Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Богданова Ильгиза Мустакимовна

 Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.  Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормами и правилами общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_etika_azbuka_dobra.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Этика: азбука добра»

на 2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

 Рабочая  программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;

- Федеральный  закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
         -Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года № 68- оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
       - Учебный план дополнительного образования школы.

Данная программа  представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе, учитывая основные задачи развития образования в ХМАО-Югре и в Нижневартовском районе.

           Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.  Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормами и правилами общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем,  что идеи добра  и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

     Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и  самовоспитания.

     Задачи:

        -развитие творческих способностей;

        -формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

        -стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

        -формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

        -формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;

        -развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения

Содержание программы.

          Программа  предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся на внеклассном занятии от 10 до 15мин.

Дорожный  и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе):

Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены, как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице.

Универсальные учебные действия:

-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене), на дороге.

Правила общения (взаимоотношение с другими людьми):

Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа  близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.   Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) .  Практическое знакомство с правилами  коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

-использовать в речи слова вежливости;

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседника, добавлять их в высказывания;

-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);

-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

-записывать сюжетную картину;

-оценивать адекватность ситуации и предотвращать конфликты;

-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

   Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися  собственного отношения к труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

    Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

   Анализ и оценка своих действий во время уроков труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

-проводить хронометраж дня, анализировать распорядок дня, корректировать его;

-оценивать свои действия во время урока, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке.

  Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия.

   Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации.

Универсальные учебные действия:

-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

-оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.

  Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.

   Правила поведения в общественных местах ( в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

-использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

 Место учебного предмета в учебном плане.

     Факультативный курс «Этика: азбука добра»» составлен  в соответствии с федеральным базисным  планом  по внеурочной деятельности.

     Общее количество часов в 4 классе 34 часа в год (1 час в неделю).

Ожидаемые результаты:

Обучающийся будет знать:

  • основные правила поведения в конкретной жизненной ситуации;  
  • правила общения;
  •  культуру внешнего вида;
  • что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный

          проект;

  • что такое учебное сотрудничество;
  • способы преодоления трудностей;

Обучающийся будет уметь:

  • оценивать своё поведение, свои действия;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры;
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • оценивать внешний вид человека;
  • использовать доброжелательный тон в общении;

Методики выявления уровня  компетентности обучающихся в результате освоения

 дополнительной образовательной программы "Этика: азбука добра".

Сроки диагностики: вводная – октябрь, итоговая апрель.

Параметры диагностирования:

  1. Ключевые компетенции по трем направлениям.
  2. Метапредметные компетенции по 6 направлениям.  
  3.  Предметные компетенции.

Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С -  средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с  – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)

  1. Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

Средства контроля

1.1

Компетенции самопроявления

  1. Проявляет способность к саморазвитию.
  2. Управляет своим эмоциональным состоянием.
  3. Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.
  4. Стремится к конечному результату.
  5. Проявляет силу воли.
  6. Проявляет уверенность в своих силах.
  7. Самодостаточен.
  8. Способен сконцентрироваться на выполнении задания
  9. Способен к самоконтролю и рефлексии.
  10. Знает свои сильные и слабые стороны.

9-10 показателей высокий уровень;

6-8-выше среднего;

5 -средний;

1-4 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

1.2

Информационная компетенция

  1. Способен работать с разнообразной информацией.
  2. Умеет использовать ИКТ-технологии.
  3. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

3- высокий уровень;

2-выше среднего;

1 -средний;

0–ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

1.3

Коммуникативная компетенция

  1. Способен высказывать свое мнение.
  2. Умеет публично выступать.
  3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.
  4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.
  5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.
  6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить
  7. Способен работать в группе.
  8. Понимает ценность своей активности.
  9. Осознаёт ценность языкового и речевого развития.
  10. Способен  побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.
  11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.

10-12 показателей высокий уровень;

7-9-выше среднего;

5-6 -средний;

1-4 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

  1. Методика оценки метапредметных компетенций

        

Компетенции

Показатели уровня сформированности

Средства контроля

2.1

Социальные

Параметры диагностирования:

  1. Проявляет организаторские способности.
  2. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
  3. Положительно относится к сохранению традиций.
  4. Активно участвует в акциях.
  5. Способен к состраданию.
  6. Умеет договариваться в конфликтной ситуации.
  7. Соблюдает правила, общественные требования.
  8. Проявляет толерантность, тактичность.

9.Осознаёт свой гражданский долг.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия

2.2

Исследовательские

  1. Умеет организовать и оформить исследовательскую работу.
  2. Способен к восприятию новых знаний.
  3. Умеет выделять главное в проектной деятельности.
  4. Способен выстраивать логическую цепочку.
  5. Умеет ставить и решать познавательные задачи.
  6. Способен к нестандартным решениям.
  7. Способен разрешать проблемные ситуации,
  8. Готов  использовать новые идеи и инновации для достижения цели,
  9. Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия Проектная работа

2.3

Экологические

  1. Понимает ценность природы.
  2. Стремится к улучшению экологической обстановки.
  3. Активно участвует в экологических акциях.
  4. Понимает взаимосвязь человека и природы.
  5. Понимает значимость экологических знаний.
  6. Прогнозирует свои действия  и применяет экологические знания  в практической деятельности.
  7. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

6-7 показателей высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия

2.4

Технологические 

  1. Способен выполнять действия по образцу, алгоритму
  2. Способен организовать рабочее место,
  3. Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности.
  4. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности,
  5. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание,

2.5

Здоровьесберегающие

  1. Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни,
  2. Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании;
  3. Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода;
  4. Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности,
  5. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.6

Художественно-эстетические

  1. Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов,
  2. Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества,
  3. Понимает ценность классических произведений, искусства,
  4. Проявляет творчество в своей деятельности,
  5. стремится выразить себя с помощью различных средств.
  6. Способен быть оригинальным,

6 показателей - высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

 

III.  Предметные компетенции

.

3.1. Осознаёт роль труда в обществе и уважает человека труда;

3.2. Ответственно относится к труду, проявляет трудолюбие;

3.3. Уважительно относится к любому общественно значимому труду и к его результатам;

3.4. Способен объективно оценивать последствия нарушения учебной дисциплины.

  В целях обобщения работы учащихся может быть представлено  портфолио младшего школьника  как  индивидуального  “портфеля” образовательных индивидуальных достижений  ученика начальной школы в  познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

факультативного курса «Этика:азбука добра»

4 класс 1 час в неделю (34 часа в год)

Дата

Кол.

часов

Тема

План

Факт

Модуль: «Культура общения»(9)

1

1

Традиции общения в русской семье «Домострой

2

1

Культура общения в современной семье.

3

1

Что такое учебное сотрудничество

4

1

О терпимости к ближним.

5

1

Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)

6

1

Культура спора.

7

1

«Учись учиться!»

8

1

Этикетные ситуации.

9

1

В мире мудрых мыслей.

Модуль: « Самовоспитание»(7)

10

1

Познай самого себя.

11

1

Самовоспитание..

12

1

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

13

1

Как я работаю над собой.

14

1

О терпении.

15

1

Конец каждого дела обдумай перед началом.

16

1

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Модуль: « Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)»

17

1

Об источниках наших нравственных знаний.

18

1

Совесть – основа нравственности.

19

1

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

20

1

Досадно мне, что слово честь забыто.

21

1

Заветы предков.

22

1

Россияне о любви к Родине.

23

1

Твоя малая родина.

24

1

Мой первый друг, мой друг бесценный.

25

1

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

26

1

Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Модуль: "Искусство и нравственность" (8ч) 

27

1

Нравственное содержание древних мифов.

28

1

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев

29

1

Положительные герои в былинах и сказках.

30

1

Отрицательные герои в литературных произведениях.

31

1

Зло, как и добро, имеет своих героев.

32

1

Искусство и нравственность.

33

1

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

34

1

Обзор курса этикета.

 Используемая литература. 

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . М.: Просвещение, 2011.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  И. Хомякова //Воспитание школьников ,2007.  .
  4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся  (начальное общее образование) М.: Просвещение, 2009.
  5. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. .
  7.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" для 2 класса

Данная программа адресована обучающимся 2-ых классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Азбука добра» реализуется в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука добра"

   Данная программа адресована обучающимся 1-ых классов и рассчитана на 1учебный час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Курс внеурочнойдеятельности «Азбука добра&ra...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРИ ДОБРО» (социальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ТВОРИ ДОБРО»(социальное направление)ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Школа добрых дел"

Данная программа предназначена для социального направления развития личности младшего школьника. Программа реализуется в форме кружка....