Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.
статья на тему

Маркова Раиса Ивановна

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования духовно – нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены в соответствии с Законом «Об образовании» как задачи первостепенной важности, которые лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников и согласно Стандарту, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно – полезную, которые формируют уклад школьной жизни.  Следовательно, учителю требуется не только знание предметов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno_-_nravstvennyh_kachestv.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников

через занятия во внеурочной деятельности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования духовно – нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены в соответствии с Законом «Об образовании» как задачи первостепенной важности, которые лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников и согласно Стандарту, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно – полезную, которые формируют уклад школьной жизни.  Следовательно, учителю требуется не только знание предметов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Проблемы воспитания школьников связаны, по крайне мере, с четырьмя положениями:

- наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

- в современном мире человек живёт, развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;

- само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно – нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе  уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

-вооружение нравственными знаниями важно и тому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

        Решение главных задач обучения и воспитания должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладения этическими и духовно – нравственными нормами.

        Школа даёт очень важное и значимое общее образование, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно- нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности. Для этого каждому учителю нужно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и дать возможность развивать его способность в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе.        Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно – нравственного воспитания через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений: спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное, духовно- нравственное. В работе используется игровые, коммуникативные и исследовательские технологии.

        Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребенка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранения и укрепление своего здоровья.

        Мероприятия по здоровьесбережению требуют творческого подхода и могут быть разных видов:

- беседы и классные часы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления («Советы дядюшки Бобра», «Дружи с водой», «Секреты здоровья. Чтоб здоровым вечно быть, Нужно спорт нам полюбить» и.др.),

- динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;

-игры – соревнования, Дни здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.

        Приобщение родителей к совместной внеурочной деятельности способствует формированию духовно – нравственных качеств школьников, ведь именно от воспитания в семье зависит каким будет наше общество. На классных часах «Праздники в доме. Какими им быть?», «Дружба, любовь, семья. Мы за чаем не скучаем», «Семейные ценности», «Поговорим о здоровом образе жизни», «Мир увлечений царит», радость творчества, родители участвует в обсуждении, дают советы, высказывают пожелания. Родители принимают активное участие в совместной работе по подготовке к проведению мероприятий, а также активно участвуют в проводимых мероприятиях. Цель таких мероприятий – желание родителей и детей показать, как они любят, ценят и уважают друг друга, потому, что такие желания появляются редко в повседневной жизни.

        На этих примерах показано, как духовно – нравственное развитие обучающихся начальной школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную, семейную и общественно – полезную.

        Ведь именно так ставится вопрос в новом  Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

Формирование духовно - нравственных качеств младшего школьника

В статье раскрываются цель и методы  формирования духовно - нравственных качеств младшего школьника....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников....

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников

Роль школы в современных условиях-стать центром духовного развития личности каждого обучающегося.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравс...