Мониторинг личностных достижений учащихся.
учебно-методический материал на тему
В своем материале рассказываю об использованиии мониторинга индивидуальных особенностей учеников начальной школы, разработанном учеными Российской академии образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.08 КБ |
Предварительный просмотр:
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на Федеральные государственные стандарты начального общего образования. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является предметный, метапредметный и личностный результат.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для того, чтобы воспитать такого выпускника нужно создать условия. Для этого у нас оборудованы кабинеты: рабочее место учителя, интерактивные доски, выход в Интернет... Проводятся внеурочные занятия. Направления внеурочной занятости были выбраны родителями учащихся по желанию.
Я считаю, что в решении задач, поставленных перед современной школой, немаловажная роль должна быть отведена педагогическому мониторингу.
Изучая литературу по данному вопросу, я нашла множество определений термина «мониторинг».
За основу своей деятельности я взяла следующее определение: мониторинг – это организованное системное наблюдение за каким – то процессом, отслеживание его хода по определенным показателям[1].
Основная область практического применения мониторинга – управление образовательным процессом, и не только в школе в целом, но и в конкретном классе, на конкретном уроке.
В процессе осуществления мониторинга выясняются следующие вопросы:
- достигается ли цель образовательного процесса;
- существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих исследований;
- существуют ли предпосылки для совершенствования деятельности педагога;
- соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям учащегося.
Поскольку Стандарт предъявляет требования к трем группам результатов, значит, и мониторинг нужно проводить по всем трем направлениям. Для меня наиболее интересным является мониторинг личностных особенностей и результатов учеников. Почему именно личностных? Отслеживание предметных результаты не являются новинкой, их мониторинг педагоги проводили и раньше. А вот отслеживание личностных особенностей учащихся как никогда актуально значимо и ново.
Мониторинг личностных достижений учащихся позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития и выстраивается следующим образом:
- создание банка внутренней информации, позволяющей сравнивать результаты, видеть общую динамику развития образовательного процесса; первичная обработка полученного результата;
- анализ результатов мониторинга (выявление причинно-следственных связей, динамики педагогических процессов) и систематизация полученных данных (по классу в целом и каждому учащемуся в отдельности);
- создание психолого-педагогических условий, способствующих положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, организации взаимодействия учащихся и учителя, обеспечение положительной обратной связи;
- анализ совместно с учеником и родителями полученных результатов;
- определение зоны ближайшего развития для каждого ученика, педагогической помощи конкретным детям;
- диссеминация опыта.
Впервые мониторинг индивидуально-личностных особенностей я проводила в конце первого класса. В дальнейшем планируется проводить его в конце каждого года обучения до 4 класса.
В конце учебного года по окончании первого класса с детьми было проведено психологическое исследование.
Все методики проводились фронтально. Проведение заняло чуть меньше одного урока. Методики проводились в хорошем темпе: подробно объяснялась суть каждой методики, чтобы дети ее поняли, особенно подробно проговаривалось начало методик, а затем темп убыстрялся, чтобы дети работали самостоятельно, не заглядывая друг к другу и не делясь впечатлениями и ответами.
В этом мониторинге я использую две методики, разработанные специалистами Российской академии образования под руководством Г.С.Ковалевой:
- «Настроение». Данная методика направлена на выявление отношения учащихся к учебной деятельности.
- «Как ты себя оцениваешь?» - самооценка учащихся.
На каждую методику в среднем отводится от 10 до 15 минут.
Проводя этот мониторинг в первый раз, я давала подробную инструкцию учащимся, по ходу работы наблюдала за детьми, подбадривая чересчур робких, побуждая отвечать самостоятельно и т.п. Время выполнения ограничивалось не жестко. Когда все первоклассники или, по крайней мере, подавляющее большинство из них окончили работу, детям говорили: «Все, мы закончили это задание, переходим ко второму».
Методика «Настроение»
Методика предлагает несколько ситуаций. Я сама читала каждую ситуацию, тем самым задавая темп работы класса.
Каждому ребенку выдается лист, на котором напечатан перечень ситуаций, связанных с учебной жизнью ребенка. Внимание детей сосредотачивается и дается инструкция.
Методика представляет собой опрос о преобладающем настроении школьника в тех или иных ситуациях. Нужно выбрать один из трех предложенных ответов: «солнышко», «солнышко спряталось за тучку», «тучка» и поставить знак в нужной клетке.
При сборе бланков с ответами необходимо было быстро визуально проверить, чтобы в каждой строке (кроме последней) был отмечен один крестик.
Методика «Как ты себя оцениваешь?»
Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн.
В классической методике самооценки для определения свойства использовалась просто линия с двумя полюсами и отмеченной серединой, на которой испытуемый отмечал черточкой выраженность измеряемого свойства. Далее приходилось линейкой измерять длину этой отмеченной линии.
В предлагаемом варианте проведения методики на каждой линии нарисованы 11 квадратиков: первый – вверху (положительный полюс), второй – посередине, третий – внизу (отрицательный полюс). Отмеченный квадратик на линии – это ответ испытуемого на вопрос: «А как ты себя оцениваешь в данный момент по данному параметру?». В ответ на вопрос о его самооценке испытуемый помещает себя в какое-то место шкалы между полюсами.
При сборе листков с ответами необходимо было также быстро визуально проверить, чтобы на каждой линии был отмечен один квадратик. Если на какой-либо из линий квадратик не отмечен, необходимо было помочь этим детям завершить задание в индивидуальном порядке, обсуждая с каждым из них пропущенное качество и убеждаясь, насколько верно он понимает то свойство, о котором идет речь. Подбадривая ребенка, помогали ему выразить себя.
Анализируя результаты методики «Настроение» можно сказать, что подавляющее большинство учеников чувствует себя свободно и комфортно на уроках чтения, окружающего мира, математики, а вот на уроках русского языка 48% учащихся несколько озабоченны, чувствуют хоть и небольшую, но тревожность. Все дети абсолютно комфортны на перемене. 61% детей свободно и без боязни выходят к доске, только у одного ученика это вызывает тревогу. Вопрос о контрольной работе разделил детей на три практически равные группы, что, наверное, объяснимо – у всех детей разные способности. Замечания учителя не оставляют равнодушными 72% детей.
Приятно было сделать вывод, что, думая и рассказывая о своих одноклассниках, дети не испытывают негативных чувств. И только один ученик с неохотой и без большой любови думает и рассказывает о школе.
Анализируя результаты методики «Как ты себя оцениваешь?» можно сказать, что дети не страдают заниженной самооценкой, а это уже хорошо. Практически не было ответов, находящихся ниже средней оценки. Например, 36% детей считают себя самыми дисциплинированными и 43% поставили значок в среднее окошечко. Отвечая на вопрос «самый умный» все поставили метку выше среднего окошечка, хотя среди них есть и очень слабые ученики. Приятно отметить, что 64% детей считают себя абсолютно счастливыми и 71% довольными собой. У 57% детей много друзей.
Проведение таких мониторингов обусловлено не только требованиями Стандарта.
Во –первых, можно оценивать по годам самооценку детей, отношение к школе, одноклассникам, учебным предметам.
Во – вторых, для составления плана индивидуальной работы с учащимися, родителями. Поможет для составления характеристики, как отдельных учащихся, так и всего класса в целом.
В-третьих, обеспечить преемственность, сгладить сложности адаптационного периода в 5 классе, своевременно осуществлять педагогическую коррекцию.
В конце четвертого класса, проведя полный сравнительный анализ, мы увидим, как менялись личностные особенности каждого ребенка, как менялась его самооценка.
Представленные методики раскрывают не весь спектр вопросов, поэтому в конце четвертого года обучения я планирую добавить еще два опросника, разработанные этой же группой ученых. Они предназначены именно для выпускников начальной школы. Один из методик «Как поступить?», где ребенок анализирует поступки сверстников в той или иной ситуации. Другая методика оценивает динамику и структуру школьной мотивации, а также соответствия ожиданий ребенка реально получаемым ими оценками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/25/picture-169919-1356426845.jpg)
Роль портфолио в системе оценки личностных достижений учащихся
Главной задачей школы является подготовка ответственного человека-гражданина, способного мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интерес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-347712-1384761145.jpg)
Мониторинг образовательных достижений учащихся начальных классов на основе ИКТ
Так как ИКТ неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих, то актуальным становится вопрос использования компьютерных технологий в процессе осуществления мониторинга образов...
Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся
Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-693367-1445441590.jpg)
«Мониторинг личностного развития учащихся как основа совершенствования воспитательного процесса в классе».
Материал содержит изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания, изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/30/picture-461-1490877357.jpg)
Семинар «Организация деятельности педагогов по освоению мониторинга учебных достижений учащимися образовательных результатов по математике»
Предназначение:1. Воспроизведут алгоритм деятельности учителя по организации мониторинга учебного процесса;2. Опишут орган...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-931672-1497517163.jpg)
Статья "Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся"
Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной деятельности школьников может быть представлен как привычны...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-610378-1698934133.jpg)
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений учащихся
Мониторинг позволяет классному руководителю отследить уровень сформированности метапредметных и личностных результатов учащихся. Может быть использован как в работе классного руководителя в начальной ...