Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся
Аннотация: Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о
системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной
деятельности школьников может быть представлен как привычным
документом (свидетельство об окончании школы, аттестат), так и
совершенно новым – портфолио.
Цель портфолио – подвести итог деятельности ученика в определенный
период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.
Портфолио - образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умения ученика. Портфолио свидетельствует об активности ребёнка в разных видах деятельности в школе и за её пределами.
Цель создания портфолио.
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их.
Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал.
Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений.
Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика.
Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильное направление для дальнейшего развития его способностей.
Ученик приходит в школу, чтобы получать знания, получать развитие.
Знания важны, это бесспорно. Но, наверное, еще важнее общая образованность. Это не только знания, но и созданный интеллектуальный потенциал – мобильность, глубина мышления, наличие творческих наклонностей и т.д. Знания – первичные характеристики человека, а убеждения – глубинные, которые характеризуют его сущность. И весь образовательный и воспитательный процесс должен быть направлен на личностные достижения учащихся. Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений.
Эта система должна быть четко спланированной, гибкой, неформальной. Эта система должна :
- -обеспечивать объективное определение уровня обученности учащихся,
- - стимулировать процесс обучения на любом этапе образовательного процесса,
- - обеспечивать эффективность личностных достижений.
Анализ результатов образовательной деятельности школьников может быть представлен привычным документом об образовании и новым –портфолио.
Цель портфолио – подвести итог деятельности ученика в определенный период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.
Портфолио – это коллекция работ и результатов ученика, которая показывает его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, которые фиксируют чаще знания и умения репродуктивного характера.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в самых разных видах деятельности: учебной, коммуникативной, социальной, творческой
Портфолио показывает как качественные, так и количественные итоги деятельности ученика.
Критериями для портфолио могут быть:
Критерии | Итоговые баллы |
Учебные достижения |
|
Олимпиады |
|
Конкурсы |
|
Участие в классных делах |
|
Участие в школьных мероприятиях |
|
Мероприятия других уровней |
|
Дополнительное образование |
|
Творческие работы |
|
Отзывы, рецензии |
|
Общий итог |
|
По результатам работы в конце каждого года проводятся конкурсы: «Лучший ученик года», «Лидер года», «Класс года».
Ведение портфолио самим учеником повышает его образовательную активность, позволяет осознать уровень своих целей и возможностей.
Поэтому портфолио является современной эффективной формой оценивания ученика.
Портфолио помогает
- организовать учебную деятельность ученику,
- поддерживать высокую учебную мотивацию,
- развивать навыки рефлексии и самооценки,
- индивидуализировать образовательную траекторию ученика,
- способствовать успешной социализации учащихся
- поощрять самостоятельность и активность,
- выявить предпрофильную и профильую направленность ученика,
- воспитывать умение гордиться своими успехами в конкурентной среде.
В настоящее время в теории и практике образования выделяют такие виды портфолио:
«Портфолио документов»,
«Портфолио различных работ»,
«Портфолио отзывов».
Ученик, учитель, родители могут выбрать любой вид портфолио и отслеживать все успехи ребенка.
портфолио
ученика начальной школы
Основной смысл портфеля достижений – «показать все, на что ты способен».
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.
Для чего ученику портфолио?
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие
работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.
► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
►Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.
► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Для чего это нужно?
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой оценивания образовательных результатов в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Титульный лист
Содержит основную информацию (фамилия
имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Дать возможность ребенку самому выбрать фотографию для
титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета, а показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
Раздел «Мой мир»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов
«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Мои друзья»- фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
«Моя школа»- рассказ о школе и о педагогах.
Раздел «Моя общественная работа»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Раздел «Моё творчество»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет - порталом, сделать распечатку тематической странички .
Раздел «Мои впечатления»
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
Раздел «Мои достижения»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Важно помнить:
В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия и старания к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль портфолио в системе оценки личностных достижений учащихся
Главной задачей школы является подготовка ответственного человека-гражданина, способного мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интерес...
портфолио - форма оценки профессиональных достижений учителя
Представлены материалы профессиональных достижений учителя начальных классов. Поможет тем, кто готовится к аттестации на высшую категорию....
«Портфолио как одна из форм оценивания учебных достижений учащихся»
В статье раскрывается опыт работы с брошюрой организатором А.В.Иванова «Мой Портфолио».Материал будет полезен учителям начальной школы для организации работы с индивидуальным Портфолио учащегося...
"Технология "портфолио" - система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика"
Именно "портфолио", как система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика, может помочь каждому ребенку в расстановке приоритетов....
Статья "Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся"
Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной деятельности школьников может быть представлен как привычны...
МАСТЕР КЛАСС «Портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся».
В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной зад...
Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы
Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы...