Формирование коммуникативных способностей личности, обучающихся с ОВЗ, через современные воспитательные технологии
статья

Мельникова Оксана Федорова

В статье раскрывается тема развития речи и умения межличностного общения учащихся начальных классов с ОВЗ (задержка психтческого развития).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o.f.docx19.56 КБ
Файл doklad_o.f.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование коммуникативных способностей личности, обучающихся с ОВЗ, через современные воспитательные технологии»

                                                         

                                                                            Подготовила: Мельникова О.Ф.

                                                                                 учитель начальных классов

Санкт-Петербург

 2018 год

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением, важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико - ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам.

Главная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных и организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов и убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.

Самые главные характеристики воспитательного процесса - это его:

целостность;

системность;

цикличность;

технологичность.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достичь поставленных воспитательных целей.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология — воспитательные пути и средства их достижения.

В своей работе классный руководитель использую следующие воспитательные технологии:

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И. П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • технология создания ситуации успеха;
  • технология «Тренинг общения»;
  • ситуативные технологии.

Остановимся подробнее на некоторых воспитательных технологиях:

Технология КТД И.П. Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Постулаты КТД:

  • коллективное творчество;
  • единое дело и добровольное участие в нём;
  • свобода выбора форм деятельности;
  • содружество взрослых и детей;
  • развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров. Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: "Трудовой десант") Интеллектуальные КТД (пример: "Брейн-ринг")

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество) Спортивные КТД (пример: "Спартакиада") Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы) Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа — это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель — разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Педагог специально выстраивает технологию "ситуацию анализа очередной ссоры":

  1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
  2. даёт "пострадавшей стороне" понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
  3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
  4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего. Здоровьесберегающие технологии
  • это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;
  • создание благоприятного психологического климата на уроке;
  • охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной

деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Проектные технологии

Использование метода проектов дает возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности.

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с партнером;
  • взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения; -расширение словарного запаса;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;

В заключении моего выступления, хочется отметить, что применение воспитательных технологий открывают неограниченные возможности для коррекционно - воспитательной работы, способствует становлению коммуникативной компетентности, развивает умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации, учит принимать решение и добиваться результатов и значительно повышает эффективность воспитательного процесса, направленного на формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование коммуникативных способностей личности, обучающихся с ОВЗ, через современные воспитательные технологии»

                                                         

                                                                            Подготовила: Мельникова О.Ф.

                                                                                 учитель начальных классов

Санкт-Петербург

 2018 год

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением, важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико - ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам.

Главная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных и организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов и убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.

Самые главные характеристики воспитательного процесса - это его:

целостность;

системность;

цикличность;

технологичность.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достичь поставленных воспитательных целей.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология — воспитательные пути и средства их достижения.

В своей работе классный руководитель использую следующие воспитательные технологии:

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И. П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • технология создания ситуации успеха;
  • технология «Тренинг общения»;
  • ситуативные технологии.

Остановимся подробнее на некоторых воспитательных технологиях:

Технология КТД И.П. Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Постулаты КТД:

  • коллективное творчество;
  • единое дело и добровольное участие в нём;
  • свобода выбора форм деятельности;
  • содружество взрослых и детей;
  • развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров. Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: "Трудовой десант") Интеллектуальные КТД (пример: "Брейн-ринг")

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество) Спортивные КТД (пример: "Спартакиада") Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы) Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа — это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель — разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Педагог специально выстраивает технологию "ситуацию анализа очередной ссоры":

  1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
  2. даёт "пострадавшей стороне" понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
  3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
  4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего. Здоровьесберегающие технологии
  • это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;
  • создание благоприятного психологического климата на уроке;
  • охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной

деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Проектные технологии

Использование метода проектов дает возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности.

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с партнером;
  • взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения; -расширение словарного запаса;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;

В заключении моего выступления, хочется отметить, что применение воспитательных технологий открывают неограниченные возможности для коррекционно - воспитательной работы, способствует становлению коммуникативной компетентности, развивает умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации, учит принимать решение и добиваться результатов и значительно повышает эффективность воспитательного процесса, направленного на формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики.

Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная...

Самообразование Тема: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата через развитие речи"

Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь обучающихся, воспитанников является ключевым моментом в их развитии....

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Рассматривается вопрос формирования коммуникатив-ных универсальных учебных действий у младших школьников. Определеныусловия их формирования....

Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"

Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»

В этом эссе я написала свое мнение о роли учителя  начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов. А так же подобрала различные способы для развития ком...

Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших школьников

Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших школьников...