Программа воспитания и социализации обучающихся класса
консультация (1, 2, 3 класс) на тему
Эта программа поможет учителям спланировать внеклассную жизнь в классе и увидеть конечный результат выполненных дел.
В основе программы воспитательной работы с детским коллективом «От творческой личности к творческому коллективу» лежит КТД, единой целью которого становится создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_razvitiya_kollektiva.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
Программа
воспитания и социализации
обучающихся класса
на 2012 – 2016 учебный год
Классный руководитель:
Пояснительная записка
Национальная доктрина образования одной из ключевых задач провозглашает воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Перед школой поставлена архиважная и архисложная задача нравственного воспитания подрастающего поколения.
Ответственность, возложенная на нас, учителей, обществом, велика. Ведь, по сути, мы являемся проводниками и поборниками нравственных идей, ориентаций. И от нас, во многом, зависит станет ли наш воспитанник нравственно богатой личностью или послушным исполнителем воли любого лидера, зачастую с тёмным прошлым и сомнительной репутацией. Как воспитать в ребёнке искренность, добролюбие? Как помочь ему найти свой жизненный путь, достойный Человека и противостоять Злу? Эти и другие вопросы стоят сегодня перед нами и требуют своего незамедлительного решения.
Для начального образования в рамках личностно-ориентированного подхода главной задачей является создание условий для полноценного проживания ребёнком детства, поскольку тенденция к ускоренному прохождению начального этапа школьного образования ведёт к ряду трудновосполнимых потерь в психическом и личностном развитии человека. Условиями полноценного проживания ребёнком детства является организация культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности младшего школьника.
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения и самореализации за счёт расширения круга общения, вхождение ребёнка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания; потребность в игровой деятельности; свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность; стремление к новым впечатлениям.
В свете модернизации школы перед учителем ставится задача воспитания всесторонне развитой личности, способной к самообразованию и самореализации в жизни. В полной мере эту задачу можно решить в плодотворном союзе школы и семьи. Для этого разработана программа развития классного коллектива «От творческой личности к творческому коллективу», рассчитанная на 4 года.
Программа направлена на всестороннее развитие ребёнка.
Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА класса
Состав класса.
Сплочённость, организованность, уровень воспитанности класса.
Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий для формирования основ патриотизма и гражданской ответственности у учащихся, духовно – нравственной культуры, устойчивого правосознания, развитие и реализация интеллектуальных и духовных свойств личности учащихся.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
- развитие познавательного интереса;
- повышение интеллектуального уровня путем разнообразных форм внеурочной работы;
- формирование экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- формирование организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы;
- воспитывать коллективизм, требовательность к себе и другим, честность и правдивость, стойкость и мужество характера.
- учить детей действовать сообща в экстремальных условиях и ситуациях.
Воспитательная работа в рамках программы включает:
- проектную и исследовательскую деятельность;
- организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;
- праздники, викторины, конкурсы;
- походы;
- кружки и секции.
Методическая тема классного руководителя:
Формирование устойчивого нравственного поведения
в системе личностного ориентированного обучения,
эффективность взаимодействий участников
учебно-воспитательного процесса.
Цель воспитательной работы класса:
- Формирование ответственного отношения к учёбе, рациональной организации учебной и познавательной деятельности.
- Формирование коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности правдивости, стойкости и мужества характера.
Задачи воспитания класса:
- Формировать уважительное отношение к семейным традициям.
- Расширить читательские интересы, воспитывать любовь к книге.
- Учить детей действовать сообща в экстремальных условиях и ситуациях.
- Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни (гигиеническая культура, физическая культура, культура телодвижений, культура поведения человека, экологическая культура, культура умственного труда, экономическая, правовая, духовная).
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Воспитательная система класса
«Становление личности ребенка в начальной школе»
Цель воспитательной системы
- формирование и раскрытие творческой индивидуальности
личности каждого ребенка.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
- воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- развивать творческую деятельность через КТД
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы является соуправление.
Этапы реализации программы
Программа реализуется через систему классных часов, урочных и внеклассных форм работы. С детьми проводится коллективная, групповая, индивидуальная работа.
Срок реализации:4 года
1 этап - изучение классного коллектива – 2012 – 2013 уч.г.
1 класс
- адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы;
- создание органов классного самоуправления.
а) Анкетирование.
1. Социометрия.
2. Экспресс – методика по изучению социально – психологического климата в коллективе.
б) Исследование.
Диагностика
Знание особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной.
Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности ученика:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдения;
- беседы.
2 этап - формирование, углубление и развитие творчества учащихся
2013– 2014 уч.г.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- активная работа органов классного самоуправления.
3 этап - режим функционирования - 2014-2015 уч. г.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки
4 этап – обобщение опыта – 2015-2016 уч. г.
На этом этапе подводится итог деятельности педагога и классного коллектива по реализации программы.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить КТД разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме.
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Принцип построения программы:
- Принцип открытости
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
- Принцип привлекательности
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип деятельности
Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
- Принцип свободы участия
Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
- Принцип обратной связи
Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
- Принцип сотворчества
В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.
- Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Паспорт программы
Наименование программы | «От творческой личности к творческому коллективу» |
Разработчик программы | Классный руководитель |
Участники программы | Коллектив учащихся класса |
Цель программы | Создание условий для формирования основ патриотизма и гражданской ответственности у учащихся, духовно – нравственной культуры, устойчивого правосознания, развитие и реализация интеллектуальных и духовных свойств личности учащихся. |
Задачи |
|
Срок реализации | 2012 – 2016 г.г. |
Этапы реализации | 1 этап - изучение классного коллектива 2 этап - формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим функционирования 3 этап – режим функционирования 4 этап – обобщение опыта |
Перечень приоритетных мероприятий | «Здравствуй, школа», «Праздник Осени», «День Матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День семьи». |
Ожидаемые конечные результаты | Организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития, способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной ступени в общешкольном коллективе школы. Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми. Привлечение активного и инициативного детского коллектива – организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе. Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего отечества, бережно хранящим традиции своего народа в контексте с его духовной культурой. |
Основа программы
В основе программы воспитательной работы с детским коллективом «От творческой личности к творческому коллективу» лежит КТД (коллективное творческое дело), единой целью которого становится создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.
Задачи:
- создание условий для равного проявления учащимися класса индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
- развитие способностей адекватно оценивать свои достижения и достижения других, радоваться своим успехам и огорчаться в случае неудач других;
- использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становления эстетических понятий.
Что значит КТД?
Это: ДЕЛО, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой;
ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.
Какие бывают КТД?
- Познавательные (защита проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков, устный журнал,).
- Трудовые (трудовой десант « Мастерская Деда Мороза»
- Художественные (участие в конкурсах, праздниках).
Какие же условия наиболее успешного КТД?
1. Предварительная работа.
Определяется роль данного КТД в решении конкретных воспитательных задач, готовятся варианты, которые будут предложены на выбор воспитанникам.
2. Коллективное планирование КТД.
Оно осуществляется на сборе-старте, который решает такие задачи:
- Для кого провести это дело;
- Как лучше его провести;
- Кому участвовать;
- Кто войдет в совет дела;
- Кто будет руководить;
- Где и когда провести дело?
В конце сбора все предложения сводятся в единый план с указанием ответственных.
3. Коллективная подготовка дела. Уточняется планирование, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника.
4. Проведение КТД.
Главная задача классного руководителя - незаметно помочь преодолеть трудности при отклонении от плана, при явных ошибках участников, а главное -возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
5. Коллективное подведение итогов КТД.
Для этого проводится сбор-огонек, в ходе которого участники КТД отвечают на следующие вопросы:
- Какими мы были?
- Что было хорошего? Что получилось?
- Что было плохого? Почему?
- Что надо сделать, чтобы было лучше?
- Как нам жить дальше?
6. Ближайшие последствия КТД.
Идет переосмысление результатов КТД, задумываются новые КТД.
Из каких же основных компонентов состоит методика КТД?
Стратегия ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ об улучшении окружающей жизни
+
Тактика СОДРУЖЕСТВА старших и младших
=
Методика коллективной творческой деятельности
Таким образом, хорошая работа зависит от:
- Знания людей.
- Знания коллектива.
- Знания основ организаторской работы.
- Знания дела, которое организуешь.
- Умения организовать.
Предполагаемые результаты реализации программы.
- Организация детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития, способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной ступени в общешкольном коллективе школы.
- Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми.
- Привлечение активного и инициативного детского коллектива – организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе к общешкольным мероприятиям.
- Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего отечества, бережно хранящий традиции своего народа в контексте с его духовной культурой.
- Раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
- Осознанное принятие детьми активной жизненной позиции;
- Стремление детей к самопознанию и самообразованию;
- Ответственное отношение детей к здоровью;
- Усвоение и овладение умениями и навыками лидерского поведения, организаторской деятельности.