Методика измерения уровня воспитанности по методике Н.П.Капустина
тест
Методика включает в себя основные критерии уровня воспитанности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика измерения уровня воспитанности ученика_Н.П.Капустин | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика измерения уровня воспитанности ученика
(Н.П.Капустин)
В последние годы, как и много лет назад, идёт дискуссия на тему об измерении уровня воспитанности и о том, как проводить это измерение. По мнению одних специалистов, воспитанность не измеряется количественно. О ней можно говорить лишь в общем, без конкретных показателей. По мнению других, например П.П.Блонского, - количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: сколько раз проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Этой же точки зрения придерживается и автор. Мы представим читателю отработанную в течение последних десяти лет конкретную модель методики. Вобравшей в себя всё лучшее. Что было накоплено отечественными учёными и практикой – Н.И.Монаховым, М.И.Шиловой, К.Вазиной, Н.Е.Щурковой и многими другими.
Для того чтобы выстроить такую методику, необходимо определить цели воспитания, с которыми сопоставляется реальный результат. Отсутствие конкретных целей воспитания в большинстве исследований по проблемам диагностики воспитанности приводит к тому, что школа измеряет не свои собственный результат, а вообще влияние среды на ученика и его поведение. Мы не против учёта всех влияний, но школа должна чётко отвечать за результаты своей работы, анализировать их и выстраивать воспитательный процесс в соответствии с целями. Только при таком подходе можно добиться высокой эффективности воспитательного процесса.
Рассмотрим основные требования к целям воспитания.
1. Наличие основания, на котором строится вся система воспитания. В последнее десятилетие стало модным утверждение: “Система общечеловеческих ценностей является основой воспитания”. Против этого трудно возразить, если не принимать во внимание содержание учебного процесса (программы, учебники), в котором эта проблема никогда не разрабатывалась.
Поэтому, анализируя теоретические работы отечественных учёных – педагогов, психологов, социологов, философов, мы пришли к выводу, что за основу воспитания необходимо взять систему отношений человека с миром, т.е. все его реальные связи с окружающей средой, в которой он живёт и выстраивает свои отношения. Задача воспитания заключается в том, чтобы помочь ребёнку сознательно выбирать способ поведения в соответствии с ценностями-нормами, позитивно воспринимаемыми обществом. В качестве базовой духовной ценности выступает мораль (этика). Основными моральными ценностями являются честность, справедливость, человечность, которые выступают в качестве основных показателей в отношениях человека с миром.
Среди этих отношений можно выделить отношение к знаниям, обществу, труду, природе, прекрасному, к себе.
2. Объективность. Цели отражают исторические закономерности, учитывают научно-технические достижения человека. Другими словами. Цели не могут быть конъюнктурными. В угоду каких-то идей, не проверенных опытом. Нравственность, культура, эстетика, право, сложившиеся исторически и помогающие человеку выстраивать свои отношения, включенные в систему целей воспитания, реализуют указанное требование.
3. Системность, т.е. выход целей на все группы отношений: к знаниям, обществу, труду, природе, прекрасному, к себе.
4. Дифференциация целей по возрастам учащихся, т.е. усложнение целей по мере взросления ребёнка.
5. Реализуемость в учебно-воспитательном процессе. Это означает, что цели воспитания достигаются во всех формах учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеурочное время за счёт содержания, форм, методов, условий, средств работы с детьми.
6. Измеряемость – это наличие таких методик, с помощью которых фиксируются результаты воспитательного процесса и их соответствие целям воспитания.
Таковы основные требования к целям воспитания.
В качестве главной цели воспитания мы избираем развитие нравственного самосознания и нравственных мотивов. Нравственное сознание помогает ребёнку выстраивать свои отношения с окружающей средой в созидательном плане, отношения, заключающие в себе честность, справедливость и человечность.
Сформулируем цели воспитания для различных групп в соответствии с указанными выше отношениями и с учётом главной цели.
Главная цель: развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов.
Ожидаемый результат: нравственная позиция. Нравственное поведение.
Нравственная позиция – это выражение взглядов, убеждений, мировоззрения человека через знаковую систему, внешнюю речь, жесты, мимику, письменную речь и т.д. Нравственное поведение – это конкретная деятельность человека, направленная на изменение ситуации в соответствии с мотивами, целями, подчинёнными нравственным принципам. Нравственное поведение – это выражение нравственной позиции в реальных отношениях человека к окружающему миру.
Для оценки уровня воспитанности учащихся были разработаны критерии, соответствующие названным выше целям. Каждый критерий включает показатели, которые отражают отношение учащегося к объектам, отраженным в целях воспитания.
Отношения | Цели воспитания (цели среднего уровня) | |||
В 1-4-х классах | В 5-7-х классах | В 8-9-х классах | В 10-11 классах | |
К знаниям | Развитие любознательности | Развитие познавательного интереса | Развитие познавательной активности | Развитие познавательной потребности |
К обществу | Уважение к школе и семье | Уважение к людям | Уважение к обществу и власти | Гражданская позиция |
К труду | Трудолюбие | Интерес к труду | Потребность в труде | Готовность к профессиональному самоопределению |
К природе | Бережное отношение к природе | Экологическая грамотность | Экологическая культура | Экологическая потребность |
К прекрасному | Чувство прекрасного | Эстетический вкус | Эстетическая культура | Эстетическое отношение к действительности |
К себе | Я – человек | Я – личность | Самоуважение. Взаимоуважение. Здоровье. | Готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению |
Критерии оценки уровня воспитанности ученика
Критерии оценки должны отвечать следующим требованиям:
1. Соответствовать целям нравственного сознания, нравственного самосознания, нравственных мотивов.
