Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормами и правилами общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_etika_azbuka_dobra.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
на 2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
-Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года № 68- оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
- Учебный план дополнительного образования школы.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе, учитывая основные задачи развития образования в ХМАО-Югре и в Нижневартовском районе.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормами и правилами общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
-развитие творческих способностей;
-формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
-стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
-формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
-формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
-развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения
Содержание программы.
Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся на внеклассном занятии от 10 до 15мин.
Дорожный и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе):
Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены, как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене), на дороге.
Правила общения (взаимоотношение с другими людьми):
Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) . Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
-использовать в речи слова вежливости;
-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседника, добавлять их в высказывания;
-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);
-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
-записывать сюжетную картину;
-оценивать адекватность ситуации и предотвращать конфликты;
-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
-проводить хронометраж дня, анализировать распорядок дня, корректировать его;
-оценивать свои действия во время урока, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
-оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.
Правила поведения в общественных местах ( в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
-использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Место учебного предмета в учебном плане.
Факультативный курс «Этика: азбука добра»» составлен в соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности.
Общее количество часов в 4 классе 34 часа в год (1 час в неделю).
Ожидаемые результаты:
Обучающийся будет знать:
- основные правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- правила общения;
- культуру внешнего вида;
- что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный
проект;
- что такое учебное сотрудничество;
- способы преодоления трудностей;
Обучающийся будет уметь:
- оценивать своё поведение, свои действия;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- оценивать внешний вид человека;
- использовать доброжелательный тон в общении;
Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения
дополнительной образовательной программы "Этика: азбука добра".
Сроки диагностики: вводная – октябрь, итоговая апрель.
Параметры диагностирования:
- Ключевые компетенции по трем направлениям.
- Метапредметные компетенции по 6 направлениям.
- Предметные компетенции.
Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С - средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)
- Методика оценки ключевых компетенций
№ | Компетенции | Показатели уровня сформированности | Средства контроля |
1.1 | Компетенции самопроявления
| 9-10 показателей высокий уровень; 6-8-выше среднего; 5 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
1.2 | Информационная компетенция
| 3- высокий уровень; 2-выше среднего; 1 -средний; 0–ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
1.3 | Коммуникативная компетенция
| 10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
- Методика оценки метапредметных компетенций
№ | Компетенции | Показатели уровня сформированности | Средства контроля |
2.1 | Социальные Параметры диагностирования:
9.Осознаёт свой гражданский долг. | 8-9- высокий уровень; 6-7-выше среднего; 5 -средний; 1-4–ниже среднего | Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия |
2.2 | Исследовательские
| 8-9- высокий уровень; 6-7-выше среднего; 5 -средний; 1-4–ниже среднего | Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия Проектная работа |
2.3 | Экологические
| 6-7 показателей высокий уровень; 4-5 выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия |
2.4 | Технологические
| 5- высокий уровень; 4-выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, |
2.5 | Здоровьесберегающие
| 5- высокий уровень; 4-выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | |
2.6 | Художественно-эстетические
| 6 показателей - высокий уровень; 4-5 выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
III. Предметные компетенции
.
3.1. Осознаёт роль труда в обществе и уважает человека труда;
3.2. Ответственно относится к труду, проявляет трудолюбие;
3.3. Уважительно относится к любому общественно значимому труду и к его результатам;
3.4. Способен объективно оценивать последствия нарушения учебной дисциплины.
В целях обобщения работы учащихся может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Этика:азбука добра»
4 класс 1 час в неделю (34 часа в год)
№ | Дата | Кол. часов | Тема | |
План | Факт | |||
Модуль: «Культура общения»(9) | ||||
1 | 1 | Традиции общения в русской семье «Домострой | ||
2 | 1 | Культура общения в современной семье. | ||
3 | 1 | Что такое учебное сотрудничество | ||
4 | 1 | О терпимости к ближним. | ||
5 | 1 | Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра) | ||
6 | 1 | Культура спора. | ||
7 | 1 | «Учись учиться!» | ||
8 | 1 | Этикетные ситуации. | ||
9 | 1 | В мире мудрых мыслей. | ||
Модуль: « Самовоспитание»(7) | ||||
10 | 1 | Познай самого себя. | ||
11 | 1 | Самовоспитание.. | ||
12 | 1 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | ||
13 | 1 | Как я работаю над собой. | ||
14 | 1 | О терпении. | ||
15 | 1 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | ||
16 | 1 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | ||
Модуль: « Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)» | ||||
17 | 1 | Об источниках наших нравственных знаний. | ||
18 | 1 | Совесть – основа нравственности. | ||
19 | 1 | Чем ты сильнее, тем будь добрее. | ||
20 | 1 | Досадно мне, что слово честь забыто. | ||
21 | 1 | Заветы предков. | ||
22 | 1 | Россияне о любви к Родине. | ||
23 | 1 | Твоя малая родина. | ||
24 | 1 | Мой первый друг, мой друг бесценный. | ||
25 | 1 | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | ||
26 | 1 | Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. | ||
Модуль: "Искусство и нравственность" (8ч) | ||||
27 | 1 | Нравственное содержание древних мифов. | ||
28 | 1 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | ||
29 | 1 | Положительные герои в былинах и сказках. | ||
30 | 1 | Отрицательные герои в литературных произведениях. | ||
31 | 1 | Зло, как и добро, имеет своих героев. | ||
32 | 1 | Искусство и нравственность. | ||
33 | 1 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | ||
34 | 1 | Обзор курса этикета. |
Используемая литература.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . М.: Просвещение, 2011.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / И. Хомякова //Воспитание школьников ,2007. .
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) М.: Просвещение, 2009.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. .
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" для 2 класса
Данная программа адресована обучающимся 2-ых классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Азбука добра» реализуется в...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука добра"
Данная программа адресована обучающимся 1-ых классов и рассчитана на 1учебный час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Курс внеурочнойдеятельности «Азбука добра&ra...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРИ ДОБРО» (социальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРИ ДОБРО»(социальное направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Школа добрых дел"
Данная программа предназначена для социального направления развития личности младшего школьника. Программа реализуется в форме кружка....