.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей - прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком. В связи с этим нами были запланированы участие родителей в конкурсе «Папа, мама, я - дружная семья», «Ринг между родителями и детьми», совместные с детьми концерты, участие в походах, помощь в организации экскурсий, каникул детей, оформлении альбома «Наш класс», в подготовке праздников, дней именинников, ремонте и оформлении кабинета и т.д.
При подготовке совместных классных и общешкольных праздников оформляем вместе с детьми различные выставки рисунков, поделок, изделий родителей.(см. Приложение 15 )
Огромную помощь оказывают родители при участии в телекоммуникационных проектах, научно-практических конференциях, (см. Приложение 16) организации поездок и экскурсий.
Следующим шагом моей работы было - выявить уровень обученности и качества знаний , так как, на мой взгляд, эти показатели являются немаловажными в достижении конечной цели - повышение качества ЗУН. Так как в первом классе идет безотметочное обучение, то я брала результаты уровня обученности и качества знаний во 2 классе (см. Приложение 17).
В конце 3 класса повторно вместе с родителями заполнила диагностическую карту. (см. Приложение 18) Важным показателем для меня послужило желание ребят быть лучше, не подводить свой класс. Мною отмечается повышение культуры общения, самостоятельность ребят.
Определенные результаты достигнуты в повышении знаний, умений и навыков. По мнению учащихся и родителей, в классе для этого сформировался хороший микроклимат. Ребята стали более доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества.
Сравнивая результаты диагностических карт № 1 и № 2 получили следующее(см. диаграмма 3).
Диаграмма позволила нам увидеть общую картину. Но более подробно информация содержится в диагностических картах.
Также были проанализированы результаты уровня обученности и качества знаний учащихся в конце третьего года обучения. (см. Приложение 19).
Как видно из таблицы качество знаний по русскому языку увеличилось на 7 %, по математике осталось на том же уровне, а по литературному чтению снизилось на 7 %. Уровень обученности остался на том же уровне 100%.
Заключение.
В результате обобщения опыта работы по данной теме выяснилось, что сотрудничество классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях позволяет сделать следующие выводы:
· Благодаря четко спланированной программе работы с семьей и учащихся повысился уровень творческой активности младших школьников и качество успеваемости учащихся.
· Выявлены наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя в работе с родителями.
· Использование в работе диагностических карт помогло определить уровень обученности учащихся, уровень творческой активности.
· Данные наблюдения показали, что плодотворное участие родителей в учебно-воспитательном процессе побуждают учащихся к активному учению и развитию творческих способностей.
· Эффективность сотрудничества, формирование взаимных отношений между учащимися и родителями, классным руководителем, зависит от классного руководителя, его знаний, творческих и профессиональных способностей, его умения общаться с учащимися и родителями.
Данная проблема исследования не исчерпывает всех аспектов ее изучения. Мне интересно было работать над этой проблемой. Узнавала много нового в общении с детьми и их родителями. Влияние работы с родителями на дальнейшее обучение продолжу изучать в 4 классе.
И хотя школа играет важную роль в воспитании ребенка, главными воспитателями своих детей все же являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, "семьи бывают разные. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание".
БИБЛИОГРАФИЯ
А.Е. Рябов. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? //Начальная школа - 2001 г. - № 4. - С. 27-30.
В.А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа - 1999 г. - № 3. - С. 60.
Г.П. Маркова. У нас в классе настоящие родители. // Начальная школа - 1998 г. - № 5. - С. 89-91.
Н.И. Семенистых. Родительские собрания в сельской школе. //Начальная школа - 1998 г. - № 2. - С. 97-99.
Г.В. Манышева. Дни открытых дверей для родителей. //Начальная школа - 2000 г. - № 1. - С. 105.
Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель - 1997 г. - № 1. - С. 94.
Луньков А. Почему родители боятся школы? //Классный руководитель. - 1997 г. - № 4. - С. 43.
Успенская И. Родительские собрания. Подростки и наркотики в современном мире. //Классный руководитель - 1998 г. - № 4. - С. 61.
Лунина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. //Воспитание школьников - 2002 г. - № 9. - С. 15.
Майотова В. Не повторяйте моих ошибок (для бесед с родителями). //Воспитание школьников - 2003 г. - № 5. - С. 44.
Сивова Т.В. Материалы к родительскому собранию в начальной школе //Завуч начальной школы - 2004 г. - № 1. - С. 103.
Рогачева А. Родительское собрание. «Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки». //Воспитание школьников - 2004 г. - № 10. - С. 45.
Фридман Л. Школа и родители //Классный руководитель - 1998 г. - № 5. - С. 39.
Меренков А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания. - 1997 г. - № 5. - С. 30.
Артюхова .П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель. - 1999 г. - № 5. - С. 54.
М.И. Рожков, Л.В. Байборода. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г. - С. 58-65.
Н.М. Метенова. Работа с родителями на современном этапе развития образования. //Начальная школа. - 2001 г. - № 8. - С. 57-69.
Н.М. Метенова. Искусство хвалить (родительское собрание) //Начальная школа. - 2001 г. - № 10. - С. 66-73.
О.Н. Урбанская. Работа с родителями младших школьников. - М., 1006 г. С. 3-148.
Р.М. Капралова. Работа классного руководителя с родителями. - М., 1976.
Т.В. Воликова. Учитель и семья. - М., 1980.
Л.Я. Олифиренко. Спутник классного руководителя. - М., 1983.
В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. Педагогическое творчество. - М., 1990.
Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2000.
Л.З. Красновский. Школа плюс родители. //Начальная школа. - 1989 г. - № 7. - С. 62.
Т.С. Тупицына. Как мы проводили родительские собрания. //Начальная школа. - 1990 г. - № 9. - С. 60.
А.И. Дмитренко. Организация совместного досуга родителей и детей. //Начальная школа. - 1989 г. № 8. - С. 86.
Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами. Т. 2. - М., 1957. С. 403.
Гукаленко О.В., Гуцу В.Ф. Инновационные подходы к реформированию системы воспитания в ПМР //Материалы Международной научно-практической конференции. - Тирасполь, 1999. С. 13.
Вторые славянские педагогические чтения. Тезисы докладов Международной конференции. - Тирасполь, 2002. С. 270.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2002.
Гуткина Л.Д. Планирование и организация внешкольной работы в школе. М., 2001.
Белянина Л.Я. Как и для чего составляется психолого-педагогическая карта. //Классный руководитель. - 2001. - № 3.
Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики содружества. - Киев, 1991.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
Капустин А.П. Функциональные обязанности классного руководителя //Классный руководитель. 1007. - № 2.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Педагогика личности. От концепций до технологий: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2001.
Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию. - Ростов-на-Дону, 2002.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
Горшакова Е.А. Работа классного руководителя с коллективом класса по ранней профилактике правонарушений учащихся. - Тамбов, 1990.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Сост. Степанова Е.Н., Байбородова Л.В. и др. - М., 2001.
Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2000.
Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы //Воспитание школьников. - 2001. № 6. - С. 21.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
Куликова Л.Н. Современные подходы к воспитанию школьников. //Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях. - Хабаровск, 1994.
Данилова С.В., Казанова Е.Н. Концепция эффективного воспитания //Классный руководитель. 1998. - № 2. - С. 12.
Жиряков А.А. О новых подходах к организации воспитательной работы //Классный руководитель. - 1997. - № 1. - С. 62.
Лузинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания //Народное образование. - 2002. № 4. - С. 174.
Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии педагогического воспитания //Педагогика. 2001. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Обобщение опыта работы классного руководителя с родителями....
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».
Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования». ...
Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий повышения качества образования
Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий повышения качества образования»...
Личностный рост как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников.
Обобщение опыта работы развития нравственных качеств младших школьников....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализа...
Проектная деятельность как одно из условий развития творческой активности младших школьников
Обобщение опыта работы...