Критерий оценки – нравственная позиция, нравственное поведение. Это соответствие самого высокого уровня. Оно устанавливается и на уровне целей среднего уровня.
1 – 4 классы
Цели: Критерии:
Развитие любознательности Любознательность
Уважение к школе Отношение к школе
Трудолюбие Отношение к труду
Я – человек Отношение к себе.
Каждый критерий состоит из показателей, которые отражают связи (отношения) ученика с объектами, отражёнными в целях воспитания.
2. Доступность пониманию, т.е. осознание ожиданий школы, родителей, наконец, общества.
3. Требование конкретной, не нарушающей этики человека, количественной оценки, в которой заключена качественная сторона вопроса – частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, к которой привыкли и родители (сами когда-то учились), и их дети. Вот эта самая пятибалльная система и не даёт покоя критикам такого подхода. Когда-то оппонентам отвечал П.П.Блонский, говоря о том, что воспитателю важно знать, сколько раз проявилось то или иное качество в поведении ребёнка. В предлагаемой методике оценивается частота проявлений тех или иных отношений и в зависимости от этого ставится тот или иной балл. Но это лишь одна сторона дела. Другая заключается в том, что, например, уровневый подход, который никто не критикует, совсем не подходит для рефлексивной методики, а балльный такую возможность предоставляет.
4. Методика должна быть рефлексивной, т.е. предоставлять возможность для сочетания внешней оценки с внутренней самооценкой (рефлексией), только в этом случае она способствует самовоспитанию, так как даёт возможность сравнивать самого себя с идеальной моделью.
5. Системность в отслеживании результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится раз в год – в апреле – мае. Только при таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный процесс. Ежегодные исследования – это лишь один из показателей системности, скорее всего это систематичность. Системность заключается в том, что отслеживаются результаты всего образовательного процесса и по всем целям воспитания. Тем самым фиксируется единство воспитания и обучения в образовательном процессе школы.
6. Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы. Для этого разработана карта воспитанности на весь срок обучения того или иного ученика (см.ниже).
Исходя из указанных требований и разработана система оценивания уровня воспитанности ученика. Для этого под каждый критерий вводятся показатели критерия, которые дают возможность участвовать в оценке и самооценке уровня воспитанности.
Методика оценки уровня воспитанности ученика
Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что это анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учёбе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать.
Анкета для учащихся 1-2-х классов
Мои отношения | Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговая отметка | |||
1 кл. | 2 кл. | 1 кл. | 2 кл. | 1 кл. | 2 кл. | |
1. Любознательность: мне интересно учиться, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится выполнять домашние задания, я стремлюсь получать хорошие отметки | ||||||
2. Отношение к школе: я выполняю правила для учащихся, я добр в отношениях с людьми, я участвую в делах класса и школы | ||||||
3. Отношение к труду: я старателен в учёбе, я внимателен, я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью, мне нравится помогать в семье выполнять домаш-нюю работу, мне нравится дежурство в школе | ||||||
4. Отношение к себе: я управляю собой, я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой, у меня нет вредных привычек |
Анкета для учащихся 3-4-х классов
Мои отношения | Я оцениваю себя | Меня оцени- вают родите-ли | Оценка классного руководите-ля | Итоговая отметка | |||||||||
3 кл. | 4 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
1. Эрудиция: мне интересно учиться, я всегда выполняю домашние задания, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, стремлюсь получать хорошие отметки | |||||||||||||
2. Отношение к школе: я выполняю Устав школы, я выполняю правила для учащихся, я выполняю правила внутреннего распорядка, я участвую в делах класса и школы, я добр в отношениях с людьми, я справедлив в отношениях с людьми | |||||||||||||
3. Прилежание: я старателен в учёбе, я внимателен, я самостоятелен, я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью, мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||||||||||||
4. Отношение к природе: я берегу землю, я берегу растения, я берегу животных, я берегу природу | |||||||||||||
5. Эстетический вкус: я аккуратен и опрятен, я соблюдаю культуру поведения, я ценю красоту в своих делах, я вижу прекрасное в жизни | |||||||||||||
6. Отношение к себе: я управляю собой, своим поведением, я соблюдаю санитарно-гигиеническими правила ухода за собой, я забочусь о своём здоровье, я умею правильно распределять время учёбы и отдыха, у меня нет вредных привычек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (Автор-разработчик Н.П. Капустин)
Данная методика позволяет определить уровень воспитанности ученика начальной школы. Очень проста и удобна в использовании. Всем рекомендую....
Мониторинг уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Диагностика (контроль) уровня воспитанности – это только одна из составляющих нашего воспитательного процесса. Но эта составляющая имеет существенное значение и поэтому ...
Бланк определения уровня воспитанности учащихся (Методика Н.П.Капустина)
Данная методика позволяет определить уровень воспитанности ученика. Очень проста и удобна в использовании....
Методика «Уровни воспитанности» (модификация методик Н.П. Капустина, М.И. Шиловой)
Анкета проводится с обучающимися по следующим блокам опроса: долг и ответственность, бережливость,дисциплинированность,ответственное отношение к учебе,отношение к общественному труду,коллективизм...
Мониторинг уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Диаграмма мониторинга уровня воспитанности класса, за 4 года обучения....