Технологическая карта внеурочного занятия
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Мустафина Гульнара Руслановна

Тема: Флора и фауна Южного Урала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fauna_i_flora.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Название кружка, автор: «Тропинка»

Направление внеурочной деятельности: эколого-биологическая

Форма работы: фронтальная

Тема занятия: Флора и фауна Южного Урала

Цель занятия: познакомить и закрепить знания учащихся о флоре и фауне Южного Урала.

Планируемые результаты:

  • Предметные: расширять знания учащихся о природе и животных Челябинской области; воспитывать любовь к своей Родине;
  • Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; умение грамотно и связно излагать свои мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения

Класс: 3

Время проведения: 16:25-17:05

Оборудование, материалы: презентация.

Этап занятия

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг.момент

Мотивационный

16:25

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, присаживайтесь!

Приветствовать учителя

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: формулирование цели и задачи урока

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

Динамическая пауза

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

16:25-16:28

14:28-14:40

14:20-14:25

16:40-16:41

16:41-17:00

Изучение нового материала

-Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые,

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах, на ковровых дорожках,

Среди плодоносны полей.

Летят голубые озёра,

Осколками древних морей.

-Как вы думаете, какая будет тема занятия?

-Сформируйте цели занятия

Это стихотворение о замечательном крае, где мы с вами живём. Это наша Малая Родина – Урал. На рубеже двух частей света – на стыке Европы и Азии – раскинулся наш удивительный край. Челябинская область – его южная часть. О красоте Южного Урала, о его природе, обитателях мы поговорим сегодня.

На живописных склонах Южного Урала, среди лесистых гор, холмов и низменных равнин, находится обширная и богатая полезными ископаемыми Челябинская область. Здесь, на территории этого удивительного края Европа «встречается» с Азией — река Урал является естественной границей между двумя частями света. Область богата водными ресурсами - здесь насчитывается около 360 рек и 15 искусственных водохранилищ, а также считается «озерным краем» - на ее территории находится свыше 3000 озер. Край имеет богатую флору и фауну, а многочисленные водоемы области населяют свыше 30 видов рыб.

-Ребята, как вы думаете, что такое флора и фауна?

Большая часть лесной зоны занята елово-пихтовыми и хвойными лесами. Травяной покров здесь очень слабый, мало кустарников, зато много мхов. Дальше идут сосновые и сосново-лиственничные леса с рябиной, липой и осиной в подлеске. Много грибных и ягодных мест. Основная растительность лесостепной зоны — сосновые, сосново-лиственничные и сосново-березовые леса, а в южной ее части распространены березовые рощи. В бассейне и долине реки Урал находится большое количество ивняка, жимолости, черемухи, калины, боярышника и осокоря. На севере и юге зоны расположены разнотравные и ковыльно-разнотравные степи, а к востоку простирается разнотравно-дерновинно-злаковая степь с растущими на ней ковылем, полынью, степным овсом и типчаком. Кое-где над землей возвышаются гранитные скалы - эти районы, как правило, окружены сосновыми борами.

Фауна региона достаточно богата и разнообразна. В лесной части обитают такие крупные млекопитающие, как лоси, медведи, косули и рыси, а также ценные пушные породы зверей - ласка, выдра, лесная куница, черный хорек, лисица, горностай, европейская норка. Часто можно встретить белку, полосатого бурундука и белку-летягу. К пернатым обитателям лесной зоны относятся дятел, глухарь, мохноногий сыч, рябчик, свиристель, клест, кедровка, серая куропатка, тетерев-косач и зяблик. Из пресмыкающихся встречаются уж, медянка, веретенница, гадюка обыкновенная и ящерица живородящая.

Волк и лисица обыкновенная встречаются даже чаще, чем в лесной зоне. К другим типичным представителям зоны относятся корсак (степная лисица), заяц-русак, хорек светлый, суслик, водяная крыса, сурок, хомяк, тушканчик, различные виды мышей.

-Как вы думаете, какое самое распространенное\редкое дерево в нашей области? (Самое распространенное дерево в области-береза. Самое редкое дерево-дуб. Дубрава встречается лишь на западе Ашинского района)

-А какой самый крупный\малый зверь? (Самый крупный зверь наших мест-лось(вес 600 кг). Самый малый зверь-землеройка. Ее длина без хвоста 3 см, вес-3, 5 гр.)

-А какая птица самая крупная? (Самая крупная птица-дрофа. Весит она 16 кг. Самая большая рыба-щука.)

Физкультминутка

-А теперь я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

У нее красивая рыжая шубка, а зимой - серая. Она умеет прыжками преодолевать большие расстояния.(белка)

Она питается мухами, бабочками и другими насекомыми. А ловит их языком.(лягушка)

У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают.  И всё потому, что его все боятся.

Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит.(медведь)

Желтенький цветочек Быстро побелел.

Подул внезапно ветер

И с ним он улетел.

(Одуванчик)

-Ребята, что такое Красная книга Челябинской области? 

Красная книга Челябинской области — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Челябинской области

-Как вы думаете, какие растения и животные Челябинской области занесены в Красную книгу?

В Красную книгу Челябинской области занесены растения: 
1. Лесная саранка У этого растения красивые цветы на высоких стеблях. Саранка — цветок многолетний, ей нужно расти 4-5 лет, прежде чем она начнет цвести. 
2. Наперстянка крупноцветковая Растет в хвойных лиственных лесах. Встречается в районе оз. Сугомак. Растение ядовито! 
3. Кувшинка белая Произрастает по всей территории Челябинской области, но в последнее время наблюдается резкое сокращение численности, а также полное исчезновение вида из многих водоемов. Ее можно увидеть на озерах Плесо, Сугомак, Казгалы. 
4. Венерин башмачок В Челябинской области отмечен в окрестностях городов Кыштым, Нязепетровск, Златоуст, Сатка, Миасс, Чебаркуль. 
5. Неоттианта клобучковая. В Челябинской области встречается в горно-лесной зоне – в окрестностях городов Сим, Катав-Ивановск, Сатка, Златоуст, Миасс, Чебаркуль, Кыштым, Карабаш, Касли и т. д. В Кыштыме встречается в районе Дальней Дачи. 
6. Кубышка малая В Челябинской области изредка встречается в окрестностях городов Катав-Ивановск, Кыштым, Карабаш, в озерах Иртяш, Большая Нанога, Зюраткуль
7. Лапчатка гусиная. В Челябинской области встречается на горе Егоза близ г. Кыштыма, на Вишневых горах, Ильменском хребте.

Охраняемые животные Челябинской обл. 
Русская выхухоль, Ночница, Усатая ночница. водянаяная ночница, бурый
ушан, степная пищуха, летяга,, садовая соня, большой тушканчик, хомячок, эверсманна, серый хомячок, Джунгарский хомячок, лесной лемминг, Речная выдра, Европейская норка, Пятнистый олень

Определять тему и цель урока

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Выполнять движения вслед за учителем

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Р: Целеполагание

П: Умение перерабатывать информацию

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других.

Р: Самоконтроль процесса и результатов деятельности

Итог

урока.Рефлексия

17:00-17:05

-Каких животных и какие растения Южного Урала вы запомнили? Что вы можете о них рассказать?

-Какие занесены в Красную книгу?

-Оцените свою работу на уроке, закончив след. предложения: На уроке мне понравилось…, Я узнал(а) и т.д.

Подводить итог

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.

Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...

Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».

Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс

Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта внеурочного занятия курса «Я – исследователь»

Тема учебного занятия: Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителя»...