Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 х КЛАССОВ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
3.1. Современные особенности воспитания и социализации обучающихся начальной школы.
3.2. Задачи воспитания и социализации обучающихся начальной школы.
3.3. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися начальной школы.
4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО КОЛЛЛЕКТИВА И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
4.1. Совместная деятельность семьи и классного коллектива.
4.2. Взаимодействие классного коллектива с общественными организациями.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.Начальное общее образование».
Программа разработана с учетом традиций школы.
Данная программа содержит теоретические положения по организации целостного пространства духовно-нравственного развития школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внеклассную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. В нашем классе есть все условия и ресурсы для реализации разработанной программы, и обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся. Реализация данной Программы возможна только при согласованных действиях многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.
Обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Программе и Концепции национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации.
Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в течение четырех лет. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги.
- ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ;
Воспитательная работа в классе ориентирована на достижение определенного идеала, т. е. человека, имеющего приоритетное значение для общества, поэтому, основная цель Программы — последовательное содействие формированию системы духовно-нравственных ценностей обучающихся посредством создания для них условий позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Ориентируясь на этот воспитательный идеал сформулирована цель воспитания и социализации школьников.
Цель воспитательной деятельности: личностный рост школьника, т.е.
приобретение ребенком новых социально значимых знаний — знаний основных норм и традиций того общества, в котором он живет;
развитие его социально значимых отношений — позитивных отношений к тем объектам и явлениям окружающего мира, которые признаны ценностями в этом обществе;
приобретение им опыта социально значимого действия.
Конкретизируя эту общую цель, мы выделяем в ней следующий приоритет, а именно формирование социально значимых отношений школьников, и прежде всего, позитивных отношений к таким ценностям как:
Человек. Отечество. Природа. Мир. Труд. Культура. Знание. Здоровье.
Указанные ценностные ориентиры лежат в основе организуемого в нашем образовательном учреждении процесса воспитания.
Достижению поставленной цели воспитания и социализации школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
Формировать воспитывающий уклад школьной жизни.
Реализовать воспитательный потенциал урочных и внеурочных занятий. Организовать профориентационную работу с обучающимися. Организовать совместную деятельность с родителями.
Организовать работу по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни школьников.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:
Согласно требованиям ФГОС в этом разделе должны быть описаны «направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса».
В соответствии с поставленными задачами мы выделяем следующие основные направления деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека (поддержка и развитие общешкольных традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство патриотизма, причастности к тому, что происходит в образовательном учреждении, создание, поддержка и развитие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся, организация разнообразной проектной деятельности в патриотическом направлении);
- воспитание нравственных чувств и этического сознания (коллективная подготовка, проведение и анализ ключевых общешкольных, классных дел воспитательной направленности, реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий);
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (формирование детского коллектива в классе, поддержка ученического самоуправления в классе, организация совместной деятельности с семьями школьников);
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (рациональная организация здоровьесберегающего режима дня обучающихся и безопасной, здоровьесберегающей среды, организация физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий в классе, организация системы занятий по профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися и детского дорожно-транспортного травматизма);
-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое, воспитание) (организация разнообразной проектной деятельности научно – познавательного, экологического характера);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, (эстетическое воспитание) (организация совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования, организациями культуры и спорта, общественными организациями, предприятиями).
3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Систему воспитательной работы можно представить следующим образом: цель — средства — результат. В нашей школе воспитательные мероприятия имеют цели (по месяцам), разбиты в плане-сетке по соответствующим направлениям, календарным датам и возрастам.
Для достижения сформулированных выше профессиональных целей и задач используются как традиционные, так и инновационные формы деятельности с ярко выраженным воспитывающим и социализирующим содержанием.
3.1. Современные особенности воспитания и социализации обучающихся начальной школы.
Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя и адаптация в детском коллективе.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива. подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
3.2. Задачи воспитания и социализации обучающихся начальной школы.
Задачи воспитательной работы классным коллективом на 2014 – 2015 учебный год (4 класс):
1. Создавать условия для успешного перехода на ФГОС второго поколения (поддержка исследовательской и проектной деятельности, повышение познавательного интереса, развитие мышления, памяти учащихся);
- Совершенствование системы воспитательной работы в классном коллективе (освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы, выстраивание системы воспитания в классе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода, содействовать организации работы органов ученического самоуправления, обеспечению взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива, развитие различных форм ученического самоуправления, организация совместной деятельности с семьями школьников);
- Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям (изучение традиций и обычаев народов РФ, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека, создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально - значимой деятельности);
- Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними (проведение цикла бесед, формирование экологической культуры и культуры личной гигиены, реализация данной задачи в проектной и внеурочной деятельности);
- Активное вовлечение учащихся во внеурочную деятельность и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
Задачи воспитательной работы классным коллективом в 2015-2016учебном году (1класс)
- Способствовать сплочению коллектива.
- Создавать благоприятные условия для адаптации каждого члена классного коллектива.
- Изучать уровень воспитанности обучающихся, вести наблюдение за развитием детского коллектива, для определения и использования наиболее продуктивных форм и методов воспитательной работы.
- Создавать органы ученического самоуправления.
- Систематизировать отношения родителей и школы для достижения общих целей.
- Ориентировать обучающихся на преимущество здорового образа жизни и пробудить стремление к развитию своих природных способностей.
- Формировать правовую культуру, уважительное отношение к законам, нормам государственной жизни, прививать любовь к Родине, учить гражданской ответственности.
- Формировать потребность и способность к труду, стремление к познанию мира.
- Развивать познавательные интересы, потребность в приобретении новых знаний, умений, навыков.
- Способствовать формированию положительных личностных качеств каждого члена классного коллектива.
- Формировать экологическую культуру и культуру личной гигиены.
12. Формировать коммуникативную культуру обучающихся.
13. Помогать школьникам организовать свой досуг.
Задачи воспитательной работы классным коллективом в 2016- 2017 учебном году (2 класс):
- Способствовать сплочению коллектива, содействовать организации работы органов ученического самоуправления.
- Формировать правовую культуру, уважительное отношение к законам, нормам государственной жизни, прививать любовь к Родине, учить гражданской ответственности.
- Формировать потребность и способность к труду, стремление к познанию мира.
- Формировать коммуникативную культуру обучающихся.
- Формировать экологическую культуру и культуру личной гигиены.
- Ориентировать обучающихся на преимущество здорового образа жизни.
- Пробудить стремление к развитию своих природных способностей и талантов.
- Способствовать формированию положительных личностных качеств каждого члена классного коллектива.
- Изучать уровень воспитанности обучающихся, вести наблюдение за развитием детского коллектива, для определения и использования наиболее продуктивных форм и методов воспитательной работы.
- Систематизировать отношения родителей и школы для достижения общих целей.
- Вовлекать обучающихся в разнообразную проектную деятельность во внеклассной работе.
- Помогать школьникам организовать свой досуг.
Задачи работы с классным коллективом на 2017-2018 учебный год ( 3 класс):
1.Способствовать сплочению коллектива: изучать степень комфортности, самочувствия каждого ученика, динамику межличностных, межгрупповых отношений.
2. Содействовать организации работы органов ученического самоуправления, обеспечению взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива.
3 . Способствовать формированию положительных личностных качеств каждого члена классного коллектива, обеспечению разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
4. Формировать правовую культуру, уважительное отношение к законам, нормам государственной жизни, прививать любовь к Родине, учить гражданской ответственности.
- Формировать потребность и способность к труду, стремление к познанию мира.
- Формировать коммуникативную культуру обучающихся.
- Формировать экологическую культуру и культуру личной гигиены.
- Ориентировать обучающихся на преимущество здорового образа жизни.
- Пробудить стремление к развитию своих природных способностей и талантов. Организовать работу со способными и одарёнными обучающимися.
- Систематизировать отношения родителей и школы для достижения общих целей.
11. Помогать школьникам организовать свой досуг.
3.3. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися начальной школы.
Этапы реализации программы: 1 класс
«Я и мой класс»
Цель этапа " Я и мой класс ":
- создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе; определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности; сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:
– о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
– требованиях и педагогической позиции учителя;
- изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Роль учителя в рамках работы на этапе:
- Ознакомление родителей с Уставом школы.
- Предъявление единых требований к родителям и детям.
- Знакомство родителей и детей с работниками школы.
- Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе.
- Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, Посвящение в ученики, Масленница, спортивные праздники, новогодний утренник и др.
- Создание классных традиций.
- Выявление детских талантов.
- Анализ выполнения плана воспитательной работы.
- Определение степени реализации воспитательной программы.
- Проведение и анализ диагностики.
- Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей.
- Начало совместной проектной деятельности.
Критерии успешного завершения этапа " Я и мой класс ":
- имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
- в классе сложились традиции;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
2 класс
Этап "Вместе веселее!"
Цель этапа " Вместе веселее !": обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
сплочение детского коллектива; организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
вовлечение каждого обучащегося в коллективную творческую деятельность; организация работы актива класса.
