РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika-azbuka_dobra.docx | 81.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №23» ГОРОД ТУЛА
Программа рассмотрена на заседании НМС , протокол №___ от «__»____20____г.
Руководитель___________________________
Согласовано «____»20____г.
Зам.директора по ВР _____________________
Утверждаю. «___»____2016 г.
Директор_______________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Этика: азбука добра»
Возраст воспитанников: 7-11 лет
Срок реализации – 4 года
Учитель Чуйкова Елена Александровна
город Тула
2016 год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Этика: азбука добра» для 1 – 4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.Программы курса «Этика: азбука добра». 1 – 4 классы/автор: Н. Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. Вентана – Граф, 2011. – 168 с., Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЦО№23» города Тулы. В ней так же учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Место курса в образовательном процессе.В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ «ЦО№23» города Тулы. , реализующей ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 1–4 классах введен курс внеурочной деятельности «Этика: азбука добра». Кружок «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе, 1 часа в неделю: на 34 часа во 2-4 классе, 1 часа в неделю; 135 часов всего.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.
Цели и задачи. Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.
Основная цель курса – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика курса. Нравственное развитие личности учащегося является приоритетной целью начальной школы. Оно предполагает организацию нравственного образования младших школьников в процессе изучения предметов, таких как литературное чтение, русский язык, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры народов России, и во время внеурочной деятельности по программе «Этика: азбука добра».
В основе отбора содержания, методов, используемых в процессе обучения и воспитания, лежит принцип гуманизма. Содержание обучения и воспитания направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место факультатива в учебном плане. «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе, 1 часа в неделю: на 34 часа во 2-4 классе, 1 часа в неделю; 135 часов всего.
Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности осмысления нравственной ситуации. Осознание нравственных правил как ориентира поступков: ситуация – поведение – правило. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление следовать правилам. Переход от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к самоконтролю. Формирование у школьников понимания, что стремление следовать определённым правилам при совершении поступков обеспечивает их нравственное взросление.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом.
Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и средство предотвращения нежелательных (безнравственных) действий.
Задачи.
- развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
- осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило;
- оценка нравственных поступков.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные методы, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание методы;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Формы и виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- посещение выставочных залов и музеев;
- походы в театр;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
Основанием выбора содержания по учебному курсу «Этика: азбука добра» обусловлено тем, что она соответствует нормативным актам и документам ФГОС.
- Личностные и метапредметные результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра».
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучающимся учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
В результате изучения программы курса «Этика: азбука добра» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
обучающиеся научатся:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- использовать в общении доброжелательный тон;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
- Содержание курса внеурочной деятельности.
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
- Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 класс | 33 часа | |
1 | Школьный этикет | 7 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 6 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 5 |
2 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 5 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 8 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 6 |
3 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 7 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 6 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 6 |
4 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 7 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 6 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ п/п | Тема | Содержание | Аудит. | Внеаудит. | Дата |
I | Школьный этикет | 7ч | |||
1 | Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. | 1 | ||
2 | Правила поведения на уроке | Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок | 1 | ||
3 | Зачем нужны перемены? | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений | 1 | ||
4 | Правила поведения на перемене | Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. | 1 | ||
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. | 1 | ||
6 | Правила поведения в столовой | Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. | 1 | ||
7. | Как быть прилежным и старательным. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. | 1 | ||
II | Правила общения. | 11ч | |||
8 | Зачем нужны «вежливые» слова | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра | 1 | ||
9 | Доброжелательность | Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок | 1 | ||
10 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами | 1 | ||
11 | Общение по телефону | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ | 1 | ||
12 | Мой учитель. | Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок | 1 | ||
13 | Общение со взрослыми | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем | 1 | ||
14 | Добро и зло. | Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. | 1 | ||
15 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. | 1 | ||
16 | Эмоции. | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. | 1 | ||
17 | Наши имена. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. | 1 | ||
18 | Моя семья. | Конкурс рисунков. Дидактическая игра | 1 | ||
III | О трудолюбии. | 6ч | |||
19 | Старательность - помощник в учебе | Чтение и обсуждение отрывков детских книг | 1 | ||
20 | Старательность - помощник в учебе | Чтение и обсуждение отрывков детских книг | 1 | ||
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов. | 1 | ||
22 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Дидактическая игра. | 1 | ||
23 | Бережливость: каждой вещи своё место | Наведение порядка в дневнике, портфеле. | 1 | ||
24 | Бережливость: каждой вещи своё место | Наведение порядка в кабинете. | 1 | ||
IV | Культура внешнего вида | 4ч | |||
25 | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» | 1 | ||
26 | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» | 1 | ||
27 | Учимся не болеть. | Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. | 1 | ||
28 | Каждой вещи свое место. | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. | 1 | ||
V | Внешкольный этикет. | 5ч | |||
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. | 1 | ||
30 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. | 1 | ||
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание.ситуации | |||
32 | «Спасибо» и «пожалуйста». | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. | 1 | ||
33 | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | Проведение и организация итогового мероприятия. | 1 |
№ п/п | Содержание (разделы и темы) | Содержание деятельности учащихся | Количество | ||
Дата | |||||
I | Школьный этикет | 5 ч | Аудит. | Не аудит. | |
1 | Правила поведения в школе | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | 1 | ||
2 | Перемена с увлечением | 1 | |||
3 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять | Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками | 1 | ||
4 | Взаимопомощь: учёба и труд | 1 | |||
5 | Школьное имущество надо беречь | Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе | 1 | ||
II | Правила общения | 11 ч | |||
6 | Добрый день. Здравствуйте | Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации | 1 | ||
7 | По стране вежливых слов | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | 1 | ||
8 | Поговорим о доброте | Уметь проявлять заботу о других, сочувствие | 1 | ||
9 | Без друга в жизни туго | Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях | 1 | ||
10 | Порадовать близких – как это просто! | Уметь проявлять внимание к окружающим, заботу о них | 1 | ||
11 | Можно и не ссориться | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | 1 | ||
12 | Большое значение маленьких радостей | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками | 1 | ||
13 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова | 1 | ||
14 | Время надо беречь | 1 | |||
15 | Слово лечит, слово ранит | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми | 1 | ||
16 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность) | 1 | ||
III | О трудолюбии | 8 ч | |||
17 | Твой труд дома | Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки | 1 | ||
18 | Учись учиться | Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых | 1 | ||
19 | Ответственность | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его | 1 | ||
20 | Труд кормит, а лень портит | Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях | 1 | ||
21 | Как организовать свой труд | Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых | 1 | ||
22 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда | 1 | ||
23 | Цена ломтика | Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | 1 | ||
24 | Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | 1 | ||
IV | Культура внешнего вида | 4 ч | |||
25 | Уход за своими вещами | Определять оптимальные правила личной гигиены. | 1 | ||
26 | Одежда будничная и праздничная | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности | 1 | ||
27 | По одёжке встречают | Соблюдать правила коллективной игры. Оценивать внешний вид человека | 1 | ||
28 | Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать | Составить памятку личной гигиены | 1 | ||
V | Внешкольный этикет | 6 ч | |||
29 | Разговор по телефону | Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону. | 1 | ||
30 | Поведение в гостях | Воспроизводить правила поведения в гостях. | 1 | ||
31 | Я пишу письмо | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуаци | 1 | ||
32 | Правила безопасности при общении с животными | Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным | 1 | ||
33 | Поведение на природе | Воспроизводить правила поведения на природе | 1 | ||
34 | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы | Воспроизводить правила поведения на дороге. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Аудит | Внеаудиторн. | Дата |
I | Школьный этикет | 7 ч | |||
1 | Приветствие. Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. Обсуждение ситуаций с опозданиями на урок. | 1 | ||
2 | Вежливые слова. Правила сотрудничества на уроке. | Закрепление правил поведения на уроке. Как организовать работу в группе, в паре. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок. | 1 | ||
3 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Тест «Самооценка своего поведения, оценка окружающих на уроке и на перемене». Анализ поведения героев художественных произведений. | 1 | ||
4 | Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. | Разучивание коллективных игр для перемены. Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. | 1 | ||
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с трудом работников столовой. Формулирование правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. | 1 | ||
6 | Внимание к собеседнику. Взаимопомощь: учёба и труд. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. | 1 | ||
7. | Школьное имущество надо беречь. | Практическое занятие по наведению порядка на своём рабочем месте, в шкафчике для одежды. | 1 | ||
II | Правила общения | 11ч | |||
8 | «Слово лечит, слово ранит». Зачем нужны «вежливые» слова. | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра. | 1 | ||
9 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | Понятия «справедливость», «коллективизм». Презентация «Кого можно назвать настоящим другом». | 1 | ||
10 | Без друга в жизни туго. | Анализ отрывков прочитанных произведений. «Тимур и его команда». Формулирование правил бесконфликтного общения с товарищами. | 1 | ||
11 | Поговорим о доброте. | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры, оценивать своё поведение на конкретных примерах. | 1 | ||
12 | Время надо беречь. | Анализ произведения «Сказка о потерянном времени». Составление памятки «Моё свободное время». Работа в группах. | 0,5 | 0,5 | |
13 | Пути выхода из конфликтной ситуации. | Чтение и обсуждение отрывков книг. Оценивать адекватно ситуацию, уметь признать свою вину, простить. Ролевые игры. | 1 | ||
14 | Порадовать близких – как это просто! | Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Мастерская по изготовлению подарков родным и близким. | 1 | ||
15 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Практическое занятие. Сервировка праздничного стола. Уметь практически применять правила коллективных игр. | 0,5 | 0,5 | |
16 | По стране вежливых слов. | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами, покупателями. | 1 | ||
17 | Наши имена. Учимся играя. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Прозвища. | 0,5 | 0,5 | |
18 | Большое значение маленьких радостей. | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Дидактическая игра. | 0,5 | 0,5 | |
III | О трудолюбии | 6 ч | |||
19 | Старательность - помощник в учебе. | Разыгрывание ситуаций. Чтение и обсуждение отрывков детских книг. | 1 | ||
20 | Труд кормит, а лень портит. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг. Сказка «Лиса и волк». Инсценировка. | 1 | ||
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов, рисунков. Работа в группах. | 1 | ||
22 | Как организовать свой труд. | Практическое занятие по составлению памятки «Как помочь маме». | 1 | ||
23 | Обязанности дежурного по классу. | Практическое занятие по составлению памятки «Обязанности дежурного». Наведение порядка в кабинете. | 1 | ||
24 | Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. | 1 | ||
IV | Культура внешнего вида | 4 ч | |||
25 | Уход за своими вещами. | Обсуждение книги К.Чуковского «Мойдодыр». Учить выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности. | 1 | ||
26 | Одежда будничная и праздничная. | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Школьная форма в разных странах. | 1 | ||
27 | По одёжке встречают. | Определять оптимальные правила внешнего вида. Национальные особенности одежды в разных странах. | 1 | ||
28 | Бережливость: каждой вещи своё место. | Практическое занятие. Наведение порядка в дневнике, портфеле, в шкафчике для одежды. | 1 | ||
V | Внешкольный этикет | 6 ч | |||
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. | 1 | ||
30 | Общение по телефону. | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ просмотренных отрывков видеофильмов и их обсуждение. | 1 | ||
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «В гостях». | 1 | ||
32 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. | 1 | ||
33-34 | Поведение на природе. | Проведение и организация итогового мероприятия. Поездка на природу. | 2 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Аудиторные | Внеаудиторн. | Дата |
I | Школьный этикет | 7 ч | |||
1 | Приветствие. Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. Обсуждение ситуаций с опозданиями на урок. | 1 | ||
2 | Вежливые слова. Правила сотрудничества на уроке. | Закрепление правил поведения на уроке. Как организовать работу в группе, в паре. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок. | 1 | ||
3 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Тест «Самооценка своего поведения, оценка окружающих на уроке и на перемене». Анализ поведения героев художественных произведений. | 1 | ||
4 | Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. | Разучивание коллективных игр для перемены. Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. | 1 | ||
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с трудом работников столовой. Формулирование правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. | 1 | ||
6 | Внимание к собеседнику. Взаимопомощь: учёба и труд. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. | 1 | ||
7. | Школьное имущество надо беречь. | Практическое занятие по наведению порядка на своём рабочем месте, в шкафчике для одежды. | 1 | ||
II | Правила общения | 11ч | |||
8 | «Слово лечит, слово ранит». Зачем нужны «вежливые» слова. | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра. | 1 | ||
9 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | Понятия «справедливость», «коллективизм». Презентация «Кого можно назвать настоящим другом». | 1 | ||
10 | Без друга в жизни туго. | Анализ отрывков прочитанных произведений. «Тимур и его команда». Формулирование правил бесконфликтного общения с товарищами. | 1 | ||
11 | Поговорим о доброте. | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры, оценивать своё поведение на конкретных примерах. | 1 | ||
12 | Время надо беречь. | Анализ произведения «Сказка о потерянном времени». Составление памятки «Моё свободное время». Работа в группах. | 0,5 | 0,5 | |
13 | Пути выхода из конфликтной ситуации. | Чтение и обсуждение отрывков книг. Оценивать адекватно ситуацию, уметь признать свою вину, простить. Ролевые игры. | 1 | ||
14 | Порадовать близких – как это просто! | Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Мастерская по изготовлению подарков родным и близким. | 1 | ||
15 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Практическое занятие. Сервировка праздничного стола. Уметь практически применять правила коллективных игр. | 0,5 | 0,5 | |
16 | По стране вежливых слов. | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами, покупателями. | 1 | ||
17 | Наши имена. Учимся играя. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Прозвища. | 0,5 | 0,5 | |
18 | Большое значение маленьких радостей. | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Дидактическая игра. | 0,5 | 0,5 | |
III | О трудолюбии | 6 ч | |||
19 | Старательность - помощник в учебе. | Разыгрывание ситуаций. Чтение и обсуждение отрывков детских книг. | 1 | ||
20 | Труд кормит, а лень портит. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг. Сказка «Лиса и волк». Инсценировка. | 1 | ||
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов, рисунков. Работа в группах. | 1 | ||
22 | Как организовать свой труд. | Практическое занятие по составлению памятки «Как помочь маме». | 1 | ||
23 | Обязанности дежурного по классу. | Практическое занятие по составлению памятки «Обязанности дежурного». Наведение порядка в кабинете. | 1 | ||
24 | Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. | 1 | ||
IV | Культура внешнего вида | 4 ч | |||
25 | Уход за своими вещами. | Обсуждение книги К.Чуковского «Мойдодыр». Учить выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности. | 1 | ||
26 | Одежда будничная и праздничная. | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Школьная форма в разных странах. | 1 | ||
27 | По одёжке встречают. | Определять оптимальные правила внешнего вида. Национальные особенности одежды в разных странах. | 1 | ||
28 | Бережливость: каждой вещи своё место. | Практическое занятие. Наведение порядка в дневнике, портфеле, в шкафчике для одежды. | 1 | ||
V | Внешкольная этика | 6 ч | |||
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. | 1 | ||
30 | Общение по телефону. | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ просмотренных отрывков видеофильмов и их обсуждение. | 1 | ||
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «В гостях». | 1 | ||
32 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. | 1 | ||
33-34 | Поведение на природе. | Организация и проведение итогового мероприятия. | 2 | ||
Итого: | 34 ч |
- Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п\п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Библиотечный фонд Для учителя: Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000. Для обучающихся: Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г. Барто А.Л. В театре. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985. Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985. .Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000. Осеева В.А. Волшебное слово Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010 Русская народная сказка. Лиса и Журавль Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991. Толстой Л.Н. Волк и собака. Чуковский К. И. Федорино горе. Чуковский К.И. Мойдодыр. Чуковский К.И. Телефон. Чуковский К.И. Краденое солнце. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010. | по 1 экземпляру |
2 | Печатные пособия Обучающий набор «Учимся сервировать стол» Обучающий набор «Учимся разговаривать по телефону» Разнообразные сюжетные картинки | 1 1 1 |
3 | Технические средства обучения компьютер интерактивная доска мультимедийный проектор | 1 1 1 |
4 | Экранно-звуковые пособия Презентация «Сказка об Этике и Этикете» Презентация «Будем знакомы - Гигиена» Презентация «Правила поведения на уроках» Презентация «Правила поведения на перемене» Презентация «Встречают по одежке…» Презентация «Школа вежливости» | 1 1 1 1 1 1 |
5 | Игры и игрушки мягкие игрушки для ролевых игр настольные игры спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи | на каждую подгруппу |
6 | Оборудование класса стол стул | 1 на одного ученика 1 на каждого ученика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1 класса
Пояснительная заиска и тематическое планирование по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1 класса...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Этика: Азбука Добра» 3 класс
В данном календарно-тематическом планировании не только спланировы занятия, но и расписано основное содержание каждого занятия, какие формы и методы работы, вид деятельности учеников на уроке и ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 1 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 2 класс
Актуальность Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме н...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Азбука добра" 1-4 класс
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативн...