Статья "Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся"
статья по теме

Петрова Виктория Викторовна

Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о

 системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной 

 деятельности школьников может быть представлен как привычным 

 документом (свидетельство об окончании школы, аттестат), так и

 совершенно новым – портфолио. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_uchenika_nachalnoy_shkoly.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся

 Аннотация:        Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о

 системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной  

 деятельности школьников может быть представлен как привычным  

 документом (свидетельство об окончании школы, аттестат), так и

 совершенно новым – портфолио.

Цель портфолио – подвести итог деятельности ученика в определенный

период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

   Портфолио - образцы проделанной работы, которые раскрывают  способности и умения ученика. Портфолио свидетельствует об  активности ребёнка в разных видах деятельности  в школе и за её пределами.

Цель создания портфолио.

       Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их.

     Учебный  процесс  требует  самодисциплины  от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать  неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал.

    Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений.

    Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика.

    Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильное  направление  для дальнейшего развития его способностей.


Ученик приходит в школу, чтобы получать знания, получать развитие.

Знания важны, это бесспорно. Но, наверное, еще важнее общая образованность. Это не только знания, но и созданный интеллектуальный потенциал – мобильность, глубина мышления, наличие творческих наклонностей и т.д. Знания – первичные характеристики человека, а убеждения – глубинные, которые характеризуют его сущность. И весь образовательный и воспитательный процесс должен быть направлен на личностные достижения учащихся. Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений.

Эта система должна быть четко спланированной, гибкой, неформальной. Эта система должна :

  • -обеспечивать объективное определение уровня обученности учащихся,
  • - стимулировать процесс обучения на любом этапе образовательного процесса,
  • - обеспечивать эффективность личностных достижений.

Анализ результатов образовательной деятельности школьников может быть представлен привычным документом об образовании и новым –портфолио.

Цель портфолио – подвести итог деятельности ученика в определенный период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

Портфолио – это коллекция работ и результатов ученика, которая показывает его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, которые фиксируют чаще знания и умения репродуктивного характера.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в самых разных видах деятельности: учебной, коммуникативной, социальной, творческой

Портфолио показывает как качественные, так и количественные итоги деятельности ученика.

Критериями для портфолио могут быть:

Критерии

Итоговые баллы

Учебные достижения

 

Олимпиады

 

Конкурсы

 

Участие в классных делах

 

Участие в школьных мероприятиях

 

Мероприятия других уровней

 

Дополнительное образование

 

Творческие работы

 

Отзывы, рецензии

 

 Общий итог

 

По результатам работы в конце каждого года проводятся конкурсы: «Лучший ученик года», «Лидер года»,  «Класс года».

Ведение портфолио самим учеником  повышает его образовательную активность, позволяет осознать уровень своих целей и возможностей.

Поэтому портфолио является современной эффективной формой оценивания ученика.

Портфолио помогает

  • организовать учебную деятельность ученику,
  • поддерживать высокую учебную мотивацию,
  • развивать навыки рефлексии и самооценки,
  • индивидуализировать образовательную траекторию ученика,
  • способствовать успешной социализации учащихся
  • поощрять самостоятельность и активность,
  • выявить предпрофильную и профильую направленность ученика,
  • воспитывать умение гордиться своими успехами в конкурентной среде.

В  настоящее время в теории и практике образования выделяют такие виды портфолио:

«Портфолио документов»,

«Портфолио различных работ»,

«Портфолио отзывов».

Ученик, учитель, родители могут выбрать любой вид портфолио и отслеживать все успехи ребенка.

портфолио

ученика начальной  школы

Основной смысл портфеля достижений – «показать все, на что ты способен».

Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.

Для чего ученику портфолио?

"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие

работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

   Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

 Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.

 Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному               познанию.

Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

 Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Для чего  это нужно?

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода       обучения. Портфолио является формой оценивания образовательных результатов в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Титульный лист

 Содержит основную информацию (фамилия

имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

        Дать возможность ребенку самому выбрать фотографию для

титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета, а показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

Раздел «Мой мир»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов

«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Мои друзья»- фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

«Моя школа»- рассказ о школе и о педагогах.

              Раздел «Моя общественная работа»

       Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Раздел «Моё творчество»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

        Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

           Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет - порталом, сделать распечатку тематической странички .

Раздел «Мои впечатления»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

Раздел «Мои достижения»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы,    благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

                                          Важно помнить:

В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия и старания к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе.

Презентация по теме: "Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе". Выступление на МО учителей начальных классов....

Роль портфолио в системе оценки личностных достижений учащихся

Главной задачей школы является подготовка ответственного человека-гражданина, способного мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интерес...

портфолио - форма оценки профессиональных достижений учителя

Представлены материалы профессиональных достижений учителя начальных классов. Поможет тем, кто готовится к аттестации на  высшую категорию....

Мониторинг личностных достижений учащихся.

В своем материале рассказываю об использованиии мониторинга индивидуальных особенностей учеников начальной школы, разработанном учеными Российской академии образования....

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся...

Оценка личностного роста учащихся начальных классов

Цель:  получение целостного представления о  различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности кон...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений учащихся

Мониторинг позволяет классному руководителю отследить уровень сформированности метапредметных и личностных результатов учащихся. Может быть использован как в работе классного руководителя в начальной ...