Роль учителя в рамках работы на этапе " Вместе веселее! ":
- Организация обсуждений, дискуссий.
- Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга.
- Направление работы актива класса, организация работы творческих групп.
- Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей.
- Совместное участие в новых проектах класса и школы. Доля самостоятельности детей возрастает.
Критерии успешного завершения этапа " Вместе веселее!":
созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
- обучающиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
- функционирует актив класса;
- созданы сменные творческие микрогруппы;
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
3 класс
Этап "Мы – хозяева в нашем классе"
Цель этапа " Мы – хозяева в нашем классе ": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа" Мы – хозяева в нашем классе ":
изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений; обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива; обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Роль учителя в рамках работы на этапе " Мы – хозяева в нашем классе "
Помощь во включении в различные виды деятельности.
Забота об учащихся.
Организация различных творческих дел.
Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка.
Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса.
Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации.
Критерии успешного завершения этапа " " Мы – хозяева в нашем классе ":
Обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие; полноценно функционирует актив класса; дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
4 класс
Этап "В единстве наша сила"
Цель этапа:" В единстве наша сила": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:" В единстве наша сила"::
обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности; создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности обучающихся, находящихся в позиции наблюдателя, зрителя;
поддержка всевозможных инициатив отдельных обучающихся, микрогрупп.
Роль учителя в рамках работы на этапе " :" В единстве наша сила":
Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы.
Оказание детям помощи в самореализации.
Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов).
Критерии успешного завершения этапа :" В единстве наша сила":
Обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность.
Повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально - значимой деятельности.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Виды занятий, применяемые в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы, убеждения учителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание истории, сказок;
- импровизированные сценки, спектакли;
- дебаты;
- изготовление газеты;
- моделирование;
- тренинги;
- проекты;
- опросы, анкетирование.
Направления деятельности реализуются посредством таких форм как:
Использование школьной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма) в школьной повседневности и в торжественные моменты жизни образовательного учреждения - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни класса знаковых событий.
Ежегодная церемония награждения грамотами за отличную и хорошую учебу, спортивными грамотами, грамотами за активное участие в жизни класса и школы награждают обучающихся, которые активно участвовали в жизни школы, защищали честь школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, родителей, внесших весомый вклад в жизнь школы.
Работа над проектом «Наши надежды» в целях выявления и поддержки одаренных детей.
Работа над проектами познавательной направленности. («Ударим по безударным гласным», «По следам пропавших букв», «Сбережем родную природу» и др.).
- «Посвящение в первоклассники»: общешкольный праздник, во время которого в присутствии родителей и почетных гостей совершается торжественный ритуал посвящения детей в школьников.
Огоньки: традиционная форма коллективного анализа проводимых в школе дел, ориентирующая педагогов и школьников на ответственное отношение к делу, задающая партнерский, уважительный, доброжелательный стиль
общения как между педагогами и детьми, так и внутри детского сообщества школы (происходят на уровне Советов старост, классов, школы).
Персональные фотопроекты обучающихся ( «Моя семья», «Мой класс, моя школа», «Мои домашние питомцы» и др.). Сменяемые тематические выставки фотографий школьников, представляющих себя и свой взгляд на мир.
Социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел, направленные на преобразование окружающего школу социума (концерт ко Дню учителя: театрализованные выступления школьников на темы жизни школьников и учителей и др.).
Мероприятия ко Дню Победы, во время которых школьники, их родители и педагоги украшают стены школы рисунками, фотографиями, интервью, сочинениями, рассказами, посвященными своим родственникам, воевавшим на Великой Отечественной войне.
Система чередования творческих поручений.
Игры и тренинги на сплочение классных коллективов.
Внутриклассные КТД, задающие вектор жизни класса и сплачивающие детей вокруг той ли иной интересной, творческой, личностно - развивающей деятельности.
Праздники, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки, розыгрыши, и завершающиеся традиционными «огоньками», дающими каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса и школы.
Однодневные походы, традиционно организуемые классными руководителями для сплочения классных сообществ.
Экскурсии:посещение библиотек, музеев, спортивной школы, ДК, ДДТ.
- «Портфолио школьника», устроенное таким образом, чтобы ребенок мог в нем не просто фиксировать свои достижения (учебные, творческие, спортивные, личностные и т.п.), но и имел бы возможность в начале каждого года планировать их, а также анализировать в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем.
Самооценка с использованием методики «Уровень воспитанности».
Побуждение школьников соблюдать принятые в школе нормы поведения на уроке и правила общения с учителями и сверстниками.
Превращение знания в объект эмоционального переживания, развивающее отношение школьника к знанию как к ценности.
Организация работы школьников с воспитывающей информацией (обсуждение, высказывание своего мнения, выработку своей позиции: информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре).
Цикл бесед «Профессии наших родителей»; Индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей,
дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Функционирование на базе школы творческих кружков;
Организация уроков и внеурочных занятий в строгом соответствии с нормами гигиены и охраны здоровья обучающихся.
Озеленение пришкольной территории, разбивка клумб.
Физкультминутки на уроках.
Подвижные игры на большой перемене, организуемые как педагогом, так и детьми. Регулярные прогулки, экскурсии, походы выходного дня на природу.
Участие в общешкольных Днях здоровья.
«Источники информации: позитивные и негативные эффекты их воздействия» Тематические родительские собрания, посвященные проблемам профилактики употребления детьми психоактивных
веществ.
Тематические родительские собрания, происходящие в режиме дискуссий по наиболее острым проблемам обучения
- воспитания младших школьников.
- Акции «Семья семье» - коллективный сбор средств в помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Тематические классные часы, посвященные изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-
транспортного травматизма.
Специально разработанный набор памяток для родителей: «Как предотвратить употребление ребенком психоактивных веществ», «Как распознать факты употребления ребенком психоактивных веществ», «Как построить разговор с подростком, употребляющим психоактивные вещества», «Как защитить ребенка от дурного влияния сверстников».
Специально разработанный набор памяток для обучающихся: «Основные опасности на дороге и как от них уберечься», «Основные опасности в транспорте и как от них уберечься» и др.
4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
4.1. Совместная деятельность семьи и классного коллектива.
Необходимость становления семьи в качестве социально-активного участника учебно-воспитательного процесса.
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально -активным участником учебно-воспитательного процесса.
Родительские собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.
Задачи в работе с родителями
В работе с родителями определяются следующие задачи:
- Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
- Использовать психолого-педагогическую диагностику.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее: без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врача, психолога, логопеда. Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитывают предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовывают с помощью следующих форм работы:
- торжественные собрания;
- индивидуальные консультации;
- круглые столы;
- беседы;
- обучающие тренинги;
- родительско – ученические капустники;
- конференции;
- обмен мнениями;
- обучающие семинары;
- устные журналы;
- семинары – практикумы;
- оформление памяток для родителей.
Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс осуществляется с помощью следующих форм работы: дни творчества детей и родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;
- совместные праздники;
- творческие лаборатории родителей;
- походы, экскурсии в природу;
- игры-соревнования.
4.2. Взаимодействие классного коллектива с общественными организациями.
Взаимодействие классного коллектива с общественными организациями будет активно осуществляться в рамках проекта «Наши надежды»: выявление талантливых детей и направление их в учреждения дополнительного образования, отслеживание успехов и достижений обучающихся, посещение детских учреждений (библиотек, музеев, спортивной школы, ДК, ДДТ) с целью вовлечения детей в их деятельность, раскрытия и развития способностей школьников, а также поддержки талантливых детей.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Результаты воспитания в образовательном учреждении представлены в Программе не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и личностно - значимых функций (с
учетом особенностей возраста), формируемых в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально - значимыми ценностями.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся начальной школы соответствуют первому уровню:
Результаты первого уровня - приобретение школьниками социально - значимых знаний:
о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества; о нормах поведения человека на природе и правилах ведения экологического образа жизни; о нормах и традициях миротворческой деятельности человека; о нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры;
о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве; о нормах и традициях трудовой деятельности человека; о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми;
о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе;
о нормах и традициях ведения здорового образа жизни;
о самих себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализации человека.
Создание особой воспитательно-образовательной среды в классе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся. 1 класс.
Вашему вниманию предлагаю программу воспитания и социализации обучающихся в 1 классе....
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1Г КЛАССА
Материал содержит примерный план воспитательной работы в 1 классе...
Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов
В программе раскрываются цель, задачи, формы,методы, создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 1-4 классов....
Программа воспитания и социализации обучающихся класса
Эта программа поможет учителям спланировать внеклассную жизнь в классе и увидеть конечный результат выполненных дел. В основе программы воспитательной работы с детским ...
Программа воспитания и социализации обучающихся в классе. Игра – путешествие «Лучики солнца».
Программа рассчитана на 4 года и построена в форме игры-путешествия. Основная идея игры – воспитание высоко нравственных качеств личности, эстетического мировоззрения, развитие духовно – ...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ «СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА»
программа воспитательной работы...
Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы 1-4 классов
Духовно-нравственного развитие, воспитание и социализация учащихся начальных классов....