Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.
статья на тему
Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования духовно – нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены в соответствии с Законом «Об образовании» как задачи первостепенной важности, которые лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников и согласно Стандарту, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно – полезную, которые формируют уклад школьной жизни. Следовательно, учителю требуется не только знание предметов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-_nravstvennyh_kachestv.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников
через занятия во внеурочной деятельности.
Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования духовно – нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены в соответствии с Законом «Об образовании» как задачи первостепенной важности, которые лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников и согласно Стандарту, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно – полезную, которые формируют уклад школьной жизни. Следовательно, учителю требуется не только знание предметов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Проблемы воспитания школьников связаны, по крайне мере, с четырьмя положениями:
- наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- в современном мире человек живёт, развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;
- само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно – нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
-вооружение нравственными знаниями важно и тому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Решение главных задач обучения и воспитания должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладения этическими и духовно – нравственными нормами.
Школа даёт очень важное и значимое общее образование, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно- нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности. Для этого каждому учителю нужно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и дать возможность развивать его способность в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе. Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно – нравственного воспитания через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений: спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное, духовно- нравственное. В работе используется игровые, коммуникативные и исследовательские технологии.
Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребенка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранения и укрепление своего здоровья.
Мероприятия по здоровьесбережению требуют творческого подхода и могут быть разных видов:
- беседы и классные часы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления («Советы дядюшки Бобра», «Дружи с водой», «Секреты здоровья. Чтоб здоровым вечно быть, Нужно спорт нам полюбить» и.др.),
- динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;
-игры – соревнования, Дни здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
Приобщение родителей к совместной внеурочной деятельности способствует формированию духовно – нравственных качеств школьников, ведь именно от воспитания в семье зависит каким будет наше общество. На классных часах «Праздники в доме. Какими им быть?», «Дружба, любовь, семья. Мы за чаем не скучаем», «Семейные ценности», «Поговорим о здоровом образе жизни», «Мир увлечений царит», радость творчества, родители участвует в обсуждении, дают советы, высказывают пожелания. Родители принимают активное участие в совместной работе по подготовке к проведению мероприятий, а также активно участвуют в проводимых мероприятиях. Цель таких мероприятий – желание родителей и детей показать, как они любят, ценят и уважают друг друга, потому, что такие желания появляются редко в повседневной жизни.
На этих примерах показано, как духовно – нравственное развитие обучающихся начальной школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную, семейную и общественно – полезную.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности
В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...
Формирование духовно - нравственных качеств младшего школьника
В статье раскрываются цель и методы формирования духовно - нравственных качеств младшего школьника....
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников....
Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...
Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности у обучающихся в ОУ».
Работа содержит презентацию...
Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников
Роль школы в современных условиях-стать центром духовного развития личности каждого обучающегося.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравс...