Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Секреты грамматики"
рабочая программа (2 класс) на тему

Сербина Инна Петровна

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

Данная программа ориентирована на достижение определенного уровня обучения по предметной области «Филология», на развитие у учащихся способностей, которые соответствуют типу деятельности , ведущему для данного возраста(игровая, учебная), а также на раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_grammatiki_serbina_i.p.docx59.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по курсу   «Секреты грамматики»

2 класс

в рамках программы « Одарённые дети»

( с использованием дистанционного обучения)

Количество часов : 34 ( 1 ч в неделю)
Учитель: Сербина Инна Петровна

2014-2015 год

Пояснительная  записка

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом к таким достижениям.

В обществе возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением вносящих новое содержание в социальную и культурную жизнь , умеющих ставить и решать новые задачи.

Начальная школа – зона высокого риска для любого ребенка, а для одаренного в особенности. Потому что именно в начальной школе можно разрушить самое главное – страсть к познанию. Проблема поддержки одаренных детей в школе – одно из важнейших направлений реформирования школы.

Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели МКОУ « Бутурлиновская СОШ №4». При разработке данной программы использованы материалы Московского форума «Одаренные дети» в поддержку Федеральной Программы «Дети России». Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с одаренными детьми. Программа «Наше будущее» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.    

    Дистанционное обучение – новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципах самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что обучающиеся, в основном, отдалены от учителя в пространстве или во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.  Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя информационное пространство и информационную среду обучения. Программа позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс русского языка.

       Данная программа предполагает изучение русского языка дистанционным способом, формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьютерных программ.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми. А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность.

К этим проблемам относится профессионально-личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;

- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;

- зрелость педагогического самосознания.

Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:

- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;

- изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем .

 

                                             Актуальность программы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

                                                       Назначение программы

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

Данная программа ориентирована на достижение определенного уровня обучения по предметной области «Филология», на развитие у учащихся способностей, которые соответствуют типу деятельности , ведущему для данного возраста(игровая, учебная), а также на раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся.

          В программе подобрано такое содержание и методы обучения, которые создают условия для проявление творческой активности детей и тем самым для проявления скрытых и для развития проявленных способностей детей с признаками одаренности. Учитывая повышенный уровень готовности одаренных детей к усвоению сложного учебного материала, в программу включен материал повышенной сложности, рассчитанный на более старший возраст.

                                                   Цели и задачи программы

Цели программы

- создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства;

- обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. 

- углубление и расширение знаний обучающихся по русскому языку посредством дистанционного обучения;

- приобщение обучающихся к поисково- исследовательской деятельности.

Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

 Задачи курса

- создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

- создание системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и районных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах;

- разработка индивидуальных форм работы;

- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

- организация системы исследовательской работы учащихся;

- обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.

- улучшение академических достижений школьников в области «Филология» традиционной школьной программы и сочетание стандартной учебной деятельности с обучением  по обогащенной программе.

- создание у детей понимания ценности творческой деятельности, ее необходимости для их собственной успешной деятельности в будущем.

- развитие потенциальных способностей школьников, систематически оценивая уровень их развития.  

                 

                       Описание места  курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю дистанционно . Соответственно программа рассчитана на 34 часа .

          Описание ценностных ориентиров содержания курса

          Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

          Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.

          Ценность  истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

          Ценность  труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

          Ценность  гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

          Ценность  патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.

                 Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения  программы

2-й класс

Личностные результаты:

•        осознавать роль языка и речи в жизни людей;

•        эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

•        понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

•        обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

•        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

•        учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

•        находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

•        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•        слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

•        выразительно читать и пересказывать текст;

•        договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

•        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

3-4-й классы

Личностные результаты

•        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

•        эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

•        чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

•        любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

•        интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

•        интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

•        интерес к изучению языка;

•        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•        самостоятельно формулировать тему и цели урока;

•        составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

•        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

•        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

•        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

•        пользоваться словарями, справочниками;

•        осуществлять анализ и синтез;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

•        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

•        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•        задавать вопросы.

             Формы  организации учебного процесса.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными учащимися

-  лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов,            дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

-  анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- участие в олимпиадах;

- интеллектуальные марафоны;

- исследовательская работа;

- творческие мастерские.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Методические рекомендации по организации работы с учащимися

1) Научить самостоятельно думать.

2) Научить ребенка быть счастливым, ведь только счастливые люди не ждут чудес, а делают их сами.

3) Формировать личность, способную строить достойную жизнь.

4) В работе с одаренными детьми применять личностно-ориентированный подход, который каждому ребенку откроет дорогу к себе.

5) Каждое занятие должно быть мощным толчком к духовному пробуждению личности.

Основные методы и технологии

•        технология  разноуровневого обучения;

•        развивающее обучение;

•        технология  обучения в сотрудничестве;

•        коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника.

                                                  Содержание программы

  • Дорога к письменности.

Как обходились без письма ?

Древние письмена.

  • Кто-кто в алфавите живет ?

Меня зовут фонема.

Для всех ли фонем есть буквы?

Какого  цвета звуки. Фабрика звуков.

          Выполнение олимпиадных заданий и тестов по теме.

  • В путь за главным правилом.

«Ошибкоопасные» места.

Опасные согласные

Тайны фонемы. На сцене гласные

Выходим на «главное» правило.

Занимательная грамматика. Олимпиада «Умники и умницы»

  • «Фонемные» и «нефонемные» правила.

Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется.

«Фонемное» правило о непроизносимых согласных.

«Нефонемное»правило.

  • Память и грамотность.

Из чего строятся слова?

Строительная работа морфем.

Дерево из слов.

  • Из чего строятся слова ?
  • Приставки – труженицы.

Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).

Нарушители главного правила (вторая группа).

Самые трудные приставки (третья группа).

  • Смотри в корень !

Слова «родственники».

Кто командует корнями?

Корень и «главное» правило

« Пересаженные корни».

Волшебное средство – «самоинструкция»

  • Что такое морфология ? Путешествие в сказочное королевство Лингвиния.

Ваши старые знакомые.

  • Обобщение

Предполагаемые  результаты.

Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения на основе:

- формирования системы работы с одаренными учащимися;

- творческой самореализации учащихся;

- обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

 Основные требования к знаниям и умениямучащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.                                                                                                                                                                                                    Признаки родственных слов.  

Состав слова.

Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказывать текст.                                                                                  

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

Основные требования к знаниям и умениям  учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

                                                     Формы и средства контроля

Способы выявления промежуточных и конечных результатов.

     1.Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.

     2.Тестирование.

     3.Конкурсы заметок.

     4.Исследование познавательного интереса.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

для реализации рабочей программы «Секреты грамматики».

Учебно-методическая литература для учителя

  1. В.Баталова, Е.Каткова, Е.Литвинова. «Сборник тестовых заданий».Москва «Интеллект – центр» 2001
  2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  6. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  8. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  9. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  10. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  11. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  12. Одинцов  В. В .Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
  13.  Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: «Академия», 2000. 
  14.  Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, «Академия развития», 1996. 
  15. Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва, 2002. 
  16. Зак А. З. «Развитие интеллектуальных способностей». – Москва, 1996. 
  17.  Зак А. З. «Как развивать логическое мышление». – Москва, 2001. 
  18.   Зак А. З. «Различия в мышлении детей». – Москва, 1992. 
  19.   Зак А. З. «Путешествие в Сообразилию». – Москва, 1995.

Интернет-ресурсы:

Технические средства обучения

- компьютеры

- документ камера

- принтер

- веб-камера

                                                                                     

                                                          ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименова

ние

раздела

Тема урока

Кол-во ча

сов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

     Дата    

план

факт

1.

Диагностика обучающихся. Тестирование.

1

Урок-контроля ЗУН

Выявить  уровень владения знаниями в области русского языка

Тематический

Выполнить «Орфографический диктант»

2.

Дорога к письменности

       

  Как обходились без письма?

                               

1

Урок изучения нового

Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее.

 Уметь читать и понимать учебные тексты.

Текущий

Прочитать легенду о Тесее.

3.

Древние письмена.

1

Урок развития умений и навыков.

 Выработать навыки работы с рисуночным письмом..Иероглифы -  «священные знаки»

Развивать навыки работы со словарями, обогащать словарный запас.

Текущий

Прочитать  сказку Р.Киплинга «Как было написано первое письмо».

4.

Кто-кто в алфавите живет?

Как возникла наша письменность?

1

Урок-изучения нового

  Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица?

Прививать навыки культуры поведения.

Текущий

Творческое задание «Придумай свой алфавит».

5.

Меня зовут фонема.

1

Урок-рефлексия

 Звуки-смыслоразличители. Фонемы гласные и согласные.

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

Текущий

Выполнить транскрипцию

6.

Для всех ли фонем есть буквы?

1

Урок-исследование

Дать представление о звукописи как средстве художественной выразительности  (аллитерация, ассонанс, диссонанс, звукоподражание).

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи,

выполнять фонетический разбор

Текущий

Выполнять фонетический разбор слов..

7.

Какого  цвета звуки. Фабрика звуков.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

 Звонкие и глухие «двойняшки Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Знать графическое обозначение  твёрдых и мягких фонем. Уметь выполнять транскрипцию.

Текущий

Написать сочинение « Как рождаются звуки».

8.

Выполнение олимпиадных заданий и тестов по теме.

1

Урок-контроля ЗУН

Обобщать и закреплять знания по теме: «Фонетика»

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи,

выполнять фонетический разбор

Тематический

Тест по теме: «Фонетика»

9.

В путь за «главным» правилом

«Ошибкоопасные» места.

1

Урок-изучения нового

 «Зеркальные и незеркальные слова». Дать сведения о полногласии и неполногласии, информацию об изменении безударных гласных (явления «оканья», «аканья»).

Знать графическое обозначение орфограмм.

Уметь находить способ проверки написания слова

Текущий

Практическая работа (Составление орфографических  диктантов по теме: «Безударные гласные в корне слова» на основе пословиц).

10.

Опасные согласные

1

Урок развития умений и навыков.

 Дать понятие о сонорных  звуках. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный.

Уметь

применять на письме изученные орфографические правила;

Текущий

 Творческая работа (составить орфографические диктанты  по теме «Парные согласные» на основе загадок).

11.

Тайны фонемы. На сцене гласные.

1

Урок-рефлексия

 Чередование фонем

Знать графическое обозначение орфограмм.

Текущий

Тренировочные упражнения «Кто последний?»

12.

Выходим на «главное» правило.

1

Урок-рефлексия

 Фонемное правило. Чередование фонем.

Уметь находить способ проверки написания слова

Текущий

 Сочинить сказку «   Добрый волшебник - ударение».

13.

Занимательная грамматика. Олимпиада «Умники и умницы»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщить знания по теме: « В путь за главным правилом»

Уметь

применять на письме изученные орфографические правила;

Тематический

Выполнить задания олимпиады.

14.

«Фонемные» и «нефонемные» правила.

Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется.

1

Урок-изучения нового

Дать понятие [Ъ], [Ь] как редуцированных гласных звуков древнерусского языка.

Знать случаи написания ъ и ь знаков.

Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий

Записать по 10 слов с разделительными ъ и ь знаками

15.

«Фонемное» правило о непроизносимых согласных.

1

Урок-развития умений и навыков.

Правописание непроизносимых согласных

Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками.

Текущий

Подобрать тексты из литературного чтения с непроизносимыми согласными.

16.

«Нефонемное»правило

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Разные способы проверки правописания слов.

Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Текущий

Создание своих заданий

17.

