Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Занимательная грамматика" (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_zanimatelnyy_russkiy_yazyk_1-4_kl.docx | 119.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №176
Калининского района
Санкт – Петербурга
ПРИНЯТО на Педагогическом совете ГБОУ СОШ №176 Калининского района Санкт - Петербурга Протокол № 12 от «24» мая 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Федорова Е.А. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 80 от « 24 » мая 2021г. Директор ГБОУ СОШ № 176
__________ И.В. Биланюк |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
ДЛЯ 1 - 4 КЛАССОВ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НИКИТИНОЙ ТАТЬЯНОЙ БОРИСОВНОЙ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 4 ГОДА
2021 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательный русский язык», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательному русскому языку» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательного русского языка» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, «Занимательный русский язык» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения «Занимательного русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ. Игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки. Физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательный русский язык»
1кл. «Путешествия по Стране Слов»
2кл. «Секреты орфографии»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Занимательная лингвистика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
V. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
VI. Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
VII. Содержание программы. Тематическое планирование.
1-й класс «Занимательный русский язык»
Тематическое планирование (33 часа)
Содержание занятий.
Тема 1. Речь устная и письменная. (1ч.)
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная.
Тема 2. Что такое слово? (1ч.)
Слово – это название предметов, явлений, действий и т.д. Знакомство с ребусом.
Тема3. В мире звуков. (1ч.)
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «Фонетика», «фонема», «фонематический слух». Тема 4. Игротека. (1ч.)
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма».
Тема 5. Звуки и буквы – не одно и то же. (1 ч.)
В чём заключается различие между звуками и буквами.
Тема 6. Что такое метаграммы? (1ч.)
Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.
Тема 7. Жили-были гласные и согласные. (1ч.)
Как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв
Тема 8. Игротека. (1ч.)
Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.
Тема 9. О шипящих согласных Волшебник Ударение. (1 ч.)
Роль ударения в слове. Понятие «омограф».
Тема 10. Такие разные согласные. (1ч.)
Способы отличия твёрдых согласных звуков от мягких. Парные и непарные звонкие и глухие согласные.
Тема 11. Игротека. (1ч.)
Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, Согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.
Тема 12. Русские народные загадки. (1ч.)
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
Тема 13. Зачем шипят шипящие? (1ч.)
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима».
Тема 14. Познакомьтесь: алфавит! (1ч.)
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков. Тема 15. Игротека. (1ч.)
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке. Тема 16. Привет, пословица! (1ч.)
Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок. Упражнения в выявлении скрытого смысла пословицы. Тема 17. Поговорим о предложении. (1ч.)
Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
Тема 18. Ещё немного о предложении. (1 ч.)
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией.
Тема 19. Игротека. (1 ч.)
Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
Тема 20. Знакомимся с анаграммами. (1ч.)
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
Тема 21. Что такое текст? (1 ч.).
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
Тема 22. Что мы пишем с большой буквы? (1 ч.)
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
Тема 23. Игротека. (1ч.)
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имён собственных с заглавной буквы.
Тема 24. О безударных гласных. (1ч.)
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
Тема 25. О парных звонких и глухих согласных. (1ч.)
Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова.
Тема 26. Слова-приятели. (1ч.)
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимические пары.
Тема 27. Игротека. (1ч.)
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождении среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
Тема 28. Слова-неприятели. (1ч.).
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
Тема 29. Волшебное слово предлог. (1 ч.)
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
Тема 30. Что за зверь такой – фразеологизм? (1 ч.)
Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
Тема 31. Игротека. (1ч.)
Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
Тема 32. Учимся различать слова разных частей речи. (1ч.)
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.
Тема 33. Повторяем, повторяем... (1ч.)
Упражнение в умении переводить звуковую запись слова в буквенную, называть тему и основную мысль текста, придумывать анаграммы к данным словам, определять смысл пословиц, разгадывать русские народные загадки.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
2-й класс «Занимательный русский язык»
Тематическое планирование (34 часа)
Содержание занятий.
Тема 1. Что мы знаем о звуках и буквах. (1 ч.)
Расшифровка ребусов. Разгадывание кроссворда. Упражнения пол развитию фонематического слуха. Игра «Буквы-озорницы». Повторение алфавита.
Тема 2. Что такое лексика? (1 ч.)
Расшифровка ребуса. Знакомство с лексикой и лексическим значением слова. Разгадывание кроссворда. Игра «Три попытки».
Тема 3. Однозначные и многозначные слова. (1 ч.)
Знакомство с однозначными и многозначными словами. Разгадывание загадок. Ответы на шуточные вопросы. Составление предложений с многозначным словом «хвост».
Тема 4. Игротека. (1ч)
Разгадывание кроссворда. Угадывание слова по лексическому значению. Игра «Собери слова в лукошко». Игра «Ой!»
Тема 5. Слова-братья. (1 ч.)
Сказка «Слова-братья». Упражнения с синонимами. Графический диктант. Разгадывание кроссворда «Синонимы». Разгадывание загадок
Тема 6. «Слова-наоборот (1 ч.)
Знакомство учащихся с антонимами. Разгадывание кроссворда «Антонимы». Разгадывание загадок. Упражнения в нахождении и подборе антонимов.
Тема 7. Пословица недаром молвится. (1 ч.)
Работа с пословицами. Отработка умения выбирать пословицу, выражающую основную мысль текста. Игра «Расшифруй пословицу».
Тема 8. Игротека. (1ч.)
Повторение тем: «Синонимы», «Антонимы», «Пословицы».
Тема 9. И снова пословицы, пословицы, пословицы… (1 ч.)
Знакомство с новыми пословицами, Развивать умение учащихся выполнять различные виды работ с пословицами (закончить пословицу, соединить начало и конец пословицы, разгадывать зашифрованную в криптограмму пословицу).
Тема 10. Играем со словарными словами. (1 ч.)
Разгадывание кроссворда. Игра «Найди спрятанное слово». Разгадывание загадок.
Тема 11. Анаграммы. (1ч.)
Формирование умения разгадывать анаграммы. Разгадывание ребусов. Расшифровка закодированных разными способами слов и подбор анаграмм к ним.
Тема 12. Игротека. (1 ч.)
Повторить темы: «Пословицы», «Словарные слова» и «Анаграммы». Расшифровка ребусов. Разгадывание загадок. Графический диктант. Кроссворд «Словарные слова».
Тема 13. Секреты некоторых букв. (1ч.)
Особенные буквы русского языка «Е», «Ё», «Ю», «Я». Разделительные мягкий и твёрдый знаки Работа с танграмом. Придумать юмористическое окончание «страшилки» «Белое пианино».
Тема 14. Шарады, анаграммы и метаграммы. (1ч.)
Формировать умение разгадывать шарады, анаграммы и метаграммы. Придумать свои шарады к заданным словам. Разгадывание ребусов. Графический диктант. Изображение действий с помощью жестов и мимики.
Тема 15. Ещё раз о синонимах и антонимах. (1ч.)
Формирование умения подбирать синонимы и антонимы к данным словам. Находить антонимы и синонимы в тексте. Расшифровка зашифрованных разными способами слов. Разгадывание кроссворда «Антонимы».
Тема 16. Игротека. (1ч.)
Формировать умение различать мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак. Отработать умение находить синонимы и антонимы в тексте. Разгадывание шарад и метаграмм.
Тема 17. Слова, обозначающие предметы. (1ч.)
Уточнить знания учащихся об имени существительном. Формирование умения выделять из речи имена существительные, отличать одушевлённые предметы и неодушевлённые. Отработать навык написания собственных имён существительных с заглавной буквы. Графический диктант. Разгадывание загадок.
Тема 18. Слова, обозначающие действия предметов. (1ч.)
Знакомство с глаголами. Формировать умение выделять глаголы из речи, изменять глаголы по временам (по образцу, без терминологии), подбирать синонимы к глаголам.
Тема 19. Слова, обозначающие признаки предметов. (1ч).
Знакомство с прилагательными. Формирование умения различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету. Игра «Узнай предмет по его описанию». Умение образовывать новые словосочетания по образцу: «Шапка из меха – меховая шапка».
Тема 20. Игротека. (1ч.)
Формировать умение различать части речи, одушевлённые и неодушевлённые предметы, подбирать синонимы к словам, образовывать словосочетания по образцу. Игра «Собери слова в лукошко». Игра «Угадай предмет по его признакам». Решение криптограммы.
Тема 21. Текст. Тема. Главная мысль. (1ч.)
Формировать у учащихся умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам.
Тема 22. Заголовок – всему голова. (1ч.)
Расширить представления учащихся о роли заголовка. Формировать умение придумывать заголовок к тексту. Разгадывание криптограммы.
Тема 23. Работаем с фразеологизмами. (1ч.)
Познакомить учащихся с фразеологизмами. Формировать умение употреблять фразеологизмы в речи, расшифровывать фразеологизмы.
Тема 24. Игротека. (1ч.)
Формировать умение употреблять фразеологизмы в речи. Распутать два перепутанных текста. Разыгрывание различных ситуаций. Разгадывание криптограммы.
Тема 25. И снова пословицы. (1ч.)
Формировать умение объяснять скрытый смысл пословиц. Игра «Исправь ошибку в пословице». Расшифровать криптограмму. Работа с болгарской народной сказкой.
Тема 26. Ещё раз о фразеологизмах. (1ч.)
Формировать умение употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения. Расшифровка фразеологизмов, используя код. Работа с деталями танграма.
Тема 27. Русские народные загадки. (1ч.)
Упражнения в разгадывании русских народных загадок. Соединить пары загадок с одинаковыми отгадками. Инсценирование весёлых диалогов. Иллюстрирование стихотворения.
Тема 28. Игротека (1ч.)
Формировать умение находить скрытый смысл пословицы, разгадывать русские народные загадки, использовать в речи фразеологизмы. Разгадать криптограмму. Игра «Найди семь отличий». Басня С. Михалкова «Пеликанье воспитанье».
Тема 29. И вновь словарные слова. (1ч.)
Закрепить умение грамотно писать словарные слова. Разгадать загадки. Заменить фразу одним словарным словом. Расшифровать словарные слова при помощи кода. Графический диктант. Изобразить действия с помощью жестов и мимики.
Тема 30. Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. (1ч.)
Формировать умение различать части речи. Игра «Путаница». Умение образовывать словосочетания «прил.+сущ.». Изобразить действия с помощью жестов и мимики.
Тема 31. Какие слова русского языка помогают называть качества характера. (1ч.)
Знакомство с понятием «качества характера» и многообразием имён прилагательных, служащих для характеристики человека и животных. Найти и подчеркнуть «лишнее» слово. Графический диктант. Изменение слова по образцу.
Тема 32. Повторяем… (1ч.)
Формировать умение определять скрытый смысл пословиц, разгадывать загадки. Расшифровка загадки и фразеологизма, используя код.
Тема 33. Повторяем, повторяем… (1ч.).
Формировать умение подбирать заголовок к тексту, различать части речи, подбирать синонимы и антонимы к словам. Изменение слов, обозначающих предметы, по образцу. Работа с деталями танграма. Достройте фразу по образцу. Распределительный диктант.
Тема 34. Повторяем, повторяем, повторяем… (1ч.).
Закрепить умение правильно называть буквы и звуки, выделять в слове гласные и согласные звуки. Повторить звукобуквенный разбор слова. Игра «Найди 7 отличий». Разгадай кроссворд.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 -го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
3 класс «Занимательный русский язык»
Тематическое планирование. (34 часа)
Содержание занятий.
Тема 1. Да здравствует русский язык! (1ч.)
Легенда об Эзопе. Ответы на вопросы. Расшифровка криптограммы. Игра «Найдите и исправьте ошибки в пословицах». Расшифруйте фразеологизм». Раскрасьте узор. Отгадайте русские народные загадки.
Тема 2. Вежливые слова. (1ч.)
Систематизация знаний о вежливых словах. Сказка «Принцесса С-Самым- Красивым-Голосом». Подбор подходящего по рифме вежливого слова или выражения. Работа с группами выражений из азбуки вежливых слов. Придумать и разыграть ситуации, в которых вы могли бы использовать слова и выражения из данной азбуки вежливости. Графический диктант. Дополнить предложения недостающими словами. Расшифруйте пословицу о добрых словах. Рисование «чудных цветов».
Тема 3. Поговорки и пословицы. (1 ч.)
Древние жанры народного творчества: пословицы и поговорки. Игра «Угадай-ка!» Верните «заблудшим» пословицам их первоначальное звучание. Составление пословицы из отдельных слов. Вставьте в пословицу(поговорку) пропущенное слово – название животного.
Тема 4. Игротека. (1ч.)
Расшифруйте и запишите пословицы о добрых словах. Знакомство с новыми фразеологизмами. Кроссворд «Русские народные загадки».
Тема 5. Запоминаем словарные слова. (1ч.)
Отработка навыков грамотного написания словарных слов. Чтение загадок и запоминалок для слов с удвоенными согласными. Разгадывание кроссворда «Словарные слова». Разгадывание ребусов. Работа с логическими рядами словарных слов.
Тема 6. Растения во фразеологизмах. (1 ч.)
Знакомство учащихся со значением и происхождением новых фразеологизмов. Расшифровка фразеологизма. Работа с текстом. Ответы на вопросы. Инсценировка весёлых диалогов. Рисование мини-плаката на тему «Нет курению!»
Тема 7. Животные во фразеологизмах. (1ч.)
Знакомство со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных. Расшифровка фразеологизмов. Работа с рассказом Н.И. Сладкова «Голубой рак». Чтение и инсценирование басни С. Михалкова «Почему мыши котов не обижают».
Тема 8. Игротека. (1ч.)
Расшифровка фразеологизмов, связанных с названиями животных. Разгадывание криптограмм. Инсценирование весёлых диалогов. Разгадывание кроссворда «Словарные слова».
Тема 9. Я не поэт, я только учусь… (1ч.)
Формирование у учащихся представления о стихотворной речи, понятиях «рифма» и «ритм». Поупражняться в умении подбирать рифмующиеся слова. Работа со стихотворением Г. Сапгира «Кому что нужно». Придумывание рифм к заданным словам. Сочинение четверостиший с заданными словами -рифмами. Работа с танграмом. Соберите загадки из данных строк.
Тема 10. Как Морфология порядок навела. (1ч.)
Закрепить умение учащихся различать части речи. Чтение сказки «Как Морфология порядок навела». Работа со словами. Выкладывание из спичек изображения коровы. Отгадывание загадок. Работа с синонимами. Игра «Достройте фразу».
Тема11. Игры с пословицами. (1ч.)
Формировать у учащихся умение определять скрытый смысл пословицы. Игра «Исправьте в пословицах ошибки». Расшифровка пословицы при помощи таблицы умножения. Узнайте пословицы по рисунку. Объясните смысл пословиц. Разгадывание криптограммы. Рисование мини-плаката на заданную тему.
Тема 12. Игротека. (1ч.)
Тренировать учащихся в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц. Собрать загадки из данных строк. Работа с текстом. Иллюстрирование стихотворения.
Тема 13. И снова животные во фразеологизмах. (1ч.)
Познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных. Расшифровка фразеологизмов. Работа со стихотворением В. Вдовиной «Лошадь». Инсценировка басни С. Михалкова «Осёл и Бобр». Выкладывание из деталей танграма изображения утки.
Тема 14. Кое-что о местоимении. (1ч.)
Работа с грамматической сказкой о личных местоимениях. Работа с таблицей «Личные местоимения». Разгадывание криптограммы.
Тема 15. Познакомимся поближе с наречием и числительным. (1ч.)
Работа с грамматической сказкой «Проделки наречий». Отработать умения находить наречия в тексте. Подчеркнуть числительные в загадках и отгадать их.
Тема 16. Игротека. (1ч.)
Игра «Разнесите слова по адресам». Расшифруйте фразеологизмы. Расшифруйте слова, решив примеры и воспользовавшись кодом. Отгадывание загадок.
Тема 17. Состав слова. Основа слова. Формы слова. (1ч.)
