Программа воспитания и социализации обучающихся в классе. Игра – путешествие «Лучики солнца».
материал на тему
Программа рассчитана на 4 года и построена в форме игры-путешествия. Основная идея игры – воспитание высоко нравственных качеств личности, эстетического мировоззрения, развитие духовно – нравственных компетенций средствами музыки, поэзии, живописи, видения красоты окружающего мира. Игра – путешествие призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, как прекрасен окружающий мир и что такое духовное богатство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_luchiki_solntsa.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________ О.Н. Малиенко «____»_________________ 2012г. | УТВЕРЖДАЮ |
Директор МБОУ «СОШ № 30» ЭМР | |
_________________ Т.Н. Зизевская «______»_______________ 2012г. |
Программа воспитания и социализации
обучающихся в классе.
Игра – путешествие «Лучики солнца».
Учителя начальных классов
Семеновой Светланы Владимировны
2012 год
«Важную роль всей системы воспитания видел
в том, чтобы школа научила человека жить
в мире прекрасного, чтобы он не мог жить
без красоты, чтобы красота мира творила
красоту в нем самом».
В. А. Сухомлинский.
Непрерывный образовательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогами, изменяются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.
В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание высоко нравственной личности.
Решением всех поставленных задач служит игра – путешествие «Лучики солнца». (Данная игра является частью воспитательной работы школы.
Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность.
После того как в школах не стало пионерских и октябрятских организаций, каждое общеобразовательное учреждение создает собственные воспитательные системы. Для педагогического коллектива нашей школы важно, чтобы школа стала для ребенка вторым домом. Эта игра:
- создает условия для развития личности ребенка, формирование его жизненной позиции, характера, духовно – нравственных и творческих компетенций;
- позволяет учитывать индивидуально-психологические, физиологические, возрастные и социальные особенности детей;
- отвечает принципам гуманизации и оптимизации.
Игра – путешествие «Лучики солнца» призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг, увидеть мир во всем богатстве и разнообразии, жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества, уметь сопереживать, сочувствовать, а также оценивать действительность с точки зрения понятия «прекрасное».
Игра объединяет разные виды деятельности обучающихся с целью овладения определенными навыками: наблюдение, творческий поиск, занятие музыкой, поэзией, рисованием, исследование, физический труд и другие.
Цели игры:
Создание условий для творческого самовыражения личности.
Воспитание гражданина своей страны.
Задачи:
- вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;
- вовлекать учащихся в художественно – творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
- развивать у них вкус, творческие способности;
- формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.;
-организовать игру – путешествие для развития индивидуальных способностей детей;
- способствовать формированию здорового образа жизни.
-создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей.
Основная идея игры – – воспитание высоко нравственных качеств личности, эстетического мировоззрения, развитие духовно – нравственных компетенций средствами музыки, поэзии, живописи, видения красоты окружающего мира. Игра – путешествие призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, как прекрасен окружающий мир и что такое духовное богатство. Лучики солнца – это люди, открывшие гармонию в себе и ищущие гармонию в своих отношениях с другими людьми.
Лучики солнца – это люди, обладающие знаниями и знающие как ими распоряжаться на пользу себе и другим людям, умеющие наблюдать, действовать и чувствовать ответственность за происходящее.
Лучики солнца – это трудолюбивые люди, отдающие свой труд на благо процветания общества.
Лучики солнца – это благородные люди, способные прийти на помощь другим и дарит свое душевное тепло.
Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята больше узнают о себе, о родной стране, более подробно знакомятся с разными видами искусства, с великими творцами. Они приобщаются к эстетической культуре, к важным событиям, которыми живет страна, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, сочувствовать и сопереживать, творчески решать поставленные задачи.
Социальные связи
Родители
Проводя игру, мы ориентируемся на личностный подход, на гуманистические цели воспитания на уровне субъект - субъектных отношений. Эта игра возможна только в союзе с родителями. Поэтому перед ее началом нужно обязательно провести родительские собрания и заручиться поддержкой родителей. Они непосредственные участники всех «путешествий». Традиционным должно стать проведение семейных праздников, когда родители с детьми создают творческие группы, и все семьи участвуют в мероприятии. Родительский комитет должен принимать активное участие в осуществлении всех задумок. Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» или «надзирателя» к позиции активного участника – это главная особенность игры.
Социум
Для осуществления внешкольного воспитания детей существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. Мы установили тесные связи с детской библиотекой № 11: работники библиотеки проводят для ребят викторины, беседы, библиотечные и классные часы. Тесно сотрудничаем с Краеведческими музеями г. Саратова и Энгельса, художественным музеем им. А. Н. Радищева, школой искусств №6. Дом культуры «Мелиоратор», клуб «Юность», «Мечта» открывают свои двери для ребят.
В традиции класса вошло посещение театров г. Саратова и Энгельса.
Cоздание игрового пространства
Игровые роли
Путешественники - обучающиеся класса, родители, шефы. Ребята выступают в роли «лучиков солнца», у каждого на груди соответствующая эмблема:
Староста– командир класса. Он дает команды, информирует о правилах игры.
Книголюбы– информируют о книгах, устраивают выставки книг, занимаются подготовкой викторин, экскурсий, участвуют в конкурсах, олимпиадах.
Любознайки – рассказывают о разных видах искусства, организуют и проводят экскурсии, концерты, выставки, берут интервью, собирают материалы познавательного и творческого характера для газеты» Солнышко»
Редакторы– курируют трудовые дела, прилежную учебу, выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную)
Весельчаки – организуют добрые дела от души и по просьбе
Санитары– учат бережно относиться к природе и окружающему миру, контролируют выполнение режима дня, правильное питание, организуют походы, слеты.
Игровой транспорт.
Игровой транспорт меняется в зависимости от характера передвижения по маршруту и выбора детей. Знакомясь, например, с поэзией «золотого века» литературы, ребята отправляются на тройке лошадей в прошлое 19 века. Заправляют «машину времени», узнавая музыкальные новинки, пролетают на ковре – самолете, попадая в мир фантазии и волшебства. Транспорт, на котором путешественники отправляются по маршруту следования, должен быть целесообразным, удобным.
Карта путешественников. Карта прослеживает движение по тропам путешествия.
Успешный Дневничок.
1-й вариант: общий классный дневничок ведёт учитель, родители. (1-2-й класс).
2-й вариант: общий классный дневничок. Дети записывают свои достижения и победы в этот дневничок. Свои автографы заносят и родители, которые с удовольствием играют вместе с нами.(3-й класс)
3-й вариант: такой дневничок есть у каждого путешественника. (4-й класс)
Уголок путешественника.
В уголке находится список экипажа, девиз, анонсы предстоящих мероприятий, спецзадания для путешественников, поздравления и благодарности и грамоты членов экипажа, итоги тематических дел, акций, смотров, выставки рисунков, газеты и т. д.
Игра-путешествие – это романтическое действие, совместное творчество ребят и взрослых, в результате которого происходит расширение кругозора, накопление знаний о том, что находится вокруг нас, возникает желание участия в делах семьи, школы, города. Ребята учатся наблюдать, смотреть и видеть, а так же думать и осознавать, что они видят. Большое внимание в программе уделяется формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей, воспитанию гражданина своей страны.
Модель игры
Обучающиеся класса путешествуют по тропам по карте:
у Любознаек – культурологическая тропа (экскурсии, встречи с интересными людьми);
у Весельчаков– гуманистическая тропа доброты и дружбы, тропа благородства Добрая почта (октябрьская – День пожилых людей, январская – Новогодняя, февральская – Защитников Отечества, мартовская – милым женщинам, майская – ко Дню Победы);
у Редакторов – тропа «Изобраилия» к праздникам, дням рождения, к конкурсам рисунков и плакатов.
у Санитаров– трудовая (руководство дежурством по классу, организация выставок, субботников, трудовых операций, рейдов, акций и т. д.).
у Книголюбов - тропа познаний (конкурсы, олимпиады и т.д.) Этапы игры
Подготовительный период
1. Сбор заявок и классное обсуждение;
2. Проведение родительских собраний с целью вовлечения родителей в игру;
3. Мультимедийная презентация. ( Для того, чтобы заинтересовать детей, сделать так, чтобы игра стала неотъемлемой частью их жизни, научила любить свою страну, расширила кругозор, чтобы возникло желание «непременного участия», мы подготовили презентацию
Основной этап
Старт игры – путешествия. Путешествие по тропам.
Заключительный этап
Подведение итогов путешествия. Организация выставок (поделки, сочинения, фотомонтаж) и торжественное награждение.
Система поощрений
«Дневничок успешности»
Автографы героев игры и взрослых
Благодарности от помощников в «Уголке путешественника»
Грамоты героям игры.
Диагностика результативности.
Для определения результативности данной программы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"
Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...
"Лучик солнца - доброта"
Классный час "Лучик солнца - доброта"...
Занятие по внеурочной деятельности по программе "Юный исследователь" 2 класс. Игра-исследование "Конструирование детского кафе".
Это занятие по основам проектной деятельности. Конспект занятия, технологическая карта, слайды и приложения....
Сценарий праздника 1 сентября День Знаний в 3 классе - Игра "Космическое путешествие"
Игра "Космическое путешествие" в 3 классе. 1 сентября- День Знаний....
Сценарий праздника 1 сентября День Знаний в 3 классе - Игра "Космическое путешествие"
Игра "Космическое путешествие" в 3 классе. 1 сентября- День Знаний....
Сценарий 1 сентября – 3 класс. Игра «Космическое путешествие». С использованием презентации «Система знаний».
Цели и задачи:Развивать интеллектуальные способности младших школьников.Прививать интерес к приобретению знаний....