Память и грамотность.

Из чего строятся слова?

1

Урок- исследование

   Виды памяти.

Наука этимология.

Уметь анализировать словообразовательные модели.

Текущий

Практическая работа ( сбор пословиц и поговорок)

18.

Строительная работа морфем.

1

Урок-рефлексия

Выделение значимых частей слова.

Уметь анализировать словообразовательные модели, строить словообразовательные цепочки.  

Текущий

Составление «Словарика близкородственных слов».

19.

Дерево из слов.

1

Урок-рефлексия

Дать понятие словообразовательных гнезд, о словообразовательной паре,

Развитие умения находить в словах морфемы.

Текущий

Создание своих заданий на нахождение морфем.

20.

Приставки-труженицы

Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).

1

Урок-изучения нового.

Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения..

Знать: - правило написания приставок с безударной гласной;

Текущий

Сочинить сказку про приставку.

21.

 Нарушители главного правила(вторая группа).

1

Урок-изучения нового

Правописание безударных гласных в приставках.

Уметь находить в слове приставки и правильно писать их.

Текущий

Выборочное списывание предложений  с приставками второй группы.

22.

 Самые трудные приставки (третья группа).

1

Урок-развития умений и навыков

Опасные согласные в приставках.

правильно переносить слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня;

Текущий

Составить творческий рассказ

23.

Подготовка к районной олимпиаде по русскому языку

1

Итоговый урок

Выполнение олимпиадных заданий из разных разделов Русского языка

Знать, что такое синонимы, антонимы, омонимы

Итоговый

Выполнение интерактивных текстов

24.

Смотри  в корень.

 Слова «родственники».

Кто командует корнями?

1

Урок-изучения нового

Секреты родственных слов

Уметь строить словообразовательные цепочки.

Текущий

Рисунок по теме: «родственные слова».

25.

Кто командует корнями?

1

Урок-развития умений и навыков

Дать понятие исконно русских и заимствованных слов

Уметь сравнивать исконно русские и заимствованные слова

Тематический

Работа с текстом. Определение  принадлежности слова к современному языку

26.

.

Корень и «главное» правило

1

Урок-рефлексия

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания

Знать отличие пословиц и поговорок

Текущий

Сочинить сказку с корнем вод-

27.

«Пересаженные корни».

1

Урок-рефлексия

Корень и главное правило. Изменяем форму слова

Уметь строить связный текст в различных стилях речи

Текущий

Исследование предложенных фразеологических оборотов

28.

Волшебное средство – «самоинструкция»

1

Урок- исследование

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции.

Уметь составлять самоинструкцию.

Текущий

Исследование текстов

29.

Ваши старые знакомые.

1

Урок-рефлексия

Познакомить с этимологией некоторых слов, пословицами, поговорками – как разновидностью фразеологизмов

Знать отличие пословиц и поговорок

Тематический

Подготовить сообщения о пословицах и поговорках на одну тему у разных народов

30.

Обобщение.

Повторение пройденного.

1

Итоговый урок

Разные способы проверки правописания слов.

Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними

Текущий

Исследование и редактирование текстов.

31.

Проверочная работа (тесты) по пройденному материалу.

1

Урок-контроля ЗУН

Обобщить знания  по изученным темам.

Уметь находить и исправлять ошибки

Текущий

Выполнение интерактивных текстов

32.

Диктант повышенной сложности

1

Урок-контроля ЗУН

Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова

Уметь  находить в тексте слова с орфограммами и подбирать к ним проверочные слова

Итоговый

Не задано

33.

Олимпиадные задания

1

Итоговый урок

Обобщить знания  по изученным темам.

Текущий

Выполнение творческой работы

34.

Занимательная грамматика.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Познакомить обучающихся с происхождением и значением имен

Уметь систематизировать полученный материал

Текущий

Разгадывание и создание своих ребусов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная гармматика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика».

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика» составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе программы А. И. Шемшуриной «Этиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...