Духовно-нравственное воспитание школьников на занятиях прикладным творчеством
методическая разработка на тему
Изобразительная деятельность, и, в частности декоративно – прикладное искусство, – одна из самых интересных для детей дошкольного и школьного возраста. Они с удовольствием рисуют, лепят, вырезывают, выжигают, выпиливают, наклеивают…Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Они учатся анализировать предметы, находить общность и различия. Знания об отдельных предметах обобщаются. На занятиях развивается речь ребенка, наблюдательность, умственная активность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание школьников на занятиях прикладным творчеством | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Курганская, ПДО МБУ ДО ЦНТТ г. Армавира
Духовно- нравственное воспитание детей на занятиях декоративно-прикладным искусством
Изобразительная деятельность, и, в частности декоративно – прикладное искусство, – одна из самых интересных для детей дошкольного и школьного возраста. Они с удовольствием рисуют, лепят, вырезывают, выжигают, выпиливают, наклеивают…Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Они учатся анализировать предметы, находить общность и различия. Знания об отдельных предметах обобщаются. На занятиях развивается речь ребенка, наблюдательность, умственная активность, самостоятельность.
Правильное овладение различными материалами и инструментами требует трудовых навыков. В процессе усвоения и практического применения знаний и умений и навыков развиваются способности ребенка.
Изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно – образного мышления. На занятиях создаются предпосылки для нравственного воспитания. Ведь искусство обращено к духовной сфере ребенка. Оно способствует формированию эмоциональных критериев, развитию фантазии, воображения, творческой потенциальности.
Известный педагог XVIII столетия Иоганн Генрих Песталоцци писал, что задача преподавания должна содействовать всестороннему общему образованию и гармоническому развитию всех духовных сил человека.
В настоящее время развитие духовно – нравственных качеств обучающихся особенно актуально. Основной задачей является воспитание гражданина высокой духовности и нравственности, способного к возрождению и приумножению культурных ценностей страны. И декоративно – прикладное искусство может стать основой духовно – нравственной культуры подрастающего поколения.
Декоративно – прикладное искусство существует с глубокой древности. С давних пор люди используют в быту художественно оформленные предметы быта. Это посуда, мебель, ткани, одежда, украшения и пр. Мастера декоративно – прикладного искусства использовали самые разнообразные материалы – металл, дерево, глину, стекло, текстиль, солому…
Декоративно – прикладные изделия создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа. Особенно велико воспитательное значение народного декоративного искусства. Знакомясь с его богатством, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует золотая Хохлома, нарядность городецкого узора, синие узоры Гжели. У детей формируются чувства гордости за свою страну, свой народ.
На занятиях дети не только знакомятся с народными промыслами, но и изучают многие виды декоративного искусства, доступные их возрасту. Это выпиливание, роспись по дереву, декупаж…
В процессе обучения дети получают знания о цвете, композиции, декоративной стилизации, знакомятся с техническими приемами. Динамические и статические пособия к занятиям мотивируют к творчеству.
Свои успехи дети регулярно демонстрируют на выставках различного уровня, что повышает их самооценку. Их работы украшают кабинеты, коридоры, часто используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны.
Принцип обучения и воспитания строится на сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм организации занятий.
Содержание учебного материала ориентировано на формирование базовых национальных ценностей; содержание занятий нацелено на формирование культурно-творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию фантазии и художественного вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации. Искусство воспитывает эмоциональную отзывчивость. Оно учит жить по законам красоты, а не жестокости и агрессивности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Доклад на районном семинаре учителей начальных классов/...
Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника
Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...
Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»
I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников...
Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.
Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...
Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников
Программа духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...