Программа кружка "Растем патриотами"
рабочая программа (1 класс) на тему
Методическая разработка. Программа кружка внеурочной занятости для 1-4 классов "Растем патриотами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа №6
имени Героя Советского Союза Маргелова Василия Филипповича
(наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от _______20___ года
Председатель педсовета
_____________ Диянова С.А.
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Растем патриотами»
(наименование курса)
4 года
(срок реализации программы)
7-10 лет
(возраст обучающихся)
Вершинина О.К
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Программа внеурочной деятельности
по патриотическому воспитанию для учащихся 1–4-х классов
"Растем патриотами"
I. Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
II. Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Растем патриотами». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Растем патриотами” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Краснодар – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
1. Цель работы по патриотическому воспитанию:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- сохранение истории нашего края для будущих поколений;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:
- сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Краснодарского края
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
- воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
- организовать экскурсии по историческим местам Краснодарского края.
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
3. Исполнители программы:
- учащиеся
- классные руководители
- учителя-предметники
- психолог
- родители
- сотрудники музея.
4. Основные формы работы:
беседы | практические и учебные игры |
5. Направления работы:
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
6. Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
- последовательности
- гуманизации
- интеграции
- системности
- культуросообразности.
7. Сотрудничество с другими учреждениями
Учреждение | Формы взаимодействия |
Музей им. Фелицина | Экскурсия |
Школьный музей ВДВ | Экскурсия, лекции, беседы |
8. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35-40 минут и проводится 1 раз в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
III. Содержание программы.
Программа «Растем патриотами» включает в себя четыре блока:
- Семья вся вместе – и душа на месте
- Школа – мой второй дом
- Краснодар – город родной
- Родной свой край люби и знай
1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи:
- воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
- формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа – мой второй дом».
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Краснодар – город родной»
Задачи:
- формировать представления о специфике города, об истории города;
- приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
- воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Краснодара.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
- формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях России.
- воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народов России.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех уровней:
1 ступень – 1 класс (33 часа);
2 ступень – 2 класс (34 часа);
3 ступень – 3 класс (34 часа);
4 ступень – 4 класс (34 часа).
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса «Растем патриотами»:
Личностные результаты:
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- Обучающийся научится:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Коммуникативные Научится: -выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умению координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; Получит возможность научиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; Предметные результаты В результате освоения курса обучающийся научится: − понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; Родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория; − ориентироваться в историческом времени; − определять на карте границы и крупные города России; − рассказывать о родной стране, своем городе; − различать символы государства, флаг, герб России и флаг; − уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; − уважительно относиться к защитникам Родины; − читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; − различать художественную и научно-популярную литературу; − анализировать ответы товарищей; − осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе. |
− понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники;
− общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; − приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
− различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
− анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко- обществоведческих знаний;
− на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно- следственные связи.
Коммуникативные:
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), координировать свои усилия с усилиями других. -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -задавать вопросы;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Форма проведения |
| 1 класс | |
| I. Семья вся вместе – и душа на месте | |
1 | Мои родные. Моя семья | Праздник, фотовернисаж |
2 | Имя твое | поисковое задание |
3 | Поздравление мам с Днем Матери | концерт |
4 | Мое имя и фамилия | в летописи семьи |
5 | Ты – родитель | игра |
6 | Игры бабушек, дедушек | практикум |
7 | Мои обязанности в семье | беседа |
8 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | праздник |
9 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | открытка |
| II. Школа – мой второй дом | |
1 | Здравствуй, школа! | праздник |
2 | Школьные кабинеты | экскурсия |
3 | Адрес школы. Дорога в школу | составление маршрута |
4 | Мой сосед по парте | игра |
5 | Посвящение в первоклассники | праздник |
6 | Традиции школы | беседа, собрание для родителей |
7 | Школьная библиотека. Посвящение в читатели | экскурсия, конкурсы |
8 | Наши обязанности | игра |
9 | До свидания, первый класс! | праздник |
| III. Краснодар – город родной | |
1 | Мой двор | рисунки |
2 | Удивительное имя нашего города | легенды |
3 | Герб города | беседа |
4 | Прогулка-экскурсия по города | экскурсия на автобусе |
5 | Удивительный наряд города | видео экскурсия |
6 | Характер города. Город владеет культурными богатствами | беседа |
7 | Характер города. Город владеет духовными богатствами | фотовернисаж |
8 | Посещение музея города. | экскурсия |
9 | Занятия жителей города | беседа |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
1 | «Большая Родина» –Россия. Географическое положение. | беседа |
2 | Москва– столица России. | видео экскурсия |
3 | Из бабушкиного сундука | фольклорные посиделки, игра |
4 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир. | беседа |
5 | Красота родной природы | видео экскурсия |
6 | Дружба народов России | беседа |
| 2 класс | |
| I. Семья вся вместе – и душа на месте | |
1 | Мой дом – моя крепость | игра |
2 | Досуг в моей семье | беседа, рисунки |
3 | Профессия моего отца | фотовернисаж |
4 | Профессия моей мамы | фотовернисаж |
5 | Распределение обязанностей в семье | практикум |
6 | Песни родителей, бабушек | прослушивание |
7 | Фамилия, имена, отчества членов семьи | поисковое задание |
8 | Папа, мама, я – читающая семья | соревнования, праздник |
| II. Школа – мой второй дом | |
1 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | беседа |
2 | Распределение обязанностей в классном коллективе | беседа |
3 | Мои любимые книги | выставка книг |
4 | Береги учебник | акция |
5 | Бережное отношение к школьному имуществу | беседа |
6 | Я – директор школы | ролевая игра |
7 | Школа будущего | конкурс рисунков |
8 | Дом, в котором мы живем | практическая деятельность по созданию презентаций о школе |
| III. Краснодар – город родной | |
1, 2 | Память о прошлом. | беседа |
3 | О чём говорят названия улиц | поисковое задание |
4 | Посещение кинотеатра, театра | культпоход |
5 | Альбом «Знай и люби свой город» | рисунки, сочинения, мини-доклады |
6 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | встреча, беседа |
7 | Аллея героев | экскурсия |
8 | Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома. | экскурсия |
9, 10 | Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте | беседа, прогулки по отдельным местам города |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
1 | Флаг России, Краснодарского края, города Краснодара. | беседа, рисунки |
2 | Герб России, Краснодарского края, города Краснодара. | беседа |
3 | Гимн России, Краснодарского края, города Краснодара. | прослушивание |
4 | Национальная кухня Кубани | конкурс блюд |
5 | Национальный костюм Кубани | рисунки |
6 | Заповедные места Кубани | беседа |
7 | Игры кубанского народа | практикум |
8 | Праздники | праздник |
| 3 класс | |
| I. Семья вся вместе – и душа на месте | |
1 | Моя семья | сочинение |
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | выставка семейных поделок |
3 | Герб моей семьи | конкурс рисунков |
4 | Моя родословная | составление родословной |
5 | У семейного очага | семейная игра |
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | поисковое задание |
7 | Подвижные семейные игры | практикум |
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | открытки, праздник |
| II. Школа – мой второй дом | |
1 | Моя школа – мой дом | беседа |
2 | Я работаю в библиотеке | ролевая игра |
3 | Поздравление учителей с Днем учителя | открытка |
4 | Что растет на территории школы | тесты |
5 | Все о школе | викторина |
6 | Школьный музей ВДВ | экскурсия |
7 | Акция «Хорошее время читать»» | читательский дневник |
8 | Трудовой десант | посадка многолетних растений на клумбах школьного участка |
| III. Краснодар – город родной | |
1 | Исторические места города. | экскурсия |
2 | День рождения моего города | выставка фотографий |
