рабочая программа по внеурочной деятельности " Этика общения и этикет" для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа по теме
Рабочая программа по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_obshcheniya_i_etiket.docx | 45.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1 | Результаты освоения курса внеурочной деятельности ……………………………. | 3 |
2 | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………………………………………………… | 4 |
3 | Тематическое планирование ………………………………………………………… | 6 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- Развивать творческие способности детей;
- Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
- Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
- извлекать необходимую информацию из текста;
- определять и формулировать цель в совместной работе;
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- декватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Формы организации:
Используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1 | Приветствие. Мы пришли на урок. | 1 | 1 | |||
2 | Вежливые слова. Правила поведения на уроке. | 1 | 1 | |||
3 | Знакомство. Зачем нужны перемены? | 1 | 1 | |||
4 | Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. | 1 | 1 | |||
5 | Внимание к собеседнику. Мы в школьной столовой. | 1 | 1 | |||
6 | Умение слушать. Правила поведения в столовой. | 1 | 1 | |||
7 | Как дела. Как быть прилежным и старательным. | 1 | 1 | |||
8 | Просьба. Зачем нужны вежливые слова? | 1 | 1 | |||
9 | Приглашение в гости. Доброжелательность. | 1 | 1 | |||
10 | Гость в доме – радость в дом. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам | 1 | 1 | |||
11 | Поздравление | 1 | 1 | |||
12 | Оформление поздравительной открытки. | 1 | 1 | |||
13 | Я и мои товарищи. | 1 | 1 | |||
14 | Как правильно подписать открытку. Общение со взрослыми. | 1 | 1 | |||
15 | Приглашение.Добро и зло. | 1 | 1 | |||
16 | Как вести себя на празднике. Думай о других: Сочувствие- как его выразить. | 1 | 1 | |||
17 | Общение по телефону. Эмоции. | 1 | 1 | |||
18 | Наши мена. Учимся играя | 1 | 1 | |||
19 | Моя семья.Извинение | 1 | 1 | |||
20 | Старательность- помощник в учебе. Разыгрывание ситуаций. | 1 | 1 | |||
21-22 | Как мы трудимся в школе и дома. | 2 | 1 | 1 | ||
23-24 | Бережливость: каждой вещи своё место | 2 | 1 | 1 | ||
25-26 | Основные правила Мойдодыра | 2 | 1 | 1 | ||
27 | Учимся не болеть | 1 | 1 | |||
28 | Каждой вещи своё место | 1 | 1 | |||
29 | Правила поведения на улице. | 1 | 1 | |||
30 | Правила поведения в транспорте. | 1 | 1 | |||
31 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | 1 | |||
32 | Праздничный этикет | 1 | 1 | |||
33 | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | 1 | |||
34 | Обобщение изученного за год. | 1 | 1 | |||
Итого: | 34 | 24 | 10 |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Этика – наука о морали. (Дискуссия) | 1 | 1 | |
2 | Как я выгляжу. (Наблюдения). | 1 | 1 | |
3 | Школьный этикет. (Круглый стол). | 1 | 1 | |
4 | Зачем быть вежливым. (Дискуссия). | 1 | 1 | |
5-6 | Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций.) | 2 | 1 | 1 |
7-8 | «Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка). | 2 | 1 | 1 |
9-10 | Добро и зло в сказках. (Конкурсная программа). | 2 | 1 | 1 |
11 | Твои поступки и твои родители. (Наблюдения). | 1 | 1 | |
12 | Обязанности ученика в школе и дома. (Дискуссия). | 1 | 1 | |
13-14 | «Правила поведения, отраженные в народных сказках». (Проектная деятельность). | 2 | 1 | 1 |
15 | Чем богат человек. (Практикум) | 1 | 1 | |
16-17 | «История религиозного праздника» (по выбору). Презентация. | 2 | 1 | 1 |
18- 19 | Ты и твое здоровье (Круглый стол) | 2 | 1 | 1 |
20 | Праздничный этикет. | 1 | 1 | |
21-22 | Наш класс. ( Стенгазета) | 2 | 2 | |
23 | Моя мама – самая лучшая. ( Стенгазета) | 1 | 1 | |
24-25 | День рождения. (Стенгазета) | 2 | 2 | |
26-27 | Учимся общаться. (Практикум) | 2 | 2 | |
28-29 | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 2 | 1 | 1 |
30 | «Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома. | 1 | 1 | |
31 | «Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников и родителей). (Ярмарка) | 1 | 1 | |
32 | Сказка в нашей жизни. (Наблюдения) | 1 | 1 | |
33-34 | «Мы любим свой город». (Презентация) | 2 | 2 | |
Итого | 34 | 9 | 25 |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Азбука этики. Основные понятия этики. | 1 | 1 | |
2 | Взаимопомощь: учёба и труд. | 1 | 1 | |
3 | Школьное имущество надо беречь. | 1 | 1 | |
4-5 | Я – личность. Мои роли. | 2 | 1 | 1 |
6 | Устав - основной закон школы. | 1 | 1 | |
7-8 | Библиотека – хранительница знаний | 2 | 2 | |
9-10 | «История религиозного праздника» (по выбору). Презентация. | 2 | 2 | |
11 | Школьное имущество надо беречь | 1 | 1 | |
12-13 | Слово лечит, слово ранит. | 2 | 1 | 1 |
14-15 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | 2 | 1 | 1 |
16 | Верность слову | 1 | 1 | |
17 | Труд кормит, а лень портит. | 1 | 1 | |
18 - 19 | Как организовать свой труд. | 2 | 1 | 1 |
20-21 | О трудолюбии. (Дискуссия) | 2 | 2 | |
22-23 | Уход за своими вещами. | 2 | 2 | |
24 | Одежда будничная и праздничная. | 1 | 1 | |
25-26 | Учимся общаться. Культура внешнего вида. | 2 | 1 | 1 |
27-28 | Мода и школьная одежда | 2 | 2 | |
29 | Этика в общественных места. | 1 | 1 | |
30 | Поведение в гостях. | 1 | 1 | |
31 | Я пишу письмо. | 1 | 1 | |
32 | Поведение на природе. | 1 | 1 | |
33-34 | Мой день рождения. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 21 | 13 |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1 | Азбука этики. Культура поведения и такт. (Дискуссия) | 1 | 1 | |||
2 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | 1 | 1 | |||
3 | Забота о младших. | 1 | 1 | |||
4 | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | 1 | 1 | |||
5-6 | Поступки человека и его характер. | 2 | 1 | 1 | ||
7-8 | Культура общения. | 2 | 1 | 1 | ||
9-10 | Отзывчивость и доброта | 2 | 1 | 1 | ||
11 | Культура общения. Игра «Город вежливости». | 1 | 1 | |||
12 | Вежливый ли я дома? | 1 | 1 | |||
13-14 | Приветствия и знакомства | 2 | 1 | 1 | ||
15 | Верность слову | 1 | 1 | |||
16 | Культура физического и умственного труда. | 1 | 1 | |||
17-18 | Золотые руки. | 2 | 1 | 1 | ||
19-20 | Герои труда. | 2 | 1 | 1 | ||
21-22 | Что такое культура внешнего вида? | 2 | 1 | 1 | ||
24 | Одежда и осанка. | 1 | 1 | |||
24-25 | Вежливость и внешний вид | 2 | 1 | 1 | ||
26-27 | Чувство, настроение, характер человека | 2 | 1 | 1 | ||
28-29 | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 2 | 2 | |||
30 | Осваиваем правило «так нельзя». | 1 | 1 | |||
31 | Цветы в жизни человека. | 1 | 1 | |||
32 | Праздничный этикет | 1 | 1 | |||
33-34 | Готовимся к празднику. | 2 | 2 | |||
Итого | 34 | 17 | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 1 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика и этикет общения"
Рабочая программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....
рабочая программа по внеурочной деятельности " В мире искусства" для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности для обучающихся 1-4классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Учимся создавать проект " для обучающихся 1-4 классов.
Цель программы:создание условий для формирования делового общения в процессе работы над проектом и использование различных источников информации в проектной деятельности....