Программа воспитания и социализации обучающихся. 1 класс.
методическая разработка (1 класс) на тему
Вашему вниманию предлагаю программу воспитания и социализации обучающихся в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель данной программы:
Обеспечение условий для воспитания, социально-педагогического становления и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России посредством приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры.
Ценностные установки воспитания и социализации младших школьников
Содержанием воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Программа воспитания и социализации учащихся - новый подход к организации социально-психолого-педагогических условий внутри школы. Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса.
Принципы:
- принцип развития личности за счет ее собственной активности;
- принцип ориентации на субъект - субъективное взаимодействие;
- принцип непрерывности;
- принцип открытости;
- принцип гуманизации;
- принцип индивидуализации.
Новизна программы: индивидуальный подход к каждому ребенку основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. План работы включает в себя все виды деятельности, интегрированное взаимодействие учителей и родителей, использование запланированного, ситуативного и косвенного методов общения с детьми.
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- Воспитание гражданственности и патриотизма:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- Духовно-нравственное и эстетическое развитие и воспитание обучающихся:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- Социализация и профессиональная ориентация обучающихся:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- Воспитание ценностного отношения к природе, формирование экологической культуры обучающихся :
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Основные направления воспитания и социализации обучающихся начальной школы
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации обучающихся начальной школы осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности и патриотизма.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Духовно-нравственное и эстетическое развитие и воспитание обучающихся.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Социализация и профессиональная ориентация обучающихся.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, формирование экологической культуры обучающихся.
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
План мероприятий по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся
Месяц | Основные направления воспитания и социализации | ||||
Воспитание гражданственности и патриотизма | Духовно-нравственное и эстетическое развитие и воспитание обучающихся | Социализация и профессиональная ориентация обучающихся | Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни | Воспитание ценностного отношения к природе, формирование экологической культуры обучающихся | |
Сентябрь | -Славные страницы истории | - «День знаний» -Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия», «Телефонный этикет» и др. - Праздники в школе и дома: «Праздник вежливости». | -Беседы: - «Умственный и физический труд» -«Необходимость труда» | -Операция «Внимание, дети!» -Эстафета здоровья -В гостях у Светофорчика -Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др. -«Мой безопасный маршрут в школу» | -Проект «Зелёная планета» |
Октябрь | -Славные страницы истории - «Я – гражданин»- «Сыны Отечества – защитники земли русской» | -Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия», «Телефонный этикет» и др. -Ярмарка «Праздник хлеба» | -Беседы: - «Умственный и физический труд» -«Необходимость труда» -«Правила учебного труда» | -День здоровья -Русские национальные игры. -Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др. -Соревнования-«Веселые старты» | -Проект «Зелёная планета» |
Ноябрь | -Славные страницы истории - «Я – гражданин»- «Сыны Отечества – защитники земли русской» | -Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия», «Телефонный этикет» и др. | -Акция « Поможем птицам» -Мои поручения в классе и дома | -Русские национальные игры. -Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др. | -Проект «Зелёная планета» |
Декабрь | -Славные страницы истории - Встреча с ветеранами ВОВ | - Проигрывание сюжетов «Как поднять настроение маме» -Новогодняя сказка | -Занятия по конструированию, кружок «Маленький мастер» -Акция «Мастерская деда Мороза» -Акция « Поможем птицам» -Мастерская Деда Мороза
| -День здоровья -Русские национальные игры. -Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др. -«Олимпийские игры»
| -Проект «Зелёная планета» |
Январь | -Славные страницы истории
| - Проигрывание сюжетов «Как поднять настроение маме». - Праздники в школе и дома: «У нас гости», «Праздник вежливости». -Новогодняя сказка | -Беседы: - «Умственный и физический труд» -«Необходимость труда» -«Правила учебного труда» -«Тысяча профессий» и др. | -Русские национальные игры. -Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др. | -Проект «Зелёная планета» |
Февраль | -Славные страницы истории - «Я – гражданин»- «Сыны Отечества – защитники земли русской» - Встреча с ветеранами ВОВ | -«Неделя книголюбов» -Праздник «День защитника Отечества» -День юного героя-антифашиста | -Занятия по конструированию, кружок «Маленький мастер» -Акция « Поможем птицам» -Мои поручения в классе и дома | -Русские национальные игры. -Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др. Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров!» | -Проект «Зелёная планета» |
Март | -Славные страницы истории | -Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия», «Телефонный этикет» и др. - Проигрывание сюжетов «Как поднять настроение маме». - Праздники в школе и дома: «День 8 Марта» | -Занятия по конструированию, кружок «Маленький мастер» -Акция « Поможем птицам» -Мои поручения в классе и дома | -День здоровья -Русские национальные игры. -Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др.
| -Проект «Зелёная планета» |
Апрель | -Славные страницы истории - Экскурсия к памятнику воинам ВОВ-акция «Цветок ветерану» | -Международный детской день книги | -Занятия по конструированию, кружок «Маленький мастер» -Мои поручения в классе и дома | -Всемирный день здоровья -Русские национальные игры. -Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др. -«Мой безопасный маршрут в школу» | -День птиц. -День земли -Экологический десант -Проект «Зелёная планета» |
Май | -Славные страницы истории -Встреча с участниками ВОВ «Никто не забыт, ни что не забыто» -Участие в акции «Ветеран живет рядом» -Вахта памяти
| -Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия», «Телефонный этикет» и др. -Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | -Занятия по конструированию, кружок «Маленький мастер» -Мои поручения в классе и дома -«Моя клумба» | -Русские национальные игры. -Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др. -«Мой безопасный маршрут в школу» | -Проект «Зелёная планета» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/08/picture-459006-1404842871.jpg)
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1Г КЛАССА
Материал содержит примерный план воспитательной работы в 1 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-353171-1422727317.jpg)
Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов
В программе раскрываются цель, задачи, формы,методы, создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 1-4 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-512523-1414873118.jpg)
Программа воспитания и социализации обучающихся класса
Эта программа поможет учителям спланировать внеклассную жизнь в классе и увидеть конечный результат выполненных дел. В основе программы воспитательной работы с детским ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/26/picture-71274-1729955728.jpg)
Программа воспитания и социализации обучающихся в классе. Игра – путешествие «Лучики солнца».
Программа рассчитана на 4 года и построена в форме игры-путешествия. Основная идея игры – воспитание высоко нравственных качеств личности, эстетического мировоззрения, развитие духовно – ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-898642-1488028320.jpg)
Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов
Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/19/picture-1095061-1545238913.jpg)
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ «СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА»
программа воспитательной работы...
Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы 1-4 классов
Духовно-нравственного развитие, воспитание и социализация учащихся начальных классов....