3 | Промышленные предприятия города | экскурсия |
4 | Великая Отечественная война в истории моего города | беседа |
5 | Посещение музея им. Фелицина | экскурсия в музей |
6 | Знаменитые земляки | поисковое задание |
7 | Встреча с известными земляками | беседа |
8 | Знай, люби и гордись своим городом | практикум |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
1 | Кубань в далеком прошлом | беседа |
2 | Гражданская война на территории Кубани | беседа |
3 | Подвиги кубанцев в годы Великой Отечественной войны | беседа |
4 | Символика России и Кубани | беседа |
5 | Кто в государстве самый главный? | ролевая игра |
6 | Я – гражданин | рисунки |
7 | Многонациональная Россия | беседа |
8, 9 | Праздники русского народа | праздник |
10 | Краснодар всем городам город. | экскурсия |
| 4 класс | |
| I. Семья вся вместе – и душа на месте | |
1 | История одной фотографии | сочинение |
2 | Рукотворный мир | выставка поделок, сделанных совместно с родителями |
3 | Моя семья. Семейные традиции | практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет |
4 | Вклад моей семьи в историю страны | поисковое задание |
5 | Семейный бюджет | практикум |
6 | Права и обязанности родителей и детей | круглый стол |
7 | Папа, мама, я – дружная семья | спортивный праздник |
8 | Поздравление с Днем Семьи | поздравительная открытка |
| II. Школа – мой второй дом | |
1 | Юбилейная дата. Встреча с детским писателем | беседа |
2 | Умники и умницы | интеллектуальная игра |
3 | Бюджет школы | практикум |
4 | Школьный музей ВДВ | экскурсия в школьный музей |
5 | Мой любимый предмет в школе | конкурс рисунков |
6 | История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы. | создание альбома |
7 | Прощание с начальной школой | праздник |
8 | Подарок школе | |
| III. Краснодар – город родной | |
1 | Моя малая родина | сочинение |
2 | Писатели в годы Великой Отечественной войны | |
3 | Знакомство с духовной жизнью города | экскурсии по храмам, соборам, мечетям |
4 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | поисковое задание |
5 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | экскурсия |
6 | Изучение археологических находок | сбор материала для школьного музея |
7 | Что мы покажем гостям Кубани | оформление уголка |
8 | Мой город в будущем | защита проекта |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
1 | Первобытный мир – начало истории человечества | беседа |
2 | Древние предки | беседа |
3 | Дар Екатерины | беседа |
4 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | поисковое задание |
5 | На пути духовного возрождения. | экскурсия в храм |
6, 7 | Знакомство с произведениями литературы и искусства | чтение произведений, театрал. представления |
8 | Трудовые достижения и замечательные люди Кубани | поисковое задание |
9 | Что человечество ценит больше всего. | беседа |
10 | Далекое прошлое нашего края | викторина |
IV. Реализация программы.
- Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
- Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
- Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
- Посещение музеев
- V. Ожидаемые результаты:
- Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
- Повышение уровня духовной культуры
- Возрождение патриотического воспитания.
Список использованной литературы:
- Государственные символы России: Герб; Флаг; Гимн: Материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России, Шепелева Т. В.
- http://nsportal.ru/detskii-sad/konstruirovanie-ruchnoi-trud/programma-kruzhka-russkoi-narodnoi-kukly-vasilinka-dlya-d
- http://rushkolnik.ru/docs/235/index-109431.html
- http://www.samovarcheg.ru/index.php?categoryID=135
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры классных руководителей МБОУ СОШ № 6 от _____20__ года № 1 _________Солонченко Г.В. подпись рук.кафедры | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________Себова С.Г. подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Юный патриот"
Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как классные часы, экскурсии в музеи, ...
Программа "Растим патриота России"
Пояснительная запискаПрограмма «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотич...
Приложение к программе «Растим патриота России» . Направление: «Наш край» Проект: территория школы - цветущий сад.
Цель проекта: На практических занятиях раскрыть значение таких профессий, как озеленитель, дизайнер, цветовод. Объединение усил...
Рабочая программа кружка "Патриот" 1 класс
Программа кружка составлена в соответствии ФГОС НОО....
Авторская программа «Юные патриоты»
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся младших классов «Юные патриоты» отражает актуальную потребность нашего общества-воспитание патриотизма и уважения к Родине. Программа ...
Рабочая программа «Юный патриот» по духовно-нравственному направлению
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...
Программа "Растим патриотов"
Программа внеурочной деятельности разработана с учетом регионального компонента и ФГОС...