Формирование коммуникативных способностей личности, обучающихся с ОВЗ, через современные воспитательные технологии
статья
В статье раскрывается тема развития речи и умения межличностного общения учащихся начальных классов с ОВЗ (задержка психтческого развития).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o.f.docx | 19.56 КБ |
doklad_o.f.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование коммуникативных способностей личности, обучающихся с ОВЗ, через современные воспитательные технологии»
Подготовила: Мельникова О.Ф.
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2018 год
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением, важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико - ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.
В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам.
Главная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных и организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов и убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.
Самые главные характеристики воспитательного процесса - это его:
целостность;
системность;
цикличность;
технологичность.
Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достичь поставленных воспитательных целей.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология — воспитательные пути и средства их достижения.
В своей работе классный руководитель использую следующие воспитательные технологии:
- технология проектного обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология здоровьесберегающая;
- технология учебной деловой игры;
- технология развития критического мышления;
- технология КТД И. П. Иванова;
- технология проведения учебных дискуссий;
- технология создания ситуации успеха;
- технология «Тренинг общения»;
- ситуативные технологии.
Остановимся подробнее на некоторых воспитательных технологиях:
Технология КТД И.П. Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Постулаты КТД:
- коллективное творчество;
- единое дело и добровольное участие в нём;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров. Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: "Трудовой десант") Интеллектуальные КТД (пример: "Брейн-ринг")
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество) Спортивные КТД (пример: "Спартакиада") Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы) Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа — это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель — разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Педагог специально выстраивает технологию "ситуацию анализа очередной ссоры":
- задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
- даёт "пострадавшей стороне" понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
- выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
- обсуждает с детьми пути решения произошедшего. Здоровьесберегающие технологии
- это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной
деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Проектные технологии
Использование метода проектов дает возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности.
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с партнером;
- взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения; -расширение словарного запаса;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
В заключении моего выступления, хочется отметить, что применение воспитательных технологий открывают неограниченные возможности для коррекционно - воспитательной работы, способствует становлению коммуникативной компетентности, развивает умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации, учит принимать решение и добиваться результатов и значительно повышает эффективность воспитательного процесса, направленного на формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование коммуникативных способностей личности, обучающихся с ОВЗ, через современные воспитательные технологии»
Подготовила: Мельникова О.Ф.
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2018 год
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением, важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико - ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.
В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам.
Главная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных и организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов и убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.
Самые главные характеристики воспитательного процесса - это его:
целостность;
системность;
цикличность;
технологичность.
Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достичь поставленных воспитательных целей.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология — воспитательные пути и средства их достижения.
В своей работе классный руководитель использую следующие воспитательные технологии:
- технология проектного обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология здоровьесберегающая;
- технология учебной деловой игры;
- технология развития критического мышления;
- технология КТД И. П. Иванова;
- технология проведения учебных дискуссий;
- технология создания ситуации успеха;
- технология «Тренинг общения»;
- ситуативные технологии.
Остановимся подробнее на некоторых воспитательных технологиях:
Технология КТД И.П. Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Постулаты КТД:
- коллективное творчество;
- единое дело и добровольное участие в нём;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров. Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: "Трудовой десант") Интеллектуальные КТД (пример: "Брейн-ринг")
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество) Спортивные КТД (пример: "Спартакиада") Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы) Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа — это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель — разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Педагог специально выстраивает технологию "ситуацию анализа очередной ссоры":
- задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
- даёт "пострадавшей стороне" понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
- выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
- обсуждает с детьми пути решения произошедшего. Здоровьесберегающие технологии
- это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной
деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Проектные технологии
Использование метода проектов дает возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности.
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с партнером;
- взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения; -расширение словарного запаса;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
В заключении моего выступления, хочется отметить, что применение воспитательных технологий открывают неограниченные возможности для коррекционно - воспитательной работы, способствует становлению коммуникативной компетентности, развивает умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации, учит принимать решение и добиваться результатов и значительно повышает эффективность воспитательного процесса, направленного на формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики.
Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная...
Самообразование Тема: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата через развитие речи"
Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь обучающихся, воспитанников является ключевым моментом в их развитии....
Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Рассматривается вопрос формирования коммуникатив-ных универсальных учебных действий у младших школьников. Определеныусловия их формирования....
Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"
Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»
В этом эссе я написала свое мнение о роли учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов. А так же подобрала различные способы для развития ком...
Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших школьников
Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших школьников...