Работа со стихами о частях слова. Разгадывание ребусов. Формирование умения отличать форму одного и того же слова от другого родственного слова.
Тема 18. Про корень и окончание. (1ч.)
Работа со сказкой «Большая родня». «Вырастить» садик, используя данные корни. Работа с однокоренными словами и формами слова.
Тема 19. Про суффикс и приставку. (1ч.)
Закрепит умение выделять в слове суффиксы и приставки. Выкладывание из деталей танграма изображения кошки. Разгадывание кроссворда. Отработать умение подбирать слова к соответствующим схемам.
Тема 20. Игротека. (1ч.)
Отгадать загадки, слова-отгадки разобрать по составу. «Соберите» слово из частей. Проиллюстрируйте стихотворение Р. Сеф «Муха». Добавьте недостающее слово, соблюдая рифму и ритм.
Тема 21. Непроизносимые согласные. (1ч.)
Формировать умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными. Расшифровка пословиц. Разгадывание кроссворда. Игра «Три попытки».
Тема 22. Учимся различать приставку и предлог. (1ч.)
Формировать умение отличать приставку от предлога, грамотно писать их в предложениях. Работа с письмом мальчика. Из деталей танграма выложить изображение птицы. Литературная викторина.
Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами. (1ч.)
Расшифруйте названия служебных частей речи. Разгадывание загадок. Работа со стихотворением «Как папа жил в детстве». Работа со сказкой «Сила любви».
Тема 24. Игротека. (1ч.)
Игра «Пожелание другу». Работа со стихотворением Е. Ефимовской. Отгадывание загадок. Игра «Лишнее слово».
Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце. (1ч.)
Повторение шипящих звуков русского языка. Заучивание стихотворного правила по теме. Замена звуковой записи буквенной в пословицах. Подбор синонимов с шипящим на конце к заданным словам. Разгадывание кроссворда.
Тема 26. Его Величество Ударение. (1ч.)
Формирование у учащихся умения правильно ставить ударение в словах. Работа со стихотворением Э. Успенского «Ударения». Выкладывание из деталей танграма изображение цветка. Расшифруйте слова-омографы. Придумывание с ними предложений.
Тема 27. Поговорим о падежах. (1ч.)
Тренировать учащихся в определении падежа имён существительных. Используя знание таблицы и код, расшифруйте слова.
Тема28. Игротека. (1ч.)
Разгадывание кроссворда. Отработка навыка составления словосочетания к определённому падежу. Выкладывание из деталей танграмма изображения человека. Сочинение стихотворной строчки к данной рифме.
Тема 29. Сложные слова. (1ч.)
Отработать навык правописания слов, образованных путём сложения двух основ. Разгадать кроссворд «Сложные слова». Выкладывание из деталей танграма изображения краба.
Тема 30. От архаизмов до неологизмов. (1ч.)
Познакомить учащихся с понятиями: «общеупотребительные слова», «историзмы», «архаизмы», «неологизмы». Найти и подчеркнуть в пушкинских строчках архаизмы. Инсценировка весёлых диалогов с участием малышей. Работа с пословицами.
Тема 31. По страницам энциклопедий. (1ч.)
Привлечь внимание учащихся к энциклопедическим изданиям. Отгадывание слов. Расшифруйте выражение. Прочитайте шифровку, используя знание таблицы умножения.
Тема 32. Игротека. (1ч.)
Расшифровка ребусов. Отгадывание загадок. Рисование по клеточкам. Расшифровка названия энциклопедической статьи. Игра «да и нет».
Тема 33. Повторяем… (1ч.)
Разгадывание слов. Разгадывание кроссворда «Сложные слова». Найдите закономерность. Дорисуйте недостающего кота. Исправьте ошибки в загадках, допущенные учеником по теме «НЕ с глаголами».
Тема 34. Повторяем, повторяем… (1ч.)
Расшифровка пословиц. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными. Вопросы-шутки. Работа с фразеологизмами.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
4 класс «Занимательный русский язык»
Тематическое планирование (34 часа)
Содержание курса.
Тема 1. И снова о русском языке. (1ч.)
Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство.
Тема 2. Крылатые слова и афоризмы. (1ч.)
Смысл понятий: «крылатые слова», «афоризмы».
Тема 3. Копилка занимательных заданий. (1ч.)
Решение занимательных заданий.
Тема 4. Игротека (1ч.)
Повторение: в чём заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова (фразеологизмы) и их значения; признаки афоризмов.
Тема 5. Об именах. (1ч.)
История возникновения древнерусских и современных имён. Разнообразие имён и их форм.
Тема 6. О русских фамилиях. (1ч.)
История возникновения русских фамилий. Распространённые способы происхождения русских фамилий.
Тема 7. В поисках сбежавших головоломок. (1 ч.)
Решение занимательных заданий.
Тема 8. Игротека. (1ч.)
Повторение: история возникновения имён и русских фамилий.
Тема 9. Мы играем в логогрифы. (1ч.)
Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы.
Тема 10. Учимся распознавать речевые ошибки. (1ч.)
Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение.
Тема 11. Коллекция заморочек. (1ч.)
Решение занимательных заданий.
Тема 12. Игротека. (1ч.)
Повторение: логогрифы, речевые ошибки.
Тема 13. Ох уж эти фразеологизмы!.. (1ч.)
Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами.
Тема 14. Работаем над рифмами. (1ч.)
Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме.
Тема 15. Словесные забавы. (1 ч.)
Игры со словами. «Спунеризмы». «Буриме».
Тема 16. Игротека. (1ч.)
Повторение: рифмы парные, перекрёстные, опоясывающие. Игры со словами.
Тема 17. Продолжаем работу над фразеологизмами. (1ч.)
История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведёт», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов.
Тема 18. Русские пословицы и поговорки. (1ч.)
Отличия поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы.
Тема 19. Ассорти для любителей русского языка. (1ч.)
Что такое «палиндромы». Решение занимательных задач.
Тема20. Игротека. (1ч.)
Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Тема21. И снова о фразеологизмах. (1ч.)
Фразеологизм и похожее словосочетание («важный человек» - «важная птица»). Вычленение фразеологизма из текста.
Тема22. Однородные члены предложения. (1ч.)
Выделение однородных членов в предложении. Постановка знаков препинания.
Тема 23. Ошибочка вышла!.. (1ч.)
Решение занимательных заданий.
Тема 24. Игротека. (1ч.)
Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень».
Тема 25. Про омонимы и их разновидности. (1ч.)
Омонимы – слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. Разновидности омонимов (омографы, омофоны, омоформы).
Тема 26. Ещё немного фразеологизмов. (1ч.)
Фразеологизмы – синонимы, фразеологизмы – антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста.Замена словосочетаний фразеологизмами.
Тема27. В стране Перевертундии. (1ч.)
Решение занимательных заданий.
Тема 28. Игротека. (1ч.)
Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак».
Тема 29. Что такое «паронимы». (1ч.)
Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов по лексическому значению.
Тема 30. Запоминаем словарные слова. (1ч.)
. Игры со словарными словами.
Тема 31. 31 июня. (1ч.)
Решение занимательных заданий.
Тема32. Игротека. (1ч.)
Повторение: паронимы, словарные слова.
Тема33. Повторяем.... (1ч.)
Русские имена и фамилии. Афоризм и логогрифы.
Тема 34. Повторяем, повторяем… (1ч.)
Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «как Мамай прошёл». Речевые ошибки.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим., словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
VIII. Средства, необходимые для реализации программы:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- ВСЁ ОБО ВСЁМ, популярная энциклопедия для детей. – М.: АСТ, 1996.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Любимцев В.В. Знаешь ли ты? – М.: Дрофа, 1995.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе. Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: «Дрофа», 2000.
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Садовникова С.А. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: «Просвещение», 1983.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Сидорова С.А. Игры – загадки на уроках русского языка в начальной школе. – С –Пб, ЗР – Питер, 2008.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Этическая грамматика"
Рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная гармматика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА...
Рабочая программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Расчётно-конструкторское бюро "Мы и окружающий мир"
Срок реализации программы 2015-2019 учебный год, 1-4 классы. Программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математич...