Программа кружка по изобразительному искусству "Прикосновение"
рабочая программа (1 класс) на тему

Кудакова Татьяна Михайловна

Программа «Прикосновение» направлена на развитие дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2017-2018.docx278.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя  школа № 10»

                                                             

Рассмотрено педагогическим советом                           Утверждено

МБОУ СШ № 10        приказом директора

Протокол №    от         МБОУ СШ №10

        №     от

Дополнительная общеобразовательная                                                        (общеразвивающая)

                                  программа

                    «Прикосновение»

                                   Срок реализации программы – 1 год

                                             Возраст детей – 7-8 лет

Составитель:

 Т.М. Кудакова

                                               учитель начальных классов                              

г. Арзамас, 2017

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебный план
  3. Содержание учебного плана
  4. Календарный учебный график
  5. Формы аттестации
  6. Оценочные материалы
  7. Методические материалы
  8. Условия реализации программы
  9. Список литературы

                               Пояснительная записка

Программа «Прикосновение» направлена на развитие дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Программа расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
   
Отличительная черта программы в том, что она  способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений,  и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 7-10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В процессе занятий дети знакомятся с основными печатными графическими техниками, не требующим специального оборудования. Такими техниками являются следующие: монотипия, граттаж, фотокопия, кляксография и т.д.      

   В реализации данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)  программе участвуют дети 7– 10 лет.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Предлагаемые занятия имеют художественно-эстетическую направленность и нацелены на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

Цель программы:

 Приобщение учащихся через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.

Задачи программы:

Воспитательные 

- формировать  эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество.

 - воспитывать навыки восприятия духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания.

- формировать чувства коллективизма;

- создать комфортную  обстановку на занятиях.

 Художественно-творческие

развивать  творческие способности: фантазию, воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры.

Срок и объем освоения программы

  Программа  рассчитана на 1 год обучения, 38 недель. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 40 мин. В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети 7 – 8 лет. Наполняемость объединения дополнительного образования  15 человек. Занятия  проходят  во внеурочное время по 45 мин. Используются  специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы

Формы обучения

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей..

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Планируемые  результаты

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

должны знать:

  • стилизацию натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

должны уметь

  • овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии,  коллаж) и декоративно-прикладной работы (печать заданной формой,  техника изонить, граттаж, и т.д.) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков; умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
  • воплощать свои фантазии, как и уметь выражать свои мысли;
  • составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
  •  работать с бумагой  
  • оформлять
  • работать пером и тушью;

Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем видам: предметный, метапредметный и личностныйчто позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника. Личностные результаты –готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самооценке;

-сформированность мотивации к творчеству, познанию, выбору индивидуальной траектории развития;

-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; ценностно-смысловые установки, отражающие личностные позиции обучающегося, социальные компетенции;

-сформированность основ Российской гражданской идентичности. Формы проверки результатов: наблюдение;

-анкетирование; диагностика.

Метапредметные результаты -– овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования изобразительно- творческой деятельности при работе с видами нетрадиционной техники.

Предметные результаты - уровень освоения обучающимися базовых понятий изобразительного искусства, опыт деятельности по получению новых знаний в данной области, его преобразование и применение. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

-сформированность навыков работы различными нетрадиционными художественными средствами и в разных художественных техниках;

 -сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

-овладение основами изобразительной грамоты, практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности(рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре);

- способность к созданию выразительности

Учебный  план

Наименование раздела

 часов всего

Теория

Практика

        

11.

Вводное занятие
Разновидности декоративного искусства. 1Материалы, инструменты, приспособления.

1

1

-

22.

Монотипия, техника изображения зеркального отражения объектов.

6

 1

 5

33.

Шаблонография. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах

4

1

3

44

Рисование нитками, по готовому силуэту нарисованного объекта с нанесением  клея.

 3

 1

 2

55.

 

 

 

 Рисование солью, эффект объемного изображения.

 4

 1

 3

66.

Батик, рисование по ткани.

 4

 1

 3

77.

Фотокопиярисование свечой, Рисунок наносим водоотталкивающего материала-свечки или сухого кусочка мыла.

 4

 1

 3

88.

Кляксография в черном цвете понимание симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта.  

4

1

3

99.

Раздувание краски, преобразование  в какой-либо задуманный объект.

2

1

1

110.

 Граттаж, способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом.

2

 -

 2

111.

Свободная техника. Эскиз живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.

2

-

2

112.

Заключительное занятие: выставка работ

1

1

 

Итого:

38

 9

29

Содержание учебного плана

1.Вводное занятие (1ч)

- Организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины и терминология.. Понятие о декоративно-прикладном творчестве.

2. Монотипия (6ч).

- Пленэрные зарисовки

-Зарисовка растений с натуры в цвете.

3. Шаблонография. (4ч)

- Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах

4.Рисование нитками, по готовому силуэту нарисованного объекта с нанесением  клея.(3ч)

5. Рисование солью, эффект объемного изображения.(4ч)

6. Батик, рисование по ткани.(4ч)

- Основные приемы рисования  цветов на  ткани. Крашение , крахмаление, буление деталей.

7.Фотокопия рисование свечой, Рисунок наносим водоотталкивающего материала-свечки или сухого кусочка мыла.(4ч)

8. Кляксография в черном цвете понимание симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта.(4ч)

9. Раздувание краски (2ч)

использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности.

10. Граттаж, способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом.(2ч)

11. Свободная техника. (4ч)

Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала.

12. Техника Квиллинг (2ч)        

. Овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

13.Итоговое занятие.(1ч)

 «Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ

Календарный учебный график

№ п\п

Месяц

Число

Время проведения

 занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

5

12.00-12.40

Вводное занятие.

Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы

1

групповая

Фронтальная беседа

2

12

Зарисовка растений с натуры в цвете. Акварель, гуашь.

1

Предметная выставка

3

19

«Город» - цветовой фон в технике монотипии.

1

Индивидуальная

4

26

Красота осеннего листопада. Предметная аппликация из сушеных листьев.

1

5

октябрь

3

Осенний натюрморт

1

6

10

Узорочье теремов

1

7

17

«Ветка рябины» Композиция из зерна и крупы.

1

Предметная выставка

8

24

«Цветы» композиция  в круге

1

9

31

«Орнамент из цветов, листьев  для украшения коврика

1

10

ноябрь

7

Выразительные возможности пластилина.

Лепим розы для мамы.

1

11

14

«Кукла». Лоскутная аппликация

1

Предметная выставка

12

21

Создаем эскиз снежинки, делаем ее из бумаги. Квиллинг

1

13

28

Сказочные образы деревьев

1

14

декабрь

5

«Морозный узор» . Граттаж

1

15

12

Искусство архитектуры

1

экскурсия

16

19

Вечер. Костер. Гармония холодных и теплых цветов

1

групповая

Фронтальный опрос

17

26

Путешествие на Ковре - самолете

1

индивидуальная

Предметная выставка

18

январь

2

Подводный мир и его обитатели

1

Урок-презентация

Фронтальная беседа

19

9

«Море» Создание узора методом отпечатка листьев на бумаге.

1

групповая

Предметная выставка

20

16

«Рыбка»

1

21

23

Холодный батик «Мой питомец» 

1

групповая

22

30

«Бабочка».

1

23

февраль

6

Котенок»

1

24

13

«Жираф»

1

25

20

 «Собака»

1

26

27

Путешествие по космосу. Фотокопия

1

Урок-презентация

Фронтальная беседа

27

март

6

                

Орнамент

.

1

групповая

Предметная выставка

28

13

Купава, бутон и листочек

1

индивидуальная

29

20

Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья.

1

групповая

30

27

«Жар птица»

1

индивидуальная

31

апрель

3

«Плюшевый мишка»

1

32

10

«Портрет веселого клоуна»

1

Предметная выставка

33

17

«Аист»

1

34

24

«Праздничный салют над городом»

1

35

«Голубь». Обратная аппликация

1

36

май

8

«Черемуха

1

37

15

«Здравствуй,  лето!»

1

групповая

Итоговый тест

38

22

Путешествие по выставке детских работ  Заходи к нам в гости»

1

выставка

Оценочные материалы

 Итоговый тест к образовательной программе «Прикосновение»

1. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Небольшая тонкая и лёгкая пластинка четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски в процессе работы – это …
Варианты ответа:
-стек;
-паспарту;
-палитра;
-ватман;
-панно.

2. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Подставка (обычно треножная), на которой помещается холст на подрамнике или доска для работы художника – это …
Варианты ответа:
-муштабель;
-мольбрет;
-станок;
-стек
-мольберт.

3. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Мягкие цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими – это …
Варианты ответа:
-гуашь;
-сангина;
-темпера;
-пастель;
- акварель.

Основы живописи.

4. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Расположи в правильной последовательности.
Вопрос. Порядок цветов в цветовом спектре: 
Варианты ответа:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_d67e617442789447c309b0406023f539.jpg.jpg



5. Инструкция. Обведи кружком буквы, соответствующие правильному варианту ответа.
Вопрос. Три основных цвета в живописи – это:
Варианты ответа:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_d795635f0ec2bb9218da56433098dc09.jpg.jpg



6. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы.
Вопрос. При смешивании следующих цветов получится:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_3fbaadb0b9e1eecf5807dfe0ce96ae82.jpg.jpg


Варианты ответа:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_96cf0147326a1acbeae3519f20bf1b3b.jpg.jpg


7. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет – это:
Варианты ответа:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_a8bce003fdc96835424b4ceb778b0847.jpg.jpg


8. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Тёплая цветовая гамма – это:
Варианты ответа:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_49fd352bf05d3aa89866d8dffdd06257.jpg.jpg


Нетрадиционные техники рисования.
9. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе – это…
Варианты ответа: 
-графика;
-линогравюра;
-монотипия;
-ксилография;
-гравюра.

10. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Графический рисунок, выполненный с помощью острого предмета на специально загрунтованной поверхности, методом процарапывания это …
Варианты ответа:
-набрызг;
-монотипия;
-тычкование;
-граттаж;
-графика.

11. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи ниток выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. граттаж;
B. ниткография;
C. монотипия;
D. тычкование;
E. графика.

12. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи зубной щётки выполняют графический рисунок в технике: 
Варианты ответа:
A. ниткография;
B. рисование тычком;
C. батик;
D. напыление;
E. графика.

13. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи ватных палочек выполняют графический рисунок в технике: 
Варианты ответа:
A. рисование мыльными пузырями;
B. рисование тычком;
C. рисование углём;
D. рисование солью;
E. рисование фактурами.

14. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи растений выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. ниткография;
B. рисование тычком;
C. фитографика;
D. батик;
E. графика.

15. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Расположи в правильной последовательности.
Вопрос. Технология выполнения графического рисунка при помощи техники «фитографика»:
Варианты ответов:
A. выложите композицию из листьев на альбомный лист; 
B. расстелить газету на рабочем столе;
C. набрать краску на зубную щётку:
D. взять ножницы;
E. подсушить рисунок;
F. лёгкими движениями зубной щетки о край ножниц напылить краску на рисунок; 
G. положить альбомный лист на газету;
H. убрать листья с альбомного листа;
I. убрать рабочее место;
J. графический рисунок готов!

16. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Соотнеси название нетрадиционных способов рисования с изображением на картинке.
Вопрос. Виды нетрадиционных техник рисования:
Варианты ответа:

1. ниткография;
2. рисование тычком;
3. рисование осенними листьями
4. печать осенними листьями;
5. графика

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_fbf20bd366354af6caea1ed25d64b8ec.jpg.jpg


Виды графики.

17. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Линия, штрих, тон, пятно – основные средства художественной выразительности:
Варианты ответа:
A. живописи;
B. скульптуры;
C. графики;
D. архитектуры;
E. дизайна.

18. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Вид книжной графики, её основа.
Варианты ответа:
A. форзац;
B. иллюстрация;
C. переплёт;
D. суперобложка;
E. титульный лист.

Основы рисунка.

19. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. На блестящей поверхности отражается источник света и образует самое яркое место на предмете.
Варианты ответа:
A. свет;
B. рефлекс;
C. полутень;
D. блик;
E. собственная тень.

20. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее её замысел и основные композиционные средства.
Варианты ответа:
A. этюд;
B. эскиз;
C. набросок;
D. зарисовка;
E. рисунок.

21. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Условная исходная единица измерения в пластических искусствах, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составляющих его частей.
Варианты ответа:
A. модуль;
B. подмодуль;
C. пропорция;
D. часть;
E. узел.

22. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. За основу построения рисунка фигуры взрослого человека взят модуль:
Варианты ответа:
A. длина голени;
B. высота головы;
C. высота предплечья;
D. длина кисти;
E. длина стопы.

Основы композиции.

23. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Асимметричные предметы – это:
Варианты ответа: 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_08a3be27075ba22baa6cb6ad492ac96d.jpg.jpg



24. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Динамика – это:
Варианты ответа:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_6e33affddb0b4bec87e5c60a024493f2.jpg.jpg


Практическое задание.
25. Инструкция. Выполни графический рисунок.
Вопрос. Композицию, составленную из точек, линий и геометрических фигур преврати в образную композицию, сохраняя данные композиционные соотношения фигур. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_87cfd263beb55ec010e2ef41bc915f1b.jpg.jpg



Ключи

1. палитра
2. мольберт
3. пастель
4. EGADBCF
5. ACE
6. BCEAD
7. B
8. B
9. монотипия
10. граттаж
11. ниткография
12. напыление
13. рисование тычком
14. фитографика
15. BGACDFEHJI
16. BECAD
17. C
18. B
19. D
20. B
21. A
22. B
23. D
24. E
25.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_5e82abe5f5e256933e33073424b661bf.gif.jpg

Методические материалы

 Декоративно-прикладное искусство                          

http://www.ebay.com/sch/Wholesale-Lots-/52524/i.html

 http://www.ebay.com/sch/Prints-/52527/i.html

 http://www.twirpx.com/file/444775/

Мастер–класс "Нетрадиционные техники рисования http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44

Веселые уроки  http://games-for-kids.ru/risovanie/netradicionnye-tekhniki-risovaniya.php

2. Учебные таблицы по разделам «Декоративно-прикладное искусство».

3. Технические средства: видеодвойка, диапроектор.

4. краски  «Акварель», «Гуашь»

5. Набор кистей

6. Натурный фонд

7. Клей

        8. Бумага

       9. Нитки цветные

       10. Свечи

       11. Ткань

       12. Атласные лены

       13. Цветной картон

Описание техник и методик

 Кляксография. Не стоит недооценивать ее, ведь кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию. Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.Средство выразительности: пятно. Кляксография обычная.Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведѐнная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: берем плотный альбомный лист бумаги, сгибаем его пополам, затем разворачиваем. Разводим немного краски - тушь, гуашь - до жидкого состояния. Сначала показываем ребенку, как сделать кляксу - как набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем листки бумаги друг к другу, разглаживаем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию. Спрашиваем у малыша, на что похожа эта клякса. Предлагаем ему дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение.

 Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Печать по трафарету. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью. Плотная бумага любого цвета. Тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

 Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Акварельные мелки. Средства выразительности: пятно, цвет, линия.Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Тычкование. Средства выразительности: фактура, объем.Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа. Одним росчерком.

