сентябрь. Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край". 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»
Рассмотрено на методическом совете протокол № 5
«29» мая 2017г.
Принято на педагогическом совете протокол № 8
«19» июня 2017г.
Утверждаю
директор _______Граховская Г.Г. «19» июня 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мой край»
для учащихся 4 класса на 2017 – 2018 учебный год
(34 часа)
Составлена на основе пособия по краеведению для учащихся начальных классов общеобразовательной шк.- Калининград: Кн. изд-во 1998.- 167. Ваулина В.Д.
Составили
учителя начальных классов:
Сасиновская Елена Викторовна,
Крушинская Светлана Михайловна
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Мой край» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей.
Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет.
Технические задания составляются с опорой на личный опыт учащихся, предлагаются на выбор, предлагаются самими учащимися.
В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении творческих проектов.
Цели:
- Создание условий для получения дополнительных знаний каждым обучающимся о природе, географии, истории и культуре родного края, способствующих развитию познавательного интереса к краеведению, воспитанию социальной активности школьников.
- Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.
- Программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.
Задачи:
- усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеурочной деятельности;
- создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников;
- сформировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;
- воспитать патриотизм и экологическую культуру юных граждан;
- углубленное изучение родного края, дальнейшее развитие у школьников интереса к краеведению;
- выявление одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей.
Успешность деятельности определяется методами мотивации, используемыми учителем. Это социальные, эмоциональные, познавательные, волевые методы.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час занятий в неделю.
Основные виды деятельности:
- проведение викторин, выставки рисунков, поделок,
- фотографий, сбор гербария,
- написание мини-сочинений, мини-газет,
- создание электронных презентаций,
- участие в акциях по сохранению природы родного края,
- коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия; поездка, поход
- практическое занятие, викторина, консультация
- проблемная лекция, работа в музеях
- встречи с участниками исторических событий
Планируемые результаты изучения курса «Мой край».
Личностными результатами изучения курса «Мой край» являются:
- установка на поиск решения проблем;
- критичность;
- развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами изучения курса «Мой край» являются:
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность осуществлять информационный поиск;
- способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
- основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Мой край» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
- владение базовыми понятиями, необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
В результате обучения по курсу «Мой край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные действия.
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин страны, чувства сопричастности и гордости за свой родной край;
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Воронежского края;
- чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия.
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия.
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику родного края;
- описывать достопримечательности Воронежского края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Воронежском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, сети Интернет;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Воронежского края и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой край;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия.
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Формы подведения итогов.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
При написании данного курса, использовалась литература:
- Ваулина В.Д. Наш край: Калининград. обл. : Пособие по краеведению для учащихся начальных классов. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.
- Коноплина Ф., Михайлова А. Как вам нравится Калининградская погода? – Калининград: Кн.изд-во, 1989
Тематическое планирование «Мой край»
4класс
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Дата |
1 | Географическое положение нашего края | 1 | |
2 | Как образовалась поверхность земли в нашем крае | 1 | |
3 | В загадочный мир песчаных дюн | 1 | |
4 | Полезные ископаемые. Янтарь | 1 | |
5 | Полезные ископаемые. Нефть и газ | 1 | |
6 | Полезные ископаемые. Соль, лежащая у нас под ногами | 1 | |
7 | Полезные ископаемые. Материалы для наших построек | 1 | |
8 | Полезные ископаемые. Клады современных и древних болот | 1 | |
9 | Полезные ископаемые. Целебные воды и грязи | 1 | |
10-11 | Климат. Почему у нас погода такая переменчивая | 2 | |
12 | Реки нашей области | 1 | |
13 | Озера нашей области | 1 | |
14 | Что такое почва и как она образуется | 1 | |
15 | Почвы лесов | 1 | |
16 | Почвы полей и лугов | 1 | |
17-18 | Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лесов | 2 | |
19-20 | Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лугов | 2 | |
21 | Чем необычен растительный мир нашего края. Растения болот | 1 | |
22 | Чем необычен растительный мир нашего края. Необычные растения | 1 | |
23-24 | Кто живет в наших лесах | 2 | |
25 | Животные открытых пространств | 1 | |
26 | Животные, живущие в воде и у воды | 1 | |
27-28 | Охрана природы. | 2 | |
29-30 | Народное хозяйство. Промышленность | 2 | |
31-32 | Сельское хозяйство. | 2 | |
33-34 | Население и города | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
сентябрь. Рабочая программа по математике. 4 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по математике. 4 класс. УМК "Школа России"...
сентябрь. Рабочая программа по музыке. 4 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по музыке. 4 класс. УМК "Школа России" ....
сентябрь. Рабочая программа по технологии. 4 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по технологии. 4 класс. УМК "Школа России" ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...