РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительному искусству «Волшебная кисточка» для 4 класса (общекультурное направление)
рабочая программа (4 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка  по изобразительному искусству

«Волшебная кисточка»

для 4 класса

(общекультурное направление) 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №2 р.п. Новые Бурасы

Новобурасского района Саратовской области имени Героя Советского Союза М.С. Бочкарёва»

      «Согласовано»                                                                      «Утверждено»

 Зам. директора по В.Р.                                                 Директор МОУ «Школа №2    

/_________/ О.И. Лучкина/                                           р.п. Новые Бурасы

                                                                                         Новобурасского района

                                                                                         Саратовской области»

                                                                                         /__________/ Е.В. Шведова /

                                                                                         Приказ № ____от _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка  по изобразительному искусству

«Волшебная кисточка»

для 4 класса

(общекультурное направление)  

  Составитель:

                          учитель начальных классов

                                                              первой квалификационной  категории

                                                              Ребнева Лидия Викторовна

                                                                        Рассмотрено на заседании

                                                                        педагогического совета школы

                                                                        протокол № ____ от __________

2014 – 2015 уч. год

Программа кружка «Волшебная кисточка».

 I.  Пояснительная записка.

Программа составлена на основе: 

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;2010 г.

-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»

-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

      Содержание программы направлено на реализацию общекультурного направления и способствует приобщению детей к искусству как духовному опыту поколений, овладению способами художественной деятельности, развитию индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. 

     Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

     Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные  работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов.  Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

     Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

                                                                        

     Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание литературных произведений (народных, классических, современных).

Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа в год. Возраст детей: 8 – 10 лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.

              Цель программы: развитие интереса к  изобразительному искусству,  развитие сюжетного рисования     нетрадиционными техниками изображения.

Задачи:

а)образовательные:

     - ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

    - овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;

    - использования нетрадиционных техник изображения в  самостоятельной деятельности учащихся.

- овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства,  формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного  и народного творчества,

б) развивающие:

- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного,

- раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке.

в) воспитательные:

- воспитание интереса и любви к искусству,

- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,

- доброжелательное отношение друг к другу.

Программа предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы

организации учебной работы с использованием следующих  методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

-словесные (рассказ, беседа),

-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ           технологических приемов),

практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)  

-2) По характеру познавательной деятельности:

-репродуктивные (воспроизводящий)

-частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества);

творческие (творческие задания по видам деятельности).

-3) По степени самостоятельности:

-работа под непосредственным руководством педагога;

-совместная работа;

-самостоятельная работа.

II Содержание программы  

1Чем и на чем рисует художник?  Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов. Рисунок куба и шара, глиняной крынки (4 часа).

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.

Знакомство с художественными инструментами и материалами .

Совершенствование графических навыков (линия, штрих, абрис)

Передача  пространства линией. Нанесение штрихов для выявления формы предмета. Конструирование из простых геометрических фигур более  сложные.

2. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета.

Техника работы акварелью и гуашью. (2 часа)

 Зрительное восприятие цвета. Составление цветов путем  смешения.

Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение  ограниченной  палитрой вариативных возможностей цвета.

Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки  плоскости цветом.

Особенности гуашевых красок.

Отработка приемов работы с гуашью.

      Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета.

      Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

      Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.

      Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

     

3. Жанры живописи. (1 час).

Раскрыть отличительные особенности каждого жанра, исторические сведения.

Обучающий компонент

Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;

С видами и жанрами  искусства, с крупнейшими  художественными музеями и замечательными  художниками.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса.

Практическая часть.

Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

4. Натюрморт. (4 часа).

      Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.

      Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта.

      Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

      Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель.

      Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение, сопоставление теней и полутонов.

5. Пейзаж. (4 часа).

Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений.

Составление пространственной композиции. Работа в живописной технике.

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности  освещения.

      Обучающий компонент

Красота окружающего мира. Взаимосвязь  литературы и изобразительного искусства.  Произведения живописи русских художников.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям  художественной литературы.

Практическая часть.

Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

6. Мы рисуем своих друзей. (3 часа)

      Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете. Портрет-шарж.

      Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа.

      Материалы: уголь, сангина, пастель.

      Зрительный ряд: графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.

7. Изображаем свое любимое животное. (3 часа)

      Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.

      Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.

      Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.

      Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

8. Портрет. Портрет с натуры. (2 часа).

Обучающий компонент

Первичные навыки рисования с натуры человека.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к изобразительному искусству.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

           Практическая работа:

      а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали;

      б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.

      Материалы: бумага, гуашь, кисти.

      Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой

9. Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика. (4часа)

Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации на тему «Весенний вернисаж»

Проект декоративной поздравительной открытки в виде объемной матрешки. Бумагопластика как область искусства предметного мира.  Стилевое единство изображения. Виды работ с бумагой.

Воспитывающий компонент.

Развитие  творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления

Практическая часть.

Рассказ с элементами беседы, практическая работа.

Методическое     обеспечение.

Цветная и белая бумага, клей, трафарет, Цветной и белый картон.

10. Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент. (3часа).

Обучающий компонент

Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок. Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги Стилевое единство изображения и текста. Художники - иллюстраторы. Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.

Воспитывающий компонент.

Развитие  творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному  миру.

Практическая часть.

Дизайнерское оформление работ. Рассказ с элементами беседы, практическая работа.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

11. Мир вокруг нас (коллективная работа). (2 часа)

      Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.

      Практическая работа

      I этап — выполнение цветного подмалевка (2 ч).

      II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений (2 ч).

      III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно) (4 ч).

      Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.

      Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

      12. Экспозиция работ. Обсуждение выставки. (2 часа)

      Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за прошедший период. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.

      Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего срока обучения.

13. Нетрадиционные техники рисования:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

                                   Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На занятиях изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ развивать наблюдательность;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

  -  понимание чувств других людей, сопереживание им.

 2. Регулятивные универсальные учебные действия:

   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

3. Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

№ п/п

Основные разделы программы

Количество часов

УУД

1.

Вводное  занятие

1  ч.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Познавательные: - осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

2.

Традиционная техника рисования

7  ч.

Личностные

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных

Регулятивные

 -планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

   - различать способ и результат действия;

 -адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

3.

Нетрадиционная техника рисования

21  ч

Личностные

- осознание своих творческих возможностей;

Познавательные:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Регулятивные:

различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

4.

Элементы росписи

3  ч.

Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Регулятивные: - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

5.

Перспектива. Стилизация.

2  ч.

Коммуникативные: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Личностные: - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

III Учебно-тематический план

Темы

Общее количество часов

Теорети-ческие занятия

Практичес-кие занятия

Планиру-

емая дата

Фактичес-кая дата

1

Чем и на чем рисует художник?  

Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов.

Рисунок куба и шара, глиняной крынки

4

1

3

6.09.

13.09.

20.09.

27.09.

2

Основные и

составные цвета.

Теплые и холодные цвета.

Техника работы

акварелью и гуашью

2

1

1

3.10.

10.10.

3

Жанры живописи

1

1

-

17.10.

4

Натюрморт.

Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко. Ваза с цветами и стакан

4

1

3

24.10.

31.10.

13.11.

20.11.

5

Пейзаж. Изображение пейзажной местности с архитектурными  постройками.

Изображение уголка  леса.

4

1

3

27.11.

4.12.

11.12.

18.12.

6

Мы рисуем своих друзей. Стоящий человек. Человек в движении          

3

1

2

25.12.

13.01.

20.01.

7

Изображаем свое любимое животное        

3

0,5

2,5

27.01.

3.02.

10.02.

8

Портрет. Портрет с натуры

2

0,5

1,5

17.02.

24.02.

9

Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика.

4

1

3

4.03.

11.03.

18.03.

25.03.

10

Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент.

3

1

2

5.04.

12.04.

19.04.

11

Мир вокруг нас (коллективная работа)        

2

0,5

1,5

26.04.

4.05.

12

Экспозиция работ. Обсуждение выставки

2

1

1

11.05.

18.05.

13

Нетрадиционные техники рисования

Резерв

25.05.

Итого:

34

10,5

23,5

         

IV. Предполагаемые результаты

     Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

            В конце  года ученик должен знать:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Ученик должен уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

 - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу  формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

Методическое обеспечение программы

Способы проверки результатов освоения программы

   Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

                                          V. Таблица диагностики, средства контроля

№ пор

Специальные умения и навыки

Высокий

Средний

Низкий

1

Удержание карандаша, кисти.

Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы.

Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает.

Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно.

2

Работа с красками и карандашом

Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти.

Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы.

Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами).

3

Компоновка листа.

Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д.

Изображения мало. правильно закомпоновано, но недостаточно элементов.

Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе.

4

Пластические умения.

Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками.

Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога.

Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом.

5

Умение вырезания.

Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур.

Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур.

Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров.

6

Степень самостоятельности

Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом.

Работа с подсказками педагога.

Не работает без помощи педагога.

7

Творческий подход.

Использование своей фантазии на заданную тему.

Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов.

Работает по наглядным пособиям.

Материалы, оборудование, инструменты:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Методы:

- беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.

 Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

 

VI. Список литературы:

1. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.

2.  А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе»,2007г.

3. О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.

4. Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург  «Валери СПД» 2008.

5. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».  Санкт-Петербург «Нева», Москва «Олма Пресс» 2002.

6. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И.  «Аппликационные работы в начальных классах».  Москва «Просвещение» 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление.

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление....

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Весёлая кисточка"

Развитие способности к эмоционально-целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 класс

Программа «Волшебная кисточка» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Дан...

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее образование, 3 класс

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования –  начальное общее...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Волшебный карандаш"

            Художественная деятельность  связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему ...

программа кружка по изобразительному искусству "Весёлая кисточка"

программа кружка по изобразительному искусству "Весёлая  кисточка"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА" 2 класс ( общекультурное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ВОЛШЕБНАЯ  КИСТОЧКА"  2 класс ( общекультурное направление)...