Разноцветные штрихи. Техника похожа на «лохматые животные», но теперь работа усложняется. Мы будем смешивать. Обычно смешивают краски, но с фломастерами и карандашами это тоже возможно. Для начала можно выполнить несколько экспериментов вместе с ребенком. Нарисуйте морковку простым карандашом. Заштрихуйте ее сначала красным карандашом, именно заштрихуйте, а не закрасьте сплошняком, чтобы остались белые места. А потом – желтым цветом. Если на рисунок смотреть издалека, цвета сольются, и морковка будет казаться оранжевой. Штрихи используем любые: короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные, наклонные и какие придумает сам ребенок. Рисунок из цифр, из букв. Все, что хочется нарисовать, нужно нарисовать из цифр или букв. Кто бы ни был: человек, дом, цветы – все из цифр или букв.

Фигурная мозаика. Идея та же самая, но внутренности рисунка заполняем любыми другими предметами. После того, как все предметы будут раскрашены, начальный рисунок карандашом стираем. Эти техники будут интересны детям постарше. Фигуры, которыми ребенок будет заполнять рисунок, пусть выберет он сам.

Фруктография. Из фруктов можно нарисовать дом, автомобиль или оживить его. Подойдут так же и овощи. Рисование ластиком. Весь лист закрашиваем простым карандашом сплошняком, затираем кусочком бумаги. Этот этап работы может сделать мама. А вот рисовать, т.е. стирать рисунок будет ребенок. Эта техника еще удобна тем, что ошибку можно тут же заштриховать и затушевать.

Условия реализации программы

Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.

 Требования к помещению Помещение должно быть хорошо освещенным как днем, так и вечером. Детские работы, а так же фонд студии (лучшие работы разных лет, натюрмортный фонд, методический и наглядный материал) .

Оборудование и материалы: парты; стулья; доска; тюлевые занавески ; объяснительно-иллюстративный материал; изделия народных промыслов; репродукции картин; натюрмортный фонд.

Необходимые технические средства обучения:

-Художественные материалы: краски разнообразных составов (акварельные, акриловые, гуашь, масляные, темперные…);

- кисти и другие инструменты (трубочки для нанесения резервирующего состава, тычки шпатель, карточка);

-бумага; картон; мелки масляные, пастель;

-цветные и простые карандаши; пластилин ;

- Фломастеры; бросовый материал.

Использование технических средств и средств наглядности вызывает более активное восприятие, обучающимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания. Конкретные примеры изобразительного и декоративно-прикладного искусства помогают воспитанникам глубже осваивать абстрактные понятия изобразительного творчества. Кроме этого, повышается интерес к работе, и наглядно прослеживается связь изобразительного и декоративно-прикладного искусства с жизнью.

 Так же необходимо следить за выполнением правил техники безопасности. С правилами безопасности труда педагог знакомит кружковцев на первом же вводном занятии и систематически напоминает о них, дополняя объяснением безопасных приѐмов выполнения каждой технологической операции. Эти правила оформлены и размещены на видном месте, чтобы ребята могли видеть их постоянно. С первого занятия вводится самообслуживание по уборке учебного кабинета и рабочего места воспитанника

Список литературы

  1. - Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2007
  2. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  3. - С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  4. - А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  5. - В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
  6. - А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
  7. - Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  8. - «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по изобразительному искусству

Программа рассчитана на детей от 7 до 11 лет. Занятия проводятся в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей. Используются нетрадиционные техники рисования....

рабочая программа кружка по изобразительному искусству 2 класс

Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка" 2 класс в рамках внеурочной деятельности ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЗАВИТОК» ДЛЯ 3 КЛАССА

1. Пояснительная записка2. Общая характеристика предмета3. Содержание программы кружка "Завиток"4. Описание места учебного предмета в учебном плане5. Результаты освоения учебного предмета6.Список учеб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительному искусству «Волшебная кисточка» для 4 класса (общекультурное направление)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка  по изобразительному искусству«Волшебная кисточка» для 4 класса (общекультурное направление)  ...

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Весёлая кисточка"

Развитие способности к эмоционально-целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями,...

Программа кружка по изобразительному искусству «Акварелька» (для оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей)

Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. Используются самодельные инст...