МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (Автор-разработчик Н.П. Капустин)
учебно-методический материал на тему
Данная методика позволяет определить уровень воспитанности ученика начальной школы. Очень проста и удобна в использовании. Всем рекомендую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧЕНИКА
(Автор-разработчик Н.П. Капустин)
Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности.
Учитель говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет сориентироваться в этом.
Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. В анкете много позиций, требующих большой разъяснительной работы классного руководителя по формированию у детей понятий и представлений.
Разъяснив учащимся смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания ответов по пятибалльной шкале:
— отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, постоянно;
— отметка «4»: отношение или качество проявляются часто, но не всегда;
— отметка «3»: указанное отношение, качество проявляются редко;
— отметка «2»: отношение, качество не проявляются никогда;
— отметка «1» не используется.
Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания.
После родителей оценки выставляет классный руководитель.
В случае, если родитель или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится.
Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. В результате получают 6 средних отметок, по 6 критериям.
Сложив все средние баллы, получают общую сумму баллов ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а тот, кто набрал меньшую сумму, — последнее. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.
Анкеты сохраняются, чтобы на следующий учебный год сравнить результаты за прошедший год с новыми показателями.
Можно использовать иную систему оценивания:
в 5-9-х классах вместо отметки «5» ставить «в» (есть всегда);
вместо «4» — букву «ч» (часто);
вместо «3» — букву «р» (редко);
вместо «2» — букву «н» (нет этого качества).
В 10-11-х классах классный руководитель оценивает учащихся вместе с экспертной группой (2 учащихся класса и 2 учителя). В этих классах можно оценивать несколько иначе — в уровневом эквиваленте:
— высокий — «в» (мне присуще данное свойство, качество);
— средний — «с» (думаю, что это мне свойственно, но не всегда я этому следую);
— низкий уровень — «н» (я не знаю, свойственно ли мне это вообще);
— буквой «о» — отрицательный (я занимаю противоположную позицию; зачем мне это нужно, если я занимаю противоположную позицию, т.е. думаю иначе и поступаю в соответствии с этим).
(Последние рекомендации нуждаются в проверке классными руководителями и родителями.)
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)
Оценка результатов:
5 – всегда .
4 – часто .
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
| Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
- мне интересно учиться |
|
|
|
- я люблю читать | |||
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы | |||
- я всегда выполняю домашнее задание | |||
- я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
- я старателен в учебе |
|
|
|
- я внимателен | |||
- я самостоятелен | |||
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью | |||
- мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
- я берегу землю |
|
|
|
- я берегу растения | |||
- я берегу животных | |||
- я берегу природу | |||
- я выполняю правила для учащихся |
|
|
|
- я выполняю правила внутришкольной жизни | |||
- я добр в отношениях с людьми | |||
- я участвую в делах класса и школы | |||
- я справедлив в отношениях с людьми | |||
- я аккуратен и опрятен |
|
|
|
- я соблюдаю культуру поведения | |||
- я забочусь о здоровье | |||
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха | |||
- у меня нет вредных привычек |
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п | Фамилия, имя ученика | Любознательность | Прилежание | Отношение к природе | Я и школа | Прекрасное в моей жизни | Средний балл | Уровень воспитанности | |||||||
| сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В классе ________ учащихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустина
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика оценки уровня здоровьесбережения учащихся начальных классов.
Методика оценки уровня здоровьесбережения учащихся начальных классов была опробирована в инновционном проекте "Здоровье" и позволяет выявить уровень здоровьесберегающей мотивации и а...
Оценка уровня воспитанности учащихся (анкета)
В документе: анкета для у чащихся и таблица....
Методика оценки уровня готовности обучающихся к учебному взаимодействию
Определение уровня готовности учащихся к учебному сотрудничеству Характеристика уровня готовности учащихся к учебному сотрудничествуна примере 4 класса общеобразовательной средней школы п.Томилин...
Методика определения уровней воспитанности
Методика определения уровней воспитанности...
Методика измерения уровня воспитанности по методике Н.П.Капустина
Методика включает в себя основные критерии уровня воспитанности...
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...
Методика "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г.Лусканова
Цель: определение школьной мотивации...