Рабочая программа «Юный патриот» по духовно-нравственному направлению
рабочая программа по теме
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа «Юный патриот» по духовно-нравственному направлению | 639.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 78 Краснооктябрьского района г. Волгограда
«Рассмотрено» На заседании кафедры (методического объединения) учителей начальных классов Протокол № _____ от «______» сентября 2013г. Руководитель кафедры (методического объединения) ________ Романовскова С. Н. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ Сачкова Л.И. «____» сентября 2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 78 ______________ Егоркина Г. Н. «______» сентября 2013 г. |
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный патриот» по духовно-нравственному направлению составлена на основе авторской программы Викуловой Г. Е., учителя начальных классов.
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Милый сердцу уголок». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Милый сердцу уголок” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Волгоград – моя малая Родина», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
1. Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях; сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
организовать экскурсии по историческим местам Волгограда;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
3. Исполнители программы:
Учащиеся, родители и руководитель кружка.
II. Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Направления работы:
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся, руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
Последовательности, гуманизации, интеграции, системности.
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 30 минут и проводится 1 раз в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
Содержание программы.
Программа «Юный патриот» включает в себя четыре блока:
Семья вся вместе – и душа на месте
Школа – мой второй дом
Волгоград – моя малая Родина
Родной свой край люби и знай
1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи:
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа – мой второй дом».
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Волгоград – моя малая Родина»
Задачи:
формировать представления об истории города;
приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
воспитывать любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях области;
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1 класс (17 часов);
2 ступень – 2 класс (17 часов);
3 ступень – 3 класс (17часов);
4 ступень – 4 класс (17часов).
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Форма проведения | Кол-во час | Дата провед. |
| 1 класс | |||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | 4 | |||
1 | Мои родные. Мое имя и фамилия. | Беседа. | 1 | |
2 | Ты – родитель. Игры бабушек, дедушек. | Игра. Практикум. | 1 | |
3 | Поздравление мам с Днем Матери | КДТ | 1 | |
4 | Мои обязанности в семье | Беседа. | 1 | |
II. Школа – мой второй дом | 4 | |||
5 | Здравствуй, школа! | Праздник. | 1 | |
6 | Школьные кабинеты | Экскурсия. | 1 | |
7 | Адрес школы. Дорога в школу | составление маршрута. | 1 | |
8 | Мой сосед по парте | Игра. | 1 | |
III. «Волгоград – моя малая Родина» | 4 | |||
9 | Мой двор | Рисунки. | 1 | |
10 | История названия нашего города | Легенды. | 1 | |
11 | Улицы. Значение названия. | Беседа. | 1 | |
12 | Прогулка-экскурсия по городу | Экскурсия. | 1 | |
IV. Родной свой край люби и знай | 5 | |||
13 | «Малая Родина». Географическое положение. | Беседа. | 1 | |
14 | Из бабушкиного сундука | Рисунки. | 1 | |
15 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир. | Беседа. | 1 | |
16 | Красота родной природы | Экскурсия. | 1 | |
17 | Дружба поколений. | Беседа. | 1 | |
2 класс | ||||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | 4 | |||
1 | Мой дом – моя крепость | Игра. | 1 | |
2 | Досуг в моей семье | беседа, рисунки | 1 | |
3 | Профессия моего отца | КДТ | 1 | |
4 | Профессия моей мамы | Беседа. | 1 | |
II. Школа – мой второй дом | 4 | |||
5 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | Беседа. | 1 | |
6 | Распределение обязанностей в классном коллективе | Беседа. | 1 | |
7 | Мои любимые книги | выставка книг | 1 | |
8 | Береги учебник | Акция. КДТ | 1 | |
III. «Волгоград – моя малая Родина» | 4 | |||
9 10 | Память о прошлом. Память о прошлом. | Беседа. | 2 | |
11 | О чём говорят названия улиц | поисковое задание | 1 | |
12 | Альбом «Знай и люби свой город» | рисунки, сочинения, мини-доклады | 1 | |
IV. Родной свой край люби и знай | 5 | |||
13 | Национальная кухня | конкурс блюд | 1 | |
14 | Богатства родного края. | Рисунки. | 1 | |
15 | Памятные места Волгограда. | Беседа. | 1 | |
16 | Игры нашего народа | Практикум. | 1 | |
17 | Семейные традиционные праздники. | Беседа. | 1 | |
3 класс | ||||
| I. Семья вся вместе – и душа на месте | 4 | ||
1 | Моя семья | Сочинение. | 1 | |
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | выставка семейных поделок | 1 | |
3 | Традиции моей семьи | конкурс рисунков | 1 | |
4 | Моя родословная | составление родословной | 1 | |
II. Школа – мой второй дом | 4 | |||
5 | Моя школа – мой дом | Беседа. | 1 | |
6 | Я работаю в библиотеке | ролевая игра | 1 | |
7 | Поздравление учителей с Днем учителя | Открытка. | 1 | |
8 | Что растет на территории школы | Тесты. | 1 | |
III. «Волгоград – моя малая Родина» | 4 | |||
9 | Исторические места города. | Экскурсия. | 1 | |
10 | Возраст моего города. | Поисковая работа | 1 | |
11 | Великая Отечественная война в истории моего города. | Беседа. | 1 | |
12 | Знай, люби и гордись своим городом. | Практикум. | 1 | |
IV. Родной свой край люби и знай | 5 | |||
13 | Символика России | Беседа. | 1 | |
14 | Кто в государстве самый главный? | ролевая игра | 1 | |
15 | Я – гражданин | Рисунки. | 1 | |
16 | Праздники русского народа | Праздник. | 2 | |
17 | Волгоград – гордость каждого жителя. | Экскурсия. | 1 | |
4 класс | ||||
| I. Семья вся вместе – и душа на месте | 4 | ||
1 | История одной фотографии | Сочинение. | 1 | |
2 | Рукотворный мир | выставка поделок | 1 | |
3 | Моя семья. Семейные традиции | практическая деятельность | 1 | |
4 | Вклад моей семьи в историю страны | поисковое задание | 1 | |
II. Школа – мой второй дом | 4 | |||
5 | Юбилейная дата. | Беседа. | 1 | |
6 | Умники и умницы | интеллектуальная игра | 1 | |
7 | Бюджет школы | Практикум. | 1 | |
8 | История школы. Знаменитые люди – выпускники нашей школы. | создание альбома | 1 | |
III. «Волгоград – моя малая Родина» | 4 | |||
9 | Моя малая родина | Сочинение. | 1 | |
10 | Душа поэта. | Встречи. | 1 | |
11 | Знакомство с духовной жизнью города. | Экскурсия церковь | 1 | |
12 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | поисковое задание | 1 | |
IV. Родной свой край люби и знай | 5 | |||
13 | Первобытный мир – начало истории человечества | Беседа. | 1 | |
14 | Народы – проживавшие в нашем городе. | Беседа. | 1 | |
15 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | поисковое задание | 1 | |
16 | На пути духовного возрождения. | экскурсия в церковь. | 1 | |
17 | Что человечество ценит больше всего. | Беседа. | 1 |
IV. Реализация программы.
Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
Посещение семей на дому.
Посещение школьного музея.
V. Ожидаемые результаты:
Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
Повышение уровня духовной культуры
Возрождение патриотического воспитания.
Список использованной литературы:
1. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.
2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1
3. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай:
Интернет.
4. И. С. Артюхов. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008 год.
5. Д. В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 3010 год;
6. Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005 год;
7. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2007 год.
8. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.
9. С. Н. Сыров. Страницы истории. Москва, Русский язык, 1987 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Программа ВД "Уроки нравственности" (1-4 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Юный эколог"»
срок реализации программы 4 года...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот»
Начальная школа призвана воспитывать лучшие духовно-нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Юные патриоты России"
Программа "Юные патриоты России"основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д. "С любовью к городу", программу Кукченко Т. М. "Гражданин"...