Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_etika_1_v.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Актуальность программы: основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормами и правилами общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
- воспитание уважения к людям, традициям;
- усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
2.Содержание программы:
Ценностные ориентиры содержания факультатива
Содержание программы факультатива раскрывают правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развития нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирование нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивация), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями
(например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,
«Что можно посоветовать в данной ситуации? Как ее изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогии и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументации своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие.
Дорожный и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе):
Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены, как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене), на дороге.
Правила общения (взаимоотношение с другими людьми):
Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) . Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
-использовать в речи слова вежливости;
-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседника, добавлять их в высказывания;
-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);
-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
-записывать сюжетную картину;
-оценивать адекватность ситуации и предотвращать конфликты;
-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
-проводить хронометраж дня, анализировать распорядок дня, корректировать его;
-оценивать свои действия во время урока, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
-оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.
Правила поведения в общественных местах ( в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
-использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3.Место курса в учебном плане:
Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебно плана внеурочной деятельности. В 1 классе - 33 часа в год (1 час в неделю, 33 учебные недели).
4.Ожидаемые результаты освоения программы:
1 класс
Учащиеся будут знать:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,
- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- слова вежливости,
- основные правила общения, правила работы в группе.
Учащиеся получат возможность научится:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
- работать в паре и в группе,
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
5. Календарно-тематическое планирование
курса «Этика: азбука добра»
1 класс 1 час в неделю (33 часа в год)
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока | |
По плану | По факту | |||
Дорожный и школьный этикет | ||||
| 1 | Город, поселок, где мы живем. Мы пришли на урок. | ||
1 | Город, поселок, где мы живем. Опасные места в школе, в поселке | |||
1 | Безопасность во всем. Дорога в школу. Игры на переменах | |||
1 | Мы пешеходы. Законопослушный пешеход. | |||
1 | Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром | |||
1 | Правила ДД. Внимательный и вежливый. | |||
1 | Дорожная разметка. Пешеходный переход. | |||
1 | Этикет на дороге. | |||
Правила общения | ||||
1 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | |||
10-11 | 2 | Мои товарищи: вежливое отношение к сверстникам | ||
12-13 | 2 | Мой учитель | ||
14-16 | 3 | Моя семья | ||
О трудолюбии | ||||
17 | 1 | Что помогает учиться лучше? (старательность) | ||
18-19 | 2 | Как мы трудимся в школе и дома | ||
20-21 | 2 | Бережливость: каждой вещи свое место | ||
22 | 1 | Береги свои школьные вещи | ||
23 | 1 | Порядок в портфеле | ||
Культура внешнего вида | ||||
24-25 | 2 | Основные правила Мойдодыра | ||
26-27 | 2 | Каждой вещи свое место | ||
Внешкольный этикет | ||||
28-30 | 3 | Правила поведения на улице | ||
31 | 1 | Правила поведения в транспорте | ||
32 | 1 | «Спасибо» и «Пожалуйста» | ||
33 | 1 | Здравствуй, лето! | ||
ИТОГО: | 33часа |
6. Используемая литература:
1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
3. Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост.Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008.
4. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 2 класс
Актуальность Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Этика: азбука добра" разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", с учетом требо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра" 3 класс
Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания...