Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ"
рабочая программа на тему

Солодовникова Светлана Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ" для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_gram._na_ty.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

«Лофицкая основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

____ от «____» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ Талыкова Н.И.

Приказ № ___  от «____» августа 2017 г.

Рабочая программа

 кружковой работы

с элементами дистанционного обучения

«С грамматикой на ты»

3-4 классы

Срок реализации программы - 1 год

Составил: Солодовникова Светлана Николаевна,

учителя начальных классов

I квалификационной категории

 

Лофицкое

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения курса.

  1. Содержание курса.

  1. Тематическое планирование.

  1.  Календарно-тематическое планирование. (Приложение  1)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа адресована для учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативных правовых актов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  • СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постанов- лением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистра- ционный номер 19993);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • образовательной программы начального общего образования МКОУ «Лофицкая ООШ» на 2017-2018 учебный год;
  • учебного плана МКОУ «Лофицкая ООШ» на 2017-2018 уч. год.

 Курс  способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а так же  коммуникативных умений младших школьников с  использованием современных средств обучения.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.

        Направленность: 

  •  дистанционное дополнительное образование учащихся;
  •  развитие творческих способностей;
  •  развитие ключевых компетенций личности обучающихся.

Цель:

1. углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку посредством дистанционного обучения;

2. формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования.

Задачи:

Образовательные:

  • мотивировать познавательную деятельность методом практического применения полученных знаний;
  • обучать самостоятельной работе с библиографическими источниками;
  • формировать систему ЗУН по основам дистанционной методики;
  • формировать навыки поиска информации в Интернете;
  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся.

Развивающие:

  • Развивать уверенность в реализации личностных качеств;
  • Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
  • Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем дистанционного обучения;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность в овладении  дистанционным методом  самореализации, самосовершенствования;
  • Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;
  • Воспитывать активную жизненную позицию.

Литература и ТСО.

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996

4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

6. Журналы: “Начальная школа”.

7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”,    2003 г.

8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

12. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.

13. Сайт «Русский язык для наших детей» https://rus4chld.pushkininstitute.ru/#/playingfield/game 

Общая характеристика.

Данная программа кружковой работы с элементами дистанционного обучения создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.

Концепция программы базируется на двух связанных понятиях: с одной стороны, углублённое изучение русского языка повышает уровень речевого и языкового развития детей, их компетентности в области «Филология». С другой стороны, использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе начальной школы, что позволяет сделать процесс обучения более продуктивным. Во время занятия затруднительно полностью изложить материал по теме, главная причина – нехватка времени. Но благодаря применению ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по русскому языку: отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры, олимпиады). Таким образом,  младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили занятие.

Согласно учебному плану внеурочной деятельности МКОУ «Лофицкая ООШ» на кружковую работу с элементами дистанционного обучения «С грамматикой на ты» отведен 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (34 учебные недели).

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Реализация курса «С грамматикой на ты» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:

  • осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;
  • формированию эффективной речевой деятельности;
  • формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико-деятельностной, прогностической, информационной и др.);
  • подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;
  • получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности;
  • созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

«Фонетика. Графика» (7 часов) Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв?   Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”.  Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”. Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”.

Орфография (11 часов) Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Рассказ – беседа о роли орфографии. Путешествие по стране “Удвоенных согласных». Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные)

Морфемика. Словообразование (5 часов) Слова-родственники. Из чего состоят слова? Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. Как корень слова учил окончания уму – разуму.  Зачем словам окончания?  Трудные правописания корней. О новых друзьях корней – приставках. О редких суффиксах.

Морфология (6 часов) Как морфология порядок навела.  Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! В царстве числительных. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.

Синтаксис. Предложение. Пунктуация (5 часа) Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. О словах, не являющихся членами предложения. О пользе знаков препинания.

 

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Фонетика. Графика.

7

Орфография.

11

Морфемика. Словообразование.

5

Морфология.

6

Синтаксис. Предложение. Пунктуация

5

Итого

34

Приложение 1

к рабочей программе кружковой работы

с элементами дистанционного обучения

«С грамматикой на ты»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

Фонетика.  Графика (7 часов)

Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв?  

 

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры «Расколдуй слово», «Да-нет».  

Удивительные звуки. Игры «Невидимки звуки», «Читай наоборот»  

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина «Интересные буквы и звуки».

 Добрый волшебник – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры «Помоги Незнайке», «Удивительные превращения».

Игра-активатор «Конкурс знатоков»

Онлайн-олимпиада по теме: « Фонетика, графика»

 

Орфография (11 часов)

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.

Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”.

Ссора шипящих с некоторыми гласными( правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу). Загадки, ребусы, кроссворды.

 

Капризные шипящие (правописание О,Е,Ё  после шипящих). Правописание ЧК, ЧН. Дидактические игры, упражнения, головоломки.

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне  слова). Загадки-головоломки, кроссворды, игры.

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне  слова). Загадки-головоломки ,кроссворды, игры.(Закрепление)

 

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Дидактическа игра «Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке»

Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце  и в середине слов)

 

  1.  

Удивительные звуки (непроизносимые и сомнительные согласные). Двойные русские буквы. Загадки, кроссворды, шарады, игры.

Интеллектуальная игра «Созвездие умников»

  1.  

Олимпиада по теме «Орфография»

Морфемика. Словообразование (5 часов)

Семья слов. Корень - значимая часть. Игры, упражнения, головоломки.

Новые друзья корней – приставки, суффиксы, окончания.  Ребусы, игры, кроссворды.

Новые друзья корней – приставки, суффиксы, окончания.  Ребусы, игры, кроссворды. (Закрепление)

Интеллектуальное лото «Морфемика»

  1.  

Олимпиада по теме: «Морфемика. Словообразование»

 

Морфология (6 часов)

Имя существительное – часть страны Речь. Прилагается ли прилагательное?

Местоимение-первый заместитель существительного. Кто подсчитает?  Имя числительное.

Глагол – часть страны Речь. Как появились причастия. Проделки наречий.  

Глагол – часть страны Речь.( Закрепление)

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Часть речи – Междометие.

 

Олимпиада по теме: «Морфология»

 

«Синтаксис. Предложение. Пунктуация» (5 часов)

Главные,  второстепенные и однородные  члены предложения.  Виды предложений.

Главные,  второстепенные и однородные  члены предложения.  Виды предложений.

Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова)

О пользе знаков препинания. Дидактические игры и упражнения.

Олимпиада по темам учебного года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Секреты грамматики"

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для младших школьников «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ  Данный курс внеурочной деятельности состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Это позволяет наиболее...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Занимательная грамматика» (3-4 классы)

Программа способствует  расширению лингвистического кругозора детей. Обучающиеся наблюдают  и сравнивают речевые явления родного и иностранного языка. Программный материал внеурочной деятель...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Занимательная грамматика" (1 класс)...