Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Этическая грамматика"
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует социальное направление.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Солнечная страна» МБОУ гимназии №1
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.
Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.
Цель реализации данной Программы:
Цель программы заключается в формировании нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения обучающихся посредством познания этикета в ходе освоения материала данной образовательной программы.
Задачи:
- Обучающие:
- познакомить детей с историей возникновения этикета;
- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;
- прививать устойчивые нормы поведения;
- научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
- ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.
- Развивающие:
- развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка;
- развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
- Воспитательные:
- воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
- формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам и строить продуктивные взаимоотношения;
- воспитывать качества, предполагающие социальную компетентность и учет позиций партнеров по общению;
- формировать и развивать в детях мужское и женское начало с учетом гендерных особенностей девочек и мальчиков.
Сроки реализации Программы – 1 год
Режим, формы проведения занятий
Занятия проводятся с детьми 1 класса 1 раз в неделю, всего 33 часа в течение года.
- Методы обучения
- Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.
- Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.
- Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.
Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
- Формы проведения занятий:
занятие, занятие-игра, сказка, репетиция, викторина, турнир.
С учетом возраста детей, которым адресован материал программы – игра используется очень часто и эффективно, при этом дети любят выполнять различные роли: пассажира, зрителя, гостя, гостеприимного хозяина и т.д.
Постоянным является и обращение к сказкам: разыгрываются различные сюжеты, анализируются нормы поведения. Блеснуть полученными знаниями детям помогают и различные по тематике «Рыцарские турниры».
По охвату детьми используется фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, а также работа в парах.
Принципы реализации Программы
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу года обучения ребенок:
- познакомится с историей возникновения этикета;
- узнает правила поведения в транспорте, театре, в гостях;
- научиться вежливому обращению к старшим;
- узнает, как правильно вести беседы по телефону.
Учащиеся должны знать:
- правила поведения во время знакомства, за столом, в общественных местах (кино, театре, кафе, библиотеке) и т.д.
- этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и др.
- контактные этикетные формы обращения к взрослому человеку, сверстнику.
Учащиеся должны уметь:
- вежливо разговаривать по телефону, правильно вручить и принять подарок, поздравить по поводу различных дат и т.д.;
- оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;
- соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.
Способы определения результативности
- Наблюдение за ребенком на занятиях;
- текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
- индивидуальная и групповая беседа с детьми;
- опрос;
- анкетирование;
- викторина
Формы подведения итогов реализации Программы.
Результатом работы данного курса можно считать демонстрацию знаний и умений на открытом занятии для педагогов и родителей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I | Школьный этикет | 7 | 2 | 5 |
II | Правила общения | 8 | 3 | 5 |
III | О трудолюбии | 4 | 1 | 3 |
IV | Культура внешнего вида | 4 | 1 | 3 |
V | Внешкольный этикет | 10 | 3 | 7 |
Содержание программы
Раздел 1. Школьный этикет (7 ч)
Понятие об основных правилах поведения в школе.
- Правила поведения в школе, на уроке , на перемене, в столовой.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой , правила поведения за столом.
Раздел 2. Правила общения (8 ч)
Взаимоотношения с другими людьми.
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведения, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношения с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим, родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Раздел 3. О трудолюбии (4 ч)
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Раздел 4. Культура внешнего вида (4 ч)
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Раздел 5. Внешкольный этикет (10 ч)
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «Спасибо» и «Пожалуйста» и т.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Условия реализации программы
Условия набора:
В группу принимаются все желающие дети без предварительного отбора (на основании заявлений родителей). Основной формой работы с детьми является занятие.
Раздел 1. Школьный этикет ( 7 ч)
Ожидаемые результаты
Ученик знает
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой
Ученик умеет
- Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
- Оценивать свое поведение и поведение окружающих на уроке.
Раздел 2. Правила общения ( 8 ч)
Ожидаемые результаты
Ученик знает
1. Как строить взаимоотношения с другими людьми.
Ученик умеет
- Использовать в речи слова вежливости.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
- Создавать по иллюстрации словесный портрет героев (положительный, отрицательный).
- Описывать сюжетную картинку (серию).
- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Раздел 3. О трудолюбии ( 4 ч)
Ожидаемые результаты
Ученик знает
- Обязанности школьника.
- Как сделать труд рациональным.
Ученик умеет
- Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
- Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Раздел 4. Культура внешнего вида ( 4 ч)
Ожидаемые результаты
Ученик знает
1. Правила соблюдения человеком опрятности, аккуратности.
Ученик умеет
- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
- Оценивать внешний вид человека.
Раздел5. Внешкольный этикет ( 10 ч)
Ожидаемые результаты
Ученик знает
- Правила вежливости в общении с окружающими людьми.
- Правила поведения в общественных местах.
Ученик умеет
- Использовать доброжелательный тон в общении.
- Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Система отслеживания результатов
- включенность учащихся во внеурочную деятельность, посещаемость; - результативность участия в мероприятиях, выставках, конкурсах различного уровня; - рост социальной активности обучающихся; - уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организаторских способностей - уровень развития и сплочения ученического коллектива, характер межличностных отношений; - сформированность рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ); - удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью кружка. | журнал внеурочной деятельности дипломы, грамоты, итоговые приказы анкетирование тестирование педагогическое наблюдение сочинение анкетирование | Ежемесячно По мере проведения Январь, май Апрель Еженедельно Март Май |
Программа внеурочной деятельности «Ежели вы вежливы» ориентирована на достижение воспитательных результатов 1 уровня.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Содержание | Способ достижения | формы деятельности | Способы оценки |
Первый уровень результатов - школьник знает и понимает общественную жизнь. | |||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа, лекция, участие в обсуждении | Наблюдение, анкетирование Методика «Беседа о школе» (Т.А.Неженовой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Вагнера) |
В качестве диагностических приемов и методик мониторинга используется:
-педагогическое анкетирование;
-контрольно-оценочные методики;
-тесты
Список рекомендуемой литературы
Для педагога:
- Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2008;
- Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 2007;
- Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2010;
- Дами Э. «Хорошие манеры»;
- Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 2008;
- Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 2009;
- Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 2005;
- Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
- Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс, 2006;
- Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2012;
- Стрелкова Л.Н. «Уроки сказок» - Москва: Педагогика, 2009.
Для детей:
- Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 2007;
- Снегирева А.Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2008.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Этическая грамматика»
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Календ.сроки | ||
По плану | Фактич | По плану | Фактич | ||
I | Школьный этикет ( 7 часов) | 7 | |||
1. | Первичный инструктаж по ОТ. Мы пришли на урок | 1 | |||
2 | Вежливо – невежливо | 1 | |||
3. | Зачем нужны перемены? | 1 | |||
4. | Будильник «тик- так» | 1 | |||
5. | Когда я ем… | 1 | |||
6. | Кто опрятен, тот приятен | 1 | |||
7. | Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг» | 1 | |||
II | Правила общения ( 8 часов) | 8 | |||
1. | Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность) | 1 | |||
2. | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам | 1 | |||
3. | Хочу, не хочу и надо | 1 | |||
4. | От чего зависит настроение | 1 | |||
5. | Мальчишки-девчонки | 1 | |||
6. | Думай о других: сочувствие – как его выразить | 1 | |||
7. | Моя семья | 1 | |||
8. | Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг» | 1 | |||
III | О трудолюбии ( 4 часа.) | 4 | |||
1. | Что помогает учиться лучше (старательность) | 1 | |||
2. | Главное правило | 1 | |||
3. | Как мы трудимся: в школе, дома | 1 | |||
4. | Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг» | 1 | |||
IV | Культура внешнего вида ( 4 часов) | 4 | |||
1. | Основные правила Мойдодыра | 1 | |||
2. | Каждой вещи свое место | 1 | |||
3. | Бережливость | 1 | |||
4. | Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг» | 1 | |||
V | Внешкольный этикет ( 10 часов) | 10 | |||
1. | Правила поведение на улице, в транспорте | 1 | |||
2. | О тех, кто рядом | 1 | |||
3. | Когда все вместе | 1 | |||
4. | «Спасибо» и «пожалуйста» | 1 | |||
5. | Пусть всегда будет мама | 1 | |||
6. | Голоса природы | 1 | |||
7. | Чтобы всем было весело | 1 | |||
8. | Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг» | 1 | |||
9. | Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг» | 1 | |||
10. | Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг» | 1 | |||
ВСЕГО | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная гармматика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика».
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика» составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе программы А. И. Шемшуриной «Этиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Занимательная грамматика» НОО
Программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа ...